Становление института Президента в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 13:35, контрольная работа

Описание работы

Институт президентской власти в России имеет сравнительно короткую историю. За последние несколько лет данный институт приобрел очень большое значение. Это связано не только с особым правовым положением, которое он занимает. Институт президента в современной России является одним из ключевых в системе органов государственной власти. Его рациональное устройство и функционирование – важное условие обеспечения конституционализма в государстве.
Политическое развитие России последних лет выявило ошибки, связанные с конституционным распределением властных полномочий между Федеральными органами государственной власти.

Содержание

Введение
Глава 1. Становление института Президента в России
Глава 2. Выборы, вступление в должность и прекращение полномочий Президента РФ
Глава 3. Полномочия Президента Российской Федерации
Глава 4. Виды Правовых актов Президента РФ
Глава 5. Конституционно - правовая ответственности Президента РФ
Заключение
Список используемой литературы:

Работа содержит 1 файл

Конституционное право.doc

— 201.00 Кб (Скачать)

    б) Президент в пределах своей компетенции  назначает или участвует в  назначении, а также освобождает  или участвует в освобождении соответствующих должностных лиц.

    Полномочия  Президента в области кадровой политики относятся к числу важнейших полномочий главы государства, позволяют ему в широком смысле этого слова разместить на ведущих постах государственных органов свою команду. Но, кроме того, следует иметь в виду, что Конституция не отдает право назначения должностных лиц безоговорочно Президенту, а предусматривает различные формы их назначения. Некоторые из должностных лиц назначаются и освобождаются от должности Президентом непосредственно, другие – по представлению или после консультации с соответствующими федеральными государственными органами, или по их предложению.

    Основные  полномочия Президента РФ в области  кадровой политики закреплены в ст. 83 Конституции РФ. Президент с согласия Государственной Думы назначает Председателя Правительства РФ.

    Согласие  Государственной Думы дается в форме  постановления, которое принимается большинством голосов от общего числа депутатов. Данное  Государственной Думой согласие на назначение конкретного лица Председателем Правительства не связано сроком полномочий Думы и действует до тех пор, пока Правительство либо не сложит с себя полномочия в связи с вступлением в должность нового Президента РФ, либо пока оно не уйдет в отставку по решению Президента.

    После вступления в должность или после  отставки Правительства Президент  вносит предложение о кандидатуре  Председателя Правительства не позднее двухнедельного срока. Если предложенная Президентом кандидатура отклоняется Государственной Думой, то новая кандидатура должна быть внесена Президентом в течение недели (ст. 111 и 117 Конституции). Это направлено на то, чтобы Правительство как носитель исполнительной власти в стране действовало практически без сколько-нибудь продолжительных интервалов.

    В соответствии со ст. 83 Конституции Президент  принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации. При этом если при назначении Председателя Правительства необходимо согласие Государственной Думы, то решение об отставке Правительства принимается Президентом самостоятельно.

    Президент назначает на должность  и освобождает  от должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров (ст. 83). Условием реализации этого правомочия является то, что указанное назначение на должности и освобождение от них производится по предложению Председателя Правительства.

    Президент в соответствии с  п. «е» ст. 83 Конституции  РФ представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного Судов РФ и кандидатуру Генерального прокурора РФ, вносит в Совет Федерации предложение об освобождении от должности Генерального прокурора РФ. Что же касается судей других федеральных судов, то они назначаются непосредственно Президентом.

    В п. «г» ч. 1 ст. 83 Конституции РФ,  сказано, что Президент Российской Федерации «представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит вопрос перед Государственной Думой об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации».

    Такой порядок назначения и освобождения Председателя Государственного банка РФ обеспечивает независимость Центрального банка России от других органов государственной власти.

    Президент назначает и освобождает  высшее командование Вооруженных Сил  России, так как  Президент по должности  является Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.

    Президент России назначает и отзывает после  консультаций с соответствующими комитетами и комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.

      В Конституции не сказано, с  какими именно комитетами и  комиссиями проводятся консультации. Это определяет сам Совет Федерации.  Обычно консультации проводятся  с теми комитетами и комиссиями, в компетенцию которых входят  вопросы внешней политики.

    Президент РФ формирует и  возглавляет Совет  Безопасности Российской Федерации; формирует Администрацию Президента Российской Федерации; назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации.

    Значительное число должностных лиц, указанных в ст. 83 Конституции (так же как и судьи «других федеральных судов»), назначаются и освобождаются от должности лично Президентом Российской Федерации.

    Что же касается работников аппарата Администрации  Президента, Совета Безопасности РФ, вновь созданного Государственного Совета РФ абсолютное большинство из них назначается и освобождается не Президентом, а руководителями аппаратов этих государственных органов.

Полномочия  Президента  в  области обороны  страны и обеспечения  её безопасности.

    Организация обороны страны, обеспечение  ее безопасности – одна из главных функций главы государства.

    Здесь Президент не только принимает конкретные, оперативные меры и обеспечивает согласованное функционирование всех органов. Его прямая обязанность, и об этом, произнося присягу, Президент клянется «защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства» (ч. 1 ст. 82 Конституции РФ). Присяга – это не символический акт вступления в должность. Во многих странах нарушение Президентом присяги народу может повлечь ответственность в виде отрешения от должности23.

    Конкретные  полномочия Президента в организации  обороны страны и обеспечении  ее безопасности весьма обширны и  разнообразны. Конституция определяет их в общем виде, а дальнейшая конкретизация осуществляется федеральными законами и указами Президента.

    Президент является Верховным Главнокомандующим  Вооруженными Силами Российской Федерации (ст. 87 Конституции). Согласно Закону об обороне он утверждает концепцию  и планы строительства Вооруженных Сил, мобилизационные планы экономики, а также планы подготовки и накопления мобилизационных резервов и оперативного оборудования.

    Президент  утверждает военную доктрину Российской Федерации, которая представляет собой систему официально принятых в государстве взглядов на предотвращение войн, вооруженных конфликтов, на военное строительство, подготовку страны к обороне, организацию противодействия военной угрозе безопасности государства, использование Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации для защиты жизненно важных интересов Российской Федерации. Основные положения военной доктрины гарантируют строгое соблюдение нашей страной Устава ООН, общепринятых международно-правовых норм и принципов, определяют сугубо оборонительную направленность деятельности по обеспечению военной безопасности Российской Федерации.

    Президент РФ в соответствии с пунктом «ж»  ст. 83 Конституции РФ и Законом  РФ от 5 марта 1992 г. «О безопасности» (с  последними изменениями от 25 июля 2002г.) формирует и возглавляет Совет Безопасности. Согласно утвержденному Указом Президента РФ от 2 августа 1999 г. (в редакции Указа Президента РФ от 25 ноября 2003 г.) Положению о Совете Безопасности Российской Федерации, этот конституционный орган осуществляет подготовку решений Президента по вопросам обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведение единой государственной политики в области обеспечения безопасности. Этот орган призван обеспечивать условия для реализации Президентом его конституционных полномочий по защите прав и свобод человека и гражданина, охране суверенитета России, ее независимости и Государственной целостности.

Полномочия  Президента РФ  в  области  внешней  политики.

        В соответствии с Конституцией РФ Президент  России определяет основные направления внешней политики государства (ст. 80), а также осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации (ст. 86). Таким образом, Президент РФ выступает ключевой фигурой в решении внешнеполитических вопросов Российской Федерации.

    Осуществляя внешнеполитический курс, Президент  устанавливает прямые контакты с  главами других государств (путем  государственных визитов в зарубежные страны, приема глав зарубежных государств в своей стране, переговоров с ними, определения взаимных интересов, установления сотрудничества, посещения международных организаций).

    Систематически  ведет прямые телефонные переговоры с главами государств и премьер-министрами некоторых сопредельных стран и других государств, участвует лично в важнейших международных совещаниях и т.п.

    Президент полномочен вести переговоры и подписывать  международные договоры как глава  государства, представляющий Российскую Федерацию в международных отношениях. Президент подписывает также ратификационные грамоты, т.е. документы, свидетельствующие об утверждении федеральным законом международного договора Российской Федерации. Если договор двусторонний, то стороны обмениваются ратификационными грамотами, если же договор многосторонний, то его участники сдают все ратификационные грамоты одному из участников договора – депозитарию. Президент принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей. Эта процедура нередко сопровождается обменом мнениями по вопросам, имеющим существенное политическое значение, и потому не может считаться, как об этом иногда говорят, чисто протокольной. Ратификационная грамота направляется главой иностранного государства Президенту России и удостоверяет, что указанное в ней лицо, т.е. дипломатический представитель, представляет интересы направившего его государства и его словам и действиям надлежит верить. Направление отзывной грамоты означает прекращение полномочий указанного в ней лица.

    Руководство Президента внешней политикой в значительной степени проводится через Министерство иностранных дел, которое подведомственно Президенту по вопросам, закрепленным за Президентом Конституцией и законодательными актами Российской Федерации.

Иные  полномочия Президента РФ

    Кроме упомянутых выше, Президент РФ наделен также некоторыми иными полномочиями.

      По Конституции РФ (п. «в» ст. 84) Президенту РФ предоставлено  право назначения всероссийского референдума. При этом следует обратить внимание, что Президент, обладая правом назначения всероссийского референдума, сам не отнесен законом к числу субъектов, которые могут инициировать референдум. Инициатива проведения референдума в РФ принадлежит: а) не менее чем двум миллионам граждан, имеющих право на участие в референдуме; б) Конституционному Собранию в случае, предусмотренном ч. 3 ст. 135 Конституции РФ. Таким образом, Президент имеет право назначить референдум, но не инициировать его.

    К полномочиям Президента РФ Конституцией отнесено решение вопросов гражданства  Российской Федерации и предоставления политического убежища. Порядок предоставления Президентом России политического убежища урегулирован ст. 63 Конституции, на основании данной статьи Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права.

    Не  допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в Российской Федерации преступлением. Право убежища не распространяется на лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также осужденных за совершение преступления. Их выдача осуществляется на основе федерального закона или международного договора.

    Вопросы учреждения наград и награждения ими регламентируются актами Президента РФ. Указом Президента от 2 марта 1994 г. (в редакции от 25 ноября 2003г.) Государственными наградами Российской Федерации являются: звание Героя Российской Федерации, ордена, медали, знаки отличия Российской Федерации; почетные звания Российской Федерации.

    В целях совершенствования системы  государственных наград Российской Федерации Президент Российской Федерации 8 августа 2000 г. издал Указ «Об утверждении Статуса Ордена Святого Георгия, Положения о знаке отличия – Георгиевском Кресте и их описаний».

    Таким образом, Президент издает указы  об учреждении государственных наград; о награждении ими; вручает награды; имеет в составе Администрации Президента Управление по государственным наградам. Государственных наград могут быть удостоены граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства.24

Информация о работе Становление института Президента в России