Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 15:41, реферат
Судебная система — совокупность всех судов государства, имеющих общие задачи, связанных между собой отношениями по осуществлению правосудия.
ОСНОВНЫЕ
ПОЛОЖЕНИЯ СУДЕБНОЙ
СИСТЕМЫ РФ
Судебная
система — совокупность
всех судов государства,
имеющих общие задачи,
связанных между собой
отношениями по осуществлению
правосудия.
В настоящее время судебная система РФ состоит из следующих судов:
1. Конституционная юстиция. Она включает Конституционный Суд РФ, действующий на основании Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", а также конституционные и уставные суды в субъектах РФ, которые, однако, не составляют единой системы с федеральным Конституционным Судом.
2. Суды общей юрисдикции. Они включают Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды автономной области и автономных округов, городские суды Москвы и Санкт-Петербурга, районные суды, а также военные суды (в гарнизонах, армиях, флотилиях и т. д.). Они осуществляют правосудие по уголовным, гражданским делам и делам, возникающим из административных правонарушений. Судьями общей. юрисдикции субъектов РФ являются мировые судьи, которые в пределах своей компетенции рассматривают гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции. Полномочия и порядок деятельности мирового судьи устанавливаются федеральным законом и законом субъекта РФ.
3. Арбитражные суды. В эту систему входят Высший Арбитражный суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды республик и других субъектов РФ. Арбитражные суды действуют на основе Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации". Они осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения ряда иных дел.
Федеральный
конституционный закон
В
Конституции РФ установлен строгий
запрет на создание чрезвычайных судов.
Это означает, что ни при каких,
даже самых экстремальных условиях
(военное или чрезвычайное положение
и пр.) не могут появиться на свет какие-либо
временные псевдосуды или трибуналы, выпадающие
из конституционно-обусловленной судебной
системы и действующие без процессуальных
гарантий, присущих демократическому
правосудию. Следует иметь в виду, что
такими судами не являются существующие
ныне военные суды, которые являются частью
федеральной судебной системы и рассматривают
дела о преступлениях военнослужащих
и лиц, приравненных к ним по закону.
КОНСТИТУЦИОННЫЙ
СУД РФ
Конституционный суд
РФ - специализированный орган правовой
охраны Конституции, деятельность которого
в данной области имеет контрольный характер.
Это определяется прежде всего
тем, что он наделен правом отмены
актов, не соответствующих Конституции
Российской Федерации.
Согласно статье 125 части 1 Конституционный
Суд состоит из 19 судей, которые
назначаются на должность
Основными принципами
Часть вторая статьи 125 Конституции РФ регулирует наиглавнейшее полномочие Конституционного Суда - контроль за соответствием Конституции РФ различных правовых актов. К субъектам возбуждения такого рода дел в Конституционном Суде относятся: Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ.
Отправной точкой в сфере
Определены также объемы
В части третьей статьи 125 дана характеристика полномочий Конституционного Суда РФ, которую следует определить как разрешение споров, имеющих конституционное значение. Такого рода споры, как показывает мировой опыт и опыт нашей страны, имеют важное значение для государства, его социально-экономической, политической системы и для каждого гражданина.
Конституция России наделяет
Конституционный Суд правом
В части четвертой статьи 125 закрепляется
полномочие Конституционного
В части пятой статьи 125 впервые в отечественной практике за специализированным органом конституционного контроля закреплено право толкования российской Конституции. Эта функция обусловлена самой природой данного органа. Без нее невозможен реальный и эффективный конституционный контроль, однако в соответствии с частью пятой статьи 125 давать толкование Конституции по своей инициативе Конституционный Суд не может. Эту деятельность он осуществляет лишь по запросу ряда государственных органов и должностных лиц. Толкование Конституции Конституционным Судом, проведенное в таком порядке, имеет официальный и общеобязательный характер для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.
В части шестой статьи 125 прописаны положения об обязательном соответствии правовых и иных актов, а также международных договоров Конституции РФ. Акты и договоры, признанные неконституционными, утрачивают свою силу.
В части седьмой статьи 125 определены
полномочия Конституционного Суда,
связанные с процедурой отрешения Президента
РФ от должности. Именно этот орган рассматривает
дела о даче заключения о соблюдении установленного
порядка выдвижения обвинения Президента
РФ в государственной измене или совершении
иного тяжкого преступления. Данные действия
Конституционный Суд совершает по запросу
Совета Федерации.
ВЕРХОВНЫЙ
СУД РФ
Придание Верховному Суду РФ
статуса высшего судебного
Перечень дел, в отношении
В настоящее время Верховный Суд РФ действует в составе Пленума, Президиума, Судебной коллегии по гражданским делам, Судебной коллегии по уголовным делам и Военной коллегии. Полномочия Верховного Суда определены Законом РСФСР от 8 июля 1981 г. "О судоустройстве РСФСР", Гражданским процессуальным и Уголовно-процессуальным кодексами РСФСР и Российской Федерации. Он рассматривает дела в качестве суда первой инстанции в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Последние три вида производства и есть деятельность, выполняя которую Верховный Суд, как указано в статье 126, "осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор".
Длительно считалось
АРБИТРАЖНЫЙ
СУД РФ
В России судебная власть в сфере, относящейся к гражданским и административным делам, осуществляется двумя самостоятельными судебными системами: судами общей юрисдикции и арбитражными судами, возглавляемыми Высшим Арбитражным Судом РФ.
Такой дуализм не известен
большинству государств "дальнего
зарубежья". Его можно объяснить
существованием длительное
Организация и деятельность арбитражных судов определяются в настоящее время Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 4 июля 1991 г. "Об арбитражном суде" (действует с 1 октября 1991 г. и от 7 июля 1993 г.), а также Арбитражном процессуальным кодексом (принят Верховным Советом РФ 5 марта 1992 г., действует с 15 апреля 1992 г.). Система арбитражных судов РФ включает в себя краевые, областные, городские арбитражные суды, арбитражные суды автономной области и арбитражные суды автономных округов.
Высший Арбитражный Суд выполняет следующие функции: разрешает отнесенные к его ведению экономические споры и иные дела, действуя в качестве суда первой и второй инстанции в порядке, предусмотренном для всех арбитражных судов; осуществляет судебный надзор, т.е. проверку законности и обоснованности вступившей в законную силу решений и определений арбитражных судов; дает разъяснение по вопросу судебной практики.
К ведению Высшего Арбитражного Суда отнесено разрешение только тех экономических споров и иных дел, которые прямо предусмотрены Арбитражным процессуальным кодексом РФ (от 14 июня 2002 г.) и иными законодательными актами РФ, а также межгосударственными соглашениями и международными договорами.
В статье 127 говорится об иных
делах, рассматриваемых Высшим
Арбитражным Судом. Прежде
Статья 127 Конституции возложила
на Высший Арбитражный Суд
судебный надзор за