Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 08:15, реферат
Правовая база местного самоуправления, у нас, в России, отличается пестротой подходов к ее регулированию в различных субъектах Российской Федерации. Отсутствие федерального законодательства, новизна вопроса, вынуждают искать пути решения этой проблемы самостоятельно. У одних субъектов Российской Федерации это получается лучше, у других хуже – готовых рецептов нет. То, что подходит для одних, может быть неуместно для других. Но несмотря на это, следует считать продуктивным в законодательной деятельности изучение и использование положительного опыта, накопленного субъектами РФ при решении вопросов местного самоуправления в части их правового регулирования
Введение..................................................................................................3
1. Система органов государственной власти в Российской Федерации..............4
1.1. Общая характеристика органов государственной власти..............................4
1.2. Президент Российской Федерации...................................................................6
1.3. Федеральное Собрание Российской Федерации............................................13
1.4. Правительство Российской Федерации..........................................................19
1.5. Судебная система Российской Федерации.....................................................22
2. Понятие и система местного самоуправления в России..................................28
2. 2.1. Система местного самоуправления в России.............................................28
2.2. Понятие местного самоуправления в РФ.......................................................31
2.3. Принципы местного самоуправления.............................................................33
2.4. Функции местного самоуправления...............................................................36
2.5. Органы местного самоуправления .................................................................38
2.6. Гарантии местного самоуправления в РФ......................................................40
Заключение …........................................................................................43
Список использованной литературы....................................................44
Верховный
суд республики, краевой (областной)
суд, суд города федерального значения,
суд автономной области, суд автономного
округа в пределах своей компетенции
рассматривают дела в качестве суда
первой и второй инстанции, в порядке
надзора и по вновь открывшимся
обстоятельствам; являются непосредственно
вышестоящими судебными инстанциями
по отношению к районным судам, действующим
на территории соответствующего субъекта
Федерации. Полномочия, порядок образования
и деятельности судов этого звена
устанавливаются федеральным
Районный
суд в пределах своей компетенции
рассматривает дела в качестве суда
первой и второй инстанции и осуществляет
другие полномочия, предусмотренные
федеральным конституционным
Военные
суды относятся к судам общей
юрисдикции. Они создаются по территориальному
принципу по месту дислокации войск
и флотов и осуществляют судебную
власть в войсках, органах и формированиях,
где федеральным законом
Арбитражные
суды в Российской Федерации. Арбитражные
суды осуществляют правосудие путем
разрешения экономических споров и
рассмотрения иных дел, отнесенных к
их компетенции. Порядок организации
и деятельности арбитражных судов
определен Федеральным
Основными задачами арбитражных судов при рассмотрении подведомственных им споров являются: защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Систему арбитражных судов составляют: Высший Арбитражный Суд РФ; федеральные арбитражные суды округов; арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.
Высший
Арбитражный Суд РФ является высшим
судебным органом по разрешению экономических
споров и иных дел, рассматриваемых
арбитражными судами, осуществляет в
предусмотренных федеральным
Высший Арбитражный Суд РФ действует в составе Пленума; Президиума; судебной коллегии по рассмотрению споров, возникших из гражданских и иных правоотношений; судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.
Федеральные арбитражные суды округов являются судами по проверке в кассационной инстанции законности решений арбитражных судов субъектов РФ, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях.
Арбитражные суды субъектов РФ (республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов) рассматривают дела по первой инстанции, пересматривают в апелляционном порядке дела, рассмотренные ими в первой инстанции.
Конституция
Российской Федерации (ст. 12) закрепляет
один из важнейших элементов основ
конституционного строя - местное самоуправление,
которое выступает
В соответствии с Конституцией Российской Федерации (п. 2 ст. 3) народ вправе осуществлять свою власть не только через органы государственной власти и непосредственно, но и через органы местного самоуправления. Тем самым на конституционном уровне впервые закреплено существование независимой от государства системы власти народа для решения вопросов местного значения. Именно такой подход к содержанию властных полномочий органов местного самоуправления отражает ст. 130 (п. 1) Конституции Российской Федерации: «Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью». Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 12 августа 1995 г. определяет местное самоуправление как признаваемую и гарантируемую Конституцией России самостоятельную деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.
Приведенные выше формулировки позволяют сделать вывод о том, что основная цель организации местного самоуправления — широкое привлечение местного населения к самостоятельному решению вопросов местного значения, преодоление сложившейся в годы Советской власти традиции решения всех без исключения вопросов только государственными структурами, ликвидация фактического отчуждения народных масс от повседневного осуществления своей воли и интересов.
Институт местного самоуправления является демократичным, т.к. вовлекает граждан в управление делами общества. В Конституции РФ впервые закреплены нормы, касающиеся народовластия и местного самоуправления. Так, ч. 1 ст. 3 Конституции РФ закрепляет принципиальное положение о том, что многонациональный народ является единственным источником власти в России. А в ч. 2 ст. 3 Конституции РФ говорится о том, что осуществление народовластия происходит в различных формах - непосредственно, через органы государственной власти, через органы местного самоуправления. В тексте Конституции РФ неоднократно упоминается о местном самоуправлении (ст. 18, ч. 2 ст. 24, СТ.32, ст. 33).
Следует
отметить, что современная организация
местного самоуправления создается
в нашей стране не на пустом месте.
Впервые местное самоуправление
было сформировано в ходе реализации
городских реформ Петра 1 (1699-1702 гг.).
Принципиальные начала городского самоуправления
были закреплены в Грамоте Екатерины
II на права и выгоды городам Российской
империи (1785 г.) и получили свое дальнейшее
развитие в Городовом положении
1870 г. Самоуправление, осуществлявшееся
традиционно в России на уровне сельских
общин, получило законодательное оформление
при проведении земской реформы.
В Положении о губернских и
уездных земских учреждениях (1864
г.) достаточно последовательно
Местное
самоуправление в России, его система,
принципы организации и деятельности
должны формироваться в соответствии
с Конституцией РФ, федеральным законом,
призванным установить общие принципы
организации системы органов
местного самоуправления, что в соответствии
с п. "н" ч. 1 ст. 72 Конституции
РФ относится к совместному
Существенный
вклад в возрождение местного
самоуправления, регламентацию его
сущности, организационных форм и
полномочий внесла Конституция России
1993 г. и принятый в развитие ее норм
Федеральный закон от 28 августа 1995
г. «Об общих принципах
Указанный закон определил, прежде всего, систему местного самоуправления в России. Такая система включает в себя, на наш взгляд, законодательную регламентацию и практическое осуществление:
территориальных пределов местного самоуправления, его разновидностей;
механизма местного самоуправления;
основных принципов местного самоуправления;
полномочий органов и должностных лиц местного самоуправления;
гарантий осуществления местного самоуправления.
Принципиальным положением Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» является указание на то, что его система базируется на территориальной основе, в пределах территорий муниципальных образовании. Под муниципальными образованиями Закон (ст. 1) понимает городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеется муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления. Одновременно закон указывает на основные разновидности субъектов местного самоуправления. Ими могут быть:
-
городские и сельские
-
части указанных поселений (
кварталы, улицы и т. п.);
-
совокупности поселений,
(районы,
уезды, сельские округа —
Именно
эти перечисленные виды территорий,
отличающиеся во многом от официальных,
административно-
Понятие "местное самоуправление" отражает комплексное и многообразное явление. Существуют следующие подходы к его определению.
1.
Местное самоуправление можно
рассматривать в качестве
Европейская
Хартия местного самоуправления, принятая
Советом Европы 15 октября 1985 года, в
статье 2 устанавливает, что принцип
местного самоуправления должен быть
признан в законодательстве страны.
Российская Конституция признает и
гарантирует местное
Признание местного самоуправления в качестве одного из принципов организации и осуществления власти в обществе и государстве предполагает установление централизованной системы управления, закрепление иных (чем в условиях централизации и концентрации власти) основ взаимоотношений центра и мест, центральных и местных органов.
2.
Местное самоуправление - это и
право граждан, местного
Информация о работе Система местного самоуправления и система органов государственной власти