Система местного самоуправления и система органов государственной власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 08:15, реферат

Описание работы

Правовая база местного самоуправления, у нас, в России, отличается пестротой подходов к ее регулированию в различных субъектах Российской Федерации. Отсутствие федерального законодательства, новизна вопроса, вынуждают искать пути решения этой проблемы самостоятельно. У одних субъектов Российской Федерации это получается лучше, у других хуже – готовых рецептов нет. То, что подходит для одних, может быть неуместно для других. Но несмотря на это, следует считать продуктивным в законодательной деятельности изучение и использование положительного опыта, накопленного субъектами РФ при решении вопросов местного самоуправления в части их правового регулирования

Содержание

Введение..................................................................................................3
1. Система органов государственной власти в Российской Федерации..............4
1.1. Общая характеристика органов государственной власти..............................4
1.2. Президент Российской Федерации...................................................................6
1.3. Федеральное Собрание Российской Федерации............................................13
1.4. Правительство Российской Федерации..........................................................19
1.5. Судебная система Российской Федерации.....................................................22
2. Понятие и система местного самоуправления в России..................................28
2. 2.1. Система местного самоуправления в России.............................................28
2.2. Понятие местного самоуправления в РФ.......................................................31
2.3. Принципы местного самоуправления.............................................................33
2.4. Функции местного самоуправления...............................................................36
2.5. Органы местного самоуправления .................................................................38
2.6. Гарантии местного самоуправления в РФ......................................................40
Заключение …........................................................................................43
Список использованной литературы....................................................44

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 57.77 Кб (Скачать)

       Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного  округа в пределах своей компетенции  рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке  надзора и по вновь открывшимся  обстоятельствам; являются непосредственно  вышестоящими судебными инстанциями  по отношению к районным судам, действующим  на территории соответствующего субъекта Федерации. Полномочия, порядок образования  и деятельности судов этого звена  устанавливаются федеральным конституционным  законом.

       Районный  суд в пределах своей компетенции  рассматривает дела в качестве суда первой и второй инстанции и осуществляет другие полномочия, предусмотренные  федеральным конституционным законом. Районный суд является непосредственно  вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим  на территории соответствующего судебного  района. Полномочия, порядок образования и деятельности районного суда устанавливаются федеральным конституционным законом

       Военные суды относятся к судам общей  юрисдикции. Они создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск  и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена  военная служба. Военные суды в  пределах своей компетенции рассматривают  дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора  и по вновь открывшимся обстоятельствам. Полномочия, порядок образования  и деятельности военных судов  устанавливаются Федеральным конституционным  законом от 23 июня 1999 г. «О военных  судах Российской Федерации».

       Арбитражные суды в Российской Федерации. Арбитражные  суды осуществляют правосудие путем  разрешения экономических споров и  рассмотрения иных дел, отнесенных к  их компетенции. Порядок организации  и деятельности арбитражных судов  определен Федеральным конституционным  законом от 28 апреля 1995 г. «Об арбитражных  судах Российской Федерации».

       Основными задачами арбитражных судов при  рассмотрении подведомственных им споров являются: защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан  в сфере предпринимательской  и иной экономической деятельности; содействие укреплению законности и  предупреждению правонарушений в сфере  предпринимательской и иной экономической  деятельности.

       Систему арбитражных судов составляют: Высший Арбитражный Суд РФ; федеральные  арбитражные суды округов; арбитражные  суды республик, краев, областей, городов  федерального значения, автономной области, автономных округов.

       Высший  Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических  споров и иных дел, рассматриваемых  арбитражными судами, осуществляет в  предусмотренных федеральным законом  процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения  по вопросам судебной практики.

       Высший  Арбитражный Суд РФ действует  в составе Пленума; Президиума; судебной коллегии по рассмотрению споров, возникших  из гражданских и иных правоотношений; судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

       Федеральные арбитражные суды округов являются судами по проверке в кассационной инстанции законности решений арбитражных  судов субъектов РФ, принятых ими  в первой и апелляционной инстанциях.

       Арбитражные суды субъектов РФ (республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов) рассматривают дела по первой инстанции, пересматривают в апелляционном  порядке дела, рассмотренные ими  в первой инстанции.

 

2. 2.1. Понятие и система  местного самоуправления  в России

       Конституция Российской Федерации (ст. 12) закрепляет один из важнейших элементов основ  конституционного строя - местное самоуправление, которое выступает самостоятельной  формой осуществления народом принадлежащей  ему власти.

       В соответствии с Конституцией Российской Федерации (п. 2 ст. 3) народ вправе осуществлять свою власть не только через органы государственной власти и непосредственно, но и через органы местного самоуправления. Тем самым на конституционном  уровне впервые закреплено существование  независимой от государства системы  власти народа для решения вопросов местного значения. Именно такой подход к содержанию властных полномочий органов  местного самоуправления отражает ст. 130 (п. 1) Конституции Российской Федерации: «Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное  решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и  распоряжение муниципальной собственностью». Федеральный закон «Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 12 августа 1995 г. определяет местное  самоуправление как признаваемую и  гарантируемую Конституцией России самостоятельную деятельность населения  по решению непосредственно или  через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

       Приведенные выше формулировки позволяют сделать  вывод о том, что основная цель организации местного самоуправления — широкое привлечение местного населения к самостоятельному решению  вопросов местного значения, преодоление  сложившейся в годы Советской  власти традиции решения всех без  исключения вопросов только государственными структурами, ликвидация фактического отчуждения народных масс от повседневного  осуществления своей воли и интересов.

       Институт  местного самоуправления является демократичным, т.к. вовлекает граждан в управление делами общества. В Конституции РФ впервые закреплены нормы, касающиеся народовластия и местного самоуправления. Так, ч. 1 ст. 3 Конституции РФ закрепляет принципиальное положение о том, что многонациональный народ  является единственным источником власти в России. А в ч. 2 ст. 3 Конституции  РФ говорится о том, что осуществление  народовластия происходит в различных  формах - непосредственно, через органы государственной власти, через органы местного самоуправления. В тексте Конституции РФ неоднократно упоминается  о местном самоуправлении (ст. 18, ч. 2 ст. 24, СТ.32, ст. 33).

       Следует отметить, что современная организация  местного самоуправления создается  в нашей стране не на пустом месте. Впервые местное самоуправление было сформировано в ходе реализации городских реформ Петра 1 (1699-1702 гг.). Принципиальные начала городского самоуправления были закреплены в Грамоте Екатерины II на права и выгоды городам Российской империи (1785 г.) и получили свое дальнейшее развитие в Городовом положении 1870 г. Самоуправление, осуществлявшееся традиционно в России на уровне сельских общин, получило законодательное оформление при проведении земской реформы. В Положении о губернских и  уездных земских учреждениях (1864 г.) достаточно последовательно реализовывалась  идея решения населением многих задач  губернского и уездного значения. К сожалению, местное самоуправление не было создано на низовом уровне — волости, а потому не достигло в конечном итоге своей цели. Положения  Конституции РСФСР 1918 г., закрепившие  полновластие Советов на всех уровнях, вплоть до села и поселка, разрушили, по существу, систему Российского  самоуправления. И лишь в июле 1993 г. с принятием закона «О местном  самоуправлении в Российской Федерации» стали складываться правовые основы современного механизма самоуправления. Они были дополнены положениями  указа Президента России от 22 декабря 1993 г. «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации».

       Местное самоуправление в России, его система, принципы организации и деятельности должны формироваться в соответствии с Конституцией РФ, федеральным законом, призванным установить общие принципы организации системы органов  местного самоуправления, что в соответствии с п. "н" ч. 1 ст. 72 Конституции  РФ относится к совместному ведению  Российской Федерации и ее субъектов.

       Существенный  вклад в возрождение местного самоуправления, регламентацию его  сущности, организационных форм и  полномочий внесла Конституция России 1993 г. и принятый в развитие ее норм Федеральный закон от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации».

       Указанный закон определил, прежде всего, систему  местного самоуправления в России. Такая система включает в себя, на наш взгляд, законодательную регламентацию  и практическое осуществление:

       территориальных пределов местного самоуправления, его  разновидностей;

       механизма местного самоуправления;

       основных  принципов местного самоуправления;

       полномочий  органов и должностных лиц  местного самоуправления;

       гарантий  осуществления местного самоуправления.

       Принципиальным  положением Федерального закона «Об  общих принципах организации  местного самоуправления» является указание на то, что его система  базируется на территориальной основе, в пределах территорий муниципальных  образовании. Под муниципальными образованиями  Закон (ст. 1) понимает городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которых осуществляется местное  самоуправление, имеется муниципальная  собственность, местный бюджет и  выборные органы местного самоуправления. Одновременно закон указывает на основные разновидности субъектов  местного самоуправления. Ими могут  быть:

       - городские и сельские поселения;

       - части указанных поселений (районы  городов, микрорайоны,

       кварталы, улицы и т. п.);

       - совокупности поселений, объединяемых  общей территорией

       (районы, уезды, сельские округа — волости,  сельсоветы и т. д.).

       Именно  эти перечисленные виды территорий, отличающиеся во многом от официальных, административно-территориальных, образований, призваны способствовать населению  в решении многообразных вопросов местного значения. Закон (ст. 1) устанавливает, что к такого рода вопросам относятся  вопросы непосредственного обеспечения  жизнедеятельности населения соответствующего муниципального образования. Понятно, что подобные вопросы могут быть решены как в рамках городов, районов, населенных пунктов, так и внутри и вне пределов этих территорий, но в складывающихся муниципальных  образованиях.

       2.2. Понятие местного  самоуправления в  РФ

       Понятие "местное самоуправление" отражает комплексное и многообразное  явление. Существуют следующие подходы  к его определению.

       1. Местное самоуправление можно  рассматривать в качестве основополагающего  принципа осуществления власти  в обществе и государстве, который  наряду с принципом разделения  властей определяет систему управления  демократического правового государства.

       Европейская Хартия местного самоуправления, принятая Советом Европы 15 октября 1985 года, в  статье 2 устанавливает, что принцип  местного самоуправления должен быть признан в законодательстве страны. Российская Конституция признает и  гарантирует местное самоуправление, закрепляет его в качестве одной  из демократических основ системы  управления Российской Федерации (ст. 3, 12, гл. 8).

       Признание местного самоуправления в качестве одного из принципов организации  и осуществления власти в обществе и государстве предполагает установление централизованной системы управления, закрепление иных (чем в условиях централизации и концентрации власти) основ взаимоотношений центра и  мест, центральных и местных органов.

       2. Местное самоуправление - это и  право граждан, местного сообщества (населения данной территории) на  самостоятельное ведение местных  дел. Признавая это право, государство  признает самостоятельностьМестного  самоуправления в пределах его  полномочий, 'берет на себя обязанность  создавать необходимые условия  для их осуществления. Данное  право, принадлежащее населению  городских и сельских поселений  и реализуемое им непосредственно,  а также через органы местного  самоуправления, обеспечивается судебной  защитой, иными гарантиями, закрепленными  Конституцией РФ и федеральным  законодательством.

Информация о работе Система местного самоуправления и система органов государственной власти