Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 13:59, контрольная работа
Цели Прокуратуры: обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.
Прокурорский надзор — специфическая дея-ть гос федеральных органов прокуратуры, осуществляемая от имени РФ и состоящая в проверке точности соблюдения Конституции РФ и исполнения законов, действующих на ее территории. Прок надзор — самостоятельный, специфический вид государственной деятельности.
32. Полномочия прокурора по надзору за соблюдением прав и свобод человека и
гражданина.
При осуществлении возложенных на него функций прокурор:
рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина;
разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод;
принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба;
использует следующие полномочия: Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:
по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов
требовать от руководителей и др должн лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;
вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.
При наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, прокурор принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом.
В случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об адм правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях.
В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.
33. Полномочия прокурора по осуществлению прокурорского надзора за исполнением законов при проведении оперативно-розыскной деятельности. (+ м.б. вопр. 35)
Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами.
Указания Генерального прокурора Российской Федерации по вопросам дознания, не требующим законодательного регулирования, являются обязательными для исполнения.
- Право прок-ра при
предъявлении служебного
- Право прок-ра на
доступ к документам и
- Прок-р вправе требовать от руководителей и др. должностных лиц органов, осущ. ОРД, выделения специалистов для выяснения возникших вопросов.
- Прок-р наделен
правом требовать от рук-лей
и др. должн. лиц органов, осущ.
ОРД, проведения проверок либо
ревизий дея-ти
- Прок-р вправе вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений закона.
- Вправе рассматривать и проверять заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод чел-ка и гр-на при осуществлении ОРД, а также прок-р обязан принять меры по восстановлению этих прав.
- Вправе разъяснять пострадавшим порядок защиты их прав и свобод.
- Принятие мер по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод чел-ка и гр-на, привлечение к отв-ти лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного вреда. А также привлечение лиц, осущ. ОРД к установленной законом отв-ти (дисциплинарной, материальной).
34. Предмет и пределы прокурорского надзора за законностью процессуальной деятельности органов дознания и органов предварительного следствия.
Сегодня борьба с преступностью возложена на ряд правоохранительных органов. Это прежде всего МВД, следователь прокуратуры, ФСБ и др. Мы будем делать акцент на деятельность дознавателей, следователей системы МВД и прокуратуры. Как известно сущность состоит из трех составляющих: объект, субъект и предмет. Субъектами надзора являются генеральный прокурор в этой самостоятельной отрасли и подчиненные ему прокуроры. Очень важную роль здесь отводят прокурорам районов и округов, и их заместителям. Ранее надзор могли осуществлять и помощники прокурора, но сейчас закон запрещает такую деятельность. Заместитель прокурора района, округа имеет тесную связь и осуществляет надзор за действиями следователей милиции и прокуратуры, даже возбуждение уголовного дела проходит только с согласия прокурора или его заместителя. Разумеется такое может быть только при осуществлении надзора. Далее, прокурор как субъект надзора правомочен проводить отдельные следственные действия, по тем делам, которые уже в производстве. Более того, прокурор может сам вести расследование дела любой категории от начала до конца.
По объекту надзора существуют расхождения во мнениях специалистов. Объектом является точное исполнение законов в деятельности должностных лиц органов предварительного следствия и дознания, ОРД при расследовании уголовных дел. Это одна сторона объекта. Вторая сторона это надзор за правильностью и полнотой регистрации заявлений о преступлениях, за законностью регистрации заявлений органами следствия. Это тоже объект надзора. В ст. 29 «Закона» «предметом является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядком рассмотрения заявлений», а порядок рассмотрения заявлений это не предмет, в объект надзора, а также законность решений это опять таки объект. Короче говоря, все что законодатель называет предметом надзора это будет объект надзора. Это устоявшееся, единое мнение всех специалистов надзора. Объектом является деятельность следователей и др. работников. А предметом будут процессуальные документы, составляемые дознавателем. Пришел прокурор и спрашивает у следователя дело, протоколы допроса, постановление на выполнение экспертизы и т.д. Вот это предмет надзора. Одним из характерных признаков этой области надзора является то, что прокурор осуществляет свои надзорные функции в процессуальной форме. Это означает, что все полномочия прокурора регламентированы уголовно-процессуальным законодательством и в частности ст.37 УПК. Там все полномочия прокурора расписаны. Эти полномочия, которые были даны прокурору, они были характером властно распоряжаться, т.е в этой отрасти прокурор обладает властно распорядительными полномочиями, хотя немало специалистов и специалистов процессуалистов, говорят, что эти властные полномочия надо убрать у прокурора., что бы прокурор не был руководителем расследования. А сегодня эти функции руководства расследованием у прокурора имеются потому, что прокурор имеет право отменить любое решение следователя, чего нет в общем надзоре. Говоря о роли прокурора, нужно сказать, что прокурор обладает еще и административной властью. Он следит за распорядком дел в прокуратуре, за соблюдением дисциплины, за проведением профилактических мероприятий и т.д. Он имеет право призвать к дисциплинарной ответственности следователя.
Сущность надзора в данной отрасли состоит в том, что прокурор следит за неуклонным выполнением органами дознания и следователями, а также оперативными работниками милиции принятых законов о раскрытии и предупреждении преступлений и за тем, что бы гражданин не подвергался незаконному привлечению к уголовной ответственности.
35. Полномочия
прокурора за законностью
Формы (-правовые средства реализации правомочий прокурора. Они нередко указаны в законе – УПК) выявления нарушения:
- ознакомление с материалами уг. дела
Методы (-выработанные прокурорской практикой на основе анализа следственного опыта приемы, пути реализации правомочий прокурора): заслушивание доклада дознавателя; ознакомление с надзорным производством; непосредственное изучение прок-ром уг. дела.
- непосредственное участие прок-ра в расследовании преступления. Прок-р может провести любое следственное действие вместо дознавателя.
- рассмотрение жалоб
на действия и акты
Методы: ознакомление с делом; опрос заявителей; истребование в письм. форме объяснения от дознавателя, следователя; процессуальные действия, которые подтвердили \ опровергли подозрения заявителя.
- участие прок-ра в рассмотрении уг. дел.
- обобщение практики расследования преступлений.
Формы и методы дея-ти прок-ра по устранению нарушения закона:
- указания органам дознания, которые могут быть даны по любому уг делу и следственному действию дознавателя. Чаще всего в письм форме, но м.б. в устной – более оперативно. Они обязательны для органов дознания. Дознаватель м.б. обжаловать вышестоящему прок-ру, но это приостанавливает его исполнения.
- отмена незаконных
и необоснованных
- отстранение дознавателя
от дальнейшего ведения
- изъятие из органов дознания уг дела и передача его др. следователю (дознавателю).
- вынесение прокурором
представления, когда допущена
система нарушений со стороны
одного дознавателя либо единич
Дея-ть прок-ра по предупреждению нарушений закона:
- отказ прок-ра к даче согласия на производство каких-либо процессуальных действий дознавателя
- привлечение к дисципл отв-ти дознавателя (в крайних случаях – к уголовной).
- проведение оперативных и межведомственных совещаний.
- организация учебы
по повышению квалификации
36. Организация прок надзора за законностью процессуальной деятельности органов дознания и органов предв. следствия (на примере районной прок-ры).
В прокуратурах надзор за
исполнением законов осуществля
37. Надзор прок-ра за исполнением законов при возбуждении уг.дела либо отказе в таковом.
Повод к возбуждению уголовного дела – ст.146-147 УПК. Прежде всего – заявления граждан. Иногда дело может быть возбуждено без письменного заявления потерпевшего, а есть просто его объяснение, но дело не возбуждено. Это не верно. Иногда заявление может написано под диктовку.
В стадии возбуждения уголовного дела должно быть принято со стороны прокурора 3 решения:
Следователь может отказать в возбуждении уг дела, в течение 24 часов сообщить прокурору , а прокурор должен в течение 48 часов решить, согласиться или нет на отказ в возбуждении уг дела.
Заявитель может обжаловать несогласие с отказом вышестоящему прокурору, либо в суд. (в старом УПК были статьи 301-303: поступило заявление, следовательно обязательно надо расследовать) Раньше потерпевший мог присутствовать при совершении всех следственных действий, прав было больше.
Информация о работе Сущность и задачи прокурорского надзора в РФ