Лекции по «Финансовой статистике»

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 08:14, курс лекций

Описание работы

Работа содержит краткий обзор лекций по дисциплине «Финансовая статистика».

Работа содержит 1 файл

Финансовая статистика..doc

— 1.09 Мб (Скачать)
 
      
  1. о правонарушениях  в области внешнеторговой деятельности;
  2. о перечне товаров, ввоз которых на территорию РФ или вывоз которых с ее территории запрещен;
  3. другие полезные для осуществления внешнеторговой деятельности сведения. Федеральный орган исполнительной власти в рациональный срок

      предоставляет платную необходимую информацию в области внешнеторговой деятельности российскому лицу или иностранному лицу, которые участвуют во внешнеторговой деятельности, оплата данной информации не превышает стоимости оказанных услуг по предоставлению такой информации. Полученные денежные средства полностью поступают в федеральный бюджет.

      В соответствии с обязательствами, вытекающими  из международных договоров РФ, федеральный орган исполнительной власти предоставляет иностранным государствам и международным организациям информацию о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

      Правительство РФ разрабатывает и принимает  меры для создания благоприятных условий для доступа российских компаний на рынки иностранных государств. Для этого оно вступает в двусторонние и многосторонние переговоры, заключает международные договоры и участвует в создании международных организаций и межправительственных комиссий, которые призваны содействовать развитию внешнеэкономических связей РФ.

      Развитие  российской экономики невыполнимо  без ее последовательной интеграции в систему международных экономических отношений. В настоящее время в РФ существует открытая рыночная экономика, создана система регулирования внешней торговли товарами. В основном международным нормам и правилам соответствует российское законодательство в области регулирования внешнеэкономических связей.

      Выработаны  предпосылки для постепенного перехода от двустороннего к многостороннему торгово-экономическому взаимодействию. Усилилось участие в региональном экономическом сотрудничестве.

      В области внешнеэкономической политики основными проблемами являются:

  1. недостаточно разносторонняя структура экспорта и его зависимость от внешнеэкономической конъюнктуры;
  2. небольшое участие российских компаний в международном разделении труда;

      3) недостаточная прозрачность и высокие трансакционные из 
держки, особенно в области таможенного администрирования. 
По причине всего вышеперечисленного основными целями по 
литики в области внешнеэкономических отношений выступают:

  1. повышение уровня конкурентоспособности российских организаций;
  2. смягчение административных барьеров в области внешнеэкономической деятельности;
  3. обеспечение благоприятных условий для включения российских компаний в международные производственные процессы;
  4. стимулирование инвестиционной деятельности российских компаний, участие в установлении правил международной торговли. Для достижения вышеуказанных целей необходимо решение

      следующих задач:

  1. диверсификация рынков, отраслей и форм участия российского бизнеса в системе международного разделения труда и кооперации;
  2. создание условий для привлечения иностранных инвестиций, в том числе прямых;
  3. использование механизмов многостороннего сотрудничества

      для либерализации условий доступа  российских товаров и услуг

      на  внешние рынки.

      Достижению  данных целей способствует завершение процесса присоединения РФ к многосторонней системе регулирования международной торговли в рамках Всемирной торговой организации, соответствие российского законодательства международным нормам и правилам.

      Основными факторами не только повышения конкурентоспособности РФ, но и обеспечения стабильности внешнеэкономических связей должны стать диверсификация структуры экспорта и участие российских компаний в системе международной торговли.

      Российский  экспорт определяется не только высоким  удельным весом топливно-сырьевых товаров, но и особенно низкой степенью диверсификации зарубежных продаж. Доля экспорта в ВВП страны составляет около 33,4%, при этом на пять основных сырьевых товарных позиций приходится более 60% экспортных поставок, а доля машин и оборудования в экспорте России составляет около 8—9%.

      Расширению  возможностей экспортеров и диверсификации экспортных рынков способствуют следующие факторы:

  1. обеспечение торгово-политической и юридической поддержки российских экспортеров и инвесторов за рубежом, а также повышение эффективности деятельности торговых представительств России;
  2. развитие механизмов поддержки экспорта на основе правил многосторонней системы регулирования; это выступает важнейшим фактором снижения риска применения компенсационных мер в отношении поставок российских субсидируемых товаров (данный фактор будет действовать независимо от членства во Всемирной торговой организации);

      3) реализация мер по выявлению случаев дискриминации рос 
сийских экспортеров и инвесторов, активное содействие уст 
ранению мер, препятствующих выходу на рынок, а также осуще 
ствление контроля за выполнением торговыми партнерами своих 
обязательств по международным торговым соглашениям. 
В соответствии с государственной поддержкой экспорта оте 
чественной продукции, необходимо создать систему, аналогичную 
системам в странах — членах Всемирной торговой организации.

      Следовательно, стоит создать специальный государственный банк, ориентированный на экспорт и импорт, законодательно определить его статус, функции и полномочия, а также принять решение о дальнейшем развитии открытого акционерного общества «Внешэкономбанк» и закрытого акционерного общества «Росэксимбанк».

      Одной из важнейших задач данного банка  будет являться принятие мер по оказанию финансовой поддержки экспорта товаров и услуг с помощью предоставления и рефинансирования экспортных кредитов, субсидирования процентных ставок по экспортным кредитам коммерческих банков, которые предоставляются иностранным импортерам через экспортно-импортный банк. Следует также обеспечить увеличение уровня капитализации банка.

      Для обеспечения быстроты принятия решений  необходимо внести изменения и поправки в бюджетное законодательство, в котором предусмотрено увеличение максимальной суммы государственных гарантий до 50 млн долл. США, реализующихся в пределах общей суммы предоставляемых гарантий без включения в перечень программы государственных внешних заимствований РФ.

      Немаловажно будет создать систему страхования  экспортных кредитов, которая обеспечивает комплексную страховую защиту экспортеров от политических и долгосрочных коммерческих рисков и к тому же должна содействовать привлечению внебюджетного долгосрочного кредитования для реализации экспортных контрактов.

      Необходимо, чтобы одним из главных направлений  диверсификации структуры экспорта стало развитие экспорта услуг, в первую очередь транспортных. Также необходимо обеспечивать условия для увеличения транзитных перевозок российскими организациями. Это можно сделать путем упрощения системы таможенного регулирования и создания развитой инфраструктуры транзитных перевозок.

      Диверсификации  российского экспорта способствует увеличение объемов экспорта сельскохозяйственной продукции путем реализации мер, которые направлены на ликвидацию дискриминационных барьеров и отмену экспортных ограничений.

      Целесообразно упростить доступ компаниям, в том  числе малого предпринимательства, на международный рынок. Это возможно осуществить с помощью развития системы гибких компенсаций начинающим экспортерам части предконтрактных расходов по освоению внешних рынков, а также проведения российских ярмарок и организации участия в зарубежных ярмарках.

      Важными условиями успешного внедрения  российских компаний в систему мирохозяйственных связей являются:

  1. усиление открытости российской экономики, либерализация валютного законодательства;
  2. создание благоприятного инвестиционного климата в РФ;
  3. оказание содействия российскому бизнесу за рубежом с помощью обеспечения недискриминационного подхода к российским компаниям при реализации инвестиционных проектов, в том числе при проведении конкурсов и приватизации иностранных компаний;
  4. создание особых экономических зон и заключение концессионных соглашений;

      5) совершенствование договорно-правовой  базы инвестиционного сотрудничества.

      В условиях обновления главных производственных фондов нужно продолжить работу по снижению и отмене ввозных таможенных пошлин на импортное технологическое оборудование.

      Кроме того, следует разработать четкие и прозрачные процедуры по определению технологического оборудования, не имеющего аналогов в РФ, и повысить оперативность принятия решений.

      Особое  значение придается расширению сотрудничества со странами с быстроразвивающимися экономиками, способствованию выхода российских компаний на рынки этих стран и сотрудничеству с компаниями данных стран на рынках третьих стран, а также большое значение имеет реализация совместных инвестиционных проектов и ведение совместных производств.

      Выделяют  следующие направления, связанные  с предпринимательской деятельностью в данной области:

  1. организация элементов инфраструктуры в области транспорта, телекоммуникаций, доступа к информационным ресурсам;
  2. совершенствование систем делового сотрудничества в форме ассоциаций экспортеров (особенно с участием субъектов малого предпринимательства), которые смогли бы организовывать проведение консультаций, оказание юридической помощи, содействие участию в выставках;
  3. развитие рынка услуг, связанных с экспортной деятельностью.

      Наиглавнейшая предпосылка использования и  развития конкурентных преимуществ и имеющихся ресурсов в международной торговле — это профессиональная подготовка и переквалификация кадров в области международного бизнеса и торговой политики. Главными ориентирами подготовки кадров являются использование инструментов торговой политики и мер защиты внутреннего рынка, разрешение торговых споров.

      Нужно совершенствовать информационную систему в области международной торговли и механизмов распространения такой информации.

      Сотрудничество  в рамках Евразийского экономического сообщества развивается по следующим направлениям:

  1. проведение согласованной экономической политики;
  2. формирование и совместное развитие энергетического рынка, Транспортного союза и реализация транзитного потенциала Евразийского экономического сообщества;

      3) взаимодействие в реальном секторе  экономики, в том числе в агропромышленном секторе.

      В рамках Союзного государства основными направлениями экономического сотрудничества России и Белоруссии будут:

  1. синхронизация институциональных преобразований, процессов модернизации, интеграции экономик обеих стран в мировую экономику;
  2. создание равных условий деятельности субъектам хозяйствования;
  3. формирование единого валютного, научного, технологического и информационного пространства, фондового рынка и рынка труда;
  4. объединение транспортных, энергетических систем, систем связи;
  5. развитие межрегионального сотрудничества.

      Важнейшее направление — это развитие Единого экономического пространства с использованием принципа разноуровневой и раз-носкоростной интеграции. Главной задачей в результате станет создание нормативно-правовой базы, которая послужит фундаментом формирования полномасштабного единого экономического пространства. Нормативная правовая база Единого экономического пространства обязана содействовать:

  1. развитию торговли и инвестиций, обеспечивающему устойчивое развитие экономик государств-участников на основе общепризнанных норм и принципов международного права;
  2. созданию возможностей для развития предпринимательской деятельности путем установления гармонизированных систем регулирования и интегрирования инфраструктурного комплекса;
  3. интеграции и наращиванию экономического потенциала государств-участников в целях повышения конкурентоспособности их экономик на внешних рынках. На заключительной стадии переговоров по присоединению РФ

Информация о работе Лекции по «Финансовой статистике»