Становление института Президента в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 13:35, контрольная работа

Описание работы

Институт президентской власти в России имеет сравнительно короткую историю. За последние несколько лет данный институт приобрел очень большое значение. Это связано не только с особым правовым положением, которое он занимает. Институт президента в современной России является одним из ключевых в системе органов государственной власти. Его рациональное устройство и функционирование – важное условие обеспечения конституционализма в государстве.
Политическое развитие России последних лет выявило ошибки, связанные с конституционным распределением властных полномочий между Федеральными органами государственной власти.

Содержание

Введение
Глава 1. Становление института Президента в России
Глава 2. Выборы, вступление в должность и прекращение полномочий Президента РФ
Глава 3. Полномочия Президента Российской Федерации
Глава 4. Виды Правовых актов Президента РФ
Глава 5. Конституционно - правовая ответственности Президента РФ
Заключение
Список используемой литературы:

Работа содержит 1 файл

Конституционное право.doc

— 201.00 Кб (Скачать)

    Согласно  прежнему Закону «О Президенте РСФСР», Президент избирался сроком на 5 лет. Теперь срок полномочий Президента составляет четыре года, по истечении которого должны быть проведены новые выборы.

    Согласно  ч. 3 ст. 81 Конституции РФ одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд.

    Это положение направлено на обеспечение реальной преемственности в целях периодического замещения должности Президента и направлено на упорядоченную передачу власти от одного Президента другому. Данные ограничения, являются своеобразными правовыми барьерами, исключающими превращение института президентства в пожизненную должность, а также препятствует долгосрочному властвованию в государственных структурах сторонников одной политической партии, поддерживающей курс Президента.

    Вместе  с тем Конституция, по мнению ряда исследователей, сохраняет за бывшим Президентом возможность переизбрания на третий, четвертый и следующий  срок, «лишь бы этот новый срок был отделен от первых двух «чужим» президентством»9.

    Выборы  Президента Российской Федерации проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию Российской Федерации. Избиратели, проживающие за пределами территории Российской Федерации, считаются приписанными к федеральному избирательному округу.

    В соответствии с Федеральным законом  «О выборах Президента Российской Федерации» от 10 января 2003г., граждане Российской Федерации, политические общественные объединения вправе в любых допускаемых законом формах и законными методами проводить предвыборную агитацию, т.е. осуществлять деятельность, способствующую созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, выражения предпочтения к определенному кандидату, а также распространения информации о его деятельности.

    Расходы на подготовку и проведение выборов Президента РФ производятся за счет федерального бюджета. Кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании.

    Подготовка  к проведению выборов Президента РФ осуществляется открыто и гласно.

Назначение  Выборов

    Проведение  выборов Президента РФ в сроки, установленные Конституцией РФ, является обязательным.

    Согласно  ст. 102 Конституции  назначение выборов Президента РФ относится к ведению Совета Федерации.

    Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня  голосования.

    Днем  голосования на выборах Президента Российской Федерации является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента, и в котором четыре года тому назад был избран Президент. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

    В случае если Совет Федерации не назначит выборы в установленный срок, то они проводятся Центральной избирательной  комиссией РФ в третье или четвертое  воскресенье месяца, в котором  проводилось голосование на предыдущих общих выборах президента. Решение Центральной избирательной комиссии о проведении выборов публикуется не позднее чем через семь дней со дня истечения установленного срока официального опубликования решения о назначении выборов.

    В случае прекращения Президентом РФ исполнения своих полномочий до истечения конституционного срока в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ, Совет Федерации не позднее чем через 14 дней со дня такого прекращения полномочий назначает досрочные выборы Президента РФ. Днем голосования в этом случае является последнее воскресенье перед месяцем, когда истекают три месяца со дня досрочного прекращения полномочий. Решение о назначении досрочных выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия. Все сроки различных стадий избирательной кампании сокращаются на одну четверть.

    Одной из главных особенностей третьих  выборов Президента Российской Федерации  явилось то, что они проводились  досрочно.

    В связи с прекращением первым Президентом  Российской Федерации Б.Н. Ельциным исполнения своих полномочий до истечения  конституционного срока Совет Федерации 5 января 2000 года на основании статей 92 и 102 Конституции Российской Федерации  назначил выборы Президента Российской Федерации на 26 марта 2000 года.

Голосование и определение

    Результаты  выборов определяются по мажоритарной системе абсолютного большинства  в два тура.

    Решающая  роль в выборе Президента принадлежит источнику  власти – народу. Избранным считается зарегистрированный кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Число избирателей, принявших участие в голосовании, определяется по числу избирательных бюллетеней установленной формы, обнаруженных в ящиках для голосования.

    Проблема  активности избирателей на выборах  является одной из наиболее значимых в избирательном процессе как  с точки зрения уровня правовой культуры избирателей, так и в плане  признания легитимности формируемой  государственной власти. 

    Фактически  в выборах Президента Российской Федерации 14 марта 2004 года приняли участие  69 581 761 избиратель, или 64,39 процента избирателей, из 108 064 281 зарегистрированных избирателей включенных в списки избирателей на момент окончания голосования.

    Итоги выборов Президента Российской Федерации 14 марта 2004 года10: 

  1. В. Путин - 71,31%
  2. Н. Харитонов - 13,69%
  3. С. Глазьев - 4,1%
  4. И. Хакамада - 3,84%
  5. О. Малышкин - 2,02%
  6. С. Миронов - 0,75%

Против всех - 3,5% 

    В соответствии с данными об итогах голосования Центральная избирательная комиссия постановила: «Признать выборы Президента Российской Федерации состоявшимися и действительными; считать избранным на должность Президента Российской Федерации Путина Владимира Владимировича».11

    Состоявшиеся  выборы Президента обозначили дальнейший прогресс в деле консолидации демократической избирательной системы в Российской Федерации. По мнению наблюдателей, выборы прошли в атмосфере политической стабильности, в рамках законодательства, которое соответствует международно-признанным демократическим принципам, обеспечивает плюрализм, равные условия и возможности выступления кандидатов на политической арене, а также высокий уровень открытости всех стадий избирательного процесса. 

    Признание выборов  несостоявшимися или недействительными

      В соответствии с Федеральным  законом «О выборах Президента  Российской Федерации»

    Центральная избирательная комиссия признает выборы Президента РФ несостоявшимися в случае:

    а) если в выборах приняли участие  менее половины избирателей, включенных в списки избирателей на момент окончания голосования;

    б) если число голосов избирателей, поданных за зарегистрированного кандидата, набравшего наибольшее число голосов  избирателей по отношению к другому  зарегистрированному кандидату (другим зарегистрированным кандидатам), меньше чем число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов.

    Центральная избирательная комиссия РФ признает выборы Президента РФ недействительными:

    а) в случае, если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей;

    б) в случае, если количество избирательных  участков, где итоги голосования  признаны недействительными, составляет не менее одной четвертой от общего количества избирательных участков;

    в) по решению суда.

    Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» предусматривает, что в  случае, если в избирательный бюллетень  было включено более двух зарегистрированных кандидатов и ни один из них по результатам общих выборов не был избран на должность Президента, Центральная избирательная комиссия назначает повторное голосование по выборам Президента по двум зарегистрированным кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей.

    Повторное голосование проводится через 21 день после дня голосования на общих выборах.

    Если  до проведения повторного голосования  один из зарегистрированных кандидатов, по которому должно проводиться повторное  голосование, снял свою кандидатуру, по решению Центральной избирательной комиссии второй кандидатурой для проведения повторного голосования признается зарегистрированный кандидат, получивший на общих выборах наибольшее число голосов избирателей после кандидатур, по которым Центральная избирательная комиссия первоначально назначила повторное голосование. В этом случае повторное голосование проводится в первое воскресенье по истечении 14 дней со дня подачи заявления.

    По  итогам повторного голосования  избранным на должность  Президента Российской Федерации считается зарегистрированный кандидат, получивший при голосовании большее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, по отношению к числу голосов избирателей, поданных за другого зарегистрированного кандидата, при условии, что число голосов избирателей, поданных за зарегистрированного кандидата, набравшего большее число голосов избирателей, больше числа голосов избирателей, поданных против всех кандидатов12.

    В случае если выборы Президента признаны несостоявшимися, недействительными  либо если на день проведения повторного голосования оба зарегистрированных кандидата, по которым назначено повторное голосование, сняли свои кандидатуры, либо если при повторном голосовании ни один зарегистрированный кандидат не был избран на должность Президента, Совет Федерации назначает повторные выборы Президента.

    Голосование на повторных выборах Президента проводится не позднее чем через  четыре месяца со дня первоначальных выборов либо не позднее чем через четыре месяца со дня признания выборов несостоявшимися или недействительными.

    Избирательные действия, связанные с проведением повторных выборов Президента, осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации».

    Правда, при проведении повторных выборов  Президента Российской Федерации сроки избирательных действий по решению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации могут быть сокращены, но не более чем на одну треть.

    При проведении повторных выборов Президента Российской Федерации кандидатами не могут быть вновь выдвинуты те кандидаты, действия (бездействие) которых послужили основанием для признания общих выборов или выборов при повторном голосовании недействительными.

    2.2. Вступление в должность

 

    Избранный Президент Российской Федерации  вступает в должность по истечении четырех лет со дня вступления в должность Президента Российской Федерации, избранного на предыдущих выборах, а при проведении досрочных выборов, а также в случае, если ко дню истечения четырех лет со дня вступления в должность Президента Российской Федерации, избранного на предыдущих выборах, назначены повторные выборы Президента Российской Федерации, - на тридцатый день со дня официального опубликования Центральной избирательной комиссией Российской Федерации общих результатов выборов Президента Российской Федерации.

    Процедура вступления Президента РФ в должность  заключается в  принесении Президентом  присяги в торжественной  обстановке в присутствии  членов Совета Федерации, депутатов Государственной  Думы и судей Конституционного Суда Российской Федерации. Присяга приносится народу. Ее текст установлен в ст. 82 Конституции.

    Резиденцией Президента РФ является столица России – Москва, Кремль. Над зданием  официального пребывания Президента поднимается  Государственный флаг России – символ государственной власти, в соответствии с Федеральным конституционным законом «О государственном флаге Российской Федерации» от 25 декабря 2000г. Символами государственной власти также являются: государственный герб (Федеральный конституционный закон «О государственном гербе РФ» от 25 января 2000г.) и государственный гимн (Федеральный конституционный закон «О государственном гимне РФ» от 25 января 2000г.)

Информация о работе Становление института Президента в России