Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 09:57, контрольная работа
Относительный показатель представляет собой результат деления одного абсолютного показателя на другой и выражает соотношение между количественными характеристиками социально-экономических процессов и явлений. Поэтому, по отношению к абсолютным показателям, относительные показатели или показатели в форме относительных величин являются производными, вторичными.
1. Относительные величины………………………………………………………...3
1.1 Относительный показатель динамики………………………………………5
1.2 Относительные показатели плана и реализации плана……………………6
1.3 Относительный показатель структуры……………………………………...9
1.4 Относительный показатель координации…………………………………10
1.5 Относительный показатель интенсивности……………………………….11
1.6 Относительный показатель сравнения…………………………………….13
2. Средние степенные и структурные величины…………………………………16
2.1 Средняя арифметическая…………………………………………………...19
2.2 Средняя гармоническая…………………………………………………….22
2.3 Средняя геометрическая……………………………………………………24
2.4 Средняя квадратическая и средняя кубическая…………………………...27
2.5 Средняя хронологическая…………………………………………………..29
2.6 Структурные средние……………………………………………………….31
3. Вариации, показатели вариации………………………………………………...37
Список литературы………………………………………………………….40
Приложение
№ п/п | 1 | 2 | 3 | 4 | … | 50 | 51 | … | 99 | 100 |
Доход
(долл.) |
100 | 104 | 104 | 107 | … | 162 | 164 | … | 200 | 50000 |
Если
мы воспользуемся средней
Рассмотрим определение моды и медианы по сгруппированным данным (рядам распределения).
Предположим, распределение торговых предприятий города по уровню розничных цен на товар А имеет следующий вид:
Таблица
2.8
Цена,
руб. |
Число торговых предприятий |
52 | 12 |
53 | 48 |
54 | 56 |
55 | 60 |
56 | 14 |
Всего | 190 |
Полученное дробное значение, всегда имеющее место при четном числе единиц в совокупности, указывает, что точная середина находится между 95 и 96 предприятиями. Необходимо определить, в какой группе находятся предприятия с этими порядковыми номерами. Это можно сделать, рассчитав накопленные частоты. Очевидно, что магазинов с этими номерами нет в первой группе, где всего лишь 12 торговых предприятий, нет их и во второй группе (12 + 48 = 60). 95-ое и 96-ое предприятия находятся в третьей группе (12 + 48 + 56 = 116) и, следовательно, медианой является цена 54 руб.
В отличие от дискретных вариационных рядов определение моды и медианы по интервальным рядам требует проведения определенных расчетов на основе следующих формул :
где xМо - нижняя граница модального интервала (модальным называется интервал, имеющий наибольшую частоту);
iМо - величина модального интервала;
fМо - частота модального интервала;
fМо-1 - частота интервала, предшествующего модальному;
fМо+1 - частота интервала, следующего за модальным.
и
где xМе - нижняя граница медианного интервала (медианным называется первый интервал, накопленная частота которого превышает половину общей суммы частот);
iМе - величина медианного интервала;
Sme-1 - накопленная частота интервала, предшествующего медианному;
fМе - частота медианного интервала.
Проиллюстрируем применение этих формул, используя данные таблицы 2.9 (приложние 13).
Информация, подобная
представленной в этой таблице, необходима для
получения четкого представления о покупательной
способности населения страны или региона, для
оценки эластичности спроса и, в конечном итоге, для
выбора того или иного метода ценообразования
и обоснования окончательной цены на товар.
Таблица
2.9
Распределение населения по размеру среднедушевого денежного дохода
в 2009 году
Среднедушевой денежный доход (в среднем за месяц), рублей | Удельный вес населения, % |
до 2000,0 | 1,0 |
2000,1 - 4000,0 | 6,5 |
4000,1 - 6000,0 | 10,3 |
6000,1 - 8000,0 | 11,1 |
8000,1 - 10000,0 | 10,4 |
10000,1 - 15000,0 | 20,4 |
15000,1 - 25000,0 | 21,8 |
свыше 25000,1 | 18,5 |
Всего: | 100,0 |
Интервал с границами 15000,1 – 25000 в данном распределении будет модальным, так как он имеет наибольшую частоту. Использую формулу определим моду :
Мо = 15000,1 руб. + 9999,9 руб. * ((21,8 – 20,4) / ((21,8 – 20,4) + (21,8 – 18,5))) % = 15000,1 руб. + 9999,9 руб. * 0,3 = 15000,1 руб. + 2999,97 руб. = 18000,07 руб.
Для
определения медианного интервала
необходимо определять накопленную
частоту каждого последующего интервала
до тех пор, пока она не превысит 1/2 суммы
накопленных частот (в нашем случае - 50%):
Таблица
2.10
Интервал | Накопленная частота |
до 2000,0 | 1,0 |
2000,1 - 4000,0 | 7,5 |
Интервал | Накопленная частота |
4000,1 - 6000,0 | 17,8 |
6000,1 - 8000,0 | 28,9 |
8000,1 - 10000,0 | 39,3 |
10000,1 - 15000,0 | 59,7 |
Мы определили, что медианным является интервал с границами 10000,1 – 15000. Определим медиану :
Ме = 10000,1 руб. + 4999,9 руб. * ((50 – 39,3) / 20,4) % = 10000,1 руб. + 2622,5 руб. = 12622,6 руб.
Соотношение моды, медианы и средней арифметической указывает на характер распределения признака в совокупности, позволяет оценить его асимметрию. Если Мо < Ме < x - имеет место правосторонняя асимметрия, при x < Ме < Мо следует сделать вывод о левосторонней асимметрии ряда.
На
основе полученных в последнем примере
значений структурных средних можно заключить, что
наиболее распространенным, типичным является среднедушевой
доход порядка 18000 рублей в месяц. В
то же время, более половины населения
располагает доходом свыше 12622,6 рублей при
среднем уровне (x = (1000,05 * 1,0 + 3000,05 * 6,5 + 5000,05
* 10,3 + 7000,05 * 11,1 + 9000,05 * 10,4 + 12500,05 * 20,4 + 20000,05
* 21,8 + 35000 * 18,5) / 100 = 1000,05 + 19500,33 + 51500,52 + 77700,56
+ 93600,52 + 255001,02 + 647500 / 100 = 11458,03 = 11458 рублей) (средняя
арифметическая взвешенная). Из соотношения этих
показателей следует вывод о левосторонней
асимметрии распределения населения по
уровню среднедушевых денежных доходов, что
позволяет предполагать о недостаточной
емкости рынка дорогих товаров повышенного
качества и товаров престижной группы.
3. Вариации, показатели вариации
Информация
о средних уровнях исследуемых
показателей обычно бывает недостаточной
для глубокого анализа
Основными показателями, характеризующими вариацию, являются размах, дисперсия, среднее квадратическое отклонение и коэффициент вариации.
Для иллюстрации расчетов этих показателей воспользуемся следующими данными (приложение 14):
Таблица
3.1
Итоги торгов
на российских валютных биржах 17 января
2009 года
Биржа | Курс (руб./долл. США) | Объем продаж (млн долл. США) |
ММВБ | 3861 | 261,7 |
СПВБ | 3899 | 13,4 |
СМВБ | 3940 | 10,4 |
АТМВБ | 3856 | 5,0 |
РМВБ | 3950 | 2,4 |
НВФБ | 3911 | 2,4 |
СВМБ | 3910 | 0,5 |
Простейшим
показателем является размах
вариации. Он представляет собой разность
максимального и минимального значений
признака:
R=Xmax-Xmin
= 3950 – 3856 = 94 (руб. / долл. США)
Недостатком данного показателя является то, что он оценивает только границы варьирования признака и не отражает его колеблемость внутри этих границ. Этого недостатка лишена дисперсия, рассчитываемая как средний квадрат отклонений значений признака от их средней величины:
- невзвешенная формула | |
- взвешенная формула |