Основные инструменты контроля и управления качеством

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 15:49, курсовая работа

Описание работы

Качество – понятие многоплановое, обеспечение его требует объединения творческого потенциала и практического опыта многих специалистов. Проблема повышения качества может быть решена только при совместных усилиях государства, федеральных органов управления, руководителей и членов трудовых коллективов предприятий. Большую роль в решении проблемы качества играют потребители, диктующие свои требования и запросы производителям товаров и услуг.

Содержание

Введение................................................................................................................ 4
1) Причинно-следственная диаграмма………………………………………….. 6
2) Личный бюджет времени…………………………………………………….. 10
3) Гистограммы………………………………………………………………… 14
4) Диаграмма Парето .. 36
5) Контрольные карты .. 46
6) Корреляционный анализ … 53
7) Дисперсионный анализ … 62
Заключение ……………………………………………………………………… 67
Приложение А. Обзор периодической научно-технической литературы и статистический анализ результатов по теме «Микроэлектронные сенсоры»..69
Приложение Б. Доклад «Анализ научной периодической печати по разделу
«Микроэлектронные сенсоры»»………………………………………………. 93
Приложение В. ОСТ1 90013-81 «Сплавы титановые.Марки»………………. 101
Приложение Г. Таблица кодовых значений…………………………………. 108
Библиографический список … 109

Работа содержит 1 файл

курсовая моя (Восстановлен).docx

— 4.46 Мб (Скачать)

 

 

 

μ=

 

При n=5, d2=2,33.

σ=

Контрольные границы для -карты:

=54,35;

Контрольные границы для -карты: UCL = D4·

LCL - не определена, т.к. нижний предел не рассматривается, когда n < 7, CL=11,1.

Рисунок 5.8 – X-R-контрольные карты

 

          Из анализа данной контрольной карты видно, что имеется не значительный разброс значений относительно средней линии, но они не выходят за границы. Это свидетельствует о том, что баллы учащихся примерно одинаковы, т.е. примерно одинаковый их уровень подготовки.

         Сравнивая построенные контрольные  карты можно сказать, что во  втором случае (учащиеся №400-500 ) процесс протекает намного лучше, чем в первом случае.

 

 

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Корреляционный анализ статистических данных

Понятие корреляции и регрессии  появились в середине XIX века благодаря  работам английских статистиков  Ф. Гальтона и К. Пирсона. Первый термин произошел от латинского «corelatio» - соотношение, взаимосвязь. Второй термин от латинского «regression» - движение назад, введён Ф. Гальтоном.  Статистические связи между переменными можно изучать методом корреляционного и регрессионного анализа. Основной задачей корреляционного анализа  является выявление связей между случайными переменными и оценка её тесноты.

        В статистических  исследованиях для исследования зависимости между двумя видами данных (например, для анализа зависимости суммы выручки от числа обращений к продавцу; расхода сырья на единицу готовой продукции от степени чистоты сырья (стандарты на сырье); выхода реакции от температуры реакции; толщины плакировки от плотности тока; сопротивления удару от давления, при котором производилась обработка, и т. д.) применяется диаграмма разброса.[10]

Диаграмма разброса, так же как и метод расслоения, используется для выявления причинно-следственных связей показателей качества и влияющих факторов при анализе причинно-следственной  диаграммы.

 Диаграмма разброса  строится как график зависимости  между двумя параметрами. Если  на этом графике провести линию  медианы. То он позволяет легко  определить имеется ли между  этими двумя параметрами корреляционная  зависимость. [5]

Построение диаграммы  разброса выполняется в следующей  последовательности.

 1. Соберите парные данные (х, у), между которыми вы хотите исследовать зависимость, и расположите их в таблицу. Было бы хорошо иметь по меньшей мере 30 пар данных.

2. Найдите максимальные  и минимальные значения для х и у . Выберите шкалы на горизонтальной и вертикальной осях так, чтобы обе длины рабочих частей осей х и у получились приблизительно одинаковыми (чтобы они уместились на экране компьютера или на стандартном листе бумаги), тогда диаграмму будет легче читать. При определении масштабов возьмите на каждой оси от 3 до 10 градационных делений и при обозначении этих делений используйте (для облегчения чтения) круглые числа. Если одна переменная — фактор, а вторая — характеристика качества, то выберите для фактора горизонтальную ось х, а для характеристики качества — вертикальную ось у.

3. На экране компьютера (на отдельном листе бумаги) начертите  график и нанесите на него данные. Если в разных наблюдениях получаются одинаковые значения, покажите эти точки, либо рисуя концентрические кружки, либо нанося вторую точку рядом с первой.

4. Нанесите на диаграмму  все необходимые обозначения,  например:

а) название диаграммы;

б) интервал времени сбора  данных;

в) число пар данных;

г) названия и единицы  измерения для каждой оси;

д) дата составления диаграммы;

е) имя (и прочие данные) человека, который составлял эту диаграмму.

       Убедитесь, что перечисленные выше данные, отраженные на диаграмме, понятны любому человеку, а не только тому, кто строил диаграмму.

        Типичные виды диаграмм разброса (рассеивания) приведены на рис. 5.1.

          Рис. 6.1. Типичные виды диаграмм разброса (рассеивания):

          а — сильная положительная корреляция;

          б — сильная отрицательная корреляция;

          в — слабая положительная корреляция;

          г — слабая отрицательная корреляция;

          д — криволинейная корреляция;

          е — отсутствие корреляции.[14]

  

         В случае прямолинейной корреляции  на практике можно применять  более простой метод оценки  степени корреляционной связи  – метод медиан, особенно удобный при исследовании технологического процесса с использованием данных, полученных на рабочем месте. Рассмотрим действие этого метода.

         1. На диаграмме разброса проводятся  вертикальная и горизонтальная  линии медиан. Выше и ниже горизонтальной  медианы, справа и слева от  вертикальной медианы будет равное  число точек. Если число точек  окажется нечётным, следует провести  линию через центральную точку.

         2. В каждом из четырёх квадратов,  получившихся в результате разделения  диаграммы разброса вертикальной и горизонтальной медианами, подсчитывают число точек и обозначают их n1, n2, n3, n4 соответственно. Точки, через которые прошла медиана, не учитывают.

         3. Отдельно складывают точки в положительных и точки в отрицательных квадратах по формулам:                                                              (6.1)

        (6.2)

 (6.3)

4. Для определения наличия и степени корреляции по методу медианы используются  специальная таблица (приложение Г) кодовых значений, соответствующих различным  k при двух значениях коэффициента риска α (0.01 и 0.05). Если меньше из чисел или оказывается равным или меньше табличного кодового значения, то корреляционная зависимость имеет место. При > существует прямая корреляция; при < - обратная.[6]

Для установления формы зависимости  между переменными используют уравнения  в виде:

yx = b0 + b1x (6.4)

Коэффициент b1 – выборочный коэффициент регрессии Y по X (будем обозначать символом byx). Этот коэффициент показывает, на сколько единиц в среднем изменяется переменная Y при увеличении переменной X на одну единицу.

, (6.5)

где - выборочная ковариация;

 (6.6)

где (n – число пар),  (6.7)

, (6.8)

 

 (6.9)

Sx2 – выборочная дисперсия переменной x:

 (6.10)

где   (6.11)

 (6.12)

Тогда уравнение регрессии  Y и X:

 (6.13)

а уравнение регрессии     X и Y:

 (6.14)

где bxy – выборочный коэффициент регрессии X по Y, показывающий на сколько единиц в среднем изменяется переменная  X при увеличении переменной Y на одну единицу:

 (6.15)

Sy2 – выборочная дисперсия переменной x:

 (6.16)

где   (6.17)

 (6.18)

Для оценки тесноты корреляционной зависимости используется

 (6.19)

Т.е. коэффициент корреляции r переменных X и Y есть средняя геометрическая коэффициентов регрессии, имеющая их знак. В зависимости от того, насколько |r| приближается к 1, различают связь слабую, умеренную, заметную, достаточно тесную, тесную и весьма тесную. При r = 0 корреляционная связь отсутствует.[12]

 

В данной курсовой работе необходимо сделать корреляционный анализ статистических данных ТС-2010, № 400-450, математика и физика.

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Таблица 6.1 – Исходные данные

                            

                                    Расчётная часть.

 

1)  Рассмотрим  ТС-2010, №  400-450, математика и физика.

Количество наблюдений n=51.

Min (X;Y)=(52;45)

Max (X;Y)=(71;70)

 

 2) Построим диаграмму разброса.

  


Рисунок 6.2 – Диаграмма разброса

 

Некоторые точки повторяются: (66;46) – 2 раза; (56;55) – 3 раза; (60;49) – 3 раза; (60;57) – 2 раза; (60;54) -2 раза; (56;56) – 3 раза; (52;63) – 2 раза; (52;62) – 2 раза; (63;54) – 2 раза.

 

 

 

 

3) Определим число точек:

        n1=6    n(+) = n1+n3 = 6+3 = 9

n2=16    n(-) = n2+n4 = 16+12 = 28

n3=3    n(-)>n(+)

n4=12    k = n(+)+n(-) = 37

При k=37 и коэффициенте риска α=0,01 кодовое число 10.

При k=37 и коэффициенте риска α=0,05  кодовое число 12.

n(+)=9<10, n(+)=9<12 => корреляционная зависимость имеет место.

Так как n(-)>n(+), корреляция обратная.

Таблица 6.2 – Статистика баллов учащихся за 2010 год (математика и физика)

Математика (X)

Физика (Y)

X*Y

X2

Y2

56

57

3192

3136

3249

52

63

3276

2704

3969

52

62

3224

2704

3844

52

61

3172

2704

3721

70

52

3640

4900

2704

69

56

3864

4761

3136

66

56

3696

4356

3136

66

49

3234

4356

2401

66

46

3036

4356

2116

66

46

3036

4356

2116

63

60

3780

3969

3600

63

53

3339

3969

2809

60

54

3240

3600

2916

56

56

3136

3136

3136

56

55

3080

3136

3025

56

55

3080

3136

3025

71

45

3195

5041

2025

66

61

4026

4356

3721

64

56

3584

4096

3136

63

59

3717

3969

3481

63

54

3402

3969

2916

63

52

3276

3969

2704

60

55

3300

3600

3025

60

54

3240

3600

2916

60

49

2940

3600

2401

60

49

2940

3600

2401

56

70

3920

3136

4900

56

62

3472

3136

3844

56

60

3360

3136

3600

56

58

3248

3136

3364

56

56

3136

3136

3136

56

55

3080

3136

3025

56

53

2968

3136

2809

52

63

3276

2704

3969

52

62

3224

2704

3844

52

59

3068

2704

3481

69

54

3726

4761

2916

63

54

3402

3969

2916

63

45

2835

3969

2025

60

58

3480

3600

3364

60

57

3420

3600

3249

60

57

           3420

                      3600

                3249

60

52

           3120

                      3600

                2704

60

49

           2940

                      3600

                2401

60

46

          2760

                      3600

                2116

56

65

          3640

                      3136

                4225

56

56

          3136

                      3136

                3136

56

50

          2800

                      3136

                2500

52

56

          2912

                      2704

                3136

52

54

          2808

                      2704

                2916

66

54

          3564

               4356                

                2916

Среднее значение

59,6078431

 

55,2941176

 

3281,569        

 

3580,667

  

3085,686


 

 

4)

=3580,667- 59,60784312 =27,572041.

=3085,686 – 55,29411762 =28,246559.

;

 b01 =87,7855;   b02 = 86,4138

Уравнения регрессии будут  выглядеть следующим образом:

Y=86,4138-0,5221*x;

X=87,7855-0,5096*y.

 

5) Вычислим выборочный коэффициент корреляции:

 

6) Построим диаграммы по каждому предмету отдельно.

 

           X- Математика

 

 


Рисунок 6.3 - Математика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Y – Физика

 


Рисунок 6.4 - Физика

 

 

X

-

-

-

-

+

+

+

+

+

+

+

+

0

-

-

-

+

+

+

+

+

+

0

Y

+

+

+

+

-

+

+

-

-

-

+

-

-

+

0

0

-

+

+

+

-

-

0

X*Y

-

-

-

-

-

+

+

-

-

-

+

-

0

-

0

0

-

+

+

+

-

-

0


 

0

0

0

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

+

+

+

0

0

0

0

0

0

-

-

-

-

-

+

-

-

-

+

+

+

+

+

0

-

+

+

+

-

-

-

+

+

+

-

-

-

+

+

-

+

-

-

0

0

0

-

-

-

-

-

0

+

-

-

-

-

-

-

0

0

0

0

0

0

-

-

+

-

+

-


 

n'(+)=9; n'(-)=28; n'0=14;

n(+)=n'(+)+n'0/2=9+7=16;

n(-)=n'(-)+n'0/2=28+7=35;

k=16+35=51.

При k=51 и коэффициенте риска α=0,01 кодовое число 15.

При k=37 и коэффициенте риска α=0,05  кодовое число 18.

n(+)=16>15 => корреляция отсутствует;

n(+)=16<18 => корреляционная зависимость имеет место.

Так как n(-)>n(+) => корреляция обратная.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                              7. Дисперсионный анализ статистических данных

 

        При  применении t-критерия рассматриваются  две группы наблюдений. Но часто  перед исследователем возникает  задача оценить результаты испытаний,  которые разделены более чем  на две группы. Например, в случае, если  изделие изготавливается  на нескольких однотипных станках  или на шестишпиндельном автомате, то можно результаты наблюдений  сгруппировать по отдельным станкам  или шпинделям. Другим примером  может служить оценка различных  измерительных установок с помощью  измерений на низ одного и  того же испытательного образца.  В этом случае результаты испытаний  объединяются в одну группу  по каждой установке.

      Затем ставится  вопрос , является ли работа станков  (шпинделей) или отдельных измерительных  установок идентичной. Можно было  бы для ответа на этот вопрос  применить t-критерий для попарного  сравнения средних всех групп,  но это значительно усложнит  вычисления. Лучшим методом является  разложение дисперсий, или дисперсионный анализ. Он основан на том , что при различии в работе станков или измерительных установок частные средние, вычисленные по группам, отличаются друг от друга более чем это можно было бы ожидать на основе случайных колебаний отдельных значений.[16]

В настоящее время дисперсионный анализ определяется как статистический метод, предназначенный для оценки влияния различных факторов на результат эксперимента, а также для последующего планирования аналогичных экспериментов.

Однофакторная дисперсионная  модель имеет вид :

,                                        (7.1)

- значение исследуемой переменной; полученной на i-м уровне фактора

(i = 1, 2,…, m) с j-м порядковым номером (j = 1, 2,…, n);

   - общая средняя;

Fi    - эффект, обусловленный влиянием i-ого уровня фактора;

εij  - случайная компонента, или возмущение, вызванное влиянием неконтролируемых факторов, то есть вариацией переменной внутри отдельного уровня.

        Под  уровнем фактора понимается некоторая  его мера или состояние , например, количество вносимых удобрений  , вид плавки металла или номер  партии деталей и т. п.

Информация о работе Основные инструменты контроля и управления качеством