Соотношение государства и права

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 00:39, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы. Государство и право - важнейшие факторы общественной эволюции, непременные спутники современного общества. Теория государства и права – составная часть обществоведения, идейная основа практической юриспруденции.
Деятельность государства, принятие и реализация законов, обеспечение прав граждан, поддержание общественного порядка тесно связаны с положениями политико-правовой теории.
Право, как и государство, принадлежит к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных явлений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
1.1. Понятие государства и права…………………………………...……..5
1.2. Сущность права……….…………… …..……………………………12
2. СООТНОШЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
2.1. Воздействие права на государство………………………………….20
2.2. Воздействие государства на право………………………………….23
2.2. Взаимодействие права и государства……………………………….25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………..………29
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ………………………………………31
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ …………………………………………………..32
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ……………………………………………………………………..……33
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ПОНЯТИЯ ГОСУДАРСТВА ……………………..…..34

Работа содержит 1 файл

Соотношение государства и права (Курсовая РФ).doc

— 182.50 Кб (Скачать)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

1. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

1.1. Понятие государства  и права…………………………………...……..5

1.2. Сущность права……….…………… …..……………………………12

2. СООТНОШЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

2.1. Воздействие права  на государство………………………………….20

2.2. Воздействие государства на право………………………………….23

2.2. Взаимодействие права и государства……………………………….25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………..………29

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ………………………………………31

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ …………………………………………………..32

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ……………………………………………………………………..……33

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ПОНЯТИЯ  ГОСУДАРСТВА  ……………………..…..34

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Актуальность  темы курсовой работы. Государство и право - важнейшие факторы общественной эволюции, непременные спутники современного общества. Теория государства и права – составная часть обществоведения, идейная основа практической юриспруденции.

Деятельность государства, принятие и реализация законов, обеспечение  прав граждан, поддержание общественного порядка тесно связаны с положениями политико-правовой теории.

Право, как и государство, принадлежит к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных явлений.

Пытаясь понять, что такое  право и какова его роль в жизни  общества, еще римские юристы обращали внимание на то, что оно не исчерпывается одним каким-либо признаком или значением. Право, писал один из них, употребляется в нескольких смыслах. Во-первых, право означает то, что «всегда является справедливым и добрым», - таково естественное право. В другом смысле право – это то, что «полезно всем или многим в каком-либо государстве, каково цивильное право».

Споры о понятии права, ровно, как и о соотношении  государства и права, права и закона имели место не только в далеком историческом прошлом. Они продолжались и в XX в., имеют место также дискуссии и в настоящем.

На современном этапе  развития Российской Федерации государство и право взаимозависимы друг от друга, но в тоже время они относительно самостоятельны друг от друга.

Актуальность и важность проблемы соотношения права и государства обусловлена постоянной необходимостью, соотносить право и государство в процессе правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности, ибо не все законы, создаваемые государством имеют правовое содержание, а подчас и прямо противоречат ему.

Цель исследования состоит, из анализа существующих трактовок понимания права и государства, а также из анализа соотношения государства и права.

Объектом исследования являются нормативные акты, регулирующие деятельность государства.

Предметом исследования является право и государство и их соотношение.

Методология исследования включает в себя принципы, приемы, методы исследования темы курсовой работы (формально-юридический метод, метод системного анализа, комплексного исследования, сравнительного правоведения).

Задачи исследования предопределяются целью исследования и состоят в том, чтобы: - дать понятие государства и права; - рассмотреть возникновение государства и права; - изложить методологические подходы; - охарактеризовать воздействие государства на право. Воздействие права на государство.

Характеристика  источников для написания курсовой работы. В основу работы положены, во-первых, Конституция Российской Федерации; во-вторых, научная литература. Значительный вклад в разработку вопросов, связанных с соотношением государства и права внесли выдающиеся юристы, профессора, судьи, в частности, профессор Перевалов В. Д., кандидат юридических наук Ковешников Е. М. и другие.

Структура курсовой работы включает: титульный лист, оглавление, введение, две главы с разделами к ним, заключение, библиографический список, список сокращений, приложения. Объем курсовой работы 34 листа компьютерного текста.

 

1. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА  И ПРАВА

 

 

1.1. Понятие  государства и права

 

 

Государство представляет собой сложное явление. Попытки  дать его определение, предпринимаемые  различными учеными, политическими  деятелями, мыслителями, сводились главным образом к перечислению признаков государства1.

Рассматривая государство с  разных позиций - философской, исторической, социологической, юридической, географической и др., можно выделить лишь те или иные аспекты (характеристики) государства. Юридический подход позволяет выделить следующие основные признаки государства, отличающие его от других организаций современного общества. К ним обычно относят: 1) наличие особой публичной (политической) власти, располагающей специальным аппаратом управления и принуждения; 2) государственный суверенитет; 3) общеобязательный характер актов, издаваемых государством; 4) взимание налогов. Особая публичная (политическая) власть - один из главных признаков государства.

Выступая в роли арбитра  между различными слоями, группами и классами населения, государственная власть приобретает политический характер. Особенность этой власти в том, что она не совпадает с обществом, а стоит над обществом, отделена от него. Эта власть обладает относительной самостоятельностью по отношению к обществу и другим источникам власти. С учетом перечисленных признаков можно дать определение государства. Государство - это исторически выделившаяся из общества политическая организация особой суверенной публичной власти, выражающая и защищающая общие интересы различных социальных групп, а также обеспечивающая выполнение общих дел, вытекающих из природы общества. Особая модель государства раскрывается понятием «правовое государство». Это государство, построенное на правовых началах, признает и осуществляет требования права во всех сферах общественной жизни, ограничивает свою деятельность в соответствии с правовыми установлениями. Следует отметить, что сама идея правового государства имеет давнюю историю.

Если обобщить все критерии, выделяемые в науке при характеристике правового  государства, то они сводятся к следующим: 1) господство права в общественной и политической жизни; 2) незыблемость естественных прав и свобод личности, их гарантированность и реальность осуществления; 3) взаимная ответственность государства и личности; 4) принцип разделения властей.

Термин «функции государства» применяется для обозначения основных, наиболее важных направлений деятельности государства, в которых проявляется его социальное назначение.

Функциональный подход позволяет более глубоко изучать длительный исторический процесс возникновения, развития, смены, разрушения, появления государств различных типов, видов, форм у разных народов, т. е. процесс формирования и эволюции государственности.

Функции государства - это  деятельность государства, взятого  в своей целостности, с единой политической, структурной, территориальной организацией. Поэтому в теории государства наиболее распространено и признаваемо разделение функций на внутренние и внешние, т. е. определение деятельности государства по отношению к обществу, особой организацией которого и является государство (внутренняя функция), и по отношению к другим государственно-организованным обществам, другим государствам (внешняя функция).

Внутренние функции  государства. 1. Охранительная функция. 2. Экономическая функция. 3. Функция социальных услуг, обеспечения и защиты граждан. 4. Культурно - воспитательная функция. 5. Природоохранительная функция.

Внешние функции. 1. Функция обороны страны. 2. Функция сотрудничества с другими странами. 3. Борьба с международной преступностью. 4. Участие в охране окружающей среды. Функции государства осуществляются в определенных формах и определенными методами. Формы осуществления функций характеризуют связь государства с правом как одним из основных средств властвования. Через право государство проводит в жизнь свои функции, свои экономические, политические, идеологические задачи. В одних случаях государство издает юридические нормы, в других - организует их  исполнение, в третьих - обеспечивает, охраняет их.

Право - это система общеобязательных норм, выраженных в законах, иных признаваемых государством источниках и являющихся общеобязательным критерием правомерно-дозволенного поведения2. Под термином "право" понимается обоснованная, оправданная, свобода или возможность поведения, которая признается в обществе. Есть еще и другие значения этого слова: в смысле обычных прав - свободы или возможности поведения, основанной на обычаях, т.е. нормах, вошедших в привычку; в смысле моральных прав - свободы или возможности поведения, основанной на принципах добра и справедливости; в смысле корпоративных прав - свободы или возможности поведения, основанной на уставных и иных положениях, которые действуют внутри общественных, негосударственных объединениях, организаций, партий; в юридическом смысле - свободы или возможности поведения, называемой субъективным правом, основанной на законе, иных официальных источниках. Но и в юридическом смысл "право" имеет два значения: субъективное юридическое право - свобода и возможность субъекта, конкретного лица, на юридически обеспеченное  поведение; объективное право - здесь термин "право" близок к терминам "закон", "законодательство", и имеется в виду не свобода и возможности поведения, а нечто "объективное" в обществе - юридические нормы, выраженные в законах, иных источниках, либо в целом (Российское право), либо как часть (гражданское право).

В каждом политически  организованном обществе наряду с правом в юридическом смысле существует естественное право, которое охватывает такие права как: право на жизнь, право на свободу, право на равный эквивалент при товарном обмене. Права, относящиеся к естественным правам, существуют независимо от того, закреплены они, где-либо в законе или нет, они непосредственно вытекают из естественного порядка вещей, из самой жизни, из существующих в обществе экономических, духовных и даже естественно-природных факторов.

В отличие от естественного  права, право в юридическом значении предстает как позитивное право, выраженное в законе, в других источниках. Как позитивное право оно: создается людьми, общественными образованьями, - законодателями, судами, самими субъектами права и т.д. является результатом их творчества, целенаправленной волевой деятельности; существует в виде закона, иных источников, т.е. особой внешне выраженной реальности (а не просто в виде мысли, идеи).

Существует три способа формирования и существования позитивного права: обычное право, право судей, право законодателя. Обычное право - исторически первая, наиболее тесно связанная с самой жизнью форма позитивного права. Право судей - судебное решение, посвященное определенному лицу, конкретному делу, может стать образцом, примером (прецедентом) для подобных же жизненных случаев. Таким путем формируется право судей, т.е. прецедентное право. Право законодателя (право закона) - формирование позитивного права путем прямой деятельности государственных органов, как правило, высших, по мере развития демократии - представительных.

Основные функции права  в соответствии с его предназначением  таковы: регулятивная - упорядочение общественных отношений путем закрепления существующих общественных связей и порядков и обеспечения активного поведения тех или иных субъектов; охранительная - установление мер юридической защиты и юридической ответственности, порядка их возложения и исполнения. Таким образом, право, как и государство, призвано служить людям, обществу, обеспечивать его нормальную жизнь.

Правопонимание - это  цельная, взаимосвязанная концепция  правовых идей, обладающих особым набором  свойств.

Социологическое правопонимание. Характерной особенностью этого типа правопонимания является то, что оно основывается на различении права и закона.

Позитивное правопонимание. Оно возникло как противопоставление естественно-правовым доктринам и относится к типу правопонимания, не различающего закон и право. Право создается в постоянной борьбе за материальные блага (интерес) и материальными же средствами (силой). Сторона, победившая в борьбе, диктует свои условия, которые и называются положительным объективным правом.

Психологическое правопонимание. Основано на отождествлении права и  закона. Реальность состоит лишь из физических объектов и живых организмов, с одной стороны, и психических феноменов - с другой. Воображаемые, вербальные и абстрактные объекты не имеют собственного существования как независимая реальность.

Признаками права являются.

Социальность. Этот признак  характеризует первичное содержание права, обеспечивающее общесоциальную и классовую функции: организацию производства, распределение и перераспределение производимого или добываемого продукта, нормирование индивидуальных затрат труда на общественные нужды, господство классов или социальных групп в обществе, распределение и закрепление социальных ролей в обществе, должностей в государстве, организацию и осуществление государственной власти, регламентацию товарно–денежных отношений и отношений собственности, обеспечение эксплуатации и привилегий, а также другие сферы, связанные с организационно – трудовой и социальной жизнью общества.

Нормативность. Право выступает как система норм (правил поведения), характеризуемых логической структурой, установлением масштаба, меры поведения, определяющих границы, рамки дозволенного, запрещенного, предписанного (позитивное обязывание). Эти свойства регулятивной системы (дозволение, запреты, позитивное обязывание), зародились еще в обществах присваивающей экономики, но на этапе становления права приобретают новое содержание, формы выражения, способы обеспечения.

Обязательность. Правовые нормы обеспечиваются возможностью государственного принуждения, т. е. наделяются не только идеологическим механизмом, но и возможностью неблагоприятных последствий при их нарушении, имеющих характер имущественных ущемлений, физических, моральных страданий.

Формализм. Правовые нормы, как правило, фиксируются в письменном виде в специальной форме: законы и их сборники, прецеденты и т. д. Формализм составляет особую ценность права, защищая право от произвольного изменения, закрепляя необходимую обществу устойчивость этого регулятора.

Процедурность. Право как система норм включает в себя четкие процедуры создания, применения, затраты. Процедурные правила, процессуальный порядок – характерный признак права, определяющий его связь с государственным аппаратом, прежде всего со специализированными органами – судом, полицией и т. п.

Неперсонифицированность. Этот признак подчеркивает то качество права, что его нормы не имеют, как правило, конкретно определенного, индивидуального, персонифицированного адресата, а направлены неопределенному, абстрактному кругу лиц. Если какое – либо конкретное лицо оказывается в условиях, предусмотренных структурой соответствующей нормы «он» оказывается адресатом нормы. С этим признаком связана и неоднократность действия нормы права, ее протяженность во времени.

Информация о работе Соотношение государства и права