Структурная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 20:37, курсовая работа

Описание работы

Под структурной политикой понимается деятельность государства и его подразделений (ветвей власти, властных органов), связанная с формированием и поддержанием наиболее эффективных пропорций национальной экономики. Пропорции, соотношения между различными сторонами общественного производства объективны, они предопределяются уровнем развития производительных сил и производственных отношений, степенью включения национального хозяйства в международное разделение труда, закономерностями научно-технического и социального процесса, характером циклов и кризисов.

Работа содержит 1 файл

ГРЭ Курсач.doc

— 493.00 Кб (Скачать)

     Результатом первого этапа должно стать оживление  производства в отраслях, смежных с традиционными экспортными сферами, улучшение финансово-экономического положения части машиностроительных предприятий, что позволит им активизировать инновационную деятельность и начать программы модернизации своего производства, расширяя спрос на продукцию других отраслей.

     Создание  и расширение системы ипотечного кредитования в совокупности с ростом реальных доходов населения сможет обеспечить более высокие темпы  роста жилищного строительства  и соответствующий спрос на продукцию строительства, промышленности строительных материалов, мебельной промышленности и т.п. Увеличится спрос на продукцию сферы услуг, в том числе в новых, быстро растущих секторах, связанных с информатизацией. С учетом возможных ресурсных ограничений для энергоемкого экономического роста структурная политика будет ориентироваться на опережающее развитие неэнергоемких отраслей. В частности, ключевым вопросом эффективного развития рынка продуктов и услуг «мягких» технологий (в частности, программного обеспечения) является защита интеллектуальной собственности.

     Задачи  следующего этапа будут связаны  с закреплением позитивных тенденций, заложенных на первом этапе реализации программы. Одновременно с продолжением процессов технического перевооружения отраслей-экспортеров расширение инвестиционной активности будет осуществляться в электроэнергетике и отраслях тяжелого машиностроения. Последние, получив импульс к развитию за счет спроса со стороны отечественных отраслей и осуществив на первом этапе первоочередные меры по повышению конкурентоспособности своей продукции, смогут расширить рынки сбыта за счет наращивания объемов экспортных поставок, прежде всего в страны СНГ и быстро развивающиеся страны Азии и Африки. Расширение экспорта продукции этих отраслей потребует государственных мер политической, организационной и экономической поддержки внешнеэкономической деятельности.

     Улучшение финансового положения части  крупных предприятий в промышленном и других комплексах, с одной стороны, и формирование банковских и финансовых институтов, аккумулирующих сбережения, с другой, расширят границы и масштабы фондового рынка, который начнет играть роль рыночного регулятора перетока финансовых средств из неэффективных секторов в эффективные, что будет способствовать ускорению структурных изменений и позволит ограничить вмешательство государства формированием государственного спроса, участием в стратегически важных секторах промышленности, а также обеспечением равных условий для конкуренции на отраслевых рынках.

     В среднесрочной перспективе важнейшим инструментом структурной политики будет реализация федеральных целевых программ. Начиная с 2002г. финансирование федеральных целевых программ за счет средств федерального бюджета осуществляется на основе новых подходов, призванных обеспечить комплексное решение важнейших государственных проблем, эффективную организацию совместной работы органов государственной власти и предприятий, консолидацию в этих целях финансовых средств, прежде всего внебюджетных.

     Разработка  и реализация федеральных целевых программ осуществляется в соответствии с их перечнем, одобренным Правительством. Программы, предусмотренные указанным перечнем, ориентированы на решение проблем в ключевых секторах экономики и отвечают четкой системе критериев: соответствие решаемой проблемы долгосрочной стратегии государства, преобладание расходов на НИОКР и расходов капитального характера в структуре финансирования программы, межотраслевой и межведомственный характер решаемой проблемы, невозможность решения проблемы в краткосрочном периоде, количественная определенность результатов реализации, значительный мультипликативный эффект от реализации программы, невозможность решения проблемы другими способами и необходимость участия федерального правительства, обязательная увязка с возможностями бюджета в течение всего срока реализации программы.

     Система критериев предопределяет приоритеты программно-целевого финансирования в  среднесрочной перспективе: развитие инфраструктуры, новое поколение, реформа  правосудия, безопасность жизнедеятельности и сохранение окружающей среды, новая экономика, региональный паритет.

     Повышению доли внебюджетных источников финансирования программ будет способствовать улучшение  предпринимательского и инвестиционного  климата.

     Другим  механизмом активной структурной политики выступает система закупок продукции для государственных нужд. Целенаправленная государственная политика размещения заказов на заранее определенную номенклатуру уже выпускаемой и новой продукции позволяет не только удовлетворить назревшие общегосударственные потребности в тех или иных товарах и услугах, но и косвенным образом формировать новые кооперативные технико-производственные и экономические связи между предприятиями, выпускающими готовую продукцию, субпоставщиками и субподрядчиками. Это может предопределить образование крупных межотраслевых технико-производственных или региональных комплексов.

     Чтобы воздействовать на структуру национального  богатства, необходимы специальные  меры экономической и социальной политики государства. В области  экономической политики необходимо формирование в соответствии с установленными целями и отобранными приоритетами эффективной структуры, которая бы с наименьшими ресурсными тратами позволяла создавать продукцию и услуги высокой добавленной стоимости. В области социальной политики главным направлением является формирование новой социальной структуры общества путем увеличения доли домашнего имущества (стимулирование кредитов для жилищного строительство), путем снижения уровня дифференциации доходов населения (установление прогрессивной шкалы налогообложения), путем повышения эффективности функционирования и использования всех видов собственности и защиты права собственности.

     Проведение  целостной государственной структурной  политики требует осторожности и  взвешенности при реализации тех или иных мероприятий. Нельзя забывать, что государственная поддержка в рамках этой политики, хотя и направлена на отдельные предприятия и производства, тем не менее, в ней сохраняется принцип отраслевого отбора, что чревато отрицательными последствиями. Разрыв между условиями функционирования приоритетных и неприоритетных производств, сфер хозяйственной деятельности и входящих в них предприятий может привести к дискредитации самой идеи селективной структурной политики.

     Концепция структурной перестройки в России исходит из сохранения отраслевого разнообразия народнохозяйственного комплекса. В структуре промышленности выделяются три группы отраслей:

  • топливно-энергетический комплекс. Эти отрасли сохраняют свою конкурентоспособность и могут привлекать иностранные инвестиции;
  • отрасли обрабатывающей промышленности, способные поставлять продукцию на экспорт (авиакосмическая, энергетическое машиностроение, отчасти станкостроение). Они нуждаются в государственной поддержке на внутреннем и внешнем рынках;
  • отрасли обрабатывающей промышленности, которые могут быть конкурентоспособными на внутреннем рынке (автомобильная, сельскохозяйственное машиностроение, пищевая). Развитие этих отраслей напрямую зависит от умеренно протекционистских мер и стимулирования внутреннего спроса на их продукцию путем лизинга и потребительского кредита.

     В России за годы реформ в структуре  ВВП резко выросла доля услуг, что отражает быстрое развитие в  этот период торговли, банков и других финансовых институтов (рисунок 2). Одновременно существенно сократился объем производства в отраслях, ориентировавшихся на государственный спрос (ВПК) или бюджетную поддержку (угольная промышленность, сельское хозяйство).

     Таким образом, основной целью структурной политики государства на следующее десятилетие должно стать содействие повышению конкурентоспособности производства отечественных товаров и услуг на внутреннем и мировых рынках и обеспечение структурного маневра в сторону повышения доли отраслей, производящих продукцию с высокой степенью переработки, и отраслей сферы услуг. 
 

     3.2. Использование зарубежного опыта  по совершенствованию структурной  политики 

     Проведение  структурных преобразований в промышленности России невозможно без учета соответствующего мирового опыта и тенденций международного разделения труда. Последние 10-15 лет характеризуются бурным экономическим ростом в бывших колониальных государствах Юго-Восточной Азии (Индонезии, Таиланде, Малайзии, Вьетнаме). Это представлено на рисунке 4. Хотя в этом росте присутствует несколько экстенсивный характер, хоть и не всегда. Так используются такие факторы наращивания ВВП как вовлечение всё большего числа рабочих и др.

     

     Рисунок 4 – Рост реального ВВП в Индонезии, Малайзии, Таиланде и Вьетнаме, 1980 – 2010 гг. 

     В государствах Юго-Восточной Азии в  основу промышленной политики положен  выход на мировой рынок потребительских  товаров (одежды, тканей, обуви, бытовой  радиоэлектроники и пр.). Данные производства не требуют крупных инвестиций, они энергоэкономны и неметаллоемки, опираются на традиционные промыслы и используют дешевую рабочую силу. Конечно, с точки зрения долгосрочной перспективы действие указанных факторов ограничено, поскольку конкуренция со стороны других стран, и прежде всего Китая, будет возрастать. Но уже сейчас эти страны играют большую роль в мировой торговле потребительскими товарами, частично освободив от их производства страны Западной Европы и Северной Америки. Последние наращивают свой промышленный потенциал за счет развития в первую очередь наукоемких отраслей — машиностроения, химической промышленности, производства средств связи, а также компьютеризации производства, сферы управления и услуг. К ним относятся США, Японии, Германии, Франции, Швеции и др. (рисунок 5). 

     Рисунок 5 – Рост ВВП в США, Японии, Швеции, Франции, Германии, 1980 – 2010 гг. 

      Спад промышленного и сельскохозяйственного производства в странах СНГ и некоторых государствах Восточной Европы (Болгария, Румыния, Польша) (рисунок 6).

     

     Рисунок 6 – Динамика ВВП в Польше, Румынии, Болгарии, 1980 – 2010 гг. 

     Эта группа стран специализируется в основном на добыче топлива, черных и цветных металлов, химического сырья для высокоиндустриальных государств и служит как бы их сырьевым придатком. Названные отрасли, за исключением добычи нефти и газа, как правило, трудоемкие, т. е. опираются прежде всего на дешевую рабочую силу. Усиленная эксплуатация недр ведет к разрушению природной среды и загрязнению воздушного бассейна. Промышленные отходы, отвалы горных пород, котлованы бывших карьеров и др. серьезно ухудшают среду обитания человека.

     Государства, специализирующиеся на развитии топливных  и сырьевых отраслей, обрекают себя не только на экономическую зависимость от потребляющих их продукцию стран, не только наносят непоправимый вред окружающей среде, но и не имеют перспектив для экономического прогресса. Во всех названных странах происходит естественная и быстрая деградация технологического потенциала и квалифицированных кадров, поскольку производство первичных продуктов для последующей промышленной переработки относительно несложно, мировые цены на сырье и топливо по сравнению с ценами на готовую продукцию постепенно снижаются из-за уменьшения абсолютной и относительной потребности в них (в расчете на единицу ВВП) вследствие проведения высокоразвитыми странами ресурсосберегающей политики и роста стоимости рабочей силы. Кроме того цена на сырье очень зависит от состояния экономики. Так последствия недавнего мирового экономического кризиса очень сказались на ценах, например, нефти (рисунки 7,8).

Рисунок 7 – Цены на нефть марки Brent

(Межконтинентальная  биржа, Лондон), долл./баррель

 

Рисунок 8 – Цены на нефть марки WTI

(Нью-Йоркская  товарно-сырьевая биржа), долл./баррель 

     Исходя  из этого, России необходимы изменения  структуры экономики, которая привыкла опираться на крупномасштабный экспорт  низкотехнологичной продукции. Только в этом случае долгосрочные интересы российского общества, связанные  в его возвращением в разряд великих индустриальных (а в дальнейшем и постиндустриальных) держав, перестанут находиться в неразрешимом противоречии с краткосрочными интересами крупного олигархического бизнеса, кровно заинтересованно сегодня в продлении в будущее топливно-сырьевой экспансии нашей страны. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Структурная политика государства