Применение метода статистических группировок в изучении финансовых результатов деятельности организаций (на примере прибыли)

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 17:59, курсовая работа

Описание работы

Изучение эффективности экономической деятельности в условиях рыночной экономики приобретает особо важное значение. Растущая конкуренция со стороны отечественных и зарубежных производителей предопределяет необходимость повышения эффективности производства как основного фактора успешного функционирования экономики. Ограниченность природных ресурсов и связанное с ней удорожание затрат на производство материальных благ и услуг также является фактором, стимулирующим рост эффективности производства.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
1. Теоретическая часть. Статистическое изучение результатов деятельности предприятия методом группировок………………………………...4
1.1. Понятие прибыли как экономической категории………………………..4
1.2. Основные показатели производственной деятельности предприятия…6
1.3. Метод группировки и его место в системе статистических методов…10
2. Расчетная часть……………………………………………………………..17
3. Аналитическая часть……………………………………………………….43
Заключение…………………………………………………………………….48
Список используемой литературы…………………………………………...49
Приложение…………………………………………………………………....50

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.doc

— 757.00 Кб (Скачать)

    Анализ  реализации продукции тесно связан с выполнением договорных обязательств по поставкам продукции. Недовыполнение плана по договорам для предприятия оборачивается уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме того, в условиях конкуренции предприятие может потерять рынки сбыта продукции, что повлечет за собой спад производства. Особое значение для предприятия имеет выполнение контрактов на поставку товаров для государственных нужд. Это гарантирует предприятию сбыт продукции, ее своевременную оплату, льготы по налогам, кредитам и т.д. Процесс выполнения договорных обязательств рассчитывается делением разности между плановым объемом отгрузки по договорным обязательствам (ОПпл) и его недовыполнением (ОПн) на плановый объём (ОПпл):

                                                      (1)

    Изучив  динамику и выполнение плана по реализации продукции и выполнения договоров  поставки, необходимо установить факторы  изменения его объёма. Возможны два  варианта методики факторного анализа  реализации продукции. Если выручка на предприятии определяется по отгрузке товарной продукции, то баланс товарной продукции будет иметь вид:

    ГПн + ТП = РП + ГПк                                          (2)

    Отсюда:

    РП = ГПн + ТП – ГПк                                            (3)

    Если  выручка определяется после оплаты отгруженной продукции, то товарный баланс можно записать так: ГПн + ТП + ОТн = РП + ОТк + ГПк.

    Отсюда:

    РП = ГПн + ТП + ОТн –  ОТк – ГПк,                             (4)

    где: ГПн, ГПк – соответственно остатки  готовой продукции на складах на начало и конец периода; ТП – стоимость выпуска продукции; РП – объём реализации продукции за отчётный период; Отн, Отк – остатки отгружённой продукции на начало и конец периода[3, c. 24].

    Расчет  влияния данных факторов на объём  реализации продукции производится сравнением фактических уровней показателей с базовыми и вычислением абсолютных и относительных приростов каждого из них. Отрицательное влияние на объем продаж могут оказать следующие факторы: увеличение остатков готовой продукции на складах предприятия, рост остатков отгруженных товаров на конец года, оплата за которые еще не поступила на расчетный счет предприятия. Уровень оплаты отгруженной продукции характеризует состояние расчетов с покупателями.

                 (5)

    Если  Копл < 1, то это свидетельствует о росте дебиторской задолженности. Поэтому в процессе анализа необходимо выяснить причины образования сверхплановых остатков на складах, несвоевременной оплаты продукции покупателями и разработать конкретные мероприятия по ускорению реализации продукции и получению выручки. Особое внимание при анализе следует уделить изучению влияния факторов, определяющих объем производства продукции. Их можно объединить в три группы:

    1. Обеспеченность предприятия трудовыми  ресурсами и интенсивность их использования:

    РП=Дрп ЧР ГВ                                  (6)

    где: ЧР – среднесписочная численность  работников предприятия; ГВ - среднегодовая  выработка продукции 1 работником; Дрп - доля реализованной продукции в объеме выпущенной продукции отчетного периода.

    2. Обеспеченность предприятия основными  средствами производства и интенсивность  их использования:

    РП=Дрп ОСП ФО                                  (7)

      где: ОСП – среднегодовая сумма основных средств предприятия; ФО – фондоотдача основных средств.

    3. Обеспеченность производства сырьем  и материалами и эффективность  их использования: 

    РП=Дрп МЗ МО                                  (8)

    где: МЗ – сумма потребленных материальных ресурсов на производство продукции; ФО – материалоотдача (производство продукции  на рубль материальных затрат).

    Резервы увеличения выпуска продукции должны быть сбалансированы по всем трем группам  ресурсов. Максимальный резерв, установленный по одной из групп, не может быть освоен до тех пор, пока не будут выявлены резервы в таком же размере и по другим группам ресурсов. При определении возможностей объёмов продаж необходимо, кроме данных резервов, учесть сверхнормативные остатки готовой продукции на складах предприятия. При этом следует учитывать спрос на тот или другой вид продукции и реальную возможность ее реализации, а также риск невостребованной продукции. 

    1.3. Метод группировки и его место в системе статистических методов 

    Предмет статистических исследований - массовые явления и процессы общественной жизни - обладает многочисленными признаками и свойствами. Обобщить статистические данные, раскрыть наиболее существенные особенности, формы развития массового явления в целом и отдельных его составляющих невозможно без определенных научных принципов обработки данных. Без преодоления индивидуального многообразия объектов статистического наблюдения общие закономерности развития явления или процесса в целом теряются в деталях и мелочах, отличающих каждый объект один от другого, а предельное обобщение влечет за собой извращенное представление о действительности. Для разделения совокупности единиц на однотипные группы статистика использует метод группировок.

    Статистические  группировки - первый этап статистической сводки, позволяющий выделить из массы  исходного статистического материала, однородные группы единиц, обладающих общим сходством в качественном и количественном отношениях. Важно  понимать, что группировка - это не субъективный технический прием расчленения совокупности на части, а научно обоснованный процесс расчленения множества единиц совокупности по определенному признаку. Основополагающим принципом применения метода группировок является всесторонний, глубокий анализ сущности и природы изучаемого явления, позволяющий определить его типичные свойства и внутренние различия. Любая общая совокупность является комплексом частных совокупностей, каждая из которых объединяет явления особого типа в определенном отношении.

    Каждый  тип (группа) имеет специфическую  систему признаков с соответствующим  уровнем их количественных значений. Установить, к какому типу, в какую  частную совокупность нужно отнести  группируемые единицы общей совокупности, возможно на основе правильного, четкого определения существенных признаков, по которым должна проводиться группировка. Это второе важное требование научно обоснованной группировки. Третье требование группировки основано на объективном, обоснованном установлении границ групп при условии, что образованные группы должны объединять однородные элементы совокупности, а сами группы (одна по отношению к другой) должны существенно различаться. В противном случае группировка теряет смысл. На основе применения метода группировок определяются группы но принципу подобия и различия единиц совокупности. Подобие - это однородность единиц в определенных пределах (группах); различие - это их существенное расхождение по группам.

    Итак, группировка - расчленение общей  совокупности единиц по одному или нескольким существенным признакам на однородные группы, различающиеся между собой в качественном и количественном отношении и позволяющие выделить социально-экономические типы, изучить структуру совокупности или проанализировать связи между отдельными признаками. Основными задачами, решаемыми с помощью группировок, в статистике являются следующие:

    1) выделение в совокупности изучаемых  явлений их социально-экономических  типов;

    2) изучение структуры общественных  явлений;

    3) выявление связей и зависимостей между общественными явлениями[1, c. 41].

    Непосредственная  группировка данных статистического  наблюдения - это первичная группировка. Вторичная группировка - это перегруппировка  ранее сгруппированных данных. Необходимость  вторичной группировки возникает  в двух случаях:

    1) ранее произведенная группировка  не удовлетворяет целям исследования  в отношении числа групп;

    2) для сравнения данных, относящихся  к различным периодам времени  или к различным территориям,  если первичная группировка была  произведена по разным группировочным признакам или по разным интервалам.

    Существуют  два способа вторичной группировки:

    1) объединение мелких групп в  более крупные;

    2) выделение определенной доли  единиц совокупности.

    Группировка может быть изученной лишь в том  случае, если не только определены познавательные цели группировки, но и правильно выбрано основание группировки - группировочный признак. Если группировка - это распределение на однородные группы по какому-либо признаку, объединение отдельных единиц совокупности в группы, однородные по какому-либо признаку, то группировочный признак - это признак, по которому происходит объединение отдельных единиц совокупности в отдельные группы.

    При выборе группировочного признака важным является не способ выражения признака, а его значение для изучаемого явления. С этой точки зрения для группировки следует брать существенные признаки, выражающие наиболее характерные черты изучаемого явления. Следовательно, во всех случаях группировки должны быть построены так, чтобы образованные в них группы как можно полнее отвечали действительности, были бы видны различия между группами и не объединялись бы в одну группу существенно различающиеся между собой явления.

    Все группировки, связанные с выделением в совокупности изучаемых явлений  их социально-экономических типов, занимают в статистике центральное место. Эта задача имеет отношение к наиболее существенным, решающим сторонам общественной жизни, например группировка предприятий и организаций по формам собственности, отраслевой принадлежности и т.п. Построение таких группировок за продолжительные периоды позволяет проследить процесс развития социально-экономических отношений. Задача расчленения совокупности общественных явлений по их социально-экономическим типам решается с помощью построения типологических группировок. Типологическая группировка - это разделение качественно разнородной исследуемой совокупности на однородные группы единиц в соответствии с социально-экономическими типами.

    Большое значение придается изучению структуры общественных явлений, которое предполагает изучение различий в составе какого-либо определенного типа явлений. Структурной группировкой называется группировка, в которой происходит разделение однородной совокупности на группы, характеризующие ее структуру по какому-либо варьирующему признаку. В основу структурных группировок может быть положен один или более атрибутивный или количественный признак. Их выбор определяется задачами конкретного исследования и сущностью изучаемой совокупности[3, c. 87].

    При структурной группировке по количественному признаку возникает необходимость определения числа групп и их границ. Этот вопрос решается в соответствии с задачами исследования. Один и тот же статистический материал может быть разбит на группы различным образом в зависимости от целей и задач исследования. Главное, надо стремиться к тому, чтобы в процессе группировки были ярко отражены особенности изучаемого явления и созданы предпосылки для конкретных выводов и рекомендаций. Если применяются равные интервалы, то расчет их величины производится по формуле:

    h =

                                  (9)

    где h – величина интервала; Xmax и Xmin –  максимальные и минимальные знаечения  признаков совокупности, k – число  групп[5, c. 7].

    Следует отметить, что технически удобнее иметь дело с равными интервалами, но это далеко не всегда представляется возможным из-за свойств изучаемых явлений и признаков. В экономике чаще приходится применять неравные, прогрессивно увеличивающиеся интервалы, что обусловлено самой природой экономических явлений. Интервалы групп могут быть замкнутыми, когда указаны нижняя и верхняя границы, и открытыми, когда указана лишь одна из границ групп. Открытые интервалы применяются только для крайних групп. При группировке с неравными интервалами желательно образование групп с замкнутыми интервалами. Это способствует точности статистических вычислений.

    Одна  из целей статистического наблюдения - выявление связей и зависимостей между общественными явлениями. Важной задачей статистического  анализа, проводимого на основе типологической группировки, т.е. в пределах однокачественных совокупностей, является задача изучения и измерения связи между отдельными признаками. Установить факт наличия такой связи позволяет аналитическая группировка - распространенный прием статистического изучения связей, которые обнаруживаются при параллельном сопоставлении обобщенных значений признаков по группам. Различают признаки зависимые, значения которых изменяются под влиянием других признаков, их обычно в статистике называют результативными, и факторные признаки, оказывающие влияние на другие. Обычно в основе аналитической группировки лежит признак-фактор, а по результативным признакам производится расчет групповых средних, по изменению величины которых определяют наличие связи между признаками. Т.е. аналитическими можно назвать такие группировки, которые позволяют установить и изучить связь между результативными и факторными признаками единиц однотипной совокупности.

Информация о работе Применение метода статистических группировок в изучении финансовых результатов деятельности организаций (на примере прибыли)