Сущность и задачи прокурорского надзора в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 13:59, контрольная работа

Описание работы

Цели Прокуратуры: обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.
Прокурорский надзор — специфическая дея-ть гос федеральных органов прокуратуры, осуществляемая от имени РФ и состоящая в проверке точности соблюдения Конституции РФ и исполнения законов, действующих на ее территории. Прок надзор — самостоятельный, специфический вид государственной деятельности.

Работа содержит 1 файл

1. Сущность и задачи прокурорскою надзора в РФ.doc

— 403.50 Кб (Скачать)

3 срока исполнения протеста: →10 дней с момента получения протеста; →во время сессии, если орган коллегиальный; →исключительный/сокращенный – менее 10 дней;

2. представление – правовой акт, в котором прок-р ставит перед соответствующими гос, коммерческими, некоммерческими органами и их должностными лицами вопрос о проведении мероприятий необходимых для устранения нарушений закона, имеющих распространённый характер. Подписывает руководитель прокуратуры. Здесь можно поставить вопрос о дисциплинарной отв-ти лица;

3. постановление – может идти речь о возбуждении административного производства;

4. предостережение – применяется для предотвращения нарушения з-на; и в случаях уже совершённого нарушения;

5. информационные записки – письменный акт; адресуется местным органам власти; ставится вопрос о состоянии законности, правопорядка;

6. требования о проведении  проверок и ревизий;

7. заявление прокурора в суд – письменный акт, его подписывает 1-ое лицо, принимается заявление в суд, когда прокурор не пишет протест должностному лицу, т.к. он его может отклонить.

Варианты реагирования должн. лиц на протест прокурора:

→полностью удовл-ет; →частично удовл-ется; →когда отклонен полностью протест, либо в суд с заявлением, либо к вышестоящему ргану упр-я; →когда игнорируется протест: возбуждается уголовное дело за злоупотребление должн. положением следственным отделом и это лицо привлекается к ответственности;

8. предъявление прокурором иска в порядке ст.45 ГПК – пишет заявление, если гр-н сам не может защитить свои права +в отношении неопред. круга лиц;

9. заявление прокурора – может быть и устным и письменным. Это случаи, когда к прокурору обращается должн. лицо с просьбой истолковать определённый акт. Здесь прокурор изучает законодательство и дает заключение.

26. Внесение прокурором представлений об устранении нарушений закона.

Представление явл наиболее часто применяемым средством  реагирования прокурора на нарушения закона

Представление об устранении нарушений з-на вносится прокурором или его заместителем в орган или должн. лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

В течение месяца со дня  внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений з-на, их причин и условий, им способствующих; о рез-тах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

При рассмотрении представления  коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания.

В случае несоотв-вия  постановлений Правительства РФ «Конституции» РФ и законам РФ Ген. прокурор РФ информирует об этом Президента РФ.

В описательной части  представления обычно перечисляется  выявленные нарушения закона, обс-ва способствующие этим нарушениям, называются должностные и иные лица, виновные в их нарушении.

Если правонарушение совершено впервые – представление в адрес рук-ля органа, если неоднократные нарушения – в адрес вышестоящего органа.

 

27. Объявление прокурором предостережения о недопустимости нарушений закона.

Ст. 251 - предостережение о недопустимости нарушения з-на.

В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должн. лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деят-ти, руководителям общ-ных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения з-на.

В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должн. лицо, которому  оно было объявлено, может быть привлечено к отв-ти в установленном з-ном порядке.

Осн. черты:

1) Правом объявления  предостережения  обладает только  прок-р или его заместитель  прокуратур всех звеньев.

2) объявляется только  должностным лицам.

3) объявляется лишь  при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях.

4) только в письм  форме.

5) применяется в целях предупреждения правонарушения.

 

28. Опротестование прокурором незаконных правовых актов.

Протест – правовой акт, в форме которого прокурор предъявляет юридически обоснованное требование по поводу единичных, отдельных случаев нарушения законности гос органом, должностным лицом.

Применение протеста возможно и на устное незаконное распоряжение лица.

Протест может быть вынесен  в любое время с момента  обнаружения нарушения законности, но иногда его применение может быть нецелесообразным.

Протест подписывает  прокурор (заместители).

Сроки исполнения протеста:

- 10 дн. с момента получения  протеста.

- во время сессии, если  орган коллегиальный.

- исключительный (сокращенный,  менее 10 дней).

Прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должн. лицу,которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должн. лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процесс. зак-вом РФ.

Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа S-та РФ или органа местного самоупр-я — на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения з-на, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О рез-тах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.

При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест.

Протест до его рассмотрения может быть отозван принесшим его лицом.

Варианты реагирования должностных лиц на протест прокурора:

      • Когда протест прокурора полностью удовлетворяет;
      • Когда протест частично удовлетворяется;
      • Когда отклонен полностью протест;
      • Когда игнорируется протест, не поступает никакого ответа без уважительных на то причин (может возбудить уголовное дело);

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

29. Организация работы по надзору за исполнением законов в районной прокуратуре.

Организация работы по надзору за исполнением законов в районной прокуратуре  представляет собой комплекс взаимосвязанных между собой действий, направленных на оптимизацию функционирования прокурорской системы по реализации целей и задач прок-ры. Учитывая, что достижение целей и выполнение задач прок-ры обеспечивается такими конкретными видами деятельности, как прокурорский надзор, уголовное преследование, координация деятельности правоохран-х органов по борьбе с преступностью и др., то организация работы включает в себя в первую очередь организацию осуществления основных направлений деятельности прокуратуры, перечисленных в ст. 1 Закона о прок-ре. В прок-ре д.б. организована работа внутри системы, а также деятел-ть по вспомогательному обеспечению прокурорской системы. Таким образом, содержание организации работы в районной прок-ре можно представить в виде действий, мер, объединенных в единую систему. В нее входят: распределение кадров; распределение обязанностей между прок работниками; организация труда; анализ состояния законности и правопорядка, борьбы с преступностью, прокурорской и следственной практики, прогнозирование и планирование работы; оценка работы прокурорских работников; взаимодействие и координация деятельности структурных единиц; организация и ведение учета, отчетности, материально-техническое и финансовое обеспечение.

Надзор за исполнением  законов гражданами:- в области налогообложения;  -в области исполнения законов о наследовании;- в области законов, касающихся воспитания несовершеннолетних;- в области исполнения законов об оружии.

Пример: В районном центре граждане написали жалобу на своего соседа, гражданина, проживающего в том же районном центре на  неправильное поведение, оскорбления и дебоши. Прокурор через повестку пригласил гражданина. Приглашенный явился. Прокурор прежде всего должен был убедиться в личности гражданина и соответствии  его тому, что этот тот самый, на которого поступила жалоба,  и обратил внимание  что этот гражданин не зарегистрирован по месту жительства , не прописан и не состоит на учете в воинской части. Вот так было выявлено сразу двойное нарушение закона. Далее действия прокурора есть два пути:

1 Вынести постановление  об административной ответственности и направить это постановление в администрацию района

2 Представление на имя начальника  РОВД, в котором говорится, что гражданин  проживает в данном населенном пункте, однако прописки не имеет и поставить вопрос об ответственности участкового инспектора, который не проследил,  и возложить на него обязанность проследить за исправлением данных нарушений.

 

30. Прием граждан прокурором. Анализ и обобщение жалоб и заявлений в прокуратуре.

Закон о прок-ре ст. 10 обязывает прокуроров рассматривать и разрешать заявления, жалобы и иные обращения граждан, содержащие сведения о нарушениях законов. При этом подлежат рассмотрению и разрешению как письменные, так и устные обращения, поступившие в прокуратуру. Право обращения граждан с жалобами и заявлениями, будучи одним из важнейших социально-правовых институтов, активно используется прокурорами в качестве одного из основных способов обеспечения законности, охраны прав и свобод граждан, в определенной мере и охраны гос-х интересов. Работая с обращениями граждан, т.е. рассматривая и разрешая их жалобы и заявления, прокуроры и следователи получают ценную информацию: 1. о нарушениях прав и свобод граждан, допускаемых в регионах; 2. о преступлениях и др. общественно-опасных правонарушений, совершаемых как лицами проживающими в регионе, так и другими лицами; 3. об органах и должностных лицах, нарушивших права и свободы гр-н и совершившие иные правонарушения; 4. об органах и должн лицах, не выполняющих требования зак-ва об обращениях граждан, т.е. иными словами, не принимающих меры к удовлетворению жалоб и заявлений. Работу по рассмотрению и разрешению заявлений, жалоб и иных обращений гр-н и приему посетителей организует контролирует прокурор – руководитель районной, областной и им приравненных прокуратур, а так же начальники структурных подразделений  прок-ры. В составе ген прок-ры РФ имеются Управление по рассмотрению писем и приему граждан, а в прокуратурах субъектов РФ – отделы, группы или старшие помощники по рассмотрению писем и приему граждан. В органах прок-ры осуществляется личный прием граждан в течение всего рабочего дня. В соот-ии с требованиями ген. прок-ра РФ руководители прокуратур обязаны принимать лично граждан не реже раза в неделю. Все заявления и жалобы до передачи их на рассмотрение и разрешение подлежат обязательной регистрации. Заявления и жалобы граждан и должностных лиц, поступающие в прокуратуру, рассматриваются и разрешаются  прокурором не позднее месяца, а не требующие изучения и проверки – 15 дней, если иной срок не предусмотрен законом. Если требования заявителя признаны обоснованными, заявление или жалоба подлежит удовлетворению. О решении по заявлению или жалобе письменно сообщается заявителю с указанием принятых мер по восстановлению нарушенных прав и свобод, а при отказе в удовлетворении – о мотивах отклонения со ссылкой на закон. Во всех случаях отказа в удовлетворении заявления или жалобы заявителю разъясняется порядок обжалования принятого прокурором решения в вышестоящую прок-ру, а так же право обращения в суд, если такое предусмотрено законом. В органах прок-ры не раже 2 раз в год осуществляется комплексный анализ работы по рассмотрению и разрешению заявлений, жалоб и иных обращений граждан с составлением соответствующего акта или справки. На основе результатов анализа принимаются меры к устранению имеющихся ошибок и недостатков в работе, совершенствованию правозащитной деятельности прок-ры. 

Закон "О милиции" и Приказ Министра МВД: все заявления  о преступлениях должны регистрироваться в Книге учета №1. Все сообщения, полученные по телефону, регистрируются в Книге учета №2. Ведомственный контроль ведется в лице начальника. Это несовершенный контроль, поэтому нужен надзор.

Методы выявления  прокурором сокрытых заявлений от регистрации: 1) Прокурор должен интересоваться данными лечебных учреждений (не поступали ли лица с ранами, имеющими криминальный характер). Работники должны сообщать об этих данных. 2) Прокурор должен интересоваться информацией от страховых компаний (кражи, угон). Потом проверить в дежурной части. 3) Истребовать данные из бухгалтерии вневедомственной охраны о кражах по вине сторожей. 4) Данные скорой помощи о выездах. 5) Через общественных помощников в гостиницах, ресторанах поинтересоваться не было ли сведений о кражах, хулиганствах. 6) Должен посмотреть книгу приема и сдачи дежурств, корешки протокола задержанных. 7) В канцелярии УВД должен посмотреть журнал приема граждан руководителей. $) Наряды по списанию материалов по актам, рапортам оперативных работников. 9) Наряды по выдаче паспортов взамен утерянных. 10) Посмотреть книгу учета угнанных машин. 11) Посмотреть книгу жалоб и предложений.

31. Предмет надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

Предметом надзора является соблюдение прав и свобод чел-ка и  гр-на федеральными  министерствами, государственными комитетами, службами и иными фед. органами исполн. власти, представительными (законодательными) и исполнительными  органами S-тов РФ, органами местного самоупр-я, органами военного управления, органами контроля, их должн. лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Органы прокуратуры  не подменяют иные государственные  органы и должностных  лиц, которые осущ-ют контроль за соблюдением прав и свобод чел-ка и гр-на, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций.

Осн цель прок надзора  – достижение такого положения, когда  права и свободы чел-ка и гр-на реально соблюдаются всеми органами, должностными и иными лицами, когда граждане уверены, что их права и интересы надежно защищены и что они в случае нарушения этих прав и свобод могут рассчитывать на помощь соответствующих гос органов, в том числе и органов прокуратуры.

В ходе выполнения указанной  задачи прокурор рассматривает и проверяет жалобы, заявления и иные сообщения  о нарушении прав и свобод человека и гражданина, разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод, принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод, привлечению к ответственности виновных и возмещению причиненного ущерба.

Информация о работе Сущность и задачи прокурорского надзора в РФ