Применение метода средних величин в изучении рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 13:46, курсовая работа

Описание работы

Как правило, многие признаки единиц статистических совокупностей различны по своему значению, например, з/п рабочих одной профессии какого-либо предприятия не одинакова за один и тот же период времени, различны урожайность с/х культур в хозяйствах р-она и цены на рынке на одинаковую продукцию и т.д. Поэтому, чтобы определить значение признак4а, характерное для всей изучаемой совокупности единиц, прибегают к расчету средних величин.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………….. 3
I. Теоретическая часть……………………………………………………………………… 4
1. Средние величины в статистике………………………………………………………. 4
2. Условие применения средних величин в экономическом анализе…………………. 6
3. Виды средних…………………………………………………………………………… 7
3.1. Степенные средние………………………………………………………………... 9
3.1.1. Средняя арифметическая…………………………………………………….9
3.1.2. Средняя гармоническая……………………………………………………. 11
3.1.3. Средняя квадратическая и средняя кубическая………………………….. 12
3.1.4. Средняя геометрическая…………………………………………………… 13
3.1.5. Средняя хронологическая…………………………………………………. 13
3.2. Структурные средние……………………………………………………………... 14
3.2.1. Мода………………………………………………………………………… 14
3.2.2. Медиана…………………………………………………………………….. 14
II. Расчётная часть………………………………………………………………………….. 15
1. Условие задач…………………………………………………………………………... 15
2. Решение задач…………………………………………………………………………... 17
III. Аналитическая часть…………………………………………………………………… 24
Заключение………………………………………………………………………………….. 27
Список литературы ………………………………………………………………………… 29

Работа содержит 1 файл

Курсовая по статистике.doc

— 648.00 Кб (Скачать)

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

ИНСТИТУТ
 
 
 
 
 

    КУРСОВАЯ  работа

    по  дисциплине «статистика»

    на  тему «Применение метода средних величин в изучении рынка»

    вариант 3 
 

    а                                                                                                      

    Исполнитель:

                                                              

                                                               Факультет: менеджмента и маркетинга

                                                               Специальность: маркетинг     

                                                               Курс: 3         

                                                                  Заочное отделение

           Руководитель:    

                                                               

Калуга 2009г.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………….. 3

I. Теоретическая часть……………………………………………………………………… 4

  1. Средние величины в статистике……………………………………………………….  4
  2. Условие применения средних величин в экономическом анализе…………………. 6
  3. Виды средних…………………………………………………………………………… 7
    1. Степенные средние………………………………………………………………...  9
      1. Средняя арифметическая…………………………………………………….9
      2. Средняя гармоническая……………………………………………………. 11
      3. Средняя квадратическая и средняя кубическая………………………….. 12
      4. Средняя геометрическая…………………………………………………… 13
      5. Средняя хронологическая………………………………………………….  13
    2. Структурные средние……………………………………………………………... 14
      1. Мода………………………………………………………………………… 14
      2. Медиана…………………………………………………………………….. 14

II. Расчётная часть………………………………………………………………………….. 15

  1. Условие задач…………………………………………………………………………... 15
  2. Решение задач…………………………………………………………………………... 17

III. Аналитическая часть…………………………………………………………………… 24

Заключение………………………………………………………………………………….. 27

Список литературы ………………………………………………………………………… 29 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение.

      Как правило, многие признаки единиц статистических совокупностей различны по своему значению, например, з/п рабочих одной профессии  какого-либо предприятия не одинакова  за один и тот же период времени, различны урожайность с/х культур в хозяйствах р-она и цены на рынке на одинаковую продукцию и т.д. Поэтому, чтобы определить значение признак4а, характерное для всей изучаемой совокупности единиц, прибегают к расчету средних величин.

      Средней величиной в статистике называется обобщающий показатель, характеризующий типичный уровень явления в конкретных условиях места и времени, отражающий величину варьирующего признака в расчете на единицу качественно однородной совокупности. В экономической практике используется широкий круг показателей, вычисленных в виде средних величин.

          Большое распространение  средние величины получили в статистике коммерческой деятельности. В средних  величинах отображаются важнейшие  показатели товарооборота, товарных запасов, цен. Средними величинами характеризуются качественные показатели коммерческой деятельности: издержки обращения, прибыль, рентабельность и др.  Широкое применение средних объясняется тем, что они имеют ряд положительных свойств, делающих их незаменимым инструментом анализа явлений и процессов в экономике.

    Правильное  понимания сущности средней определяет ее особую значимость в условиях рыночной экономики, когда средняя через  единичное и случайное позволяет  выявить общее и необходимое, выявить тенденцию закономерностей  экономического развития.

    В теоретической части рассмотрим виды средних величин, а именно: средняя  арифметическая, средняя гармоническая, средняя геометрическая, средняя  квадратическая, средняя кубическая и структурные средние - в экономическом  анализе, а также условия их применения. Материал изложен с пояснениями и примерами.

    В расчетной части представлены задачи на нахождение средних величин, на примере  этих задач покажем различные  способы  нахождения средних величин, и использование их в экономическом  анализе.

    При проведении статистического анализа данных для текущей работы были использованы следующие программные средства: Microsoft Word и Microsoft Excel.  
 
 

I. Теоретическая часть

1. Средние величины в статистике

    Статистика  изучает массовые явления и процессы. Каждое из таких явлений обладает как общими для всей совокупности, так и особенными, индивидуальными свойствами. Различие между индивидуальными явлениями называют вариацией. Другое свойство массовых явлений - присущая им близость характеристик отдельных явлений.  Итак, взаимодействие элементов совокупности приводит к ограничению вариации хотя бы части их свойств. Эта тенденция существует объективно. Именно в её объективности заключается причина широчайшего применения средних величин на практике и в теории.

    В экономической практике используется широкий круг показателей, вычисленный в виде средних величин.1 С помощью метода средних величин статистика решает много задач. Главное значение средних состоит в их обобщающей функции, то есть замене множества различных индивидуальных значений признака средней величиной, характеризующей всю совокупность явлений. Если средняя величина обобщает качественно однородные значения признака, то она является типической характеристикой признака в данной совокупности.

    Однако  неправильно сводить роль средних величин только к характеристике типичных значений признаков в однородных по данному признаку совокупностях. На практике значительно чаще современная статистика использует средние величины, обобщающие явно однородные явления.

    Средняя величина национального дохода на душу населения, средняя урожайность зерновых культур по всей стране, среднее потребление разных продуктов питания – это характеристики государства как единой народнохозяйственной системы, это так называемые системные средние.2

    Системные средние могут характеризовать как пространственные или объектные системы, существующие одномоментно (государство, отрасль, регион, планета Земля и т.д.), так и динамические системы, протяжённые во времени (год, десятилетие, сезон и т.д.).

    Важнейшее свойство средней величины заключается в том, что она отражает то общее, что присуще всем единицам исследуемой совокупности. Значения признака отдельных единиц совокупности колеблются в ту или иную сторону под влиянием множества факторов, среди которых могут быть как основные, так и случайные.

          Например, курс акций  корпорации в целом определяется ее финансовым положением. В то же время, в отдельные дни и на отдельных  биржах эти акции в силу сложившихся  обстоятельств могут продаваться  по более высокому или заниженному курсу. Сущность средней в том и заключается, что в ней взаимопогашаются отклонения значений признака отдельных единиц совокупности, обусловленные действием случайных факторов, и учитываются изменения, вызванные действием факторов основных. Это позволяет средней отражать типичный уровень признака и абстрагироваться от индивидуальных особенностей, присущих отдельным единицам.

    Вычисление  среднего - один из распространённых приёмов  обобщения; средний показатель отражает то общее, что характерно (типично) для всех единиц изучаемой совокупности, в то же время он игнорирует различия отдельных единиц. В каждом явлении и его развитии имеет место сочетание случайности и необходимости.

    Средняя – это сводная характеристика закономерностей процесса в тех  условиях, в которых он протекает.3

    Каждая  средняя характеризует изучаемую  совокупность по какому-либо одному признаку, но для характеристики любой совокупности, описания её типических черт и качественных особенностей нужна система средних  показателей. Поэтому в практике отечественной статистики для изучения социально-экономических явлений, как правило, исчисляется система средних показателей. Так, например, показатель средней заработной платы оцениваются совместно с показателями средней выработки, фондовооружённости и энерговооружённости труда, степенью механизации и автоматизации работ и др.

    Средняя должна вычисляться с учётом экономического содержания исследуемого показателя. Поэтому для конкретного показателя, используемого в социально экономическом  анализе, можно исчислить только одно истинное значение средней на базе научного способа расчёта.

    Средняя величина это один из важнейших обобщающих статистических показателей, характеризующий  совокупность однотипных явлений по какому-либо количественно варьирующему признаку. Средние в статистике это обобщающие показатели, числа, выражающие типичные характерные размеры общественных явлений по одному количественно варьирующему признаку.

    Средняя выражает типичное присущее большинству  единиц совокупности, что позволяет  сравнивать, планировать, выявлять закономерности. Средняя это обобщающая характеристика совокупности однотипных явлений.  

    Особенностью  средней является то, что:

1.     Средняя характеризует ту или иную совокупность в целом, но не характеризует каждую отдельную единицу.

2.     В ней погашаются отдельные индивидуальные отклонения единиц по изучаемому признаку.

3.     Средняя отражает типичные черты и свойства массы единиц и позволяет изучить всю массу единиц в динамике

4.     В сочетании с методом статистических группировок возникает возможность изучения взаимосвязей между группировочными и результативными признаками.

5.     Средняя является базой для планирования

6.     Многие процессы изучаются только на основании средних, если статистическая совокупность очень велика

7.     Средняя преследует цель показать количественно различие и сходство двух совокупностей.

    При расчете средней  следует следующие  условия:

1.    Расчет надо вести для однородных однокачественных совокупностей. Для этого надо сочетать метод средних и метод группировок.

2.    Общие средние необходимо групповыми средними и индивидуальными величинами.

3.     Для расчета средних нужна масса единиц(20-30).

4.     Надо правильно выбрать единицу совокупности средней.

    Средние в общественных явлениях обладают относительным постоянством, т.е. в течение какого-то определенного промежутка времени однотипные явления характеризуются примерно одинаковыми средними.

2. Условия применения средних величин в экономическом анализе.

    Обязательным условием расчета средних величин для исследуемой совокупности является ее однородность. Действительно, допустим, что отдельные элементы совокупности, вследствие подверженности влиянию некоторого случайного фактора, имеют слишком большие (или слишком малые) величины изучаемого признака, существенно отличающиеся от остальных. Такие элементы повлияют на размер средней для данной совокупности, поэтому средняя не будет выражать наиболее характерную для совокупности величину признака.

Информация о работе Применение метода средних величин в изучении рынка