Право и религия

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 12:07, курсовая работа

Описание работы

В современном обществе право и религия казалось бы значительно разошлись друг с другом и почти не пересекаются. Однако, это впечатление лишь первого взгляда на проблему. В данной работе поставлена цель – исследовать проблему соотношения права и религии, выделить их общие черты и различия, рассмотреть место, которое они занимают, в жизни современной России.

Содержание

Введение 3
1. Понятие права и его роль в нормативном регулировании отношений в обществе. 5
2. Понятие религия и ее роль в нормативном регулировании отношений в обществе. 8
3. Общие черты права и религии. 14
4. Различия между правом и религией. 16
5. Соотношение права и религии в современной России. 18
Заключение 24
Литература.

Работа содержит 1 файл

Соотношение права и религии Курсак.doc

— 144.00 Кб (Скачать)
 
 

     Кафедра Теории и истории государства и права 

     Курсовая  работа

     по  теории государства  и права

     на  тему

     Право и религия 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Содержание 

Введение      3
1. Понятие права и его роль в нормативном регулировании отношений в обществе.      5
2. Понятие религия и ее роль в нормативном регулировании отношений в обществе.      8
3. Общие  черты права и религии.      14
4. Различия  между правом и религией.      16
5. Соотношение  права и религии в современной  России.      18
Заключение      24
Литература.      27

 
 
 

 

      Введение

     Слово «религия» встречается очень часто в обыденной речи, и в научных текстах, в публицистике ив художественной литературе. Может показаться, что, употребляя это слово, все имеют в виду одно и то же и знают, что это такое. На самом деле большей частью за этим словом стоят лишь представления, выражающие внешние проявления религии, с которыми она, как правило, связана. Это — совокупность взглядов на мир, которые чаще всего основываются на вере в бога, этот мир и самого человека сотворившего и давшего ему в «откровении» знание, которое должно принимать на веру, не требуя доказательств (поэтому религию называют часто просто верой); религиозные верования составляют мировоззренческий, интеллектуальный компонент религии. Это, затем, совокупность действий, составляющих культ, в которых религиозный человек выражает свое отношение к богу и вступает с ним в связь в молитве, жертвоприношении и т. д. Это также совокупность норм, правил, поведения, которым должен следовать человек как требованиям, предъявляемым ему богом. И, наконец, это объединения религиозных людей в те или иные организации, такие, как церковь или секта, монашеский орден, особые группы профессиональных служителей культа. Признаки, фиксирующие лежащие на поверхности проявления религиозной жизни, образуют то, что называется феноменом религии. Не довольствуясь выявлением и описанием признаков религии, человеческая мысль с давних пор стремится объяснить феномен религии, понять его природу и значение, понять, что составляет его сущность.

     Значение  религии в жизни общества многогранно. Но помимо прочего религия пытается дать ответ на вопрос о допустимом, желательном и должном поведении и, таким образом, участвует в формировании социальных норм.

     Нормы – это определенные стандарты, образцы, эталоны, модели поведения участников социального общения. Без них невозможно никакое человеческое общежитие, тем более функционирование таких сложных образований, как государство, общество.

     Социальные  нормы в разной степени отражают закономерности общественного развития, но сами таковыми не являются. Объективные законы, по которым развивается история, не есть нормы. Последние привносятся в жизнь общества людьми, социальной практикой. Одни из них со временем отпадают, другие – возникают, видоизменяются, третьи – навязываются определенными классами, группами или властью. Поэтому в известном смысле процесс становления, формирования социальных норм – фактор субъективный. Вырабатываются они людьми. Другое дело, что нужда в них диктуется объективной необходимостью. Таким образом, процесс становления и формирования социальных норм выступает как объективный и закономерный процесс в развитии человеческого общества.

     Право сложилось намного позже других нормативных систем и главным образом на их основе. Оно стало более жестко и целенаправленно регулировать экономические и иные отношения. Равно как и вместо прежней общественной власти появилась публичная власть, уже не совпадающая с интересами всего общества и опирающаяся на особый аппарат, готовый за нарушение официально установленных и строго обязательных норм применить принуждение.

     Появление социальных норм и сознательного  нормативного регулирования связано с переходом от животной стадности людей к человеческому обществу, с процессом социализации отношений, с поведением человека как особого природно-биологического и общественного существа. Этот переход был длительным и постепенным, эволюция заняла несколько миллионов лет.

     В современном обществе право и религия казалось бы значительно  разошлись друг с другом и почти не пересекаются. Однако, это впечатление лишь первого взгляда на проблему. В данной работе поставлена цель – исследовать проблему соотношения права и религии, выделить их общие черты и различия, рассмотреть место, которое они занимают, в жизни современной России.

 

     1. Понятие права  и его роль

     в нормативном регулировании отношений в обществе.

     Право состоит из действующих в данном обществе юридических или правовых норм. Юридическая норма – первичная  клеточка права, частица содержания, исходный структурный элемент его системы. Поэтому естественно, что норме права свойственны все основные черты права как особого социального явления. Однако из этого положения не следует, что понятия права и нормы права совпадают. Право и единичная юридическая норма соотносятся между собой как общее и отдельное, которые наряду с чертами сходства имеют и свои особенности.

     Отдельно  взятые правовая норма или группа норм еще не есть право. Право –  это система юридических норм, которая в наиболее полном и общем виде выражает в этих нормах государственную волю, ее общечеловеческий и классовый характер, пронизана едиными закономерностями и принципами, обусловленными экономической, политической и духовной структурой общества. Любая единичная правовая норма приобретает качество, свойственное праву в целом, лишь будучи включенной в его общую систему. В то же время норма права – относительно самостоятельное явление, обладающее собственными специфическими особенностями, углубляющими  конкретизирующими наши представления о праве, его понятие сущности и содержании, о механизме регулятивного воздействия на общественные отношения1.

     Поскольку нормы права – одна из разновидностей социальных норм, на них распространяются общие черты, присущие этим нормам.

     Вместе  с тем нормы права отличаются от обычаев, нравственных, корпоративных и иных социальных норм специфическими признаками, характерными чертами. К наиболее существенным из них относятся следующие.

     1. Норма права – единственная  в ряду социальных норм, которая  исходит от государства и является официальным выражением государственной воли.

     2. Норма права отличается от других социальных норм свойственной только ей формальной определенностью, которая проявляется прежде всего в том, что правовая норма издается или санкционируется государством и выражается в той или иной установленной или признаваемой им форме. Например, в форме закона или подзаконного нормативного акта, договора с нормативным содержанием, правового обычая. Формальная определенность связана также со структурой нормы права – специфическим внутренним строением и ее предоставительно-обязывающим характером, т.е. сочетанием в себе предоставления и одновременно ограничения внешней свободы лиц в их взаимных отношениях.

     3. Норма права – единственная  в ряду социальных норм, которая  поддерживается в своей реализации, охраняется от нарушений принудительной силой государства. Сказанное нисколько не противоречит тому, что правовые нормы, как и другие виды социальных норм, в подавляющем большинстве случаев выполняются гражданами сознательно и добровольно, вследствие чего обеспечиваются, в первую очередь, мерами убеждения, воспитания, организации. И лишь тогда, когда воздействие этих средств оказывается недостаточным, возникает необходимость в применении соответствующих мер принуждения2.

     4. Нормы права складываются из  двух разновидностей общеобязательных правовых предписаний:

     а) правил поведения;

     б) исходных (отправных, учредительных) норм.

     Правила поведения – это непосредственно  регулятивные нормы, нормы прямого регулирования. Они отличаются предоставительно-обязывающим характером, т.е. устанавливают при наличии соответствующих условий вид и меру охраняемых и гарантируемых государством возможного и должного поведения участников общественных отношений, их взаимные субъективные права и юридические обязанности. Такие правила поведения составляют большую часть правовых норм.

     5. Будучи, как все социальные нормы,  с одной стороны, результатом  отражения объективного мира, обобщения информации о нем, с другой – средством обратного воздействия, социальным регулятором отношений между людьми в общечеловеческих и классовых интересах, нормы права и в этом качестве отличаются существенными особенностями. Суть их в том, что юридическая норма, как и право в целом, не просто социальный, а государственный регулятор общественных отношений.

     Правовая  норма отражает и регулирует наиболее типичные, многократно повторяемые отношения между людьми, в упорядочении которых непосредственно заинтересовано и участвует государство. Например, отношения по поводу собственности, политической власти, управления, правосудия, охраны прав и свобод граждан, организации труда, борьбы с преступностью.

     6. Тем самым норма права –  и в этом также ее существенная  отличительная особенность – выступает одновременно и как модель, мера, эталон, масштаб соответствующего выраженной в ней государственной воле должного или возможного, разрешаемого или запрещаемого поведения людей, и как мерило оценки, критерий правомерного и неправомерного, законного и противозаконного поведения.

     Обобщая рассмотренные признаки, характеризующие  юридическую норму, можно сформулировать ее определение. Норма права – это исходящее от государства и им охраняемое общеобязательное. Формально-определенное предписание, выраженное (моделируемое) в виде правила поведения или отправного установления и являющееся государственным регулятором общественных отношений3. 
 
 

     2. Понятие религия и ее роль

     в нормативном регулировании  отношений в обществе.

     Религия — это один из важнейших факторов человеческой истории. Можно утверждать, что человек без религии не стал бы человеком, можно (и это тоже существующая точка зрения) с равным упорством доказывать, что без нее человек был бы лучше и совершеннее. Религия — реальность человеческой жизни, именно так и следует ее воспринимать4.

     Роль  религии в жизни конкретных людей, обществ и государств неодинакова. Достаточно сравнить двух человек: одного — живущего по законам какой-либо строгой и изолированной секты, а другого — ведущего светский образ жизни и абсолютно индифферентного к религии. Так же обстоит дело с различными обществами и государствами: одни живут по строгим законам религии (допустим, ислама), другие предлагают полную свободу в вопросах веры своим гражданам и вообще не вмешиваются в религиозную сферу, а в третьих религия может находиться под запретом. В ходе истории положение с религией в одной и той же стране может меняться. Яркий пример того — Россия. Да и конфессии отнюдь не одинаковы в тех требованиях, которые они предъявляют к человеку в своих правилах поведения и кодексах морали. Религии могут объединять людей либо разъединять их, вдохновлять на созидательный труд, на подвиги, призывать к бездействию, покою и созерцанию, способствовать распространению книжности и развитию искусства и в то же время ограничивать какие-либо сферы культуры, накладывать запреты на отдельные виды деятельности, науки и т.д. Роль религии всегда необходимо рассматривать конкретно как роль данной религии в данном обществе и в определенный период. Ее роль для всего общества, для отдельной группы людей или для конкретного человека может быть различна.

     Вместе  с тем можно говорить, что религии обычно свойственно выполнять по отношению к обществу и отдельным личностям определенные функции.

     Во-первых, религия, являясь мировоззрением, т.е. системой принципов, взглядов, идеалов  и убеждений, объясняет человеку устройство мира, определяет его место в этом мире, указывает ему, в чем состоит смысл жизни.

     Во-вторых (и это следствие первого), религия  дает людям утешение, надежду, духовное удовлетворение, опору. Совершенно не случайно люди чаще всего обращаются к религии в тяжелые моменты своей жизни.

     В-третьих, человек, имея перед собой некий  религиозный идеал, внутренне меняется и становится способен нести идеи своей религии, утверждать добро и справедливость (так, как понимает их данное учение), смиряясь с лишениями, не обращая внимания на тех, кто осмеивает или оскорбляет его. (Конечно, доброе начало можно утверждать лишь в том случае, если ведущие человека по этому пути религиозные авторитеты сами чисты душой, нравственны и стремятся к идеалу.)

     В-четвертых, религия управляет поведением человека через свою систему ценностей, моральных установок и запретов. Она может существенно влиять на большие сообщества и целые государства, живущие по законам данной религии. Конечно, не стоит идеализировать положение: принадлежность к самой строгой религиозно-нравственной системе не всегда удерживает человека от совершения неблаговидных действий, а общество от безнравственности и преступности. Это печальное обстоятельство есть следствие слабости и несовершенства человеческой натуры (или, как сказали бы последователи многих религий, «происки сатаны» в человеческом мире)5.

Информация о работе Право и религия