Основные инструменты контроля и управления качеством

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 15:49, курсовая работа

Описание работы

Качество – понятие многоплановое, обеспечение его требует объединения творческого потенциала и практического опыта многих специалистов. Проблема повышения качества может быть решена только при совместных усилиях государства, федеральных органов управления, руководителей и членов трудовых коллективов предприятий. Большую роль в решении проблемы качества играют потребители, диктующие свои требования и запросы производителям товаров и услуг.

Содержание

Введение................................................................................................................ 4
1) Причинно-следственная диаграмма………………………………………….. 6
2) Личный бюджет времени…………………………………………………….. 10
3) Гистограммы………………………………………………………………… 14
4) Диаграмма Парето .. 36
5) Контрольные карты .. 46
6) Корреляционный анализ … 53
7) Дисперсионный анализ … 62
Заключение ……………………………………………………………………… 67
Приложение А. Обзор периодической научно-технической литературы и статистический анализ результатов по теме «Микроэлектронные сенсоры»..69
Приложение Б. Доклад «Анализ научной периодической печати по разделу
«Микроэлектронные сенсоры»»………………………………………………. 93
Приложение В. ОСТ1 90013-81 «Сплавы титановые.Марки»………………. 101
Приложение Г. Таблица кодовых значений…………………………………. 108
Библиографический список … 109

Работа содержит 1 файл

курсовая моя (Восстановлен).docx

— 4.46 Мб (Скачать)

Министерство образования  и науки РФ

 

Рязанский Государственный  Радиотехнический Университет

 

Кафедра управление качеством и сертификации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

по дисциплине

«Статистические методы контроля и управления качеством»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                         Выполнила:

               ст. гр. 874

               Молоткова А. М. 

 Проверил:

                                                                                                       доцент кафедры УКС

               Сырмолотнов И.Е.

 

 

 

 

 

 

 

 

Рязань 2011

Содержание

 

      Введение................................................................................................................  4

 1) Причинно-следственная диаграмма…………………………………………..   6

 2) Личный бюджет времени……………………………………………………..  10

 3)  Гистограммы………………………………………………………………… 14

 4)  Диаграмма Парето ..   36

5) Контрольные карты ..   46

6)  Корреляционный анализ …  53

 7)  Дисперсионный анализ …  62

 Заключение ………………………………………………………………………   67

 Приложение А. Обзор периодической научно-технической литературы и статистический анализ результатов по теме «Микроэлектронные сенсоры»..69

 Приложение Б. Доклад «Анализ научной периодической печати по разделу

 «Микроэлектронные сенсоры»»……………………………………………….  93

      Приложение  В.   ОСТ1 90013-81 «Сплавы титановые.Марки»………………. 101

      Приложение  Г. Таблица кодовых значений…………………………………. 108                 

Библиографический список … 109

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                           Введение

 

       Важнейшим условием успешного развития экономики сегодня является производство конкурентоспособной продукции. Основой конкурентоспособности я является качество. Опросы потребителей показывают, что среди всех показателей конкурентоспособности (цена, сроки, поставки, сервис и др.) качество на 70% определяет решение о выборе продукции.[10]     

       Качество  – понятие многоплановое, обеспечение  его требует объединения творческого  потенциала и практического опыта  многих специалистов. Проблема повышения  качества может быть решена  только при совместных усилиях  государства, федеральных органов  управления, руководителей и членов  трудовых коллективов предприятий.  Большую роль в решении проблемы  качества играют потребители,  диктующие свои требования и  запросы производителям товаров  и услуг.[5]

       Высокое  качество продукции, удовлетворяющее  ожидания потребителя, соизмеряется  современным потребителем со  стоимостью (ценой) этой продукции.[6]

Современные подходы к  управлению качеством предполагают внедрение системы контроля показателей  качества продукта на всех этапах его  жизненного цикла, начиная от проектирования, и заканчивая послепродажным обслуживанием. Основная задача контроля качества —  не допустить появления брака. Поэтому  в ходе контроля проводится постоянный анализ заданных отклонений параметров продукции от установленных требований. В том случае, если параметры продукции  не соответствуют заданным показателям  качества, система контроля качества поможет оперативно выявить наиболее вероятные причины несоответствия и устранить их.

Контроль качества осуществляется путем сравнения запланированного показателя качества с действительным его значением, а если качество можно  контролировать, то, следовательно, им можно управлять. Собственно контроль качества например процессы производства, и состоит в том, чтобы, проверяя нужным образом подобранные выборочные данные (показатели качества), обнаружить отклонения показателей качества от запланированных их значений. В случай обнаружения такого отклонения производитель  ищет причину его появления и  после корректировки процесса вновь  проверяет соответствие скорректированных  показателей качества запланированным  их значениям (стандарту или норме). Именно по такому непрерывному циклу  осуществляется управление и обеспечение  требуемого качества, и дальнейшее его улучшение.

Исходя из всего сказанного, можно выделить следующие основные задачи методов статистического  контроля и регулирования качества:

1) обобщение и прогнозирование тенденций развития как отдельных сфер, так и всего народного хозяйства;

2) разработка и внедрение  современных методов исследования  экономических и социальных процессов,  происходящих в обществе;

3) определение и выявление имеющихся резервов эффективности как для отдельных сфер деятельности, так и всего общественного производства;

4) постоянное обеспечение  достоверной информацией, необходимой  для принятия правильных решений  [7].

В данной курсовой работе мы ознакомимся с основными инструментами контроля и управления качеством, проведем с их помощью статистический анализ и на основании полученных результатов сделаем выводы.

 

                                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                       1.Причинно-следственная диаграмма

 

Теоретические сведения о диаграмме Исикавы

 

Результат процесса зависит  от многочисленных факторов, между  которыми существуют отношения типа причина-следствие (результат). Мы можем  определить структуру или характер этих многофакторных отношений благодаря  систематическим наблюдениям. Трудно решить сложные проблемы, не зная этой структуры, которая представляет собой  цепь причин и результатов. Диаграмма  причин и следствий – средство, позволяющее выразить эти отношения  в доступной форме.

Причинно-следственная диаграмма – это инструмент, позволяющий выявить наиболее существенные факторы (причины), влияющие на конечный результат (следствие).

Они были предложены профессором  Токийского университета Каору Исикава в 1953 при анализе различных мнений инженеров. Диаграмма состоит из показателя качества, характеризующего результат, и факторных показателей. Исследуемый вопрос изображается в виде прямой горизонтальной линии, а причинные факторы, влияющие на исследуемую характеристику, - наклонными прямыми линиями (стрелками). На диаграмме причинные факторы первого порядка изображаются большими наклонными линиями, а второго, третьего и т.д. – малыми наклонными линиями.

Принцип построения диаграммы  Исикавы показан на рисунке 1.


 

 

 

 

 

 

                    

 

Рисунок 1.1 – Принцип построения диаграммы Исикавы

 

 

Этапы построения диаграммы:

1) Определите показатель качества, т.е. тот результат, который вы хотели бы достичь.

2) Напишите выбранный показатель качества в середине правого края чистого листа бумаги. Слева направо проведите прямую линию («хребет»), а записанный показатель заключите  в прямоугольник. Далее напишите главные причины, которые влияют на показатель качества, заключите их в прямоугольники и соедините с «хребтом» стрелками в виде «больших костей хребта» (главных причин).

3) Напишите (вторичные) причины, влияющие на главные причины («большие кости») и расположите их в виде «средних костей», примыкающих к «большим» Напишите причины третичного порядка, которые влияют на вторичные причины, и расположите их в виде «мелких костей», примыкающих к «средним».

4)  Проранжируйте причины (факторы) по их значимости и выделите особо важные, которые  предположительно оказывают наибольшее влияние на показатель качества.

5)  Нанесите на диаграмму всю необходимую информацию: её название; наименование изделия, процесса или группы процессов; имена участников процесса; дату и т. д.

Для облегчения построения причинно-следственной диаграммы следует  начинать с определения основных причин, а затем переходить к более  детальному построению причинно-следственной диаграммы. В обоих случаях необходимо обеспечить наиболее возможное число  причин.

Для поиска причин проведите  в случае необходимости активное обсуждение. Эффективным методом, применяемым  в таком случае, будет «мозговой  штурм», придуманный в США А.Ф.Осборном.[6]

Установите важность каждой причины на основе объективных значений или данных. Анализ факторов с помощью собственного опыта или знаний возможен, но устанавливать их важность только на основе субъективных представлений или впечатлений опасно. Объективное установление важности факторов с помощью данных – более научный и логический подход.

Пытайтесь постоянно совершенствовать причинно-следственную диаграмму.[14]

        На основе результатов анализа диаграммы вырабатываются соответствующие корректирующие (управляющие) воздействия. Причинно-следственную диаграмму можно применять в любых организациях, начиная от производства и кончая сферой обслуживания. Диаграмма в учебном процессе помогает наглядно представить причины конкретной проблемы или результата. Выявление и устранение негативного воздействия причин будет способствовать повышению качества [6].

    

Построим причинно-следственную диаграмму для показателей качества подготовки инженера по специальности 200503 (рисунок 1.2).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1.2 – Причинно-следственная диаграмма качества подготовки инженера по специальности 200503

Составляя диаграмму Исикавы, я выделила следующие факторы, оказывающие, по-моему, наибольшее влияние на качество подготовки инженера по специальности 200503: студент (его личные качества, желание учиться), преподаватель (квалификация, увлечённость профессией, здоровье), метод обучения,  объём знаний, материально-техническое и информационное обеспечение.

Таким образом, если студент  имеет желание учиться, трудолюбив, неленив, если в университете преподаватели  высокой квалификации и подобраны хорошие учебные приёмы, а также хороший контроль знаний и контроль посещаемости, если хорошее и современное материально-техническое и информационное обеспечение, применяются компьютеры в обучении и нет нехватки в учебно-методической литературе, то это способствует повышению качества подготовки инженера по специальности 200503.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Научная организация учебного труда студента

 

       Научная организация труда (НОТ) студента вуза – это система научно обоснованных мероприятий, направленных на непрерывное, систематическое исследование и оптимизацию организации учебного труда и его условий в целях обеспечения наибольшей эффективности обучения при рациональном использовании времени, сил и средств в интересах всестороннего развития личности.

       Связь профессиональной подготовки будущих специалистов и научная организация образовательной деятельности студентов должна осуществляться по следующим направлениям:

 

1. Создание благоприятных условий умственного труда и отдыха, т.е. оптимальный для конкретных условий режим труда и отдыха студента.

 

2. Рационализация приемов и методов самообразования, сокращение энергозатрат в процессе обучения за счет формирования навыков и умений планирования самообразования; ориентировки в научной и учебной информации; рационального и правильного слушания и записи лекций; навыков и умений работы с книгой, библиографическими пособиями, ресурсами интернет.

 

3. Организация активного отдыха, физкультурно-спортивных и оздоровительных внеучебных мероприятий, что повысит уровень общей дееспособности и специфической работоспособности человека.

 

4. Развитие творческой  инициативы и дисциплины.

  

      Понятие «индивидуальный фонд времени» позволяет описать «производительные» и «непроизводительные» траты времени каждого человека. Ниже приводится схема, отображающая индивидуальный фонд времени:

 

                       Рисунок 2.1 – Индивидуальный фонд времени

       Хороший менеджер, для того чтобы эффективно управлять своими

подчиненными, должен иметь  достаточно полное представление об

индивидуальном фонде  времени каждого сотрудника, в  особенности —

о реальной картине его  рабочего времени.

        Индивидуальный фонд времени состоит из рабочего и внерабочего

времени. Рабочее время можно поделить на фактическое время работы; регламентированные (плановые, нормальные) перерывы в работе; нерегламентированные (случайные) перерывы в работе. Понятно, что любой управленец заинтересован в сокращении прежде всего нерегламентированных перерывов в работе, которые могут случаться как по вине сотрудника, так и по вине внутренних организационных обстоятельств либо из-за вмешательства каких-либо помех из внешней среды.

        Внерабочее время условно может быть поделено на четыре подвида:

1) связанное с работой  — дорога до места работы; подготовка  к

работе (включая подготовку инструментов, оборудования, места  работы и т. п.); доделывание или  переделывание ранее завершенной  работы;

Информация о работе Основные инструменты контроля и управления качеством