Система местного самоуправления и система органов государственной власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 08:15, реферат

Описание работы

Правовая база местного самоуправления, у нас, в России, отличается пестротой подходов к ее регулированию в различных субъектах Российской Федерации. Отсутствие федерального законодательства, новизна вопроса, вынуждают искать пути решения этой проблемы самостоятельно. У одних субъектов Российской Федерации это получается лучше, у других хуже – готовых рецептов нет. То, что подходит для одних, может быть неуместно для других. Но несмотря на это, следует считать продуктивным в законодательной деятельности изучение и использование положительного опыта, накопленного субъектами РФ при решении вопросов местного самоуправления в части их правового регулирования

Содержание

Введение..................................................................................................3
1. Система органов государственной власти в Российской Федерации..............4
1.1. Общая характеристика органов государственной власти..............................4
1.2. Президент Российской Федерации...................................................................6
1.3. Федеральное Собрание Российской Федерации............................................13
1.4. Правительство Российской Федерации..........................................................19
1.5. Судебная система Российской Федерации.....................................................22
2. Понятие и система местного самоуправления в России..................................28
2. 2.1. Система местного самоуправления в России.............................................28
2.2. Понятие местного самоуправления в РФ.......................................................31
2.3. Принципы местного самоуправления.............................................................33
2.4. Функции местного самоуправления...............................................................36
2.5. Органы местного самоуправления .................................................................38
2.6. Гарантии местного самоуправления в РФ......................................................40
Заключение …........................................................................................43
Список использованной литературы....................................................44

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 57.77 Кб (Скачать)

       К органам местного самоуправления в  Российской Федерации относятся:

       1. Представительные органы местною  самоуправления (которые могут именоваться  думой, муниципальным собранием  и т.п.). Они избираются гражданами  соответствующей территории. Возможно  также формирование органов местного  самоуправления из представителей  соответствующих муниципальных  органов.

       2. Собрания, сходы граждан, посредством  которых в небольших населенных  пунктах граждане непосредственно  осуществляют местное самоуправление. В проекте федерального закона  РФ "06 общих принципах организации  местного самоуправления в РФ" предполагается, что в местных  сообществах, где имеется возможность  проведения сходов, коллегиальные  выборные органы местного самоуправления, наделяемые представительными полномочиями, могут не образовываться. В данном  случае представительными полномочиями  будет обладать сход, который  будет созываться по мере необходимости.

       3. Главы местного самоуправления (глава  администрации, мэр, староста  и т.п.), которые могут избираться  или назначаться. Они руководят  деятельностью местной администрации,  структура которой зависит от

       вида  населенного пункта (город, поселок), размера территории, численности  населения. Структура, полномочия местной  администрации закреплены в уставе (положении) местного самоуправления.

       Органы  местного самоуправления избираются (формируются) сроком на два года.

       Значимая  роль в системе местного самоуправления отводится органам территориального общественного самоуправления, которые  образуются населением, проживающим в районе и городе (советы, комитеты микрорайонов, жилищных комплексов).

       В настоящее время в Российской Федерации происходит реформирование организационной структуры местного самоуправления.

       Следует иметь ввиду, что конкретная схема  организации местного самоуправления в регионах, выбор разновидностей органов местного самоуправления определяются органами государственной власти субъектов  Российской Федерации с учетом мнения населения, сложившихся исторических, географических и национальных особенностей. Федеральное законодательство устанавливает  лишь общую принципиальную схему  организации местного самоуправления. Поэтому каждая территория, в рамках которой действует соответствующий  орган самоуправления будет характеризоваться  собственной структурой такого органа. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       2.6. Гарантии местного  самоуправления в  РФ.

       Местное самоуправление в Российской Федерации, исходя из его значимости для оперативного решения всех вопросов местного значения, подлежит особой правовой охране со стороны  государства.

       В соответствии со ст. 133 Конституции  Российской Федерации ему гарантируется  право на судебную защиту, на компенсацию  дополнительных расходов, возникших  в результате необоснованных решений, принятых органами государственной  власти: запрещается ограничение  кем бы то ни было прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральным законом. Федеральный закон «Об общих  принципах организации местного самоуправления» дополняет указанный  перечень обязательностью решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов местного самоуправления и должностных лиц  на территории соответствующего муниципального образования, а также обязательностью  рассмотрения обращений органов  и должностных лиц местного самоуправления государственными органами и их должностными лицами.

       Важнейшей правовой гарантией местного самоуправления является судебная защита прав местного самоуправления. Субъектами обращения  в суд могут быть как сами органы местного самоуправления и их должностные  лица, так и граждане, проживающие  на территории муниципального образования. Предметом обращения в суды общей  компетенции или арбитражные  суды могут быть, по общему правилу, решения (акты) органов государственной  власти и государственных должностных  лиц, органов местного самоуправления и их должностных лиц, предприятий, учреждений и организаций, а также  общественных объединений, нарушающих права местного самоуправления. Кроме  рассмотрения исков о признании  таких решений (актов) недействительными, суды обязаны рассматривать жалобы органов местного самоуправления на отказ соответствующего органа государственной  власти зарегистрировать устав муниципального образования. И, наконец, суды рассматривают  споры о том, является ли какое-либо действие (акт) органа государственной  власти вмешательством в дела местного самоуправления.

       Компенсация дополнительных расходов, возникших  в результате необоснованных решений, принятых органами государственной  власти, возмещается местному самоуправлению также по постановлению судебных органов. При этом следует иметь  в виду, что право органа местного самоуправления на обращение в суд  с исковым заявлением о возмещении причиненного ущерба (расходов) не зависит  от того, был ли такой ущерб причинен решениями, принятыми в рамках закона или с его нарушениями, а также  реальными действиями или бездействием государственных органов и их должностных лиц.

       Сущность  запрета на ограничение прав местного самоуправления состоит в том, что  ни один государственный орган не имеет права вмешиваться в  деятельность органов и должностных  лиц местного самоуправления как  путем принятия решений вместо них, так и путем наложения запрета  на осуществление ими своих полномочий.

       Решения, принятые прямым волеизъявлением граждан, а также решения органов и  должностных лиц местного самоуправления обязательны для исполнения всеми  расположенными на территории соответствующего муниципального образования предприятиями, учреждениями и их организациями (независимо от их подчиненности и организационно-правовых форм) и гражданами.

       Следует отметить, что решения органов  и должностных лиц местного

       самоуправления  могут быть отменены либо ими самими, либо признаны недействительными решением суда. Дополнительной гарантией обязательности решений органов и должностных  лиц местного самоуправления является указание Федерального закона «Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (п. 3 ст. 44) на ответственность за исполнение или ненадлежащее исполнение таких  решений.

       В качестве гарантии местного самоуправления выступает и особый порядок рассмотрения обращений органов и должностных  лиц местного самоуправления. В соответствии с нормами Федерального закона (ст. 45) такие обращения подлежат обязательному  рассмотрению органами государственной  власти, их должностными лицами, предприятиями, учреждениями и организациями, к  которым эти обращения направлены. Представительные органы местного самоуправления наделены правом законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе субъекта Российской Федерации.

       К гарантиям местного самоуправления следует отнести установленную  Федеральным законом ответственность  его органов и должностных  лиц. Такую ответственность указанные  субъекты несут перед:

       населением  муниципального образования государством;

       физическими лицами (гражданами);

       юридическими  лицами.

       При этом основания ответственности  могут быть различными. Так, ответственность  органов местного самоуправления перед  населением наступает в результате утраты доверия населения. Условия и порядок такой ответственности определяются уставами соответствующих муниципальных образований.

       Основаниями ответственности местного самоуправления перед государством является нарушение  Конституции России, конституции (устава) субъекта Российской Федерации, федеральных  законов, законов субъекта Федерации, а также устава муниципального образования.

       Такое нарушение должно быть установлено  решением суда. В случае, если суд  определил деятельность органа местного самоуправления или его должностного лица несоответствующей Конституции  России и другим правовым актам, то решение суда является основанием для  рассмотрения органами государственной  власти вопроса о прекращении  их полномочий.

       Органы  местного самоуправления и их должностные  лица могут нести ответственность  перед государством за осуществление  отдельных, переданных им государством, полномочий, но только в той мере, в какой эти полномочия обеспечены соответствующими органами государственной  власти материальными и финансовыми  средствами.

       Основания и порядок привлечения органов  местного самоуправления и их должностных  лиц к ответственности перед  физическими и юридическими лицами устанавливается соответствующими федеральными законами (кодексами) законами субъектов Российской Федерации, а  также уставами муниципальных образований.

       Определенной  гарантией соблюдения органами местного самоуправления и их должностными лицами законодательства служит осуществление  прокурорского надзора за исполнением  ими Конституции России, федеральных  законов, законов субъектов Российской Федерации и уставов муниципальных  образований.

       К числу актуальных вопросов совершенствования  правовой регламентации организации  и деятельности местного самоуправления относятся: установление в законодательном  порядке единого принципа образования  органов местного самоуправления только в соответствующих низовых административно-территориальных  единицах, а органов территориального общественного самоуправления —  в пределах любых территорий; предельно  точного установления прав и обязанностей выборных органов местного самоуправления и местной администрации в  решении общих вопросов местного значения. 
 
 

       Заключение.

       Таким образом, был рассмотрен вопрос о  народовластии (местное самоуправление) - важнейшего элемента из основ конституционного строя, которое выступает самостоятельной  формой осуществления народом принадлежащей  ему власти. Были рассмотрены вопросы  механизма местного самоуправления; основных принципов местного самоуправления; полномочий органов и должностных  лиц местного самоуправления и гарантий осуществления местного самоуправления.

       Проведена аналогия с органами государственной  власти, сравнения структур и форм правления. Работа показала, что местное  самоуправление есть важная и нужная ветвь народовластия.

       Список  использованной литературы

 

       Бабурин С. Н. Правоведение. «Норма», 2003.- 592с.

       Комаров С. А. Правоведение «Юристъ», 2003. 526с.

       Конституция РФ - М. 1993.

       Кутафин О. Е. Правоведение . «Юристъ», 2002.-398с.

       Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://referat.ru

Информация о работе Система местного самоуправления и система органов государственной власти