Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 23:13, курсовая работа
Актуальность темы исследования заключается в том, что современная судебная система России представляет собой упорядоченное построение судов, осуществляющих судебную власть путем отправления правосудия, в соответствии с их компетенцией, имеющих общие задачи и цели. В последние годы значительно расширена компетенция судов по разрешению правовых споров.
Введение
Актуальность темы исследования заключается в том, что современная судебная система России представляет собой упорядоченное построение судов, осуществляющих судебную власть путем отправления правосудия, в соответствии с их компетенцией, имеющих общие задачи и цели. В последние годы значительно расширена компетенция судов по разрешению правовых споров.
Судебная власть – это реализуемая судами возможность оказывать воздействие на поведение людей и социальные процессы с помощью применения юридических мер воздействия. Осуществление правосудия является исключительной прерогативой судебной власти.
Судебная система – это совокупность судов, построенных в соответствии с их компетенцией, поставленными перед ними задачами и стоящими перед ними целями.
Интерес к заявленной теме настоящей курсовой работы обусловлен, с одной стороны, недостаточной разработанностью проблемы в юридической науке, с другой - необходимостью совершенствования действующего законодательства и повышения эффективности его применения.
Проблема исследования заключается в том, существует проблема обеспечения независимости судьи от влияния других ветвей власти, от давления со стороны различных политических группировок и социальных групп для того, чтобы суд мог успешно выполнять свои функции. Эти и другие проблемы, поиск их решения и доказывают актуальность данного исследования.
Степень научной разработанности. Данная тема разрабатывалась на протяжении многих лет. Можно отметить таких ученых-юристов как Баглай М.В., Жуйков В.М., Воеводин Л.Д., Барченко А.И., Юдин В., Лебедев В.М., Вавилов С.В. и многие другие.
Целью исследования являлось исследование сущности судебной системы и статуса судей в РФ.
Для достижения поставленной цели нами были решены следующие задачи:
Объектом исследования является формирование органов судебной власти, которые в совокупности образуют судебную систему РФ, а также общественные отношения, возникающие в сфере определения особенностей правового статуса судьи в Российской Федерации.
Предметом исследования выступает система судебных органов, которые наделены особым статусом, способы их формирования, но также и порядок формирования судейского корпуса, деятельность, полномочия, работа и специфика статуса судей РФ.
Методология исследования. При изучении данной темы был использован исторический метод, сравнительно-правовой метод, метод анализа нормативных источников, учебной и специальной литературы.
Курсовая работа выполнена объемом 41 машинописных страниц, состоит их введения, 2 разделов, 8 подразделов, заключения, списка использованной литературы в количестве 25 источников.
Раздел I Основные положения судебной системы РФ
1.1 Понятие судебной системы РФ
Судебная система - совокупность
всех судов государства, имеющих общие
задачи, связанных между собой отношениями
по осуществлению правосудия. Каждое из
звеньев судебной системы представляет
собой совокупность судов одинаковой
компетенции. Судебная система РФ устанавливается
Конституцией РФ и Федеральным конституционным
Законом «О судебной системе Российской
Федерации» с учетом в необходимых случаях
федерального и административно-
Единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается путем:
В Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации.
Систему федеральных судов составляют:
Законом «О судебной системе РФ» предусмотрены суды субъектов Российской Федерации - конституционные (уставные) суды и мировые судьи.
Конституционный Суд Российской Федерации - один из высших федеральных судов, осуществляющий конституционный контроль. Не поднадзорен никаким органам, его решения носят обязательный характер.
Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции.2
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов.
К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.
Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции, и арбитражные суды представляют собой три абсолютно независимых друг от друга части общей судебной системы. Все они имеют общие задачи по охране конституционного строя, политической и экономической систем, обеспечению законности и правопорядка, защите прав и интересов граждан. В Законе «О судебной системе РФ» говорится, что единство судебной системы достигается путем установления судебной системы конституционным законом, соблюдения всеми судами установленных правил производства, применения всеми судами Конституции РФ и других федеральных законов, признания обязательности исполнения вступивших в силу судебных решений на всей территории Российской Федерации, закрепления единства статуса судей, финансирования органов судебной власти за счет средств федерального бюджета. В то же время каждая из этих трех частей судебной системы имеет свою компетенцию и не вмешивается в деятельность других.
Система судов общей юрисдикции
состоит из Верховного Суда РФ, Верховных
судов республик в составе РФ, краевых,
областных судов, судов автономных округов
и автономной области, городских судов
Москвы и Санкт-Петербурга, районных (городских)
судов. В систему судов общей юрисдикции
входят военные суды, действующие в Вооруженных
Силах: военные суды гарнизонов, округов,
флотов. К ней также относятся и мировые
судьи, порядок назначения которых и компетенция
законом пока не определены. Система судов
общей юрисдикции является централизованной
- возглавляется Верховным Судом РФ, который
является высшим судебным органом по гражданским,
уголовным и административным делам. Организуются
суды, входящие в эту систему, либо в соответствии
с административно-
Система арбитражных судов
включает Высший Арбитражный Суд
Российской Федерации, федеральные арбитражные
суды округов, арбитражные суды республик,
краев, областей и других субъектов Российской
Федерации. Возглавляется она Высшим Арбитражным
Судом РФ, т.е. тоже является нейтрализованной.
Суды, входящие в эту систему, действуют
как в пределах административно-
Судебным звеном являются суды, наделенные одинаковой компетенцией, с одинаковой структурой и занимающие одинаковое место в судебной системе.
Мировые судьи и районные (городские) суды образуют первое звено системы судов общей юрисдикции. Причем, районный суд является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района. Областные и соответствующие им суды - второе звено, Верховный Суд РФ - третье (высшее) звено.
Суды первого звена рассматривают основной объем судебных дел. Суды второго и третьего звена (вышестоящие) правомочны проверять законность и обоснованность решений судов первого звена (нижестоящего). Пересмотр дел в порядке надзора не является третьей инстанцией, поскольку допускается в исключительных случаях3.
Военные суды также состоят из трех звеньев:
По трехзвенной схеме построена и система арбитражных судов. Арбитражные суды республик, краевые, областные и другие соответствующие им арбитражные суды субъектов Федерации образуют первое, основное звено. Второе (среднее) звено составляют арбитражные окружные суды. Третье (высшее) звено представляет Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.
1.2 Принципы деятельности судебной системы РФ
Принципы деятельности судебной системы РФ - характерные черты деятельности судебной системы на территории РФ.
Принципы организации и осуществления правосудия:
Законность - это принцип точного и повсеместного исполнения всеми органами государства, должностными лицами и гражданами требований закона. Законность - важнейшее проявление демократии, поскольку власть народа реализуется в установленном и надлежащем исполнении законов и иных правовых актов.
Принцип законности правосудия требует, чтобы по каждому вынесенному судом приговору и решению была ссылка на соответствующую норму материального права и было мотивировано ее применение с учетом обстоятельств дела и характеристики его участников. Принимая решение (приговор) по уголовному делу, суды руководствуются нормами Уголовного кодекса РФ, и никакие другие законы и подзаконные акты не могут быть применены.
В содержание принципа законности правосудия входит и требование точного соблюдения судами норм процессуального права. Здесь следует иметь в виду два обстоятельства. С одной стороны, только путем строгого соблюдения правил судебной процедуры всеми участниками судебного процесса суд может успешно выполнять правоохранительную функцию укрепления законности и правопорядка, с другой - именно с помощью установленных процедур суд получает объективные материалы для применения соответствующей нормы материального права и в итоге может вынести законное и обоснованное решение.4
Принцип законности правосудия - универсальный принцип. Его широкое и разностороннее содержание помогает формулировать и определять отдельные стороны других принципов правосудия. Соблюдение же всех принципов правосудия в конечном итоге будет свидетельствовать и о торжестве законности в правосудии.
Принцип осуществления правосудия только судом закреплен Конституцией РФ. Этот принцип в той или иной формулировке воспроизводится во многих законодательных актах, регулирующих вопросы правосудия. Суд является единственным органом, уполномоченным осуществлять правосудие как особую функцию государственной власти.
Акты правосудия (приговоры и иные судебные решения) после вступления в законную силу приобретают обязательную силу. Решения суда
могут изменить или отменить только вышестоящие суды, круг которых четко ограничен указанными выше законами.
Рассматривать и разрешать гражданские и уголовные дела суд способен, если он законен, компетентен и беспристрастен. Существенное значение в обеспечении перечисленных свойств на этом направлении имеет определение законом состава суда на основе единоличного и коллегиального начал, который должен рассматривать конкретное дело. Состав суда определяется федеральным законом и зависит от инстанции, в которой рассматривается дело.