Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 00:56, курсовая работа
Целью курсовой работы является сравнительный анализ элементов парламентаризма в российской политической практике.
Объект курсовой работы – феномен парламентаризма в российской политической практике.
Предмет курсовой работы – сравнение элементов российского и советского парламентаризма.
Основные задачи, поставленные в курсовой работе:
1.Определить понятие, сущность и принципы парламентаризма;
2.Изучить идеи парламентаризма в русской политической мысли конца XIX и начала ХХ века;
3.Рассмотреть современные подходы к пониманию парламентаризма в Российской Федерации;
4.Изучить феномен парламентаризма, его предпосылки становления и особенности в досоветском и советском периоде;
5.Провести сравнительный анализ по трем периодам становления парламентаризма в России (досоветский, советский и постсоветский);
1.Содержание курсовой работы:
Глава 1. Теоретические аспекты парламентаризма
1.1. Понятие, сущность и принципы парламентаризма
1.2. Идеи парламентаризма в российской политической мысли конца XIX и начала XX века
1.3. Современные подходы к изучению парламентаризма в Российской Федерации
Глава 2. Сравнительно – исторический анализ парламентаризма трех
периодов: досоветского, советского и постсоветского
2.1. Исторические предпосылки и особенности становления парламентаризма в России (досоветский и советский период)
2.2. Российский парламентаризм в сравнительной перспективе трех периодов: досоветский, советский и постсоветский
Систему Советов народных депутатов – единую от Верховного Совета СССР до сельского Совета – можно определить как квазипарламентскую, поскольку парламент (Верховный Совет) выступал как надстройка всей структуры представительных органов, оказывая заметное влияние на деятельность местной законодательной власти. Но законодательные функции Совета были ограничены: реальная власть в стране была сосредоточена в руках Коммунистической партии, создавшей жесткую вертикаль исполнительной власти через свои комитеты различных уровней власти. Все важные решения принимались сначала партийными органами и лишь потом утверждались Советами [40, c. 598].
На седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 года советской властью было принята третья Конституция. Был введен принцип свободных выборов: гражданам и общественным организациям гарантировалось свободное и всестороннее обсуждение политических, деловых и личных качеств кандидатов в депутаты, а также право агитации на собраниях, в печати, на радио.
С 1 декабря 1988 года выборы депутатов СССР, стали регламентироваться Законом СССР «О выборах народных депутатов СССР». В 1989 году выборы депутатов СССР были проведены уже на альтернативной основе. Чуть позже Законом СССР от 14 марта 1990 года впервые в истории советской власти был учрежден пост Президента СССР [4, c. 109].
В 1990 – 1991 годах в Конституции РСФСР было внесено много изменений, касающихся государственно-правового статуса Российской Федерации в составе СССР, национально-государственного устройства России, системы, принципов формирования и деятельности органов государственной власти, избирательной системы и других. Вслед за СССР в РСФСР также был учрежден институт президентства.
Причины, которые привели Советы к последней черте, лежат в отсутствии в СССР подлинной демократической избирательной системы. В связи этого принцип народовластия были лишь иллюзией, можно было только проголосовать за рекомендованную партийными органами кандидатуру. Все это снижало заинтересованность народа в управлении делами государства.
Роль
Советов в истории
С другой стороны, Советы все же способствовали развитию традиций представительной власти в нашей стране. Не случайно то, что в эпоху «перестройки» возрождение парламентаризма началось с возрождения и переосмысления лозунга «Вся власть Советам!». Съезды народных депутатов СССР в 1989 и РСФСР в 1990 году во многом подготовили переход к современному российскому парламентаризму [18, 14-21].
Советы
в условиях подлинной демократизации
могла бы стать значительным фактором
осуществления народовластия. Но в
результате реформы конца 80-х годов
ХХ столетия привели к ослаблению
связей между союзными республиками,
развертыванию национал-
2.2. Российский парламентаризм в сравнительной перспективе трех периодов: досоветский, советский и постсоветский
За сто лет своего существования российский парламентаризм перетерпел сложную эволюцию, в рамках которых естественным образом выделяются три основных этапа – досоветский (1906-1917 годы), советский и постсоветский, начало которому было положено принятием Конституции 1993 года.
Становление парламентаризма в современной России происходило с применение опыт досоветского и советского периода, также были взят западный опыт парламентской практики, которые и легли за основу нынешней парламентской системы Российской Федерации. Вопрос об эффективности нынешнего парламента остается открытым и нерешенным.
Каждый
этап характеризовался основными чертами,
которые были присущи только ему:
1. Досоветский этап
Становление парламентаризма в России начинается с изданием Николаем II Манифеста 17 октября 1905 года. Современники при толковании манифеста чаще исходили из того, что с 17 октября 1905 года законодательная власть в стране престала принадлежать одному государю, поскольку в законодательной сфере он ограничивался Думой.
Изданные «Основные законы государства» 1906 года имели существенное значение в развитии парламентаризма. Согласно ему в России впервые устанавливались основы гражданской свободы (неприкосновенность личности, свобода совести, слова, собраний и союзов). Разрешалось создавать политические партии. Статья 86 закрепляла законодательную власть Государственной Думы и Государственным Советам. Также законы определяли взаимоотношения Думы и Совета, а также этих палат с Советом министров и центральным аппаратом. Законопроекты, не принятые Думой и Советом, считались отклоненными. После их опубликования монарх формально лишился двух важнейших прерогатив: неограниченной законодательной власти и автономное распоряжение государственным бюджетом.
Самым
ценным в основных законах была то,
что в них осуществлялся
Для правового положения Думы ключевое значение имели два момента. Во-первых, Дума создавалась как законодательный орган, и, во-вторых, Дума образовалась из членов, избираемых населением Российской империи. К ведению Думы были отнесены: предметы, требующие издание законов или штатов, а также изменения, дополнения, приостановления действия и отмены; государственная роспись доходов (бюджет) и расходов вместе с финансовыми сметами министерств и главных управлений, равно как денежные из казны ассигнования, росписью не предусмотренные; отчет государственного контроля по исполнению государственной росписи; дела об отчуждении государственных доходов или имуществ, требующие высочайшего соизволения; дела о постройке железных дорог непосредственным распоряжением казны и за ее счет; дела об учреждении компании на акциях, когда при сем испрашиваются изъятия из действующих законов; дела, вносимые на рассмотрения Думы по особым высочайшим повелениям.
С
формально-юридической точки
Государственная Дума первого созыва рассматривала положения о частичной политической амнистии, расширения избирательного права, предоставлении некоторых свобод населению. Дума обсуждала вопросы о неприкосновенности личности, отмене смертной казни, свободе совести и собрании, о равноправии граждан.
Однако
почти сразу деятельность Думы натолкнулась
на противодействие исполнительной
власти. Мощное сопротивление
Через 72 дня был опубликован царский указ и манифест о роспуске I Государственной Думы. С формальной точки зрения это не противоречило основным законам, фактически же показало неустойчивость российского парламента.
Государственная Дума второго созыва действовала с февраля по июнь 1907 года. Правительство готовилось диктовать Думе свои условии, а Дума – выполнять свою миссию, избегая с самого начала резких конфликтов, стремясь укрепить свое положение, сделаться реальной силой. С самого начала и до последнего дня над Думой висела угроза роспуска.
Дума решала вопросы проверки правильности выборов, формирования президиума, финансового контроля, контроль над деятельностью правительства. Основные законы, которые предстояло обсудить, были: проведение аграрных законов, законы о свободе совести, земельных обществах. Намечалось принятие нового уголовного уложения, реформа рабочего законодательства о землеустройстве. Общая посылка в законодательной деятельности по словам П.Л, Столыпина должна была состояться в том, что преобразованное по воле монарха отечество должно превратиться в государство правовое, так как, пока писанный закон не определит обязанностей и не оградит право отдельных русских подданных, права эти и обязанности будут находиться в зависимости от толкования и воли отдельных лиц, то есть не будут прочно установлены.
Когда оппозиционность Думы правительству в ходе прений по различным вопросам стала очевидной, начал складываться слух о заговоре против императора. В июне 1907 года был объявлен указ о роспуске Думы второго созыва. Таким образом, II Дума просуществовала всего 103 дня, провела две сессии и не приняла ни одного законопроекта.
Выборы в Государственную Думу третьего созыва проходили осенью 1907 года по новому избирательному закону, который ограничивалось или даже частично отменялось окраинное представительство, избиратели делились на разряды, были подняты цензы. Третья Дума действовала почти пять лет. За это время было проведено пять сессий и 621 заседание.
Самая многочисленная партия в Думе была «Союз 17 октября», которая поддерживала сильную царскую власть. А.И. Гучков в своей речи на заседании 1907 года подчеркнул, что его партия боролась против парламентаризма, ведь «не того освобождал себя царь от чиновников и цареведов, чтобы отдать свою власть, свой священный ореол, ту громадную духовную мощь, которая связана с царским именем, в распоряжение политических партий и их центральных комитетов». Он заявил, что «мы, конституционалисты, не видим в установлении у нас конституционной монархии какого-нибудь умаления царской власти», и призывал всех политических противников найти общую почву, которая из собравшихся делает не «дипломатическую конференцию воюющих партий, классов, народностей, а единую русскую Государственную думу, единое русское народное представительство».
На рассмотрение III Думы правительством выносила исключительно те же проекты, что и во II Думу. Всего за созыв были рассмотрены 2432 законопроекта. Наиболее важный из них – закон по аграрному вопросу, который был одобрен Думой и Государственным Советом, положение о землеустройстве; в сфере национальных отношений – закон о порядке издания касающихся Финляндии законов и постановлений, о введение земств в западных губерниях; в социальной сфере – об отдыхе торговых служащих и о страховании рабочих. Для законодательной деятельности этого периода характерно одобрение множества законов. Государственная Дума третьего созыва была распущена в августе 1912 года.
Выборы в Государственную Думу четвертого созыва проходили осенью 1912 года. Правительством на рассмотрение Думы выносились законопроекты об акционерных торгово-промышленных кампаниях, об учреждении торгово-промышленных палат, акты о местном управлении и самоуправлении, об оказании помощи церковно-приходским школам. Предполагалось провести некоторые мероприятия в области гражданского и уголовного права.
Деятельность Думы протекала апатично.
В июле 1914 года Дума проголосовала за ассигнование на военные цели и приняла некоторые законы в связи, начавшейся войной. Представители наиболее крупных партий выступали с заявлением в поддержку правительства. Только большевистская фракция выступала в Думе с декларацией против войны. В феврале 1917 года был опубликован указ о перерыве занятий IV Государственной Думы, после чего она больше не собиралась. Но формально и фактически Дума как политическое учреждение продолжала оказывать влияние на развитие событий в стране. В разгар февральской революции был создан временный комитет Государственной Думы, с согласием лидеров Петросовета – эсеров и меньшевиков, было опубликовано постановление Временного правительства о роспуске Государственной Думы четвертого Созыва со ссылкой на то, что в это время началась избирательное производство в Учредительное собрание [28, c. 135].
Установление
парламентаризма весьма длительный
процесс. Нигде и никогда
С апреля 1906 года начиналось строительство системы, которая в будущем могла бы стать парламентской и эффективно выполнять свои функции. Но в силу тех или иных причин (влияние самодержавия, острая экономическая и социальная ситуации того периода, гражданская война, Первая мировая война, отсутствии фактического опыта в парламентской практике) данный процесс не был завершен, а сама идея переродилась в совершенно другую направленность (коммунистическая направленность).
Информация о работе Становление российского парламентаризма в сравнительной перспективе