Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 08:14, курс лекций
Работа содержит краткий обзор лекций по дисциплине «Финансовая статистика».
Еще одна причина снижения коэффициента ликвидности связана с финансированием затрат на приобретение основных фондов. Стоит соблюдать правила, что краткосрочные кредиты должны привлекаться на финансирование оборотного капитала, долгосрочные — на финансирование капитальных затрат, т. е. для сохранения нормальной ликвидности величина капитальных затрат не должна быть выше суммы заработанной за период прибыли и долгосрочного кредитования, привлеченного за период. К сожалению, в реальности не все могут получить долгосрочное кредитование на строительство, перевооружение и на модернизацию. Приходится искать выход — привлекать краткосрочные кредиты на финансирование капитальных затрат, следовательно, в этом случае можно ожидать снижения показателей ликвидности.
Из этого, можно сделать вывод, что в большинстве случаев причиной уменьшения коэффициента ликвидности является то, что предприятие мало заработало, т. е. не получило достаточно прибыли или оказалось в убытке, либо потратило на текущую деятельность больше, чем смогло получить.
Анализы показателей рентабельности и финансовой независимости аналогичны.
Коэффициент рентабельности всего капитала — это отношение заработанной за период чистой прибыли к итогу баланса, что свидетельствует о возможности предприятия зарабатывать дополнительные деньги, наращивать свой капитал, т. е. рентабельность организации определяется прибыльностью деятельности и оборачиваемостью активов.
Зависимость рентабельности от величины получаемой прибыли неоспорима, так как чем дольше изначальное сырье хранится на складе до отпуска в производство, тем длиннее цикл изготовления продукции; а также чем дольше готовая продукция хранится на складе и чем дольше покупатели не оплачивают счета за отгруженную продукцию, тем, соответственно, дольше мы будем ждать оплаты заработанного (окончания цепочки Деньги—Товар— Деньги новые). Действительно, чем дольше приходится ждать будущих доходов, тем менее приятна ситуация для собственника, вложившего деньги.
Из всего вышесказанного следует вывод, что проблемы с платежеспособностью, финансовой независимостью, рентабельностью имеют одни корни: или у организации нет возможности сохранять достойное финансовое положение (предприятие зарабатывает недостаточно для того, чтобы быть финансово здоровым), или она нерационально распоряжается результатами своей деятельности. По аналогии с нашим личным бюджетом: не хватает денег (низкая ликвидность), не нравится свой уровень жизни (низкая рентабельность), долги знакомым (зависимость от кредиторов) связаны либо с тем, что мы мало зарабатываем, либо с тем, что мы не умеем рационально тратить деньги.
Но на этом успокаиваться не стоит — необходимы, во-первых, дальнейшие уточнения причин, во-вторых, предложения по исправлению ситуации.
Сначала разберемся с недостаточной прибылью, т. е. на предмет достаточности величину прибыли можно оценить по абсолютной величине, динамике колебаний (растет, падает) и коэффициенту прибыльности продаж (как отношение прибыли к выручке от реализации).
Полученная прибыль определяется не только объемами продаж и ценами, но нередко причиной низкой прибыли являются недостаточные усилия по продвижению продукции, т. е. необходимы поиск клиентов, участие в выставках, рассылка информации.
Возможно, что продукция продвигалась очень хорошо, а прибыль все равно невысока. Вероятнее всего причиной этого могут быть высокие затраты, т. е. если поставщики повышают цены на сырье, материалы, комплектующие, услуги, то необходимо искать поставщиков, предлагающих более низкие цены.
Причиной высоких затрат могут быть не только поставщики, но и само предприятие, т. е. большие затраты на отопление, освещение, потребление воды, которые возникают из-за того, что их никто не контролирует. Для крупных предприятий это особенно характерно.
В некоторых случаях снижение затрат требует сокращения производственных фондов предприятия, т. е. сокращения масштабов компании. Только из-за сокращения затрат многие крупные предприятия сегодня продают свои вспомогательные производства.
Прибыль,
которую предприятие
Таблица 18
Причины
недостаточности
результатов деятельности
Недостаточные результаты деятельности (компания мало зарабатывает) | ||
Низкие объемы продаж | Высокие
затраты на
производство продукции |
Убытки от прочих видов деятельности |
Низкий спрос на продукцию | Невыгодные для предприятия цены поставщиков сырья, комплектующих | Штрафы и пени |
Недостаточные усилия
маркетинговых служб |
Отсутствие надлежащего контроля за расходованием ресурсов (постоянных затрат) | Расходы
чистой прибыли
непроизводственного характера |
Масштаб
производственных фондов, не соответствующий (превышающий) объемам реализации — высокий уровень постоянных затрат |
При неправильном распоряжении средствами даже самая большая прибыль пропадет, как будто ее и не было. Полученная прибыль к тому же может «застрять» в оборотном капитале, т. е. предприятие может позволить себе капитальные вложения не по средствам.
На первый взгляд хорошее желание обеспечить предприятие запасами иногда принимает болезненные формы, так как они приобретаются на долгие годы.
Поскольку иногда закупки в больших объемах позволяют получить сырье по более низким ценам, то это и позволяет обманываться, так как необходимо помнить — все это обездвиживает, выбивает из оборота деньги организации.
И в момент, когда возникнет желание сделать запасы надолго, необходимо будет семь раз отмерить: возможно, это стоит сделать только для материалов, с приобретением или поставкой которых могут быть проблемы в дальнейшем.
Так что очень важно определить и придерживаться минимально приемлемого периода закупки материалов (так могут измениться производственный процесс, условия доставки и цены на материалы).
Улучшить состояние предприятия можно, стараясь получать больше либо более осмотрительно распоряжаться полученной прибылью. Однако зарабатывать и распоряжаться полученным доходом — это не одинаковые вещи. Получая прибыль маленькую, организация может делать меньше запасов, заставлять покупателей платить без отсрочек, продавать продукцию без залеживания, не оставляя ничего на складе. Но такой процесс осуществления деятельности невозможно организовать без сбоев, что-то все равно не будет подчиняться так, как хотелось бы, т. е. возможность сокращения оборотных активов организации прекратиться рано или поздно.
«Финансовые дыры» в бюджете организации можно завуалировать: задержать платежи кредиторам, требовать максимальные авансы, взять кредит, в крайнем случае, не заплатить налоги (но это еще вопрос, так как за не вовремя уплаченный налог будет начисляться пеня). Однако данный резерв отсрочки по оплате обязательств, в свою очередь, также не бесконечен.
С приобретением основных фондов ситуация аналогичная: не осуществляя больших вложений, например в строительство здания, можно улучшить финансовое положение предприятия. Уменьшить капитальные вложения можно не более чем до нуля — это предельная точка, на которой возможность улучшения состояния компании закончится.
Вечным двигателем для финансового развития предприятия является прибыль. Поэтому построение долгосрочных финансовых прогнозов всегда должно осуществлять ориентир на повышение прибыли — максимизацию результатов деятельности. Возможности оптимизации состояния организации за счет более улучшенного распоряжения результатами деятельности рано или поздно исчерпают себя.
Так как доходами экономического субъекта считается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств и иного имущества) и (или) погашения обязательств, которое приводит к увеличению капитала этого субъекта, за исключением вкладов участников (собственников имущества), то, исходя из этого, все больший интерес вызывает анализ прибыли по системе «директ-костинг».
Система «директ-костинг» создает основу для изучения зависимости между объемом производства, затратами (себестоимостью), маржинальным доходом (сумма постоянных расходов и прибыли) и прибылью. Принцип этой системы состоит в делении всех затрат, которые необходимы для производства продукции (работ, услуг), на постоянные и переменные затраты. Данная система позволяет решать стратегические управленческие задачи по выпуску продукции с высокой рентабельностью, в итоге чего появляется возможность быстрой переориентации производства в процессе смены условий внешней среды.
Постоянные затраты — затраты, сумма которых в данный период не зависит непосредственно от объема производства продукции (работ, услуг) хозяйствующего субъекта. Независимо от того, выпускается продукция или не выпускается, предприятие все равно несет определенные затраты, например арендная плата за землю, арендная плата за производственные помещения и оборудование, оклады сотрудников предприятия и т. п. Согласно закономерности, если объем производства увеличивается или уменьшается не более чем на 20%, то общие постоянные затраты не меняются. С увеличением объема производства постоянные затраты на единицу продукции устойчиво снижаются.
Переменные затраты — затраты, величина которых на данный период непосредственно зависит от объема производства и реализации продукции, а также от структуры издержек при производстве и реализации нескольких видов продукции. Сюда относятся затраты на приобретение сырья и материалов, топлива, электроэнергии, требуемых для производства продукции, оплата рабочей силы и т. п. Если значение этого показателя увеличивается на 10%, то соответственно общие переменные затраты также увеличиваются на 10%. Однако при изменении объема производства переменные затраты в расчете на единицу продукции остаются неизменными.
Большую роль при изучении факторов, которые влияют на сумму прибыли, играет маржинальный анализ, с помощью этого анализа изучаются соотношения показателей: объема производства (реализации) продукции, издержек, прибыли и прогнозирования суммы каждого из перечисленных показателей при заданном значении других. Маржинальный анализ применяет категорию маржинального дохода, представляющий собой разность прибыли (П) и постоянных затрат экономического субъекта (Н) (табл. 19).
Прибыль от реализации определенного вида продукции определяется по формуле:
где К — объем реализации продукции в натуральных показателях, Ц — цена реализации единицы продукции, руб., V — переменные затраты на единицу продукции, руб. Указанная формула позволяет наиболее точно узнать влияние факторов на значение прибыли. Рассмотрим это на примере данных таблицы.
Таблица 19
Исходные
данные для факторного
анализа прибыли
по методу маржинального
дохода
Показатели | На начало периода | На конец периода |
Объем реализации продукции, ед. | 3 300 000 | 4 400 000 |
Цена реализации, руб. | 127 | 133 |
Себестоимость изделия, руб., в том числе удельные переменные расходы, руб. | 69,4 | 65,7 |
42,4 |
36 | |
Сумма постоянных затрат, млн руб. | 57 | 55,6 |
Прибыль, млн руб. | 7,4 | 7,5 |
Прибыль на начало периода составит:
По = Ко (Цо – Vо) – Но = 3 300 000 (127 руб. – 42,4 руб.) – 57,0 млн руб. = 222,2 млн руб.
Прибыль на конец периода составит: