Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 23:23, доклад
Каждое исторически конкретное общество требует строго определенной
меры социального регулирования общественных отношений.
Регулирование общественных отношений осуществляется путем
реализации определенных социальных норм: норм права, норм морали,
норм, установленных общественными организациями, норм обычаев,
норм традиций, норм ритуалов и т.д.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«РОССИЙСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Доклад по дисциплине Профессиональная Этика
На тему:
СООТНОШЕНИЕ МОРАЛИ И ПРАВА
Подготовлен:
Студенткой 3 курса, 3 группы
Проколовой Александрой Максимовной
Научный руководитель:
Кунц Наталья Викторовна
Москва 2012
Мораль и право - необходимые, взаимосвязанные и взаимопроникающие системы регуляции общественной жизни. Они возникают в силу потребности обеспечить функционирование общества путем согласования различных интересов, подчинения людей определенным правилам.
Мораль относится к числу основных типов нормативного регулирования деятельности, поведения человека.
Она обеспечивает подчинение деятельности людей единым общесоциальным законам. Мораль выполняет эту функцию совместно с другими формами общественной дисциплины, направленными на обеспечение усвоения и выполнения людьми установленных в обществе норм, находясь с ними в тесном взаимодействии.
Мораль и право выполняют единую социальную функцию-регулирование поведений людей в обществе.
Они представляют сложные системы, включающие общественное сознание - моральное и правовое; общественные отношения - нравственные и правовые; общественно значимую деятельность; нормативные сферы - нравственные и правовые нормы.
Нормативность - свойство морали и права, позволяющее регулировать поведение людей. При этом объекты их регулирования во многом совпадают. Но регулирование их осуществляется специфическими для каждого из регуляторов средствами. Единство общественных отношений «с необходимостью определяет общность правовой и моральной систем».
Мораль и право находятся в постоянном взаимодействии. Право не должно противречить морали. Оно оказывает воздействие на формирование нравственных воззрений и нравственных норм.
Мораль и право каждой общественно-экономической формации однотипны. Они отражают единый базис, потребности и интересы определенных социальных групп.
Общность морали и пава проявляется и в относительной устойчивости моральных и правовых принципов и норм, выражающих как волю стоящих у власти, так и общие требования справедливости, гуманности. Моральные и правовые нормы имеют всеобщий характер, общеобязательны; они охватывают все стороны общественных отношений.
Право регулирует лишь общественно значимые поведения. Оно не должно, например, вторгаться в личную жизнь человека. Объектом морального регулирования является как общественно значимое поведение, так и личная жизнь, межличностные отношения (дружба, любовь, взаимопомощь и т.д.). Способ правового регулирования - правовой акт, создаваемый государственной властью, реально складывающиеся правоотношений на основе и в пределах правовых норм.
Мораль регулирует поведение субъектов общественным мнением, общепринятыми обычаями, индивидуальным сознанием. Соблюдение правовых норм обеспечивается специальным государственным аппаратом, применяющим правовое поощрение или осуждение, в том числе и государственное принуждение, юридические санкции.
В морали действуют только духовные санкции: моральное одобрение или осуждение, исходящие от общества, коллектива, окружающих, а также самооценки человека, его совесть.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
ПРАВА И МОРАЛИ
Наряду с общими чертами существуют
и отличительные особенности
морали и права. Мораль появилась еще до
разделения общества на
классы и становления государства. Право
же состоит, установленных
в определенном порядке компетентными
государственными органами и
зафиксированных в юридических актах.
Оно выражает волю
государства, правосознание народа, социальных
групп, стоящих у
кормила государственной власти. Нормы
морали складываются в
общественном мнении. Принципы и нормы
морали могут быть
систематизированы, собраны в «моральном
кодексе», но в целом
нравственные воззрения, представления,
требования выражаются в
общественном мнении, передаются им. Моральные
воззрения, идеи
передаются художественной литературой,
искусством, средствами
массовой информации.
Мораль охватывает область отношений
более широкую, нежели сфера
отношений, регулируемая правом. Многие
взаимоотношения людей в быту,
коллективе, семье являются объектами
морали, но не подлежат правовому
регулированию. Содержание норм права
характеризуются большей
конкретностью, в правовых нормах в ряде
случаев предусматриваются весьма подробные
детали, связи. В правовых нормах выражен
государственный подход к оценке конкретных
общественных отношений. Моральные требования
отличаются более широким содержанием,
дают больший простор для толкования и
применения. Например, мораль осуждает
все виды обмана и лжи. В праве же осуждение
конкретизируются применительно к отдельным
видам неправомерного обмана. Отличие
норм права от морали проявляется также
в характере гарантий выполнения этих
норм. Требования морали и права выполняются
большинством людей добровольно в силу
понимания их справедливости. Нормы морали
исполняются в силу личной убежденности,
привычек человека. Внутренним гарантом
морали выступает совесть человека, а
внешним – общественное мнение. «Для меня
моя совесть значит больше, чем речи всех»,-
утверждал Цецерон.
Право, закон имеют в качестве специфической
гарантии исполнения
авторитет и селу власти государства,
обеспечиваются при необходимости
мерами государственного принуждения.
Следовательно, нормы права и морали в
определенных случаях опираются и на меры
принуждения. Но характер мер принуждения
и способ их осуществления в праве и морали
различны. В сфере морали принуждение
выступает в форме общественного мнения,
воздействия социальной общности, коллектива.
Общество в случае совершения человеком
аморального поступка определяет меру
морального осуждения, воздействия.
Моральные нормы не регламентируют заранее
конкретные меры и формы
воздействия. В качестве одной из мер морального
воздействия может быть
осуждение поступка человека на собрании
коллектива, нравственное
порицание, предупреждение, исключение
из общественной организации. В
случае правонарушения соответствующие
правоохранительные органы обязаны принять
надлежащие меры, предусмотренные законом.
Нарушение норм права предполагает строго
определенный процессуальный
порядок привлечения виновного лица к
юридической ответственности.
Нарушение же моральных норм такого порядка
не предполагает.
Различие между правом и моралью проявляется
в оценке мотивов поведения
лица. Право предписывает необходимость
всесторонней оценке поведения
человека, совершившего правонарушение
или преступление. Но с правовой
точки зрения безразлично, какими мотивами
руководствовался человек в
конкретном случае, если его поведение
по своим результатам было
правомерным, законным. С точки зрения
морали, важно выявить стимулы,
мотивы человека, его намерения в выборе
определенного поведения,
являющегося правомерным.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
С помощью права государство добивается
утверждения в сознании граждан,
всего населения общечеловеческих, прогрессивных
норм морали, борется с
несправедливостью, злом и пороками. Гражданское
и уголовное
судопроизводство призвано укреплять
законность, воспитывать людей в духе
уважения к праву, закону, справедливым
и законным интересам личности и
общества, государства.
Анализируя соотношение права и морали,
можно заключить, что выполнение
правовых норм в значительной мере обуславливаются
тем, в какой мере они
соответсвуют требованиям морали. Нормы
права не должны противоречить
положительным устоям общества. Вместе
с тем требования общественной
морали непременно учитываются государственными
органами при разработке нормативных
актов государства.
Воздействуя на правовую жизнь общества,
мораль способствует укреплению
общественного порядка. Служебная функция
морали во взаимодействии с
правом выражается в том, что мораль возвышает
качество правового и в
целом всего общественного порядка. Это
можно проследить на действии
правового положения «Все, что не запрещено
законом – разрешено» в
регулировании общественного порядка.
Реализацию этого принципа нельзя
понимать абсолютно, в том смысле, что
человек должен руководствоваться
лишь названным принципом. В сознании
индивида есть такие факторы, как
ответственность, совесть, честь, достоинство,
долг, которые проникают в
правосознание лица, взаимодействуют
с ним, корректируют его правовое
поведение. В условиях становления рынка
в нашей стране совершенствуется
правовая основа частной собственности,
договорных отношений. Частный
интерес, предпринимательская инициатива,
прибыль все больше обретают
приоритетное значение. Утверждается
и совершенствуется
предпринимательская этика. Среди принципов,
исповедуемых в
предпринимательской деятельности, важное
место занимает суждение:
«Прибыль выше всего, но честь выше прибыли».
В этом суждении находит
выражение моральное сознание цивилизованного
предпринимателя.
Право должно способствовать утверждению
идеалов добра и справедливости
в обществе. Судебные и другие правоприменительные
органы обращаются при определении юридических
мер к моральным нормам, а некоторые правовые
нормы непосредственно закрепляют моральные
нормы, усиливая их юридическими санкциями.
Через право осуществляется охрана моральных
норм и нравственных устоев.
Эффективность правовых норм, их исполнение
во многом обусловливается
тем, на сколько они соответствуют требованиям
морали. Чтобы правовые
нормы работали, они, по крайней мере, не
должны противоречить правилам
морали. Право в целом должно соответствовать
моральным взглядам
общества.
Всякое нарушение норм права является
аморальным поступком, но не всякое
нарушение моральных норм является противоправным
деянием. В некоторых
случаях право способствует избавлению
общества от устаревших моральных
догм.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Кобликов А.С. Юридическая этика: Учебник для вузов.- М.: Изд-во НОРМА, 2002.г.
2. Назаров А.Т. Основы знаний
о государстве и праве. М. 1996
г.
3. Шулепов
Н.А. Основы государства и права. М.1997г.