Религия и право

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2011 в 04:57, доклад

Описание работы

В истории права были целые эпохи, когда многие религиозные нормы носили юридический характер, регулировали некоторые политические, государственные, гражданско-правовые, процессуальные, брачно-семейные и иные отношения.

Работа содержит 1 файл

регигия и право.doc

— 94.50 Кб (Скачать)

     Современная религия чрезвычайно многообразна и динамична, она отражает реалии нашего времени и стремится соответствовать  его требованиям и запросам. С  начала своего существования человек  выдумал бесчисленное множество  суеверий, люди создали 50 тысяч больших и малых религий. Одно только христианство породило 3 тысячи сект, то есть групп верующих, отделившихся от господствующей церкви. В 1985 году из 4,5 миллиардов населения нашей планеты было свыше 3 миллиардов верующих различных исповеданий. Распространенность религии не означает не означает, что она истинна. Известны племенные, национальные, мировые религии. Племена Африки и Австралии почитают духов, предков- покровителей. Наиболее крупные национальные религии - индуизм, синтоизм ("путь богов" у японцев), конфуцианство и даосизм (религия Китая), иудаизм (религия евреев).

     Мировые религии - буддизм, ислам, христианство. Они распространены во многих странах  и у многих народов.

     В различных религиях, вероисповеданиях, устанавливаются обязательные для  верующих правила - религиозные нормы. Они содержатся в религиозных книгах (Ветхий Завет, Новый Завет, Коран, Сунна и др.), в решениях собраний верующих или духовенства, в произведениях авторитетных религиозных писателей. Этими нормами определяется порядок организации и деятельности религиозных объединений, регламентируются отправление обрядов, порядок церковных служб.

     Ряд религиозных норм имеет моральное  содержание (заповеди).

     В истории права были целые эпохи, когда многие религиозные нормы  носили юридический характер, регулировали некоторые политические, государственные, гражданско-правовые, процессуальные, брачно-семейные и иные отношения.

     В некоторых современных исламских  странах Коран ("арабский судебник") и Сунна - основа религиозных, правовых, моральных норм, регулирующих все стороны жизни мусульманина, определяющих "правильный путь к цели" (шариат)[ А.С. Пичелкин Общая теория права М. 2005г, с.117].

     Тысячелетие назад наша страна приняла христианство, как государственную религию. Распространение  христианства проводилось княжеской властью и формирующейся церковной организацией. все время существования религия тесно переплетена с государством и правом. При крещении Руси народ принуждали принимать новую веру. Митрополит Иларион киевский признавал "...никто не сопротивлялся княжескому приказу, угодному богу, и крестились если не по собственной воле, то их страха перед приказанием, ибо его религия была связана с властью." Церковь сыграла важную роль в развитии и укреплении государственности. Постепенно церковь становится землевладельцем, ей платится "налог", церковная десятина. Церкви в древней Руси принадлежало три больших круга судебных прав:

  • судебная власть над всем христианским населением Руси по некоторым делам;
  • право суда над некоторыми группами людей (церковные люди);
  • судебная власть над населением тех земель, которые были феодальной собственностью. Церкви.

     С течением времени церковь была неотделима от государства, в России были церковные  школы, монастыри, храмы. Ведущую роль играла Русская Православная церковь. Ряд брачно-семейных и некоторых иных норм, признаваемых и установленных православной церковью ("каноническое право"), был составной частью правовой системы. После отделения церкви от государства эти нормы утратили юридический характер, в 1917 году церковь была отделена от государства. Декрет, принятый Советом Народных Комиссаров 20 января 1918 года, уравнивал православную церковь с остальными религиозными объединениями, из государственной организации она превратилась в частное общество, образованное на добровольных началах для удовлетворения потребностей его членов и содержащихся за их счет. Предусматривалось, что граждане могут обучаться религии частным образом. К сожалению в прошлом (религиозное) законодательство о религиозных культах не всегда соблюдалось. В 30-е годы разгул беззакония повлек за собой необоснованные репрессии, жертвами которых стали многие священнослужители русской православной церкви. В 60-е закрывались храмы.

     В наше время восстанавливаются храмы, монастыри, церкви, разрушенные до основания  за годы советской власти.

     Но  сейчас церковь выступает как  центр духовной культуры русского народа, а не "...как часть государственного механизма...". Патриарх Пимен, отвечая  на вопросы агентства печати Новости, сказал: "Церковь отделена от государства, и это положение мы считаем правильным, ибо Церковь и государство различны по своей природе М.Н. Бессонов. Православие в наши дни. М. 2004., с.216..

     В настоящее время нормы, установленные  религиозными организациями, соприкасаются  с действующим правом в ряде отношений. Конституция создает правовую основу деятельности религиозных образований, гарантирует каждому свободу совести, включая право "свободно исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними"[ А.С. Пичелкин Общая теория права М. 2006г, с.117].

     Религиозное объединение может иметь статус юридического лица, иметь храмы, молитвенные  дома, учебные заведения, культовое и другое имущество необходимое для религиозных целей.

     Некоторые религиозные праздники официально признаны государством с учетом исторических.

     Гражданину  Российской Федерации предоставлено  право заменять военную службу выполнением  альтернативной гражданской службы, если несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию.

     Верующие  имеют возможность беспрепятственно совершать религиозные обряды, такие  как: вступление в брак, рождение ребенка, его совершеннолетие, похороны и  многие другие, только юридическое значение имеют лишь документы, полученные в органах записи актов гражданского состояния либо других государственных органах, правомочных выдавать такие документы.

     Вывод: Начавшееся в нашей стране восстановление культуры, исторического сознания, невозможно без возрождения самой цивилизации. А нужно признать, что религия на протяжении тысяч лет служила основой любой известной истории цивилизации, определяла нормы отношений принадлежащих к каждой из них огромных масс людей. Целенаправленная политика уничтожения религии неизбежно приводит к уничтожению основ цивилизации.

     История многих государств включает в себя взаимоотношения светской и церковной  властей, государства и религиозных  организаций. В последнее время  влияние церкви, религиозных норм и ценностей на жизнь общества в постсоциалистических государствах заметно увеличилось. Это объясняется в известной мере существенным изменением условий жизнедеятельности и подходом к религии как к важнейшей интегрирующей силе и фактору духовно-нравственного возрождения народов.

     Выдающийся  русский философ И.А. Ильин (1883-1954) так определил соотношение государства  и церкви: «Церковь и государство  взаимно инородны - по установлению, по духу, по достоинству, по цели и по способу действия. Государство, пытающееся присвоить себе силу и достоинство церкви, творит кощунство, грех и пошлость. Церковь, пытающаяся присвоить себе власть и меч государства, утрачивает свое достоинство и изменяет своему предназначению. Церковь не должна брать меча - ни для насаждения веры, ни для казни еретика или злодея, ни для войны... в этом смысле церковь «аполитична», задача политики не есть ее задача; средства политики не суть ее средства; ранг политики не есть ее ранг».[ Ильин И.А. О государственной форме // Советское государство и право. 1991 № 11. стр.40.]

     Анализ  законодательства и практики позволяет  выделить 2 основных вида статуса церкви в государстве:

     1). Государственная церковь, закрепление  ее привилегированного положения  по сравнению с другими вероисповеданиями.

     2). Режим отделения церкви от государства и школы от церкви.

     Статус  государственной церкви предполагает тесное сотрудничество государства  и церкви, которое охватывает различные  сферы общественных отношений, а  также различные привилегии для  религиозных организаций, принадлежащих к государственной церкви. В дореволюционной России такой статус был у Русской православной Церкви.

     Для статуса государственной церкви характерен ряд особенностей:

     1. В сфере экономических отношений  - за церковью признается право  собственности на широкий круг объектов: землю, здания, сооружения, предметы культа и т.д. во многих случаях государство освобождает собственность церкви от налогообложения или существенно снижает налоги на нее. Так, до октября 1917 года Русская православная Церковь была освобождена от податей и гражданских повинностей.

     1. Церковь получает от государства  различные субсидии и материальную  помощь. В дореволюционной России  православная Церковь получала  крупные субсидии от государства  (пример - 1907 год - 31 млн. рублей на содержание церковного аппарата).

     2. Церковь наделяется рядом юридических  полномочий - она вправе регистрировать  брак, рождение, смерть, в ряде случаев  - регулировать брачно-семейные отношения.

     3. В области политических отношений  церковь имеет право участвовать в политической жизни страны, в том числе и через представительство церкви в государственных органах. Православная Церковь в дореволюционной России была частью государственного аппарата. Синод состоял из представителей духовенства, назначаемых по распоряжению царя.

     4. В области религиозных отношений  союз церкви и государства  состоит в том, что глава  государства даже при республиканской  форме правления дает религиозную  клятву или присягу при вступлении  в должность. Церковь участвует  и в коронации монархов.

     5. Церковь обладает широкими полномочиями  в области воспитания и образования  подрастающего поколения, ведет  религиозную цензуру печатной  продукции, кино, телевидения. 

     Статус  государственной религии, даже в  смягченной современной форме, все  же ставит Церковь в большую зависимость от государства. В тех государствах, где одна из религий объявлена государственной, могут существовать и другие религии, но их статус более ограничен по сравнению с официальной церковью. В некоторых странах установлено формальное равенство всех религий, что является признаком демократического общества (Ирландия, Аргентина), так как закрепляется терпимость по отношению к другим религиям. Однако это равенство не всегда соблюдается на практике.

     Режим отделения церкви от государства существует во многих странах - в современной России, во Франции, в Германии, Португалии и др. Данный режим обусловлен чаще всего стремлением лишить церковь монополии на выполнение идеологической и интеграционной функций, поскольку церковь обладает мощным потенциалом воздействия на сознание людей. Он характеризуется следующими особенностями.

     Сегодня в большинстве западных стран  церковь отделена от государства. Религиозные  меньшинства пользуются религиозной  свободой без дискриминаций. Церковь  не вмешивается в государственные дела и, наоборот, государство не вмешивается в дела церковные. Отделение не исключает и сотрудничества между государством и религиозными организациями в некоторых делах.

     Режим отделения церкви от государства  не означает отсутствие всякого контроля со стороны государства за деятельностью религиозных организаций. Государство не уклоняется от правового регулирования их статуса и деятельности.

     Режим отделения церкви от государства  предполагает правовое регулирование  деятельности религиозных организаций, что обеспечивает определенный баланс церковно-государственных отношений и позволяет сотрудничать церкви и государству при решении социальных вопросов. При регламентировании правового статуса религиозных организаций законодательство большинства государств исходит из признания свободы совести и вероисповедания, то есть права исповедовать любую религию, свободно выбирать и распространять религиозные убеждения.[ Шаргунов А. Церковь и власть // Москва № 1. 2006.]

     Что ж, было бы ошибкой думать, что отношения между государством и церковью всегда складывались без взаимных претензий. Недавно сложной проблемой было возвращение церкви незаконно отобранных у нее храмов, монастырей и других культовых учреждений и ценностей. Здесь чаще всего сталкиваются интересы религиозных организаций и музейных учреждений, отстаивающих права охранять и делать доступными для населения некоторые церковные ценности в качестве национальных памятников. В печати дебатировался, например, конфликт церкви и искусствоведов по поводу икон «Троицы» и «Владимирской богоматери» - величайших российских культурных ценностей; или между работниками Пушкинского заповедника и священнослужителями относительно передачи церкви Святогорского монастыря. Большой общественный резонанс приобрел вопрос о целесообразности восстановления храма Христа Спасителя.[ Сорокин П.А. Социокультурная динамика и религия. Кризис нашего времени // Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. стр. 457.]

Информация о работе Религия и право