Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 09:17, реферат
Наличие взаимосвязи между религией и правом очевидно.Религия никогда не сводилась лишь к вере в Бога и в потустороннюю жизнь, к совершению религиозных обрядов. Именно социальные учения позволяли монотеистическим религиям овладевать массами и тем самым влиять на расстановку сил в обществе. Религи по своему объясняет реально существующий мири регулирует не мнимые а реальные отношения между людьми. Без религиозной интерпретациичисто земных отношений между людьми религии не смогла бы выполнять сложные социальные функции, в том числе и интегрирующую, потеряла бы сувою привлекательность, перестала бы существовать. Сами причины возникновения новых религиозных движений, как правило, носили социально-политический характер. Такие движения появились в ответ на назревшие потребности общественной жизни. Фактическикаждая вновь возникшая религиозная сектавыступает как социально политическая ячейка, а система ее воззрений – это новая социально – политическая доктрина(которая немыслима без права), проявляющаяся в религиозной форме. Такова в сущности история возникновения христианства, ислама, буддизма,других религий.
Эту проблему в
своих работах затрагивали
Нормативное регулирование
и виды социальных норм.
В повседневной жизни каждого человека нередко возникает вопрос, как правильно поступить в той или иной ситуациях на работе, в общественных местах, дома, в семье,или, иначе говря, как согласовать свои поступки с интересами государства, других людей. Ответ на вопрос о допустимом, желаемом и должном поведении в подавляющем большинстве случаев мы получаем из сложившихся в обществе социальных норм, в которых в общей форме аккумулируется опыт многих поколений людей.
В современной общественной науке обоснован взгляд на общество как на целостный социальный организм.Отсюда следует, что весьмаважным качеством обществаявляется организованность, упорядоченность образующих социальную жизнь общественных отношений, а значит, и объективная необходимость их социального регулирования, которое характеризуется рядом особенностей и и закономерностей развития, обусловленных требованиями данной общественной системы.
Существование
и развитие социального регулирования,
его место и функции в
Инфраструктура – это не просто структура социального регулирования в обществе, не просто его подразделенность на виды, звенья, в сложившееся объективно обусловленное построение этой структуры, выраженное в устойчивой модели нормативно- организационных форм регулирования, причем такой модели, узловые звенья которой оприаются на определенные, тоже устойчивые организационные формы… В соответствии с этим инфраструктура социального регулирования предстает главным образом в виде организационного «базиса», или «скелета», особого построения нормативно – организационных форм, от которых непосредственно зависит и развитие, и само функционирование этого регулирования.
Следует строго
разделять идеальную и
Индивидуальное – упорядочение поведения людей при помощи разовых, персональных регулирующих акций, решений данного вопроса, относящихся только к строго определенному случаю, к конкретным лицам.
Нормативное – упорядочение поведения людей при помощи общих правил, т. Е. известных моделей, образцов, эталонов поведения, которые распространяются на все случаи данного рода и которым должны подчиняться все лица, попавшие в нормативно регламентированную ситуацию.
Индивидуальное
– это простейшее социальное регулирование.
Оно имеет известные
Весьма существенно,
что нормативное регулирование
затрагивает область
Разумеется нормативное регулирование имеет и свои минусы, в особенности в случаях, когда оно становиться орудием политической власти авторитарного типа, апвторитарной идеологии. Да и с точки зрения регулятивных особенностей оно само по себе не обеспечивает того, что достигается при индивидуальном, разовом решении жизненных проблем: учета конкретной, индивидуальной ситуации, неповторымых особенностей данного случая.
Этим и объясняется потребность, которая остро ощущаетяс в ходе общественно исторического развития, - заполнить в необходимой мере нормативное регулирование, в том числе правовое, индивидуальным. Однако это не должно заслонять громадных социальных преимуществ нормативного регулирования, формирование которго имело переломное, этапное значение в развитии регулятивных механизмов, свойственных обществу как социальной системе, когда и складывается устойчивая инфраструктура регулирования.
Если говорить о системе нормативного регулировнаия как об автономном, объективно существующем явлении, то ее можно определить как совокупоность норм, посредством которых осуществляется регуляция поведения людей в обществе, их отношений между собой в рамках объединений, коллективов,а также взаимоотношений с природой, регулируемых посредством социально – технических норм. Поведение, деятельность людей, отношения в которые они вступают, являются объектом регулирования различных норм. Так праваи обязанности члена садоводческого общества закреплены в уставе данного общества, относящегося к так называемым корпоративным нормам. Взаимоотношения между студентами учебной группы подлежат моральной оценке. Учасникам свадебного торжества надлежит вести себя соответственно существующим народным оычаям иобрядам. Действия человека, управляющего автомобилем, находятся под «юрисдикцией» правовых норм.
Однако, следует помнить, что система нормативного регулирования не совпадает полностью с юридической надстройкой. Юридическая надстройка – это совокупоность всех правовых явлений, определяемых в конечном итоге экономическим базисом общества. Так же, расшифровывая приведенное выше определение системы нормативного регулирования, следует отметить, что сиситема социальных норм выступает лишь частью системы нормативного регулирования, так как в обществе действует два вида норм:социально – технические и собственно социальные. Это наиболее общее деление всех действующих в обществе норм имеет как бы первичное, исходное значение.
Социальные нормы в абстрактном значении можно определить по –разному. В частности, профессор М. Н. Марченко дает следующую формулировку: соиальные нормы- это правила социально значимого поведения членов общества. В свою очередь профессор В. К. Бабаев считает, что социальные нормы- это общепризнанные или достаточно распространенные эталоны, указатели, правила поведения людей.
Несмотря на очевидные различия в определениях, даваемых различными учеными, они все исходят из того, что социальные нормы являются регуляторами существующих в обществе общественных отношений между людьми,организациями, коллективами, социальными группами и т.д. Целостная, динамичная система социальных норм является необходимым условием жизни общества, средством общественного управления, организации и функционирования государства, обеспечения согласованного взаимодействия людей, прав человека, стимулирования роста благосостояния народа. Система социальных норм отражает достигнутую степень экономического, социального и духовного развития общества, в них находят отражение качество жизни людей, историческите и национальные особенности жизни страны, характер государственной власти. Нормы, регулирующие общественные отношения, отражают и конкретизируют действия объективных законов, тенденций общественного развития,т. Е. таких законов, которые действуют с естественно исторической необходимостью. Они страхуют общественную жизнь от хаоса и самотека, направляют в нужное русло. «Урегулированность и порядок являютсяформой общественного упрочения данного способа производства и потому его относительной эмансипацией от простого случая и простого произвола». В этом свете не совеем ясной остается мысль В. Д. Плахова о том, что социальные нормы: « путь социологические законы» особый институт, являющийся атрибутом социальной формы движения материи». Получается, что объективные законы, по которым развивается человеческая история, и есть нормы, что последние представляют собой некие не зависимые от людейизначальные свойства ( атрибуты) общества, в то время как они привносятсяв его жизнь людьми, социальной практикой. Социальные нормы связаны также с законами естественно –техническим прогрессом общества, всей человеческой цивилизации.
В последующем нормы права и морали тесно переплелись, взаимодействуя с другими средаствами социальной регулиции. Понятие « норма» и «правило» употребляется и воспринимается вобиходе как равнозначные. Они обычно определяются друг через друга: норма – это правило, а правило – это норма. Между тем, при более внимательном подходе выясняется, что « правило» - все же более узкий термин, чем « норма». Правовые нормы довольно сложны по своей конструкции, элементному составу, где правило заключено лишь в диспозициях, не охватывая собой гипотезу и санкцию. Социальным норма посвящено немало солидных публикаций, свидетельствующих об актуальности и значимости проблемы. При этом осбое внимание уделяется нормам права и морали как двум наиболее мощным и эффективным регуляторам, тесно взаимодействующим между собой. Социальная норма – не просто абстрактное правило желаемого поведения.Она означет так же и само реальное действие – то, что фактически утвердилось в жизни, практике. В этом случае поступки и становятся правилом.
В философской и естественной литературе под норморй понимается не только какое –то общее правило, но и то, что же сложилось и давно бытует в действительности. Применительно к человеческому поведениюможно сказять, чтов качестве социальной нормы выступает такое поведение, которое выражает типичные социальные связи и отношения. Необходимо выделить качественнй аспект нормы.Норма – это проявление и отражение естественной или общественной закономерности. Нормальным является такое функционирование системы, которое отвечает ее природе и ее свойствам, является оптимальным либо, по меньшей мере, допустимым для данного процесса. Можно сказать, что норма – это мера полезного, , а потому типичного функционирования. Иными словами, социальная норма выражает не только « должное» но и «сущее». Норма – это мера позитивного, общественно полезного поведения, направленного на достижение опреденнного результата, интереса. И не случайно поведение соответствующее норме, встречаются чаще, чем отклонения от нее- пактология. Социальные нормы регулируют не все а наиболее типичные массовые отношения. Случайные связи поступки мотивы не могут отразиться внорме. Норма – это всегда стереотип основанный как на внутренних побуждениях так и на внешних детерминантах.
Социальные нормы весьма многочисленны и разнообразны. Это связано с разнообразием самих общественных отношений- предмета регулирования. В социологии они делятся по различным основаниям на соответствующие виды, классы, группы( элементарные и сложные, интенсивные и экстенсивные, прогрессивные и регрессивные, спонтанные и директивные, «живые» и « мертвые», функционирующие и не функционирующие).
Юридическая наука не вдается в столь подробную и исчерпывающую классификацию, а подразделяет указанные нормы в основном по таким критериям как :способы формирования, среда действия, социальная направленность. С этой точки зрения выделяют: правовые нормы, моральные, политические, эстетические, религиозные, семейные, корпоративные, нормы обычаев, нормы культуры, экономические, общечеловеческие нормы. Это общепринятая и наиболее распространенная классификация.
Объединяющим началом этих норм является социальный а не технический характер. Несмотря на различия, они взаимосвязаны и не действуют изолированно одни от других,в «рафинированном» виде.
Такова сиситема социальных регуляторов, принятая в нашем обществе, как, впрочем, и во всяком ином. К ним можно добавить нормы международного права в той части в которой они не противоречат воле Российского государства ( двусторонние и многосторонние договоры, соглашения, пакты, уставы, конвенции, декларации.).