Становление института Президента в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 13:35, контрольная работа

Описание работы

Институт президентской власти в России имеет сравнительно короткую историю. За последние несколько лет данный институт приобрел очень большое значение. Это связано не только с особым правовым положением, которое он занимает. Институт президента в современной России является одним из ключевых в системе органов государственной власти. Его рациональное устройство и функционирование – важное условие обеспечения конституционализма в государстве.
Политическое развитие России последних лет выявило ошибки, связанные с конституционным распределением властных полномочий между Федеральными органами государственной власти.

Содержание

Введение
Глава 1. Становление института Президента в России
Глава 2. Выборы, вступление в должность и прекращение полномочий Президента РФ
Глава 3. Полномочия Президента Российской Федерации
Глава 4. Виды Правовых актов Президента РФ
Глава 5. Конституционно - правовая ответственности Президента РФ
Заключение
Список используемой литературы:

Работа содержит 1 файл

Конституционное право.doc

— 201.00 Кб (Скачать)

    Между тем государственные награды  и почетные звания находятся в  ведении Российской Федерации (п. «с»  ст. 71 Конституции), и по этим вопросам должны приниматься федеральные законы. Президент только награждает государственными наградами РФ, присваивает почетные звания РФ, высшие воинские и высшие специальные звания.

    Президент наделен правом помилования. Помилование – это акт верховной власти, который полностью или частично освобождает осужденного от наказания либо заменяет назначенное ему судом наказание более мягким. Актом помилования может также сниматься судимость с лиц, отбывших наказание. Акты помилования носят всегда персональный характер, т. е. они принимаются в отношении конкретного лица или нескольких определенных лиц.

 

Глава 4. Виды Правовых актов  Президента РФ

 

    Свои  полномочия Президент реализует, прежде всего, в принятии правовых актов. Согласно ст. 90 Конституции РФ Президент издает указы и распоряжения.

    Указами оформляются решения Президента РФ нормативного характера, то есть решения, содержащие общие правила поведения, рассчитанные на длительное и многократное применение и относящиеся к неопределенному кругу субъектов. Указы могут носить и индивидуальный характер. В форме указов издаются решения о назначении и освобождении от должности руководителей подотчетных Президенту РФ федеральных органов исполнительной власти, о гражданстве и др.

    Распоряжения Президента РФ – это акты организационно-оперативного характера, имеющие вспомогательное значение в правовом регулировании деятельности главы государства. Распоряжения, как правило, не носят нормативного характера.

    Указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ и  федеральным законам (ч. 3 ст. 90 Конституции). Данная конституционная норма устанавливает подзаконный характер правотворческой деятельности Президента РФ.

    Помимо  вышеперечисленных правовых актов, издаваемых Президентом, в правотворческую  деятельность главы государства входит:

  1. направление законопроектов президента РФ в Государственную Думу ( п. «г» ст.84);
  2. направление Запросов Президента РФ, в Конституционный Суд РФ (ч.2 и ч.5 ст.125 Конституции РФ);
  3. направления ежегодных посланий Федеральному Собранию о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства (п. «е» ст.84)
  4. представления президента РФ, в которых содержатся предложения Президента РФ  Совету Федерации   по кандидатурам для назначения на должности судей Конституционного суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, а также предложения о назначении и освобождении Генерального Прокурора РФ; предложения Государственной Думе РФ о кандидатуре Председателя Правительства РФ (п. «а» ст.83, ч.1 и ч.2 ст.111) и Председателя Центрального банка России (п. «г» ст.83)

    Но  не только Конституция РФ определяет виды правовых актов, издаваемых Президентом  РФ. Например, федеральный закон  «Об обороне» (1996г.) предусматривает, что Президент  РФ как главнокомандующий  издает директивы и приказы, которые обязательны для исполнения лишь Вооруженными Силами РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами.

 

Глава 5. Конституционно -  правовая  ответственности  Президента РФ 

    Действующая Конституция РФ предусматривает  лишь один вид конституционно-правовой ответственности Президента РФ – его отрешение от должности в случаях и в порядке, предусмотренных Конституцией, о чем мы уже говорили выше.

    Особенность правового положения Президента в том, что он одновременно – и  субъект конституционной ответственности (ответственный за нарушение конституционных норм) и лицо, полномочное применять санкции конституционной ответственности к иным структурам и должностным лицам.

    Это свойство характерно не только для  Президента РФ, но и для многих других субъектов конституционно-правовых отношений (высших должностных лиц субъектов РФ, глав муниципальных образований и др.). Из занимаемого Президентом положения вытекает, необходимость признания особого характера последствий нарушения им Конституции РФ. Президент – высшее должностное лицо страны, наделенное очень широкими и важными полномочиями, от его действий или бездействий зависит во многом жизнь всей страны, всего народа и каждого отдельного человека, их настоящее и будущее.

    Именно  поэтому Президент России, избранный всенародно, обладающий высоким положением в обществе и государстве, должен не только иметь большие права, но и иметь перед государством и обществом, перед народом не менее большие обязанности, за невыполнение которых должна быть предусмотрена конституционно-правовая ответственность Президента.

    Между тем, как отмечено выше - Конституция  РФ не говорит ни об одной обязанности  Президента РФ прямо. Единственное, при  условии замены в ч. 1 ст. 82 Конституции РФ слов «клянясь» на «обязуюсь» получаются следующие обязанности Президента, при нарушении которых должна наступать его ответственность:

    обязанность уважать и охранять права и  свободы человека и гражданина;

    обязанность соблюдать и защищать Конституцию  РФ; обязанность защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства;

    обязанность верно служить народу25.

    В своей монографии Л.А. Окуньков обращает внимание на то обстоятельство, что Президент не только должен выполнять конституционные обязанности, но и не злоупотреблять конституционными правами. При этом он выделяет следующие правомочия (права) Президента РФ, злоупотребление которыми является основанием для привлечения его к конституционной ответственности:

    право определять основные направления внутренней и внешней политики государства (ч. 3 ст. 80);

    право принять решение об отставке Правительства  РФ (п. «в» ст. 83);

    право распустить Государственную Думу (п. «б» ст. 84, ст. 109);

    право законодательной инициативы (п. «г»  ст. 84);

    право «вето» (ст. 107);

    право вводить военное положение (ст. 87);

    право вводить чрезвычайное положение (ст. 88)26.

    Как за нарушение суверенитета, независимости государства, так и за невыполнение своих конституционных обязанностей Президент может и должен нести конституционно-правовую ответственность, но только при наличии вины. Объективное вменение недопустимо как в случае невыполнения Президентом своих конституционно-правовых обязанностей, так и в случаях злоупотребления им своими правами.

    В случае невыполнения Президентом РФ своих конституционных обязанностей характерные санкции – это  выражение недоверия Президенту РФ, отрешение его от должности, а негативными последствиями в случае злоупотребления Президентом своими правами могут быть отмена незаконного решения Президента РФ, преодоление президентского вето.

    По  мнению многих исследователей не все  санкции, например «недоверие Президенту РФ», «ограничение его прав», нашли свое законодательное закрепление. Многие исследователи считают, что набор санкций должен быть более разнообразным, сами санкции более гибкими, предусматривающими, например, такие меры, как предупреждение, что позволит в необходимых случаях избежать применения такой крайней меры, как отрешение Президента от должности.

 

Заключение

 

    С учетом всего вышеизложенного, мы в  полной мере убедились, что от главы  государства зависит очень многое, и то, как он поведет дальнейшую политику, во многом предопределит состояние страны в целом. Вследствие этого я согласна с мнениями некоторых исследователей о необходимости принятия федерального закона, где были бы конкретно сформулированы обязанности Президента, его полномочия, санкции за конкретные конституционные деликты, механизм привлечения Президента к ответственности.

    На  мой взгляд, политика действующего Президента РФ В.В. Путина практически в полной мере отвечает конституционным требованиям нашей станы, предъявляемым к главе государства. С приходом к власти Президент В.В. Путин своей нормотворческой и правотворческой деятельностью урегулировал многие «прорехи» современного законодательства.

    Конституция РФ гласит: «Носителем суверенитета и  единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Высшим непосредственным выражением власти народа являются  референдум и свободные выборы». На этом основании многонациональный народ, проявив свою власть на выборах Президента РФ 14 марта 2004 года, показал, что деятельность Президента В.В. Путина нашла отражение в сердцах миллионов граждан Российской Федерации, поэтому лидер нашего государства действительно может называться избранным с согласия всего народа и представителем всего государства. Данный факт является доказательством того, что политика ныне действующего президента является современной как внутри страны, так и на международной арене.

      

 

    Список  используемой литературы:

 
  1. Баглай  М.В. «Конституционное право Российской Федерации»,  Москва, 1999г.
  2. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. «Конституционное право России», Москва, 2003г.
  3. Колосова Н.М. «Конституционная ответственность в Российской Федерации», 2000г.
  4. Конституция РФ. Комментарий, Москва, 1993г.
  5. Окуньков Л.А. «Президент Российской Федерации. Конституция и   политическая практика», Москва, 1996г.
  6. Радченко И.И. «Президент в конституционном строе Российской Федерации», Москва, 2000г.
  7. Указ Президента РФ от 2 марта 1994 г. № 442 «О государственных наградах Российской Федерации»// СЗ РФ. 1994
  8. Указ Президента РФ от 23 мая 1996г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти»// СЗ РФ. 1996
  9. Федеральный закон от 6 октября 1999г. «Об основных принципах организации Законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»// СЗ РФ. 1999
  10. Федеральный закон от 12 июня 2002г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002
  11. Федеральный закон от 10 января 2003г «О выборах Президента РФ»// СЗ  РФ. 2003
  12. Чиркин В.Е «Президентская власть». //Государство и право 1997 №5

Информация о работе Становление института Президента в России