Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 00:56, курсовая работа
Целью курсовой работы является сравнительный анализ элементов парламентаризма в российской политической практике.
Объект курсовой работы – феномен парламентаризма в российской политической практике.
Предмет курсовой работы – сравнение элементов российского и советского парламентаризма.
Основные задачи, поставленные в курсовой работе:
1.Определить понятие, сущность и принципы парламентаризма;
2.Изучить идеи парламентаризма в русской политической мысли конца XIX и начала ХХ века;
3.Рассмотреть современные подходы к пониманию парламентаризма в Российской Федерации;
4.Изучить феномен парламентаризма, его предпосылки становления и особенности в досоветском и советском периоде;
5.Провести сравнительный анализ по трем периодам становления парламентаризма в России (досоветский, советский и постсоветский);
1.Содержание курсовой работы:
Глава 1. Теоретические аспекты парламентаризма
1.1. Понятие, сущность и принципы парламентаризма
1.2. Идеи парламентаризма в российской политической мысли конца XIX и начала XX века
1.3. Современные подходы к изучению парламентаризма в Российской Федерации
Глава 2. Сравнительно – исторический анализ парламентаризма трех
периодов: досоветского, советского и постсоветского
2.1. Исторические предпосылки и особенности становления парламентаризма в России (досоветский и советский период)
2.2. Российский парламентаризм в сравнительной перспективе трех периодов: досоветский, советский и постсоветский
Парламентаризма
в досоветском периоде был, так как самодержавие
формально и фактически ограничивалось
Думой в сфере законодательства и бюджета.
Провести закон помимо Думы указом царя
было можно, но только в порядке исключения.
Получить иностранный заем без прямого
или косвенного согласия Думы было невозможно,
либо крайне затруднительно. Правительство
не могла обойти Думу при введении новых
налогов и утверждении в бюджете расходных
статей. Таким образом, по своему статусу
и по реальной роли Государственную Думу
досоветского этапа можно считать как
самостоятельный государственный орган,
устранить который от участия в решении
вопросов, отнесенных к их ведению законом,
монарх своей волей не мог.
2. Советский этап
В
советский период отечественный
парламентаризм во многом носил номинальный
характер. Верховный Совет лишь оформлял
и легитимировал решения, принятые
партийно-государственным
После принятия Конституции 1936 года, отменившей введенные ранее ограничения на пассивное и активное избирательное право для ряда социальных групп и провозгласившей переход к системе всеобщих, равных и прямых выборов, состав депутатского корпуса во многом стал воспроизводить возрастную, социальную, национальную и отчасти профессиональную структуру советского общества.
Несмотря на номинальность своих властных полномочий, Верховный Совет символизировал в глазах населения представительную власть.
Поскольку Верховный Совет не был профессиональным парламентом, тенденции к профессионализации парламентской деятельности в стране по сути дела не проявлялась. Условия для ее развертывания возникали только в период перестройки, когда Конституции и избирательные законы СССР и РСФСР подвергались существенным коррекциям, и был введен институт Съездов народных депутатов с Верховными Советами в качестве постоянно действующих органов, а также осуществлен переход к системе альтернативных выборов [21, c. 27-40].
Парламента,
в полном смысле этого слова, в Советском
Союзе не было, а существовала «ширма»,
которая прикрывала реально действующий
механизм, который представлял интересы
номенклатуры.
3. Постсоветский этап
Конец 80-х и начало 90-х годов страна переживает кризис, который затронул все сферы жизни общества (социальную, экономическую). Происходит смена идеологии, одна элита сменяет другую, к власти приходят молодые «авантюристы». Полностью меняется государственная система. Этот период называют «диким» либерализмом или эгоистическим индивидуализмом.
После драматической событий противостояния различных сил в октябре 1993 года, эти силы мобилизовались в новой Конституции и в новом для стране парламентском институте – Федеральном Собрании Российской Федерации. Этот институт стал представительным и законодательным органом РФ, состоящей из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы.
С
принятием Конституции
Но
процесс становления
Еще одна трудность становления парламентаризма заключается в том, что нет механизма обратной связи между депутатами и избирателями. Депутаты не несут перед избирателями ответственности как таковой, все взаимоотношения построены на доверии избирателей к данной избранной личности или партии.
На
данный момент Федеральное Собрание является
лишь декоративным атрибутом государственной
власти, внутри которой отсутствует политическая
борьба интересов.
Заключение
Поставленные задачи в курсовой работе были выполнены.
Определить понятие, сущность и принципы парламентаризма удалось через призму двух понятий: «форма правления» и «политический режим». В итоге, парламентаризм явился соединительным звеном между парламентской формой правления и политическим режимом, определяющим отношение государственной власти к населению. Через понятие «форму правления» парламентаризм определяется как метод осуществления политической власти. А через понятие «политический режим» парламентаризм явился одной из разновидностей государственного режима, которому присуще независимость представительного органа от народа и его фактическое верховенство в государственном механизме.
Рассматривая различные идеи и подходы к проблеме становления парламентаризма в России конца XIX и начала ХХ века и современный этап, я пришла к следующим выводам. Мыслители конца XIX и начала ХХ века относились к феномену парламентаризма с одной стороны положительно, рассматривая его пользу в появление представительных учреждений в рамках монархической формы правления, ставя перед собой идеал конституционной монархии западных стран. С другой стороны многие другие ученые, например Н.Я. Данилевский, К.Н. Леонтьев, отрицательно относились к развитию парламентаризма в России, утверждая, что данный процесс может разрушить всю политическую систему в целом.
На современном этапе, взгляды ученых и политических деятелей тоже разделились, но они не носят такого негативного характера к появлению парламентаризма в России, как в начале ХХ века. Одни считают, что парламентаризма в нашей стране не будет до тех пор, пока парламент не будет занимать верховенство в государственной системе. Другие придерживаются мнения, что парламентаризм начинает свое существование с появлением принципа разделения властей. Но есть и те, кто убежден в том, что наличие парламента является достаточным для развития парламентаризма, независимо от того какую роль он занимает в государственной машине. Объединяющим звеном современных точек зрения является согласие по поводу необходимости формирования и становления парламентаризма в России, как о необходимом условие развитии демократии.
Проводя сравнительно-исторический анализ, я разделила историю становления парламентаризма на три периода: досоветский, советский и постсоветский. В досоветском периоде я выделила основные предпосылки, и особенности становления парламентаризма в России начала ХХ века. Предпосылками являются появление таких совещательных и представительных органов в России, которые только отдаленно говорили о наличие парламентаризма. Это, прежде всего, вечевое собрание в древней и средневековой Руси, Боярская Дума и Земский собор, попытка создания при Екатерине II Уложенной комиссии, не реализовавший план М.М. Сперанского о принципе разделения властей и создании государственной Думы и Государственного Совета. Особенности становления парламентаризма стало следующие: появление представительных институтов в рамках абсолютизма; дискриминационный характер избирательного законодательства; условная многопартийность. Все выше перечисленное говорит о том, что становление парламентаризма носит длительный и сложный характер.
Главная задача, поставленная в курсовой работе, было проведение сравнительного анализа по трем периодам (досоветский, советский и постсоветский). В итоге, я пришла к следующим выводам: на протяжении всей истории парламентаризма в России, он начинал строиться и формироваться, но до конца так и не стал реально действующим механизмом в государственной машине. Парламентаризм предполагает гибкую систему взаимоотношений власти и народа, прямое влияние населения на государственную власть через избранных представителей. Но в России такая система была жесткой и ограниченной в своих возможностях. Не смотря на стремление стать демократическо-правовой страной, власть и российские граждане шли и продолжают идут по одной линии – склонность к формированию сильного центра, предстающего в образе личности или партии, которая решает все вопросы за всех самостоятельно, несет ответственность за целый этнос. Возможно, это связано с менталитетом российского народа, который сложился исторически.
Парламентаризм Российской Империи строился в атмосфере социального, экономического и политического кризиса. Власти пытались привести систему в стабильное положение, путем реформирования и привнесение в общество демократических ценностей. Но весь хаос того времени не дал политическим деятелем рационально взглянуть на ситуацию. В итоге идеал в образе Конституционной монархии Великобритании не осуществился, а вместо него реализовался совершенно противоположный тип политического устройства. Это связано, прежде всего, с тем, что даже все те нововведения в начале ХХ века не оправдали надежды царской власти и не стабилизировали обстановку. Появилась необходимость в сильном центре, с целью устранения хаоса и беспорядка в обществе – образовалось СССР и партия КПСС. Но в 90-ые годы ситуация повторяется, страна переживает острейший кризис. Смена режима и появление новых демократических прав и свобод в итоге приводят к крайностям в обществе. Нахлынувшая свобода дала обратный эффект (например, возрос уровень преступности). В такой же атмосфере как в начале ХХ века начинает строиться парламентаризм. Но стране нужна была «сильная рука», которая восстановила бы баланс в обществе (к власти пришел В.В. Путин, партия «Единая Россия»). Здесь наблюдается определенная цикличность, возврат к прошлому. Появляется вопрос о необходимости и значимости представительного органа в России. Практика показала, что парламентаризм, как на пример в странах запада, не укладывается в российскую действительность. Но ввиду достаточно малого времени своего существования, также на примере западных стран, где парламентаризм существует не одно столетие, российский парламентаризм в будущем еще будет развиваться.
В своей курсовой работе я соглашаюсь с мнением современный ученых о том, что наличие парламента в стране, не говорит о наличие парламентаризма в ней. Однако, нельзя забывать, что Российская Федерация является президентской республикой. Институт президентства стоит над тремя ветвями власти и имеет огромные полномочия. Президент в России не только является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина, но идеологически важным элементов в политическом сознании граждан РФ. И в итоге я пришла к выводу, что в России есть парламентаризм, но он имеет свою специфику: не занимает главенствующего положения в государственном механизме, не эффективно функционирует и является атрибутом политической системы.
Как показала столетняя практика российского парламентского опыта – пока парламентаризм не реализуется в полной мере в нашей стране. Это не является минусом, так как очень тяжело переломить ту историческую линию, которая длилась и продолжает длиться веками в России.
Российский
парламентаризм – это иной путь
развития, отличный от западного парламентаризма,
который будет проходить еще
долгий и тяжелый путь своего становления.
Литература
1. Абдулатипов Р. Российский парламентаризм: поиски и перспективы // Этнополит. вест. – М., 1995. - №4. С. 20-31.
2. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 1999. С. 423.
3. Баглай Марат Викторович председатель Конституционного суда РФ с 1997 по 2003 год.
4. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990. С. 109.
5. Государственное право буржуазных стран и стран, освободившихся от колониальной зависимости. М., 1979. С. 170.
6. Государственное право зарубежных стран. М., 1962. С. 110, 112, 115-117.
7. Денисов Андрей Иванович (13 октября 1906 — 18 февраля 1984, Москва) — советский юрист и общественный деятель. Заслуженный деятель науки РСФСР.
Информация о работе Становление российского парламентаризма в сравнительной перспективе