Становление института Президента в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 13:35, контрольная работа

Описание работы

Институт президентской власти в России имеет сравнительно короткую историю. За последние несколько лет данный институт приобрел очень большое значение. Это связано не только с особым правовым положением, которое он занимает. Институт президента в современной России является одним из ключевых в системе органов государственной власти. Его рациональное устройство и функционирование – важное условие обеспечения конституционализма в государстве.
Политическое развитие России последних лет выявило ошибки, связанные с конституционным распределением властных полномочий между Федеральными органами государственной власти.

Содержание

Введение
Глава 1. Становление института Президента в России
Глава 2. Выборы, вступление в должность и прекращение полномочий Президента РФ
Глава 3. Полномочия Президента Российской Федерации
Глава 4. Виды Правовых актов Президента РФ
Глава 5. Конституционно - правовая ответственности Президента РФ
Заключение
Список используемой литературы:

Работа содержит 1 файл

Конституционное право.doc

— 201.00 Кб (Скачать)

    Президент РФ приступает к исполнению полномочий с момента  принесения им присяги  и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом (ч. 1 ст. 92 Конституции).

    Согласно  ст. 91 Конституции, избранный  и вступивший в  должность Президент  РФ обладает неприкосновенностью. 

2.3. Виды оснований прекращения полномочий Президента РФ

 

    Полномочия  Президента государства могут быть прекращены по разным основаниям. Как  правило, эти основания предусматриваются  законами. Однако на практике имеют  место случаи, когда полномочия президента прекращаются по основаниям, не предусмотренным законодательством. Например, первый и последний Президент СССР М.С. Горбачев сложил с себя полномочия в связи с ликвидацией СССР, хотя Конституция СССР 1977г. не предусматривала такого основания прекращения существование самого государства.

    Примером  нелегитимного прекращения полномочий президента может служить утрата власти в результате революции, когда  власть президента или насильственно  ликвидируется, или переходит в  другие руки в результате ее захвата вопреки закону.

    Правовыми основаниями прекращения полномочий президента являются те основания, которые  предусмотрены законодательством (выборы другого президента, уход в отставку, упразднение поста президента и др.) Прекращение полномочий президента может быть осуществлено по истечении предусмотренного конституцией срока пребывания в этой должности и досрочно.

    Конституция РФ (ст. 92) предусматривает несколько  оснований прекращения полномочий Президента РФ:

Истечение Срока

         В ч. 1 ст. 92 Конституции РФ установлено, что Президент прекращает исполнение своих полномочий с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения  присяги вновь избранным Президентом Российской Федерации. Это обычный порядок прекращения полномочий. В остальных случаях, о которых пойдет речь ниже, полномочия могут быть прекращены досрочно.

Отставка  Президента

      Президент РФ прекращает исполнение своих полномочий досрочно в случае отставки – добровольного ухода с должности Президента. Так именно поступил Б.Н. Ельцин 31 декабря 1999 года. Но, к сожалению, сама процедура ухода в отставку в законе не регламентирована и не урегулирована.

Стойкая неспособность

    Президент РФ прекращает исполнение полномочий в случае стойкой неспособности  по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия (ч. 2 ст. 92 Конституции РФ).

    К сожалению, и это основание не регламентировано – ни Конституция, ни федеральное законодательство не определяют процедуру прекращения  полномочий Президента в случае стойкой  неспособности.

    В связи с этим Конституционный Суд РФ 11 июля 2000 г. принял Постановление по делу о толковании положений ст. 91 и ч. 2 ст. 92 Конституции РФ о досрочном прекращении полномочий Президента РФ в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия13. Поводом к рассмотрению дела явился запрос Государственной Думы. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в понимании указанных конституционных положений в их взаимосвязи.

    В своем Постановлении Конституционный Суд РФ указал, что, исходя из занимаемого Президентом РФ места в системе органов государственной власти, а также его конституционного статуса, Конституция РФ закрепляет неприкосновенность Президента РФ, а также другие правовые средства, которые обеспечивают свободное и ответственное осуществление Президентом РФ принадлежащих ему конституционных полномочий и непрерывность функционирования института главы государства.

    В своем Постановлении Конституционный  Суд РФ истолковал положение ч. 2 ст. 92 следующим образом:

  1. для досрочного освобождения главы государства необходимо выработать особый порядок такого освобождения;
  2. положения о порядке установления степени утраты трудоспособности, определенные в Основах законодательства об охране здоровья граждан, не связаны с применением ст. 92 (ч. 2);
  3. для установления стойкой неспособности требуется особая процедура с целью объективного установления фактической невозможности для Президента РФ в связи с расстройством функций организма, носящих постоянный, необратимый характер. Для досрочного прекращения полномочий Президента в таком случае может не являться обязательной предпосылкой волеизъявление Президента;
  4. приведение в действие досрочного прекращения полномочий  допустимо лишь при исчерпании всех иных возможностей, связанных с временным неисполнением Президентом РФ своих полномочий или добровольной его отставки;
  5. порядок досрочного прекращения полномочий Президента РФ в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья может быть облегченным, упрощенным. При том должна быть исключена возможность превращения данного порядка в способ необоснованного отстранения Президента РФ от должности, а тем более в неконституционный способ присвоения каким-либо органом или лицом властных полномочий Президента РФ.

    В соответствии со ст. 92 (ч. 3) Конституции РФ в случае досрочного прекращения исполнения Президентом РФ своих полномочий их исполнение до вступления в должность вновь избранного Президента РФ возлагается на Председателя Правительства РФ14. 

Отрешение Президента от должности

    Порядок досрочного прекращения полномочий Президента в случае его отрешения  от должности урегулирован Конституцией (ст. 93). Отрешение от должности –  высшая форма ответственности Президента, и исходя из статуса главы государства  порядок отрешения от должности достаточно сложный. 

    Основанием  отрешения Президента от должности  являются выдвинутые Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления и заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения (ст. 93 Конституции РФ.)

    Отрешение Президента от должности проводится в три этапа.

    Первый  этап сводится к выдвижению Государственной Думой обвинения в совершении Президентом тяжкого преступления. Инициатива в принятии такого решения может исходить от группы депутатов Государственной Думы численностью не менее 1/3 от общего числа. Для рассмотрения данного вопроса на заседании Государственной Думы требуется заключение специальной комиссии, образованной самой Государственной Думой. Решение принимается квалифицированным большинством, т.е. двумя третями голосов от общего числа депутатов палаты.

    На  втором этапе надлежит получить заключение Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ. Верховный Суд РФ дает заключение о наличии в действиях Президента признаков тяжкого преступления. Конституционный Суд дает заключение о том, что установленный порядок выдвижения обвинения против Президента был соблюден.

    Третий  этап процедуры отрешения Президента РФ от должности включает принятие Советом Федерации решения по этому вопросу. Решение выносится  на основании рассмотрения всех материалов, подтверждающих правильность решений Государственной Думы, заключений Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ. Вопрос считается решенным положительно, если за отрешение проголосует не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации. Однако это решение должно быть принято в течение трех месяцев после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если решение в указанный срок не будет принято, то обвинения против Президента считаются отклоненными (ст. 93 Конституции РФ).

    В 1999 г. Государственной Думой была предпринята попытка отрешить от должности Президента Б.Н. Ельцина. Но уже на первом этапе процедуры эта попытка потерпела неудачу: при рассмотрении в Государственной Думе за решение о выдвижении обвинения Б.Н. Ельцину проголосовало менее двух третей депутатов.

    Но  независимо от этого в процессе обсуждения вопросов отрешения Президента от власти всплыли нерешенные в действующем  законодательстве проблемы.

      В частности, неурегулированность  нормами права процедуры предъявления обвинения и дачи заключения Верховным Судом РФ. Во-первых, не регламентирован вопрос о процессуальном порядке рассмотрения Верховным Судом РФ признаков преступления в действиях главы государства. Во-вторых, неясно, кто в Верховном Суде должен давать заключение – коллегия, президиум или пленум Верховного Суда. И, в-третьих, при отсутствии нормативных актов, регламентирующих эту процедуру, Конституционный Суд РФ просто не может проверить соблюдение установленного порядка выдвижения обвинения15.

    Кроме того, следует признать, что процедура отрешения Президента РФ от власти настолько сложна, что делает почти нереальным само отрешение от должности. Конечно, отрешение от власти Президента – это достаточно ответственное решение, здесь недопустимы легкость и упрощенность процедуры. Но с другой стороны также не допустимо ее чрезмерное  усложнение.

 

    Глава 3. Полномочия Президента Российской Федерации

 

    Президент как глава Российского государства  взаимодействует со всеми ветвями  власти.

    Президент, взаимодействуя с  Федеральным Собранием:

    - обладает правом вето на законы принятые Федеральным Собранием;

    - обращается к Федеральному Собранию  с ежегодными посланиями  о  положении в стране, об основных  направлениях  внутренней и внешней  политики государства; 

    - вводит на территории Российской  Федерации или в отдельных её местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе;

    - вводит на территории Российской  Федерации или в отдельных  её местностях чрезвычайное положение  с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе;

    - назначает и отзывает после  консультаций с соответствующими  комитетами и комиссиями  палат  Федерального Собрания дипломатических  представителей Российской федерации  в иностранных государствах и  международных организациях.

Президент, взаимодействуя с  Государственной  Думой:

    - назначает с согласия Государственной  Думы  Председателя Правительства  РФ;

    - представляет Государственной Думе  кандидатуру для назначения на  должность Председателя Центрального  банка;

    - ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка;

    - назначает выборы  Государственной  Думы и распускает Государственную  Думу;

    - вносит законопроекты в Государственную  Думу;

    - вправе отклонить федеральный  закон и возвратить его в Государственную Думу на новое рассмотрение;

Президент, взаимодействуя с  Советом Федерации:

    - представляет Совету Федерации  кандидатуры для назначения на  должности  судей Конституционного  Суда, Верховного Суда, высшего арбитражного  Суда; а также кандидатуру Генерального прокурора РФ;

    - вносит в Совет Федерации предложение  об освобождении от должности  Генерального Прокурора.

Президент взаимодействуя с  Правительством РФ:

    - принимает решение об отставке  Правительства;

    - по предложению председателя  Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства  и федеральных министров;

    - имеет право отменять постановления  Правительства. 
 

    Глядя на полномочия Президента РФ во взаимоотношениях с Правительством РФ  очень трудно разграничить полномочия между ними. Президент стал главным действующим лицом на политической сцене, а Правительство, хотя и декларировалось самостоятельным конституционным органом, осуществляющим исполнительную власть, превратилось в исполнителя президентских  указаний, полностью зависимого в своей деятельности от усмотрения Президента. В частности, многие экономические и политические преобразования прошли под знаком президентского правотворчества. Президент должен осуществлять свои функции через Правительство, а не за него. «Имеет место дублирование в работе Президента и Правительства».16

Информация о работе Становление института Президента в России