Структурная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 20:37, курсовая работа

Описание работы

Под структурной политикой понимается деятельность государства и его подразделений (ветвей власти, властных органов), связанная с формированием и поддержанием наиболее эффективных пропорций национальной экономики. Пропорции, соотношения между различными сторонами общественного производства объективны, они предопределяются уровнем развития производительных сил и производственных отношений, степенью включения национального хозяйства в международное разделение труда, закономерностями научно-технического и социального процесса, характером циклов и кризисов.

Работа содержит 1 файл

ГРЭ Курсач.doc

— 493.00 Кб (Скачать)

     1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРУКТУРНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА 

    1. Сущность  и методы структурной политики государства
 

      Стабилизация  национального хозяйства и дальнейшее функционирование рыночной экономики  неразрывно связаны с качественными  изменениями ее структуры, с осуществлением эффективной структурной политики государства.

      Под структурной политикой понимается деятельность государства и его  подразделений (ветвей власти, властных органов), связанная с формированием  и поддержанием наиболее эффективных  пропорций национальной экономики. Пропорции, соотношения между различными сторонами общественного производства объективны, они предопределяются уровнем развития производительных сил и производственных отношений, степенью включения национального хозяйства в международное разделение труда, закономерностями научно-технического и социального процесса, характером циклов и кризисов.

      В условиях многоукладного рыночного  хозяйства пропорции формируются  в результате взаимодействия спроса и предложения. Государство не может произвольно их устанавливать. В то же время рыночный механизм неудовлетворительно справляется с задачами регулирования отраслей производственной и социальной инфраструктуры, не обеспечивает социальную защиту нетрудоспособных и малообеспеченных слоев населения, охрану окружающей среды. Как показано в предыдущих темах, рыночный механизм сам нуждается в совершенствовании, в корректировке и доводке, в целевой ориентации и функциональной организации со стороны государства, общественных и политических институтов.

      Свое воздействие на пропорции национальной экономики государство осуществляет с помощью административно-правовых методов и через посредство рыночных категорий, рычагов и инструментов. Содержание методов государственного регулирования обусловлено экономикой, самими объектами регулирования, т.е. конкретными видами пропорций, а также историческими факторами и специфическими условиями жизни людей.

      Пропорции национального хозяйства группируются следующим образом: общеэкономические (макроэкономические), отраслевые и региональные (мезоэкономические), внутриотраслевые и внутрипроизводственные (микроэкономические), межгосударственные, международные (мегаэкономические). Все виды пропорций неразрывно связаны, находятся в тесном единстве и взаимосвязи.

      Ключевую  роль в организации национального хозяйства играют общеэкономические пропорции: спроса и предложения товаров, производства товаров и производства услуг, производства средств производства и предметов потребления, соотношение фондов возмещения, потребления и накопления, пропорции между отраслевыми и региональными комплексами.

      В результате широкомасштабных процессов  приватизации в нашей стране сформировалась многоукладная экономика, в этих условиях большую значимость имеют  соотношения и связи между  двумя крупными секторами национального хозяйства: государственным и частным.

      Деятельность  государства по регулированию структуры  национального хозяйства подразделяется на внешнюю и внутреннюю, по основательности  решаемых проблем – на стратегическую и тактическую.

      Стратегия – долговременный курс государства, направленный на комплексное решение крупномасштабных народнохозяйственных задач. Тактика – совокупность приемов и методов, с помощью которых решаются стратегические замыслы и задачи.

      Высшей  целью структурной политики является обеспечение сбалансированности экономики, поддержание такой пропорциональности, при которой достигается наиболее динамичное, устойчивое (равновесное), бескризисное развитие народного хозяйства при органичном его включении в мирохозяйственные связи. Объективными критериями сбалансированности народного хозяйства и эффективности структурной политики является рост среднедушевых показателей валового внутреннего продукта и национального дохода.

      Смысл структурной перестройки состоит  в том, что наряду со свертыванием и ликвидацией старых, неэффективных, не удовлетворяющих требованиям рыночной экономики производств, которые преобладали до сих пор, начинается и набирает темп развитие современных эффективных и конкурентоспособных производств и видов деятельности. Их рост вначале компенсирует спад в старых производствах, и тем самым достигается устойчивая стабилизация объема ВВП, продукции промышленности и сельского хозяйства. Затем темп роста более эффективного сектора превосходит размеры спада производства на прежних мощностях, не обеспечивающих выпуск пользующейся спросом продукции с приемлемыми издержками, и таким образом начинается рост экономики в целом.

     Преодоление глубокого и затяжного кризиса  требует усиления роли государства в организации структурных преобразований экономики. На новом этапе реформы государство намерено активно применять весь арсенал методов, используемых в рыночной экономике:

     – организационно-экономические (институциональные);

     – нормотворчество;

     – бюджетное регулирование;

     – монетарные методы;

     – стимулирование деловой активности посредством изменения структуры социальных расходов и доходов населения.

     Институциональные изменения должны быть подчинены, прежде всего, повышению эффективности и конкурентоспособности национальных предприятий. С этой целью государство поощряет конкуренцию на внутренних рынках, контролирует деятельность естественных монополий, в определенных случаях оказывает прямую поддержку предприятиям и крупным межотраслевым комплексам отечественной обрабатывающей промышленности, способным занять позиции на мировом рынке.

     Процесс нормотворчества направлен в  первую очередь на системное правовое обеспечение развития экономики  и интеграцию ее в мировое экономическое  пространство. Местное законодательство должно быть приведено в соответствие с международными соглашениями по тарифам и торговле (ГАТТ/ВТО), соглашениями с международными валютными и финансовыми организациями (МВФ, Мировым банком) и др.

     Бюджетное регулирование должно обеспечить стабилизацию государственного бюджета и сбора налогов при ограничении нормы налоговых изъятий. Решение этой проблемы имеет ключевое значение для повышения инвестиционной активности и структурной перестройки. Задачу увеличения сбора налогов приходится решать в условиях низкого уровня производства и ограниченных финансовых возможностях большинства предприятий за счет тех резервов, которые имеются в пресечении уклонения от уплаты налогов.

     Монетарные  методы нацелены на преодоление кризиса  неплатежей и стабилизацию финансового  положения предприятий. Для этого необходимо сократить бюджетный дефицит и заимствования государства на финансовых рынках, снизить доходность государственных кредитных обязательств, сократить государственный долг и расходы по его обслуживанию. В то же время в денежном обороте страны должно быть сокращено наличие иностранной валюты.

     Для укрепления доверия к национальной валюте требуется стабилизировать  ее курс, предложить инструменты для  вложения рублей более выгодные, чем  вложения в доллары. При наличии  этих условий становится возможным снизить уровень реальных процентных ставок, удешевить кредит и направить возрастающую часть финансовых ресурсов на пополнение оборотного капитала предприятий производственной сферы.

     Стимулированию  деловой активности предприятий  производственной сферы, подъему их экономики будет способствовать последовательное освобождение их от бремени содержания объектов социальной сферы, укрепление договорной и финансовой дисциплины. Повышению престижа, высококачественного эффективного труда должно содействовать преодоление негативной тенденции к снижению доли заработной платы в структуре доходов населения. Особо нуждающимся, малообеспеченным гражданам должны быть предоставлены пособия в соответствии с формируемой системой государственных минимальных социальных стандартов. Обеспечение роста доходов и потребления населения.

     Структурные изменения экономики происходят объективно под воздействием развития производительных сил и производственных отношений. Проводя взвешенный, научно обоснованный политический курс, государство  направляет эти изменения в определенное русло.  
 

    1.  Структуры национальной экономики
 

     Политэкономическая  структура представляет собой, прежде всего структуру экономики как целостную совокупность разнообразных производительных сил, пропорционально распределенных по сферам, территориям, видам собственности. Политэкономическое видение структуры лежит в основе стратегии и тактики размещения личных и вещественных факторов производства по регионам — субъектам Федерации, экономическим зонам, территориальным комплексам [3, C.194].

     Кроме того, политэкономическая структура  экономики включает в себя структуру общественно-экономических отношений.

     В Приложении А представлена система производительных сил и общественно-экономических отношений, составляющих во взаимодействии политэкономическое понимание экономической структуры.

     Первичные производительные силы составляют материально- вещественную их часть, включающую основные производственные фонды, рабочую силу во всем ее разнообразии, в том числе управленцев.

     К вторичным производительным силам относятся формы организации общественного процесса производства, обусловленные развитием его обобществления, интеллектуализации труда, т.е. вовлечением в производство духовных сил человека. К вторичным производительным силам можно отнести предпринимательский, интеллектуальный ресурсы и даже кооперацию. Эти производительные силы действуют через совершенствование первичных ресурсов или обеспечивают их новое эффективное взаимодействие.

     Естественные  производительные силы включают предопределенные природой естественные силы труда, условия процесса труда.

     Общественные  производительные силы накапливаются  в ходе прогресса общества. Они  характеризуют особые современные  общественные формы комбинации и  организации производительных сил в ходе общественного воспроизводства. К ним можно отнести организационный и управленческий ресурсы.

     К всеобщим производительным силам многие специалисты относят научный потенциал и науку как непосредственную производительную силу, инновации, а также информацию.

     Организационно-функциональная структура экономики структурирует  национальную экономику по уровням  организации и управления, а также  по уровням интересов, по способности  этих уровней к автономному (до определенной степени) функционированию, а, следовательно, и по экономической (в том числе структурной) устойчивости. Критерий автономности функционирования дает основание для построения каркаса, несущей конструкции национальной экономики, иерархично выстроенной от предприятия, корпорации, через региональную (субъекта Федерации) экономику, экономические зоны и территориальные комплексы к макроэкономическому уровню.

     Организационно-функциональная структура национальной экономики  России представлена в Приложении Б. В отличии от распространенного в отечественной экономической литературе деления отраслей на базовые и инфраструктурные (подчиненные задачам базовых) и выделения трех секторов, в данной схеме учтены разработки зарубежных специалистов, учитывающих постиндустриальные тенденции, в том числе возрастание значения информации, в производстве которой создается до 1/3 общественного продукта, превращение торговли в особое продолжение производства, обеспечивающее 20% занятости и почти 16% ВВП, особую динамичность отраслей социальной сферы, обеспечивающей в значительной степени воспроизводство человека труда; трудовых ресурсов [3, C.196].

     В условиях развития федерализации национального  хозяйства возрастает роль региональных экономик как подсистем в макросистеме. Это особая воспроизводственная целостная часть в национальной экономике.

     Воспроизводственная структура экономики может быть представлена в виде постоянно возобновляемого  воспроизводственного цикла (Приложение В), в котором становятся более ясными основные структурные зависимости, а также механизм самоорганизации, самоуправления экономической воспроизводственной системы, формирование основных факторов саморазвития.

Информация о работе Структурная политика государства