Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 08:15, реферат
Правовая база местного самоуправления, у нас, в России, отличается пестротой подходов к ее регулированию в различных субъектах Российской Федерации. Отсутствие федерального законодательства, новизна вопроса, вынуждают искать пути решения этой проблемы самостоятельно. У одних субъектов Российской Федерации это получается лучше, у других хуже – готовых рецептов нет. То, что подходит для одних, может быть неуместно для других. Но несмотря на это, следует считать продуктивным в законодательной деятельности изучение и использование положительного опыта, накопленного субъектами РФ при решении вопросов местного самоуправления в части их правового регулирования
Введение..................................................................................................3
1. Система органов государственной власти в Российской Федерации..............4
1.1. Общая характеристика органов государственной власти..............................4
1.2. Президент Российской Федерации...................................................................6
1.3. Федеральное Собрание Российской Федерации............................................13
1.4. Правительство Российской Федерации..........................................................19
1.5. Судебная система Российской Федерации.....................................................22
2. Понятие и система местного самоуправления в России..................................28
2. 2.1. Система местного самоуправления в России.............................................28
2.2. Понятие местного самоуправления в РФ.......................................................31
2.3. Принципы местного самоуправления.............................................................33
2.4. Функции местного самоуправления...............................................................36
2.5. Органы местного самоуправления .................................................................38
2.6. Гарантии местного самоуправления в РФ......................................................40
Заключение …........................................................................................43
Список использованной литературы....................................................44
К органам местного самоуправления в Российской Федерации относятся:
1.
Представительные органы
2.
Собрания, сходы граждан, посредством
которых в небольших
3.
Главы местного самоуправления (глава
администрации, мэр, староста
и т.п.), которые могут избираться
или назначаться. Они
вида населенного пункта (город, поселок), размера территории, численности населения. Структура, полномочия местной администрации закреплены в уставе (положении) местного самоуправления.
Органы местного самоуправления избираются (формируются) сроком на два года.
Значимая
роль в системе местного самоуправления
отводится органам
В
настоящее время в Российской
Федерации происходит реформирование
организационной структуры
Следует
иметь ввиду, что конкретная схема
организации местного самоуправления
в регионах, выбор разновидностей
органов местного самоуправления определяются
органами государственной власти субъектов
Российской Федерации с учетом мнения
населения, сложившихся исторических,
географических и национальных особенностей.
Федеральное законодательство устанавливает
лишь общую принципиальную схему
организации местного самоуправления.
Поэтому каждая территория, в рамках
которой действует
2.6. Гарантии местного самоуправления в РФ.
Местное самоуправление в Российской Федерации, исходя из его значимости для оперативного решения всех вопросов местного значения, подлежит особой правовой охране со стороны государства.
В
соответствии со ст. 133 Конституции
Российской Федерации ему гарантируется
право на судебную защиту, на компенсацию
дополнительных расходов, возникших
в результате необоснованных решений,
принятых органами государственной
власти: запрещается ограничение
кем бы то ни было прав местного самоуправления,
установленных Конституцией Российской
Федерации и федеральным
Важнейшей правовой гарантией местного самоуправления является судебная защита прав местного самоуправления. Субъектами обращения в суд могут быть как сами органы местного самоуправления и их должностные лица, так и граждане, проживающие на территории муниципального образования. Предметом обращения в суды общей компетенции или арбитражные суды могут быть, по общему правилу, решения (акты) органов государственной власти и государственных должностных лиц, органов местного самоуправления и их должностных лиц, предприятий, учреждений и организаций, а также общественных объединений, нарушающих права местного самоуправления. Кроме рассмотрения исков о признании таких решений (актов) недействительными, суды обязаны рассматривать жалобы органов местного самоуправления на отказ соответствующего органа государственной власти зарегистрировать устав муниципального образования. И, наконец, суды рассматривают споры о том, является ли какое-либо действие (акт) органа государственной власти вмешательством в дела местного самоуправления.
Компенсация дополнительных расходов, возникших в результате необоснованных решений, принятых органами государственной власти, возмещается местному самоуправлению также по постановлению судебных органов. При этом следует иметь в виду, что право органа местного самоуправления на обращение в суд с исковым заявлением о возмещении причиненного ущерба (расходов) не зависит от того, был ли такой ущерб причинен решениями, принятыми в рамках закона или с его нарушениями, а также реальными действиями или бездействием государственных органов и их должностных лиц.
Сущность
запрета на ограничение прав местного
самоуправления состоит в том, что
ни один государственный орган не
имеет права вмешиваться в
деятельность органов и должностных
лиц местного самоуправления как
путем принятия решений вместо них,
так и путем наложения запрета
на осуществление ими своих
Решения,
принятые прямым волеизъявлением граждан,
а также решения органов и
должностных лиц местного самоуправления
обязательны для исполнения всеми
расположенными на территории соответствующего
муниципального образования предприятиями,
учреждениями и их организациями (независимо
от их подчиненности и
Следует отметить, что решения органов и должностных лиц местного
самоуправления могут быть отменены либо ими самими, либо признаны недействительными решением суда. Дополнительной гарантией обязательности решений органов и должностных лиц местного самоуправления является указание Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (п. 3 ст. 44) на ответственность за исполнение или ненадлежащее исполнение таких решений.
В
качестве гарантии местного самоуправления
выступает и особый порядок рассмотрения
обращений органов и
К
гарантиям местного самоуправления
следует отнести установленную
Федеральным законом
населением муниципального образования государством;
физическими лицами (гражданами);
юридическими лицами.
При этом основания ответственности могут быть различными. Так, ответственность органов местного самоуправления перед населением наступает в результате утраты доверия населения. Условия и порядок такой ответственности определяются уставами соответствующих муниципальных образований.
Основаниями ответственности местного самоуправления перед государством является нарушение Конституции России, конституции (устава) субъекта Российской Федерации, федеральных законов, законов субъекта Федерации, а также устава муниципального образования.
Такое нарушение должно быть установлено решением суда. В случае, если суд определил деятельность органа местного самоуправления или его должностного лица несоответствующей Конституции России и другим правовым актам, то решение суда является основанием для рассмотрения органами государственной власти вопроса о прекращении их полномочий.
Органы местного самоуправления и их должностные лица могут нести ответственность перед государством за осуществление отдельных, переданных им государством, полномочий, но только в той мере, в какой эти полномочия обеспечены соответствующими органами государственной власти материальными и финансовыми средствами.
Основания
и порядок привлечения органов
местного самоуправления и их должностных
лиц к ответственности перед
физическими и юридическими лицами
устанавливается
Определенной
гарантией соблюдения органами местного
самоуправления и их должностными лицами
законодательства служит осуществление
прокурорского надзора за исполнением
ими Конституции России, федеральных
законов, законов субъектов Российской
Федерации и уставов
К
числу актуальных вопросов совершенствования
правовой регламентации организации
и деятельности местного самоуправления
относятся: установление в законодательном
порядке единого принципа образования
органов местного самоуправления только
в соответствующих низовых
Заключение.
Таким
образом, был рассмотрен вопрос о
народовластии (местное самоуправление)
- важнейшего элемента из основ конституционного
строя, которое выступает
Проведена аналогия с органами государственной власти, сравнения структур и форм правления. Работа показала, что местное самоуправление есть важная и нужная ветвь народовластия.
Бабурин С. Н. Правоведение. «Норма», 2003.- 592с.
Комаров С. А. Правоведение «Юристъ», 2003. 526с.
Конституция РФ - М. 1993.
Кутафин О. Е. Правоведение . «Юристъ», 2002.-398с.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://referat.ru
Информация о работе Система местного самоуправления и система органов государственной власти