Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 13:35, контрольная работа
Институт президентской власти в России имеет сравнительно короткую историю. За последние несколько лет данный институт приобрел очень большое значение. Это связано не только с особым правовым положением, которое он занимает. Институт президента в современной России является одним из ключевых в системе органов государственной власти. Его рациональное устройство и функционирование – важное условие обеспечения конституционализма в государстве.
Политическое развитие России последних лет выявило ошибки, связанные с конституционным распределением властных полномочий между Федеральными органами государственной власти.
Введение
Глава 1. Становление института Президента в России
Глава 2. Выборы, вступление в должность и прекращение полномочий Президента РФ
Глава 3. Полномочия Президента Российской Федерации
Глава 4. Виды Правовых актов Президента РФ
Глава 5. Конституционно - правовая ответственности Президента РФ
Заключение
Список используемой литературы:
Глава 5. Конституционно - правовая ответственности Президента РФ
Институт президентской власти в России имеет сравнительно короткую историю. За последние несколько лет данный институт приобрел очень большое значение. Это связано не только с особым правовым положением, которое он занимает. Институт президента в современной России является одним из ключевых в системе органов государственной власти. Его рациональное устройство и функционирование – важное условие обеспечения конституционализма в государстве.
Политическое развитие России последних лет выявило ошибки, связанные с конституционным распределением властных полномочий между Федеральными органами государственной власти.
Учитывая роль Президента в жизни современной России очень важно политическими и правовыми средствами обеспечить избрание на эту должность достойных людей.
Дабы не повторять прошлых ошибок следует упорядочить законодательство, регламентирующее порядок избрания, деятельность и компетенцию Президента РФ.
Президент РФ избранный всенародно, обладающий высоким положением в обществе и государстве, должен не только иметь большие права, но и иметь перед государством и обществом, перед народом не менее большие обязанности, за невыполнение которых должна быть предусмотрена конституционно-правовая ответственность Президента.
Родиной института президента являются США. Именно там в 1787 г. Конституционный конвент учредил пост президента. В Европе первыми странами, где была введена должность президента в 1848 г., стали Франция и Швейцария. В настоящее время этот пост имеется более чем в 150 странах.
Советской республике, какой была Россия довольно длительное время, этот институт был чужд, в связи с господствующей концепцией полновластия Советов, соединения в них законодательной и исполнительной властей, что не соответствует принципу разделения властей, одним из выражений которого является наличие Президента. Поэтому в СССР должность президента была учреждена только в 1990 г.
Правда, идея учреждения поста Президента возникла давно. Впервые – при подготовке проекта Конституции СССР 1936 г. но И.В. Сталин отверг идею данного института. Вновь эта идея возникла в 1964 г., когда на заседании Конституционной комиссии, работавшей над проектом Конституции СССР, Н.С. Хрущев предложил учредить пост президента. В 1988 г. на XIX Всесоюзной партконференции вновь обсуждался вопрос о введении поста президента, но положительно он не был решен.
Затем, в период конституционных реформ, начатых в 1989 г. Межрегиональная депутатская группа стала активно пропагандировать идею введения в СССР поста Президента СССР1. В 1990 г. этот вопрос активно обсуждался на Внеочередном III Съезде народных депутатов СССР, который и учредил пост Президента СССР.
Первый Президент России Б.Н. Ельцин был избран путем прямых всенародных выборов 12 июня 1991г. Законом «О Президенте РСФСР» Президент определялся как высшее должностное лицо и глава исполнительной власти РСФСР. Он мог издавать указы на основе и во исполнение Конституции и законов, решений Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. Съезд или Верховный Совет на основании заключения Конституционного Суда могли отменять президентские указы в случае их противоречия Конституции, законам, решениям Съезда и Верховного Совета РСФСР. Но не имел права роспуска Съезда и Верховного Совета, не участвовал в назначении высших должностных лиц.
Директор Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ Л. А. Окуньков, исследовавший институт президента в России, говорит о том, что в последующие годы на уровень должности главы государства стали претендовать руководители других высших государственных органов. Возможно, по этой причине Конституция 1993 года и законодательство о государственной службе отказались от термина «высшее должностное лицо», исходя из самостоятельности трех ветвей власти. Статус, полномочия и ответственность этих лиц должны определяться специальными законами и нормативными актами2.
Поэтому в современном понимании и по действующей Конституции президент является главой государства.
Замена Советов народных депутатов другой системой представительных учреждений при одновременном усилении исполнительной власти и прерогатив Президента представлялась многим в 1993 году кардинальным решением развязки противоречий в системе государственной власти. Сам ход Конституционного совещания летом 1993 года, обширная полемика его участников по различным положениям проекта свидетельствуют об идее сконструировать такую модель сильной президентской власти, которая была бы построена на классической доктрине разделения властей при руководящей и координирующей роли главы государства.
Представляя президентский проект конституции, один из ее авторов, С.С. Алексеев, так охарактеризовал новое содержание президентской власти: «Глава государства – это глава. Его ответственность – за целостность государства. Он принимает меры, чтобы работал весь государственный аппарат, предотвращает разного рода кризисные ситуации, напрямую курирует Правительство. Федеральное Собрание состоит из двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации. Причем Федеральное Собрание – это законы. Правительство – это управление. Суды – это правосудие. Каждый занимается своим профессиональным делом, не претендуя ни на что другое. Вот почему через проект протянута идея президентского начала, может быть, не в том виде, как это закреплено в учебниках, каких-то классических формах. Но президентское начало как главенствующее»3.
С.С. Алексеев, уточнил концепцию о сущности президентско-парламентской республики, где глава государства – Президент обеспечивает целостность государства, функционирование исполнительной власти, преодолевает кризисные ситуации, «где монополия законодательной власти принадлежит Федеральному Собранию, которое осуществляет высший парламентский контроль, где реализуется на самом высоком уровне правосудие судом, и все это в условиях развернутого, последовательного парламентаризма»4. По существу, С.С. Алексеев утверждал идею равной значимости для государства и общества Президента, парламента, исполнительной власти и судов, но, по мнению Л. А. Окунькова, в самом проекте Конституции, и в ее окончательном виде, идею «последовательного парламентаризма» увидеть достаточно сложно5.
Форма правления, т.е. порядок организации и взаимоотношений высших органов государства, зависит от многих факторов. Сложная обстановка перехода к рыночной экономике и острая социальная напряженность обусловили тот факт, что в России в качестве формы правления, по мнению ряда ученых установлена президентская республика. Но по сравнению с традиционными президентскими республиками Россия обладает рядом особенностей.
Наряду с признаками президентской республики (это, в частности, контроль президента за деятельностью правительства) данная форма имеет незначительные элементы парламентской республики, состоящие в том, что Государственная Дума может выразить недоверие правительству (хотя решать его судьбу и в этом случае будет Президент).
В тех государствах, где присутствуют элементы парламентаризма в президентской республике или элементы президентской республики в парламентской, форму республиканского правления можно считать смешанной или полупрезидентской6.
В полупрезидентской республике обычно президент избирается населением путем прямых выборов; является главой государства; исполнительную власть президент осуществляет совместно с главой правительства, которое должно пользоваться доверием парламента; правительство несет ответственность перед парламентом и частично перед президентом, который обладает правом роспуска парламента.
Правда, по признанию Л.А. Окунькова, сравнение текстов российской и зарубежных конституций дает лишь поверхностное представление о сходстве тех или иных положений, а равно и достоинствах или недостатках различных формулировок. Сам по себе даже безупречный текст Конституции с полным набором гарантий прав и свобод и общепризнанных принципов конституционного строя еще ничего не говорит о состоянии государственности и общественного бытия. Во многих государствах Африки, Латинской Америки внешне демократические конституции «сосуществуют» десятилетиями с диктаторским режимом государственной власти со всеми его последствиями для общества. В этом смысле говорить о приближении или тяготении нашей Конституции к французскому аналогу настолько верно, насколько «близки и схожи» наши российские будни с французским гражданским обществом, традициями, парламентаризмом, уважением личности в этом государстве.
«Думается, - пишет Л. А. Окуньков, - хотя и имели в виду французский опыт, что разработчики не смогли избежать внешне незаметного включения в текст Конституции апробированных методов руководства и легализации некоторых «партийных» механизмов и прерогатив власти. В результате Президент превратился в вершину государственной пирамиды, осуществляет единоличное руководство внешней политикой, всеми силовыми министерствами и ведомствами, обладает пропагандистским аппаратом, воздействующим на средства массовой информации. Многие элементы директивного руководства были сохранены и взяты в основу президентской власти. Это касается, в частности, опыта по подбору и расстановке кадров в высшем руководстве, в результате которой мы, как и прежде, остались с громоздкой, неуправляемой и неэффективной исполнительной вертикалью»7
Выборы Президента РФ проводятся на основе Конституции РФ и Федерального закона от 10 января 2003 г. «О выборах Президента Российской Федерации». Кроме того, общие принципы организации и проведения выборов в России содержатся в Федеральном законе от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Согласно ч. 1 ст. 81 Конституции РФ Президент Российской Федерации избирается на четыре года гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Активное
избирательное право
Что же касается пассивного избирательного права – права быть избранным, то Конституция РФ (ст. 81) устанавливает ряд требований (цензов), которым должен отвечать кандидат на пост Президента РФ:
Условие постоянного проживания комментируется по-разному. Одни считают, что речь может идти только о проживании в России не менее десяти лет суммарно. Другие полагают, что требуется непрерывное постоянное проживание в течение указанного срока на день выборов. По мнению Л.А. Окунькова, требуется, по-видимому, официальное толкование этой нормы, исходящее из того, что Президентом не должно стать лицо, плохо знающее условия жизни и обстановку в нашем государстве8.
Информация о работе Становление института Президента в России