Автор: i****************@mail.ru, 28 Ноября 2011 в 12:12, курсовая работа
Целью данной работы является изучение конституционно-правовых основ судебной системы в Российской Федерации и рассмотрение видов судебных органов.
Задачи:
В общем охарактеризовать Судебную систему Российской Федерации;
Дать характеристику судам общей юрисдикции;
Рассмотреть основные положения, касающиеся Верховного Суда Российской Федерации;
Описать основные положения Арбитражного Суда РФ;
Охарактеризовать Конституционный Суд Российской Федерации.
Введение 3
1. Судебная система Российской Федерации 4
2. Суды общей компетенции (юрисдикции) 7
3. Верховный Суд Российской Федерации 13
4. Арбитражные суды 16
5. Конституционный Суд 19
Заключение 22
Список источников и литературы 23
Содержание
Введение 3
1. Судебная система Российской Федерации 4
2. Суды общей компетенции (юрисдикции) 7
3. Верховный Суд Российской Федерации 13
4. Арбитражные суды 16
5. Конституционный Суд 19
Заключение 22
Список
источников и литературы 23
Актуальность
Судебная власть является одним из трех фундаментальных и равноценных столпов, на которых зиждется устройство современных демократий. На судей возлагается обязанность принимать окончательное решение по вопросам свобод, прав, обязанностей и собственности граждан и неграждан. Независимость судей является залогом законности и неотъемлемой гарантией для всех лиц, кто добивается правосудия и защиты прав человека. Чтобы установить, может ли орган власти считаться независимым, «необходимо принимать во внимание, в частности, процедуру назначения его членов и срок их пребывания в должности, существование гарантий, препятствующих оказанию давления на них, а также то, имеет ли указанный орган внешние атрибуты независимости».
Объект: Конституционно-правовые основы государственной власти Российской Федерации.
Предмет: Судебная система Российской Федерации.
Целью данной работы является изучение конституционно-правовых основ судебной системы в Российской Федерации и рассмотрение видов судебных органов.
Задачи:
Современная судебная система России представляет собой упорядоченное построение судов, осуществляющих судебную власть путем отправления правосудия, в соответствии с их компетенцией, имеющих общие задачи, цели, организованных и действующих на единых демократических принципах.
В Российской Федерации
судебная система построена на основе
Конституции (ст.118,125,126,127)1 и Законом
о судебной системе2. Судебная система
строится в соответствии с национально-государственным
и административно-
Субъекты РФ вправе
иметь собственное
В судебную систему страны входят как федеральные суды, так и суды субъектов РФ.
Федеральный суд - орган государственной власти, который создается и упраздняется только Конституцией РФ (высшие судебные суды) или федеральным законом (другие федеральные суды). Согласно ст.17 ФЗ «О судебной системе», ни один суд не может быть упразднен, пока отнесенные к его ведению вопросы отправления правосудия одновременно не переданы в юрисдикцию другого суда.
К федеральным судам относятся:
· Конституционный Суд РФ;
· федеральные суды общей юрисдикции (Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды;
· военные и специализированные суды;
· федеральные арбитражные суды - Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ.
Федеральные конституционные
законы предусматривают создание других
судов федерального уровня. Так, Закон
об арбитражных судах
К судам субъектов РФ относятся:
· конституционные суды субъектов РФ;
· мировые судьи.
Законодательством
установлен исчерпывающий перечень
судов, которые могут существовать
в стране. Конституция не исключает
возможность создания специализированных
судов (судов специальной юрисдикции)
Судебная система, существующая в настоящий момент, приобрела такой вид с 1 января 1997 года, когда был введен в действие «Закон о судебной системе».
Система судов, которая осуществляет судебную власть в данный момент, должна гарантировать:
· соблюдение суверенных прав Российской Федерации и прав субъектов Российской Федерации по реализации функций государственной власти;
· независимость судебной системы от законодательной и исполнительной ветвей власти
· доступность правосудия на равных основаниях для всех граждан;
· рассмотрение дел в судах и судьями, к подсудности которых эти дела относятся законом;
· действенная защита прав и свобод человека и гражданина в установленном законом порядке;
· право сторон на пересмотр всех приговоров и решений судов первой инстанции вышестоящим судом;
· право граждан на участие в осуществлении правосудия.
Недопустимо принятие
законов, которые отменяют или умаляют
самостоятельность органов
Суды общей юрисдикции входят в единую систему судов страны как организационно обособленные и самостоятельные. Данная система возглавляется Верховным Судом РФ и подразделяется на две подсистемы:
· общие (гражданские) суды, которые рассматривают общие уголовные, гражданские и административные дела:
· военные суды, которые осуществляют правосудие в Вооруженных Силах РФ и других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Высшим звеном в
системе судов общей юрисдикции
является Верховный Суд РФ. Среднее
звено представляют Верховными судами
республик в составе
Высшее звено военных
судов представлено Военной коллегией
Верховного Суда РФ. К среднему звену
военных судов относятся
Верховный Суд РФ создан в силу прямого предписания Конституции РФ. Другие суды общей юрисдикции создаются и упраздняются только федеральным законом. Исключение составляют мировые судьи, должности которых упраздняются законами субъектов РФ. Никакой суд не может быть упразднен, если вопросы осуществления правосудия, отнесенные к его ведению, не были переданы в юрисдикцию другого суда.
Суды общей юрисдикции рассматривать уголовные, гражданские и административные дела в качестве судов первой и апелляционной инстанции. Также Верховный Суд РФ и суды среднего звена выполняют функции кассационной и надзорной инстанций3.
Районный суд
Районный суд - основное
звено системы федеральных
Порядок образования
и деятельности районного суда устанавливается
федеральным конституционным
Решение об образовании районного суда в каждом случае принимается местной администрацией по представлению управления (отдела) Судебного департамента и при участии совета судей субъекта РФ4.
Мировой суд
Мировой суд представляет
собой низшее звено судебной системы,
рассматривающее в упрощенной процедуре
незначительные гражданские, административные
и уголовные дела. Особенностью мировых
судов является то, что они относятся
к числу возглавляемых
Мировой судья назначается на свою должность законодательным органом субъекта РФ либо избирается населением соответствующего судебного участка. Мировой судья единолично рассматривает дело в мировом суде. Срок полномочий судьи устанавливается законом соответствующего субъекта РФ. Первый раз судья назначается на срок не более 5 лет, при повторном и последующих назначениях, не менее чем на 5 лет.
По закону мировым судьей может стать гражданин РФ, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее образование, стаж работы по юридической специальности не менее пяти лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта РФ.
Мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков, количество которых определено федеральным законом с учетом предложений органов субъектов РФ, согласованных с Верховным Судом.
Мировые судьи единолично могут рассматривать следующие гражданские дела:
· о выдаче судебного приказа;
· о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;
· дела о разделе
между супругами совместно
· иные дела, возникающие из семейно-правовых отношений за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об установлении усыновления (удочерения) ребенка;
· дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей пятисот минимальных размеров оплаты труда, установленных законом на день подачи заявления;