Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 20:37, курсовая работа
Под структурной политикой понимается деятельность государства и его подразделений (ветвей власти, властных органов), связанная с формированием и поддержанием наиболее эффективных пропорций национальной экономики. Пропорции, соотношения между различными сторонами общественного производства объективны, они предопределяются уровнем развития производительных сил и производственных отношений, степенью включения национального хозяйства в международное разделение труда, закономерностями научно-технического и социального процесса, характером циклов и кризисов.
Поскольку рыночные основы в экономике России созданы (проведено разгосударствление крупных предприятий, поддерживается, хотя и недостаточно, малый и средний бизнес, создана налоговая база, принимаются антимонопольные меры), определенные шаги в области структурной политики уже можно предпринимать[6, C.110].
Рассмотрим ситуацию, сложившуюся в национальном хозяйстве России на сегодняшний день.
Нужно обратить внимание на тот факт, что существенно отстает рост объемов ведущих отраслей материального производства и - что самое важное - инвестиций в основной капитал. Более того, темпы прироста промышленного производства в последние два года упали в 2 раза по сравнению с предшествующим двухлетием.
Одновременно наблюдаются довольно устойчивые тенденции ухудшения качественных показателей роста: среднегодовые темпы прироста ВВП в период 1999 - 2006 гг. составили 6,7 % (на рисунке 1 представлена динамика ВВП в период с 2005 по 2012 гг. по данным МВФ), объема промышленного производства - 6,1 %, сельскохозяйственного производства - 3,8 %, инвестиций в основной капитал - 10, 5 %.
* - прогнозные данные.
Рисунок
1 – Рост реального ВВП России в 2005 –
2012 гг.
За
стремительное формирование основ
рыночного хозяйства России пришлось
«заплатить» деградацией её научно-технологического
и производственного
Таблица 1 – Индексы производства по видам экономической деятельности (1991 г. = 100 %)
Годы | Факт | ||||
1992 | 1995 | 2000 | 2005 | 2006 | |
Добыча полезных ископаемых | 88,2 | 70,7 | 74,3 | 99,0 | 101,2 |
В том числе добыча топливно-энергетических | 94,7 | 77,8 | 80,9 | 111,4 | 114,2 |
Обрабатывающие производства, в том числе | 81,8 | 47,5 | 51,0 | 67,8 | 75,6 |
Производство машин и оборудования | 84,4 | 38,1 | 32,3 | 45,3 | 46,8 |
Производство транспортных средств и оборудования | 85,3 | 45,0 | 53,1 | 52,2 | 55,5 |
Удельный вес России в мировой торговле продукцией машиностроения составляет 0,4 - 0,5 %, против 30 %, приходящихся на США, КНР и Японию, а технологиями и наукоемкими товарами не превышает 0,3 – 0,8 %, что меньше США в 30, Республики Корея - в 14, Малайзии - в 13 раз.
Критического уровня достиг износ основных фондов в промышленности.
Сегодня Россия вплотную приблизилась к утрате собственной технологической базы машиностроения и индустрии народного потребления.
В структуре экономики России на 2009 год преобладает сектор услуг (торговля, транспорт, рестораны, гостиницы, связь, финансовая деятельность, операции с недвижимым имуществом, государственное управление, безопасность, образование, здравоохранение, прочие услуги) —57%. Кроме того, есть ещё обрабатывающая промышленность (пищевая промышленность, текстильное и швейное производство, производство изделий из кожи, производство обуви, обработка древесины, производство из дерева, целлюлозно-бумажное производство, издательская деятельность, полиграфическая деятельность, производство кокса и нефтепродуктов, химическое производство, производство резиновых и пластмассовых изделий, производство прочих неметаллических минеральных продуктов, металлургическое производство, производство машин и оборудования, производство электрооборудования, производство электронного и оптического оборудования, производство транспортных средств и оборудования, прочие производства) — 19,1 %, на добычу полезных ископаемых приходится всего 10,4 %. Строительство составляет всего 5,9 % структуры; сельское, лесное хозяйство и рыболовство составляют в сумме 4,5 %. Наименьшую долю занимает производство и распределение электроэнергии, газа и воды — 3,1 %. Всё это наглядно представлено на рисунке 2.
Рисунок
2 – Структура экономики
Сложившаяся структура инвестиций пока не в состоянии хорошо поддержать важные для страны отрасли промышленности. Результатом явилось замедление развития машиностроительного комплекса. А для привлечения иностранных инвестиций нужно создавать условия, в частности иную законодательную базу, которая будет обеспечивать для инвестора, во-первых, благоприятные, а, во-вторых, стабильные условия вложения средств.
Снижение технологического уровня российской экономики является также следствием продолжающегося недофинансирования главного источника инновационного роста - науки.
Объемы падения производства в машиностроении и наукоемком приборостроении свидетельствуют о том, что в этих секторах так и не сформировались хозяйствующие структуры, способные вести конкурентную деятельность на мировом уровне. Результатом такой ситуации и является низкое качество экономического роста и явно недостаточная конкурентоспособность национальной экономики (таблица 2).
Таблица
2 – Сравнительные данные по некоторым
странам мира за 2008г.
Валовой внутренний продукт 2000=100 | Индекс расходов на конечное потребление домашних хозяйств 2000=100 |
Индекс промышленного производства 2000=100 |
Индекс производства продукции сельского хозяйства 2000=100 |
Индекс потребительских цен 2000=100 | |
Россия | 165,6 | 225,9 | 151,3 | 138,2 | 272,5 |
Австралия | 125 | 1305 | 112 | 84 | 123 |
Австрия | 114 | 112 | 132 | 97 | 115 |
Азербайджан | 351 | 225 | 293 | 156 | 191 |
Армения | 245 | 181 | 159 | 172 | 138 |
Беларусь | 188 | 265 | 204 | 151 | 512 |
Бельгия | 114 | 109 | 113 | 92 | 115 |
Болгария | 147 | 150 | 176 | 88 | 151 |
Венгрия | 129 | 138 | 158 | 105 | 149 |
Германия | 109 | 102 | 119 | 96 | 113 |
Греция | 134 | 133 | 102 | 91 | 126 |
Грузия | 179 | … | … | … | 174 |
Дания | 111 | 117 | 109 | 98 | 114 |
Индия | 167 | … | 164 | 111 | 136 |
Ирландия | 145 | 142 | 144 | 101 | 130 |
Испания | 127 | 128 | 109 | 99,5 | 125 |
Италия | 108 | 106 | 98 | 96 | 117 |
Казахстан | 204 | 199 | 182 | 143 | 198 |
Канада | 120 | 1275) | 104 | 107 | 117 |
Киргизия | 145 | 1956) | 112 | 119 | 177 |
Китай | 197 | … | … | 127 | 114 |
Мексика | 119 | 1305) | … | 116 | 137 |
Нидерланды | 114 | 107 | 109 | 89 | 116 |
Новая Зеландия |
127 | 130 | 106 | 112 | 120 |
Норвегия | 118 | 135 | 94 | 101 | 112 |
Польша | 132 | 127 | 159 | 94 | 119 |
Португалия | 107 | 111 | 105 | 92 | 123 |
Республика Корея |
138 | 126 | 156 | 94 | 123 |
Продолжение таблицы 2
Валовой внутренний продукт 2000=100 | Индекс расходов на конечное потребление домашних хозяйств 2000=100 |
Индекс промышленного производства 2000=100 |
Индекс производства продукции сельского хозяйства 2000=100 |
Индекс потребительских цен 2000=100 | |
Республика Молдова | 163 | 188 | 160 | 116 | 231 |
Соединенное
Королевство (Великобри- тания) |
120 | 122 | 94 | 96 | 121 |
США | 117 | 122 | 107 | 104 | 120 |
Таджикистан | 197 | 271 | 193 | 186 | 332 |
Турция | 138 | 141 | 140 | 106 | 454 |
Узбекистан | 168 | … | 204 | 162 | … |
Украина | 171 | 248 | 186 | 134 | 226 |
Франция | 113 | 118 | 104 | 91 | 113 |
Швеция | 121 | 117 | 116 | 92 | 111 |
Япония | 111 | 108 | 109 | 101 | 98 |
Природно-ресурсный потенциал России позволяет производить практически все виды сельскохозяйственной продукции, но, тем не менее наша страна является одной из основных стран – импортеров продовольствия. Современное состояние агропромышленного комплекса РФ дает основание сделать следующие выводы:
-
АПК отличается неразвитостью
инфраструктуры рынка,
-
по производству продуктов
-
низок уровень урожайности
-
устойчиво падает производство
продукции АПК, сокращаются
2.2.
Международный опыт проведения структурной
политики
В мировой практике при проведении структурной политики используется определенная классификация отраслей. Выделяются депрессивные (стагнирующие) отрасли, переживающие период структурного кризиса и нуждающиеся либо в свертывании производства, либо его перемещении в другие страны с более благоприятной структурой издержек, либо в модернизации для удержания конкурентных позиций. Наряду с этой группой отраслей выделяются молодые наукоемкие и быстрорастущие отрасли с перспективами повышения конкурентоспособности.
В качестве критериев нацеливания используются такие показатели, как высокая добавленная стоимость на одного занятого, большие сопряженные связи и воздействие отрасли на остальную экономику, ответная реакция не аналогичную политику в других странах.
Проведение политики нацеливания - сложный процесс. Сложным, в первую очередь, является вопрос о деинвестировании, сворачивании определенных отраслей и производств. За отраслями и производствами стоят интересы предпринимателей, работников, которые могут пострадать. Все структурные преобразования одновременно несут в себе определенные социальные потери для населения и поэтому требуют продуманных и взвешенных действий правительств и законодателей. Учитывая сложность социальных процессов государства часто вынуждены поддерживать и стагнирующие отрасли. Проблема заключается также в том, что задачи государства в области структурных изменений могут нарушать рыночный механизм. Прямая помощь передовым отраслям - это, строго говоря, нарушение правил конкуренции. Понятнее, если помощь оказывается старым, деградирующим отраслям, возможности которых в конкуренции значительно снизились. Это такие отрасли, как текстильная, угольная, металлургическая, судостроительная [11, C.47-48].