Становление российского парламентаризма в сравнительной перспективе

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 00:56, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является сравнительный анализ элементов парламентаризма в российской политической практике.

Объект курсовой работы – феномен парламентаризма в российской политической практике.

Предмет курсовой работы – сравнение элементов российского и советского парламентаризма.

Основные задачи, поставленные в курсовой работе:

1.Определить понятие, сущность и принципы парламентаризма;
2.Изучить идеи парламентаризма в русской политической мысли конца XIX и начала ХХ века;
3.Рассмотреть современные подходы к пониманию парламентаризма в Российской Федерации;
4.Изучить феномен парламентаризма, его предпосылки становления и особенности в досоветском и советском периоде;
5.Провести сравнительный анализ по трем периодам становления парламентаризма в России (досоветский, советский и постсоветский);

Содержание

1.Содержание курсовой работы:
Глава 1. Теоретические аспекты парламентаризма

1.1. Понятие, сущность и принципы парламентаризма

1.2. Идеи парламентаризма в российской политической мысли конца XIX и начала XX века

1.3. Современные подходы к изучению парламентаризма в Российской Федерации

Глава 2. Сравнительно – исторический анализ парламентаризма трех

периодов: досоветского, советского и постсоветского

2.1. Исторические предпосылки и особенности становления парламентаризма в России (досоветский и советский период)

2.2. Российский парламентаризм в сравнительной перспективе трех периодов: досоветский, советский и постсоветский

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа 2010.doc

— 282.50 Кб (Скачать)

    Рост  рабочего и крестьянского движения находит отклик в российском либеральном  движении, представленном как демократической интеллигенции, так и земскими деятелями.

    Требования различных социальных слоев учреждения парламента как института представительства интересов стали столь настойчивы, что не оставляли императору Николаю II возможности отказа от этой идеи, несмотря на его устойчивое негативно-предвзятое отношение  к самой идее народного представительства [26, c. 118-120].

    Кризисная ситуация, сложившаяся в Российской империи к концу 1904 года, вынуждает власть заняться корректировкой своего внутриполитического курса и рассмотреть перспективу развития политического режима. Общественные движения стали приобретать политический характер, добиваясь народовластия в той или иной форме. Консервативные деятели в окружении императора были вынуждены уступить прогрессивной бюрократии, чье видение дальнейшего развития монархии совпадало с взглядами умеренной оппозиции и заключалось в постепенном переходе к конституционной монархии европейского образца.

    18 февраля 1905 года Николай II подписал рескрипт на имя министра внутренних дел А.Г. Булыгина. В этом документе содержалось намерение императора привлечь к участию в подготовке законов представителей различных слоев, избранных народом. Булыгину поручалось созвать совещание, на котором предполагалось обсудить меры по реализации данной идеи. После рассмотрения составленного проекта в узких правительственных кругах он был вынесен на обсуждение так называемого Особого совещания в летней резиденции царя, Петергофе. Это совещание проходило под председательством Николая II в июле 1905 года. По составу участников оно выходило за рамки исключительно бюрократического мероприятия. Например, в нем участвовали такие известные ученые, как профессор Н.С. Таганцев и В.О. Ключевский.

    6 августа 1905 года произошло зарождение  российского общегосударственного представительного учреждения, в самый разгар Первой российской революции. Были опубликованы три законодательных акта: высочайший манифест об учреждении Государственной думы, получившая название Булыгинской по имени автора проекта министра внутренних дел А.Г. Булыгина; ее статуса – «Учреждение Государственной думы» и Положение о выборах в Государственную думу.

    Хотя  представители общества не были допущены к работе булыгинского Особого совещания, но их мнения – через петиции, через газетные публикации – доходило до высшей бюрократии. Не без учета  общественного мнения разработчики думского законодательства уже в первом его варианте вышли за рамки указаний, данных императором в рескрипте. Совет министров в целом одобрил проект и даже внес дополнения навстречу общественным требованиям. Консерваторы на Петергофском совещании фактически потерпели поражение, не сумев опротестовать проект в целом, и довольствовались лишь незначительными коррективами.

    Однако  после прохождения многочисленных инстанций проект думского законодательства приобрел такой характер, что целиком не удовлетворял ни одну из политических сил. Общественные движения, почувствовавшее силу своего давления, пришло в состояние эйфории и продолжило добиваться все более радикальных целей. Власть же в свою очередь ожидала стабильность в ответ, как казалось правительству, на серьезнейшую уступку. Было также сочтено, что думское законодательство усмирит общество самим фактом своего появления, без созданий необходимых для его работы условий в виде гражданских свобод, отмена полицейского произвола и другого. 

    После многочисленных стачек и фактического игнорирования общественного мнения – «булыгинская Дума» потерпела  поражение. Находившееся долгое время  в страхе и бесправии общество стремительно атаковало правительство, с серьезным намерением кардинально изменить российский политический строй. Для бюрократии переход к новому политическому курсу был сложен сам по себе. Общество двигалось более быстрыми темпами, чем бюрократия.

    Законы, принятые Николаем II должны были стать фундаментом общества, а в итоге стали основой для продолжения наступления оппозиций на правительство. Борьба за расширение избирательного права и за увеличение думских полномочий стала одной из составляющих в массовом общественном движении, приведшем к Всероссийской октябрьской политической стачке и к продолжению революции.

    Провал  «булыгинской Думы» заключался в том, что власть решила сделать, из созданного в 1905 году парламента, не канал для общения с народом, а лишь этим укрепить разваливающуюся монархию. Но в этом и заключается особенность становления российского парламентаризма. Появление представительных институтов произошло в результате не смены формы правления и радикального изменения системы управления, а вызревало в рамках абсолютизма, было актом, дарованным верховной властью. Сопровождалось это острейшим внутренним кризисом, вылившимся в первую русскую революцию [28, c. 121].

    События октября 1905 года, вышедшие из-под контроля властей, вынудили императора сделать шаг по пути трансформации абсолютной монархии в конституционную монархию. Подписание Манифеста 17 октября 1905 года, даровавшего населению основы гражданской свободы и законодательные полномочия народному представительству, стало для императора серьезным и опасным шагом. Этот шаг был на тот момент единственным выходом для спасения режима и своеобразного компромисса между сторонниками самодержавия и его противниками.

    Создание  представительных институтов невозможно без наличия в стране политических партий: подлинная многопартийность предполагает определение правового статуса деятельности политических партий. В России этот процесс имел существенные особенности. И хотя в Манифест 17 октября содержались обещания «свободы союзов», это так и осталось не более чем обещаниями, поскольку закона о политических партиях и союзах в царской России не появилось, а деятельность партий даже либерального толка не было легализовано. Это же касается и «свободы слова». Средства массовой информации, хотя и действовали в условиях некоторой смягченной цензуры, назвать даже относительно свободными было нельзя. При малейшем недовольстве властей позицией того или иного издания, оно могло быть закрыто или на него наложен штраф, а редактор подвергнут уголовному преследованию.

    Нельзя  сбрасывать со счетов и то, что российскую либеральную общественность той  поры отличало явно завышенные ожидания от происходивших перемен. Значительная часть ее, эталоном для которой  была конституционная монархия  Англии, после обнародования Манифеста 17 октября 1905 года и начала деятельности Государственной думы выдавала желаемое за действительность и всерьез верили в возможность развития России в конституционном русле.

    С зарождением российского парламентаризма начался процесс оформления официальной оппозиции к режиму. К сожалению, то ли в силу нетерпения и желания немедленно получить результат, зарождающаяся оппозиция своими неумелыми, а порой и провокационными действиями и поведением лишь усугубляла положение.

    Следующий шаг после «Булыгинской думы»  стали выборы в апреле 1906 года в I Думу, которые проходили на основе избирательного закона, принятого в декабре 1905 года. Он расширял круг избирателей, но право выборов было не равным для избирателей разных курий. Депутаты избирались избирательными собраниями, состоящими из выборщиков от каждой губернии и ряда крупных городов. В свою очередь выборщики избирались по четырем отдельным куриям избирателей – землевладельцами, городскими жителями, крестьянами и рабочими.

    Такая избирательная система явилась  особенностью становления парламентаризма в России. Особенность заключается в дискриминационном характере избирательного законодательства. Все далекие от демократических норм черты – многостепенность выборов, лишения избирательного права части российских граждан, имущественные и другие цензы были ему присущи. Вводя ограничения в избирательной системе, власть даже не пыталась скрыть, что этим она пыталась повлиять на будущий состав Государственной думы [15, c. 127].

    Деятельность  российского парламента началась 27 апреля 1906 года. Лидирующие положение в Думе заняли кадеты, довольно многочисленной группой были трудовики, выражавшие интересы российского крестьянства.

    I Государственная дума просуществовала всего 72 дня и была распущена, поскольку, будучи призванной «вносить спокойствие в общество», как значилось в царском манифесте, лишь «разжигает смуту».

    II дума функционировала с февраля по июнь 1907 года. Состав Думы отразил поддержку населения трудовикам, эсерам, социал-демократам в надежде, что они решат аграрный вопрос. Но II Дума отказалась утвердить царский указ от 9 ноября 1906 года об аграрной реформе. Такое положение дел со стороны Думы поставила вопрос: либо покончить с Думой навсегда, либо изменить избирательный закон, чтобы создать в ней лояльное и работоспособное большинство. Избрав второй вариант, правительство распустило II Думу и опубликовало новое «Положение о выборах», изменив избирательное закон в пользу землевладельцев-латифундистов и городской буржуазии.

    III Дума просуществовала весь положенный по закону пятилетний срок: с ноября 1907 года по июнь 1912 года. III Дума утвердила Указ о крестьянской реформе, поддержала образование Крестьянского банка, а также в двое увеличила бюджетное отчисление на нужды народного образования, приняла закон об обязательном начальном образование.

    IV Государственная Дума, последняя в истории Российской Империи, работала с ноября 1912 года по октябрь 1917 года. Вступление России летом 1914 года в мировую войну, ее затяжной характер обострил социально-политическую обстановку в стране. Пассивность Думы в этих условиях вызывала недовольство масс, она теряла их доверие.

    В итоге революционных действий рабочих, поддержанных солдатами, 27 февраля 1917 года в Петрограде образовался Временный  комитет Государственной думы во главе с М.В. Родзянко и Совет  рабочих депутатов. 1 марта 1917 года на совместном совещании временного комитета Госдумы и представителей Совета, было образовано Временное правительство во главе с князем Г.Е. Львовым. Николай II отрекся от престола. 6 октября 1917 года Временное правительство постановило Думу распустить в связи с подготовкой к выборам в Учредительное собрание. Так в Российской империи закончилась эпоха буржуазного парламентаризма.

    Положение о выборах в Учредительное  собрание принимались Временным  правительством. Новый избирательный закон коренным образом отличался от актов по выборам в Государственную Думу. Впервые правительство в России приняло на себя обязательство провести выборы в высшей представительный орган государственной власти – Всероссийское учредительное собрание – на основе всеобщего прямого тайного и равного голосования. Правом участия в выборах были наделены российские граждане независимо от пола, достигшие ко дню выборов 20 лет.

    Но  после прихода к власти большевиков  и провозглашение ими Республики Совета выборы в Учредительное собрание состоялись, но первые надеялись, что они поддержат советскую власть и диктатуру пролетариата. Однако результат не оправдал надежды. И вскоре Учредительное собрание было распущено.

    Большевики, разогнавшие неугодное им Учредительное собрание, показали полное презрение к таким «буржуазным» ценностям, как парламентаризм, свобода слова, многопартийность, демократические выборы. В условиях однопартийной диктатуры получил развитие новый тип народного представительства – Советы, отвергавшие принцип разделения властей.

    На  III Всероссийском съезде Советов в январе 1918 года, было оформлено образование Российской Советской Федеративной Социалистической Республики – РСФСР, а в июле V Всероссийский съезд Совета принял Конституцию РСФСР. Она устанавливала, что высшей властью в РСФСР является Всероссийский съезд Советов, который избирает Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет. На местах органами власти являлись съезды Советов: областные, губернские, уездные, волостные.

    В декабре 1922 года первые советские республики образовали СССР. Так в послереволюционный период в России складывается новый тип народного представительства и реализации законодательной функции – Советы. Принцип разделения властей был отвергнут.

    В первые годы Советской власти избирательная система была многоступенчатой, некоторые категории лиц к выборам не допускались, голосование было открытым. Всеобщими, равными и прямыми выборы при тайном голосовании стали в 1936 году. В статье 126 Конституции отмечалось, что Коммунистическая партия представляет руководящее ядро всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных.

    Высшим  органов государственной власти СССР являлся Верховный Совет, который  избирался сроком на четыре года. Он состоял из двух равноправных палат: Совета Союза и Совета Национальностей. На XVII чрезвычайном съезде Советов 21 января 1937 года была принята очередная Конституция РСФСР. Высшим органам государственной власти становился однопалатный Верховный Совет РСФСР, который избирался гражданами по избирательным округам сроком на четыре года.

    Но  вся избирательная система функционировала  под наблюдением партийных комитетов, которые являлись основными организаторами избирательного процесса. Кандидаты  в Советы депутатов предварительно одобрялись соответствующими партийными структурами. Агитация велась только за тех кандидатов, которые были одобрены партийными решениями.

Информация о работе Становление российского парламентаризма в сравнительной перспективе