Применение метода статистических группировок в изучении финансовых результатов деятельности организаций (на примере прибыли)

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 17:59, курсовая работа

Описание работы

Изучение эффективности экономической деятельности в условиях рыночной экономики приобретает особо важное значение. Растущая конкуренция со стороны отечественных и зарубежных производителей предопределяет необходимость повышения эффективности производства как основного фактора успешного функционирования экономики. Ограниченность природных ресурсов и связанное с ней удорожание затрат на производство материальных благ и услуг также является фактором, стимулирующим рост эффективности производства.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
1. Теоретическая часть. Статистическое изучение результатов деятельности предприятия методом группировок………………………………...4
1.1. Понятие прибыли как экономической категории………………………..4
1.2. Основные показатели производственной деятельности предприятия…6
1.3. Метод группировки и его место в системе статистических методов…10
2. Расчетная часть……………………………………………………………..17
3. Аналитическая часть……………………………………………………….43
Заключение…………………………………………………………………….48
Список используемой литературы…………………………………………...49
Приложение…………………………………………………………………....50

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.doc

— 757.00 Кб (Скачать)

    ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

    КАФЕДРА СТАТИСТИКИ 
 
 

    КУРСОВАЯ  РАБОТА

    по  дисциплине «Статистика»

    на  тему «Применение метода статистических группировок в изучении финансовых результатов деятельности организаций

    (на  примере прибыли)».

    Вариант 4 
 
 
 

    Исполнитель:

                                                  Беспалова Виктория Юрьевна

                                             специальность               МО

                                         курс                                 3

                                                    группа                             дневная

                                                             № зачетной книжки      08ММБ02745

    Руководитель:

                                Лосева О.В., доцент 
 
 
 
 

    Пенза – 2011

    СОДЕРЖАНИЕ 

    Введение………………………………………………………………………...3

    1. Теоретическая часть. Статистическое изучение результатов деятельности предприятия методом группировок………………………………...4

    1.1. Понятие прибыли как экономической категории………………………..4

    1.2. Основные показатели производственной деятельности предприятия…6

    1.3. Метод группировки и его место в системе статистических методов…10

    2. Расчетная часть……………………………………………………………..17

    3. Аналитическая часть……………………………………………………….43

    Заключение…………………………………………………………………….48

    Список используемой литературы…………………………………………...49

    Приложение…………………………………………………………………....50 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Изучение  эффективности экономической деятельности в условиях рыночной экономики приобретает  особо важное значение. Растущая конкуренция со стороны отечественных и зарубежных производителей предопределяет необходимость повышения эффективности производства как основного фактора успешного функционирования экономики. Ограниченность природных ресурсов и связанное с ней удорожание затрат на производство материальных благ и услуг также является фактором, стимулирующим рост эффективности производства.

     При статистическом изучении основных закономерностей  финансового состояния предприятий  широко используются методы группировок, структурного анализа, регрессионного и корреляционного анализа, рядов динамики, индексный метод и др.

     Актуальность  выбранной темы не вызывает сомнений, поэтому цель данной работы – рассмотреть  особенности статистического изучения результатов деятельности методом  группировок.

     Исходя из поставленной цели, в методологической части работы рассматривались следующие вопросы: основные показатели деятельности предприятия, процесс анализа этих показателей, виды статистических группировок, классификации и группировки в практике статистики.

     В аналитической части работы проведен анализ результатов деятельности малых предприятий, и разработаны мероприятия по повышению эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятий.

     При выполнении работы использовались методическая и теоретическая литература, монографии отечественных ученых-экономистов, учебники и учебные пособия по статистике, а также данные бухгалтерского учета малых предприятий города Москвы.

     Статистический  анализ выполнялся с применением  компьютерной техники и программного обеспечения MS Excel.

     1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. СТАТИСТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ РЕЗУЛЬТЕТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ МЕТОДОМ ГРУППИРОВОК

    

  • 1.1 Понятие прибыли  как экономической  категории 
  •     

  •     Прибыль в торговле является денежным выражением стоимости прибавочного продукта, созданного производительным  трудом работников торговли, которые заняты продолжением процесса производства  сфере товарного обращения, а также прибавочного продукта, созданного трудом работников других отраслей народного хозяйства (промышленности, сельского хозяйства, транспорта и др.) и направляемого в торговлю через механизм цен на товары, тарифов, торговых надбавок как плата за реализацию товаров (продукции, услуг).

              Прибылью для торговли служит разница между продажной  ценой товаров и ценой их приобретения, включая издержки обращения. Различают несколько прибылей: прибыль от реализации, балансовая и чистая прибыль.

              Прибыль от реализации – это разность между валовым доходом и затратами на реализацию товаров (издержками обращения). Прибыль является результирующим показателем хозяйственной деятельности торговых фирм.

              Балансовая прибыль – сумма прибыли предприятия от реализации продукции и доходов от других видов деятельности. Балансовая прибыль, как конечный финансовый результат является на основании бухгалтерского учёта.

              Чистая прибыль  представляет собой разницу между  балансовой прибылью и суммами отчислений и платежей бюджета разных уровней.

              Внереализованная (дополнительная) деятельность также имеет доходы и затраты, что в конечном итоге  образует результат нетто или чистую прибыль предприятия.

              Размеры прибыли  и возможности её роста находятся  в сложной зависимости от ряда фактов, важнейшие из которых следующие:

    • Объём реализации;
    • Структура товарооборота;
    • Величины других доходов и расходов, входящих в состав прибыли (проценты полученные и уплаченные, доходы от участия в других организациях, прочие операционные и внереализованные  доходы и расходы);
    • Уровень налогообложения прибыли.

        Факторы, влияющие на прибыль можно разделить  на внешние и внутренние.

        К внешним факторам относятся:

    • Политическая стабильность;
    • Состояние экономики;
    • Демографическая ситуация;
    • Конъюктура рынка, в том числе рынка потребительских товаров;
    • Темпы инфляции;
    • Ставка процента за кредит.

        К внутренним факторам относятся:

    • Объём валового дохода (и, соответственно, факторы, его определяющие);
    • Производительность труда работников;
    • Скорость оборачиваемости товаров;
    • Наличие собственных оборотных средств;
    • Эффективность использования основных доходов.

        Это факторы, влияющие на величину прибыли, остающейся в распоряжении предприятий, которую ещё называют чистой прибылью.

        Чистая  прибыль может быть направлена на уплату местных налогов и сборов, образование резервных фондов, осуществляются отчисления на благотворительные цели, уплачиваются проценты по ссудам банков, полученных на восполнение недостатков оборотных средств, на приобретение основных средств, нематериальных активов и других активов, а также процентов посредством взятых взаймы у других организации. Из чистой прибыли выплачиваются также штрафы и расходы по размещению ущерба, подлежащие в соответствии с действующим законодательством внесению в бюджеты разных уровней[6, c. 82].

              Изначально различают  бухгалтерскую и экономическую прибыль. Бухгалтерская (балансовая) прибыль определяется как разность между валовым доходом и бухгалтерскими издержками. Бухгалтерские издержки - это издержки, принимающие форсу прямых платежей. Иначе их называют явными издержками. Для оценки целесообразности осуществления той или иной деятельности, следует учитывать не только явные, но и неявные (имплицыплитные) издержки предприятия. Иногда их определяют как скрытые или вмененные издержки. Неявные издержки представляют собой издержки, не носящие денежный характер, то есть альтернативные издержки использования любых ресурсов (материальных, трудовых, денежных), принадлежащих владельцам предприятия ли предприятию как физическому лицу. Неявные издержки возникают вследствие утраченных возможностей осуществить иное альтернативное решение. Сумма явных и имплицитных издержек, и, соответственно, экономическая прибыль определяется как валовый доход за минусом совокупных издержек. Следовательно, экономическая прибыль характеризует предпринимательский доход, который свидетельствует об окупаемости расходов торгового предприятия (предприятия) и способности его  к самофинансированию (саморазвитию)[2, c. 57].

              Таким образом, бухгалтерская  прибыль отличается от экономической  на величину имплицитных издержек. 

        1.2. Основные показатели производственной деятельности предприятия 

        Объем производства и объем реализации продукции являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченного спроса на первое место выдвигается объем производства продукции. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а, наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реально реализовать.

        Темпы роста объема производства и реализации продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ данных показателей имеет большое значение. Источниками информации для анализа производства и реализации продукции служат бизнес-план предприятия, оперативные планы-графики, отчетность ф.№1-П (годовая) «Отчет по продукции», ф.№1-П (квартальная) «Квартальная отчетность по продукции», ф.№1-П (месячная) «Срочная отчетность по продукции», ф.№2 «Отчет о прибылях и убытках».[6, c. 128]

        Объем производства и реализации промышленной продукции может выражаться в  натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных измерителях. Обобщающие показатели объема производства продукции  получают с помощью стоимостной  оценки. Основными показателями объема производства служат товарная и валовая продукция. Валовая продукция – это стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство. Выражается в сопоставимых и действующих ценах. Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее включают остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот. По своему составу на многих предприятиях валовая продукция совпадает с товарной, если нет незавершенного производства и внутрихозяйственного оборота. Объем реализации продукции определяется или по отгрузке продукции покупателям, или по оплате (выручке). Может выражаться в сопоставимых, плановых и действующих ценах. В условиях рыночной экономики этот показатель приобретает первостепенное значение. Реализация продукции является связующим звеном между производством и потребителем. От того, как продается продукция, какой спрос на нее на рынке, зависит и объем ее производства.

        Анализ  начинается с изучения динамики выпуска  и реализации продукции, расчёта базисных и цепных темпов роста и прироста. Среднегодовой темп роста (прироста) выпуска и реализации продукции можно рассчитать по среднегеометрической или среднеарифметической взвешенной. Оперативный анализ производства и отгрузки продукции осуществляется на основе расчета, в котором отражаются плановые и фактические сведения о выпуске и отгрузке продукции по объему и ассортименту, качестве за день, нарастающим итогом с начала месяца, а также отклонение от плана.

    Информация о работе Применение метода статистических группировок в изучении финансовых результатов деятельности организаций (на примере прибыли)