Судебная система и статус судей в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 23:13, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования заключается в том, что современная судебная система России представляет собой упорядоченное построение судов, осуществляющих судебную власть путем отправления правосудия, в соответствии с их компетенцией, имеющих общие задачи и цели. В последние годы значительно расширена компетенция судов по разрешению правовых споров.

Работа содержит 1 файл

курсовая2012.docx

— 91.02 Кб (Скачать)

Законодательством установлено  положение, в соответствии с которым  каждое дело должно быть рассмотрено  одним и тем же составом суда.

Содержание принципа «осуществление правосудия только судом» включает осуществление  судебной деятельности во всех ее формах, т.е. разрешение дел по существу в первой инстанции, разбирательство в кассационной (апелляционной) инстанции и в надзорном порядке (в том числе и по вновь открывшимся обстоятельствам).

Доступность судебной защиты включает и права несовершеннолетних граждан. Ребенок может самостоятельно обратиться в суд по достижении 14-летнего возраста, судебную защиту прав малолетних осуществляют их родители или законные представители.

Доступность судебной защиты подкрепляется обязанностью суда принять  обращение к рассмотрению, отказ  возможен только в случаях, предусмотренных  законом.

Судебная защита осуществляется судом в порядке конституционного, гражданского, административного и  уголовного судопроизводства. Сложившаяся  система законодательства обеспечивает доступность судебной защиты граждан  от посягательства на жизнь, здоровье, имущество, честь и достоинство, а также от незаконных решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.

Конституция, закрепившая  принцип доступности судебной защиты, дает основание для использования  в этой сфере международных правовых стандартов.

Конституция РФ (ст. 19)5 провозглашает равенство всех перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина во всех сферах политической и социально-экономической жизни государства независимо от пола и расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Одной из гарантий соблюдения принципа равенства всех перед законом  и судом является установление уголовной  ответственности за нарушение равенства  граждан в зависимости от их социального, имущественного и других отличий, причинившее  вред их правам и интересам.

Конституционный принцип состязательности и равноправия  сторон находит развитие в соответствующих процессуальных положениях, регламентирующих рассмотрение уголовных, гражданских и арбитражных дел.

Принцип состязательности и  равноправия сторон находит наиболее полное воплощение при рассмотрении дела в судебном заседании по первой инстанции. Данный принцип прослеживается и в вышестоящих инстанциях. В  кассационной инстанции на жалобу одной  стороны другая может представить  свои возражения. При явке сторон они привлекаются к процедуре кассационного рассмотрения.6

Конституция специально выделяет право граждан на защиту, когда  это связано с правосудием. В соответствии со ст. 48 Конституции каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления, имеет право на получение квалифицированной юридической помощи.

В соответствии с нормами  Уголовно-процессуального кодекса  РФ7 содержание принципа презумпции невиновности может быть сведено к следующим основным положениям:

  • никто не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
  • никто не может быть признан виновным в совершении преступления, а также подвергнут уголовному наказанию иначе как приговору суда и в соответствии с законом;
  • обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Суд, прокурор, следователь и дознаватель обязаны полно, всесторонне и объективно исследовать обстоятельства дела, не перелагая эти свои обязанности на обвиняемого;
  • при осуществлении правосудия недопустимо пользоваться доказательствами, полученными с нарушением закона. Они признаются не имеющими юридической силы и не могут быть положены в основу обвинения;
  • запрещено домогаться показаний обвиняемого путем насилия, угроз и иных незаконных мер, а признание обвиняемым своей вины может быть положено в основу обвинения лишь при подтверждении признания совокупностью имеющихся доказательств;
  • арест, предъявление обвинения и предание обвиняемого суду не решает вопроса о его виновности, она должна быть доказана и подтверждена в суде;
  • все неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.

Конституционный принцип независимости судей нашел отражение и развитие во многих актах федерального законодательства, регламентирующих разные стороны осуществления правосудия и деятельности судов.

Проблема обеспечения  независимости судей связана  с их взаимоотношениями с другими  государственными структурами, хозяйственными и иными организациями, должностными лицами и гражданами. Независимость  судей проявляется также и  во внутрисудебных отношениях с другими участниками процесса и с вышестоящими судебными органами. Судьи по закону обеспечиваются условиями для беспрепятственного и эффективного осуществления их прав и обязанностей, реальными гарантиями независимости и введением ответственности за незаконное вмешательство в их деятельность.

Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом. Конституционный принцип означает, что, в отличие от деятельности других государственных органов, во всех судах судебной системы России (общей юрисдикции, включая военные, и в арбитражных судах) рассмотрение конкретных уголовных, гражданских (арбитражных) и административных дел происходит гласно, в открытых судебных заседаниях. На судебные заседания допускаются все граждане, а по

уголовным делам - не моложе 16 лет, кроме тех случаев, когда они являются обвиняемыми, потерпевшими или свидетелями по делу.8

Конституционный принцип гласности в деятельности суда, с одной стороны, обеспечивает воспитательное значение судебных процессов, с другой - свидетельствует о демократических началах судопроизводства. В залах судебных заседаний могут присутствовать и освещать работу суда корреспонденты газет, радио, телевидения и других средств массовой информации. Размещение и использование соответствующей радио- и телевизионной аппаратуры допускается с разрешения председательствующего в судебном заседании. На судей возлагается обязанность обеспечить для населения и представителей средств массовой информации возможность присутствовать при судебном разбирательстве дел.

В соответствии с Конституцией РФ государственным на всей территории России является русский язык. Республики вправе устанавливать свои государственные языки. Признавая равноправие всех наций и народностей, населяющих Россию, с учетом ее политико-территориального устройства, Конституция установила право каждого на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения.

Универсальность конституционного принципа государственного национального языка судопроизводства в том, что без права каждого свободно пользоваться родным языком в конечном итоге невозможно было бы реализовать многие важнейшие принципы правосудия.

1.3 Классификация судов по процессуальной компетенции

Понятие «судебная инстанция» относится к основным характеристикам  судебной системы. На инстанции суды разделяются в зависимости от процессуальной компетенции, при которой один суд - вышестоящий - имеет право проверять решения нижестоящего и в случае их необоснованности и незаконности изменять и отменять эти решения.

В соответствии с процессуальной компетенцией суды разделяются на суды первой, второй (кассационной) и надзорной инстанции.

Суд первой инстанции - это разбирательство дела по существу с целью осуждения или оправдания подсудимого - по уголовному делу и удовлетворения иска или отказа в иске - по гражданскому делу. Дела по первой инстанции могут рассматривать все суды в пределах своей компетенции, но основное количество уголовных и гражданских дел по первой инстанции рассматривают районные суды. Наиболее сложные или особого общественного значения судебные дела рассматривают по существу вышестоящие суды вплоть до Верховного Суда Российской Федерации (ст.38 УПК РФ)9. Принять дело к производству Верховный Суд РФ может как по собственной инициативе, так и по инициативе Генерального прокурора РФ при наличии ходатайства обвиняемого.

Процесс разбирательства  дела заключается в анализе судьей (судьями, народными заседателями, присяжными) доказательств и установлении истины. В результате разбирательства уголовного дела суд выносит приговор, а по гражданскому делу - решения, которые не могут быть ни изменены, ни отменены этим судом. Решения и приговоры большинства судов в течение установленного законом срока (7 дней для приговора, 10 дней для решения) не вступают в законную силу и могут быть обжалованы в кассационном порядке подсудимым, потерпевшим, истцом или ответчиком либо опротестованы прокурором в суд второй инстанции.

Суд второй инстанции - для мировых судей и районных судов - областной и соответствующие ему суды, а для областного суда - Верховный Суд Российской Федерации, на основании жалоб заинтересованных лиц или кассационного протеста прокурора проверяет законность и обоснованность решений суда первой инстанции, не вступивших в законную силу, и полномочен:

  • признав приговор (решение) правильным, оставить его в силе, а кассационную жалобу или протест без удовлетворения;
  • установив, что приговор (решение) суда первой инстанции не соответствует материалам дела, отменить его и передать дело на новое рассмотрение; прекратить дело и направить уголовное дело на дополнительное расследование; изменить в определенных пределах приговор или решение; вынести новое решение по гражданскому делу.
  • по итогам кассационного разбирательства дела суд второй инстанции выносит определение, которое вступает в законную силу немедленно и не подлежит ни обжалованию, ни опротестованию в кассационном порядке. Оно может быть опротестовано лишь в порядке судебного надзора.

Суд надзорной  инстанции по протестам лиц, указанных в законе (председатели областных и соответствующих судов, председатели Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ и их заместители, прокуроры республик, краев, областей, Генеральный прокурор РФ и его заместители) проверяет законность и обоснованность вступивших в законную силу решений суда первой инстанции, а также решений суда кассационной инстанции либо нижестоящей надзорной инстанции. Пересмотр дел в порядке надзора возможен только в президиумах судов субъектов Российской Федерации, в судебных коллегиях и в Президиуме Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также в военных судах округов и им соответствующих судах. Разбирательство осуществляется без участия народных заседателей; в судебном заседании, как правило, не участвуют лица, заинтересованные в деле.10

В зависимости от результатов  рассмотрения дела надзорная судебная инстанция может оставить без изменения опротестованные судебные акты или отменить (изменить) их (в случае несоответствия их закону) с передачей дела на новое рассмотрение с любой состоявшейся стадии процесса, например со стадии рассмотрения дела в суде первой инстанции, либо прекратить дело. Судебные акты надзорных инстанций (постановления президиумов или определения коллегий) вступают в законную силу немедленно.

В системе арбитражных  судов суды первого звена выступают  не только в качестве судов первой инстанции, но и повторно рассматривают  их в апелляционном порядке. Федеральный  арбитражный суд округа проверяет  в кассационном порядке судебные акты арбитражных судов первого  звена по делам, рассмотренным в  первой и апелляционной инстанциях. Высший Арбитражный Суд РФ рассматривает в качестве суда первой инстанции дела, отнесенные законом к его исключительной компетенции, и проверяет в порядке надзора судебные акты других арбитражных судов РФ. Следует иметь в виду, что, несмотря на термины «вышестоящий» и «нижестоящий», дистанционная взаимосвязь судов исключает подчинение одних судов другим. Закон четко обозначил границы компетенции судов кассационной и надзорной инстанций.

Суд вышестоящей  инстанции может отменить приговор, но не вправе дать указания о квалификации содеянного, о мере наказания, об оценке доказательств, характере решения.

1.4  Анализ состояния современных проблем судебной системы РФ

Решение современных проблем российского  суда – это не только вопрос компетенции  самого судейского сообщества, хотя его  профессиональное мнение имеет большое значение. Это, по сути, задача всего юридического сообщества (ученых, представителей прокуратуры и адвокатуры, корпоративных юристов) и институтов гражданского общества, заинтересованных в авторитетном независимом суде. Значительную роль должна играть и позиция самих граждан, которые либо имеют опыт участия в судебных процессах, либо могут его получить, причем в самых разных качествах – стороны в гражданском процессе, обвиняемого, свидетеля или потерпевшего в уголовном процессе или присяжного при рассмотрении дела о тяжких уголовных преступлениях. Судебная система в демократическом обществе существует для защиты законных прав граждан, которые должны иметь право высказывать свое мнение по поводу ее эффективности.

Поэтому в настоящее время  предпринято  множество попыток представить  максимально широкий спектр мнений по вопросам состояния проблем в  российской судебной системе:

Информация о работе Судебная система и статус судей в РФ