Система местного самоуправления и система органов государственной власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 08:15, реферат

Описание работы

Правовая база местного самоуправления, у нас, в России, отличается пестротой подходов к ее регулированию в различных субъектах Российской Федерации. Отсутствие федерального законодательства, новизна вопроса, вынуждают искать пути решения этой проблемы самостоятельно. У одних субъектов Российской Федерации это получается лучше, у других хуже – готовых рецептов нет. То, что подходит для одних, может быть неуместно для других. Но несмотря на это, следует считать продуктивным в законодательной деятельности изучение и использование положительного опыта, накопленного субъектами РФ при решении вопросов местного самоуправления в части их правового регулирования

Содержание

Введение..................................................................................................3
1. Система органов государственной власти в Российской Федерации..............4
1.1. Общая характеристика органов государственной власти..............................4
1.2. Президент Российской Федерации...................................................................6
1.3. Федеральное Собрание Российской Федерации............................................13
1.4. Правительство Российской Федерации..........................................................19
1.5. Судебная система Российской Федерации.....................................................22
2. Понятие и система местного самоуправления в России..................................28
2. 2.1. Система местного самоуправления в России.............................................28
2.2. Понятие местного самоуправления в РФ.......................................................31
2.3. Принципы местного самоуправления.............................................................33
2.4. Функции местного самоуправления...............................................................36
2.5. Органы местного самоуправления .................................................................38
2.6. Гарантии местного самоуправления в РФ......................................................40
Заключение …........................................................................................43
Список использованной литературы....................................................44

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 57.77 Кб (Скачать)

       В мае 2000 г. была проведена реорганизация  структуры федеральных органов  исполнительной власти, в результате которой число министров составило 23, государственных комитетов — 6, федеральных комиссий — 2, федеральных  служб — 12, агентств — 7, федеральных  надзоров — 2.

       Указами Президента создаются, упраздняются, сливаются  и разделяются министерства и  ведомства. В соответствии с этими  нормативными актами Правительство  устанавливает функции и полномочия преобразованных и вновь созданных  федеральных органов исполнительной власти.

       Правительство РФ руководит работой федеральных  министерств и иных федеральных  органов исполнительной власти и  контролирует их деятельность. Оно  вправе отменять акты федеральных органов  исполнительной власти или приостанавливать действие этих актов.

       Решения Правительства принимаются коллегиально. В качестве постоянного органа Правительства  действует Президиум. Решения Президиума принимаются большинством голосов.

       Правительство РФ в пределах своей компетенции  издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Все акты Правительства обязательны к  исполнению на всей территории Российской Федерации, всеми субъектами РФ и  органами местного самоуправления.

       Министры  осуществляют общее руководство  деятельностью своих министерств  на основе единоначалия и несут персональную ответственность за выполнение возложенных  на министерство задач.

       В каждом министерстве и ведомстве  образуется коллегия в составе министра (председателя коллегии), его заместителей, а также других руководящих работников центрального аппарата министерства.

       Министерство  издает в пределах своей компетенции  приказы, постановления, инструкции, директивы.

       Правительство РФ для осуществления своих полномочий может создавать свои территориальные  органы и назначать соответствующих  должностных лиц.

       Основные  направления в деятельности Правительства  РФ определяются в соответствии с  Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ. Правительство  разрабатывает и представляет Государственной  Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной  Думе отчет об исполнении федерального бюджета; обеспечивает проведение в  Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики; обеспечивает проведение в Российской Федерации  единой государственной политики в  области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии; осуществляет управление федеральной  собственностью; осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и  общественного порядка, борьбе с  преступностью; осуществляет меры по обеспечению  обороны страны, государственной  безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации.

       Конституция РФ не устанавливает срока полномочий Правительства, но предусматривает  возможность отставки Правительства. Это может быть в случаях, когда:

       - Правительство слагает свои полномочия  перед вновь избранным Президентом  РФ;

       - Правительство само подает в  отставку, которая принимается или  отклоняется Президентом;

       - Президент самостоятельно отправляет  Правительство в отставку;

       - Государственная Дума выражает  недоверие Правительству РФ;

       - Председатель Правительства ставит  перед Государственной Думой  вопрос о доверии Правительству.  Если Государственная Дума в  доверии отказывает, то Президент  в течение семи дней принимает  решение об отставке Правительства  либо о роспуске Государственной  Думы.

       В случае отставки или сложения полномочий по поручению Президента РФ Правительство  продолжает действовать до сформирования  нового Правительства РФ.

1.5. Судебная система  Российской Федерации

       Под судебной системой Российской Федерации  понимается совокупность всех судов  России. Судебная система устанавливается  Конституцией РФ, федеральными конституционными законами.

       Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации» закрепил единство судебной системы, которое обеспечивается путем:

       - установления судебной системы  Российской Федерации Конституцией  и федеральным конституционным  законом;

       - соблюдения всеми федеральными  судами и мировыми судьями  установленных федеральными законами  правил судопроизводства;

       - применения всеми судами Конституции  РФ, федеральных конституционных  законов, федеральных законов,  общепризнанных принципов и норм  международного права и международных  договоров Российской Федерации,  а также конституций (уставов)  и других законов субъектов  РФ;

       - признания обязательности исполнения  на всей территории Российской  Федерации судебных постановлений,  вступивших в законную силу;

       - законодательного закрепления единства  статуса судей;

       - финансирования федеральных судов  и мировых судей из федерального  бюджета.

       В Российской Федерации действуют  федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи  субъектов РФ, составляющие судебную систему Российской Федерации.

       К федеральным судам относятся:

       - Конституционный Суд РФ;

       - Верховный Суд РФ, верховные суды  республик, краевые и областные  суды, суды городов федерального  значения, суды автономной области  и автономных округов, районные  суды, военные и специализированные  суды, составляющие систему федеральных  судов общей юрисдикции;

       Конституционный Суд РФ был учрежден решением Съезда народных депутатов РСФСР 19 декабря 1990 г. Его предшественником можно  считать Комитет конституционного надзора СССР, который просуществовал с 1989 по 1991 г. В СССР подобного рода институтов не было.

       Порядок организации и деятельности Конституционного Суда РФ определен Федеральным конституционным  законом от 24 июля 1994 г. «О Конституционном  Суде Российской Федерации».

       Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей, назначаемых  на должность Советом Федерации  по представлению Президента РФ.

       Судьей  Конституционного Суда РФ может быть назначен гражданин РФ, достигший  ко дню назначения возраста не менее 40 лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование  и стаж работы по юридической профессии  не менее 15 лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области  права.

       Судья Конституционного Суда назначается  на должность на срок 15 лет. Предельный возраст для пребывания в должности  судьи 70 лет. Назначение на второй срок не допускается.

       Конституционный Суд РФ из своего состава сроком на три года избирает Председателя, заместителя и судью-секретаря  Конституционного Суда.

       Основные  задачи Конституционного Суда РФ заключаются  в защите конституционного строя; защите основных прав и свобод человека; поддержании  верховенства и прямого действия Конституции.

       Конституционный Суд РФ дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента РФ.

       Полномочия  Конституционного Суда можно свести в несколько групп.

       1. Дача заключений о соответствии  Конституции РФ:

       - федеральных законов, нормативных  актов Президента РФ, Совета Федерации,  Государственной Думы, Правительства  РФ;

       - конституций республик, уставов,  а также законов и иных нормативных  актов субъектов РФ, изданных  по вопросам, относящимся к ведению  органов государственной власти  Российской Федерации и совместному  ведению органов государственной  власти Российской Федерации  и органов государственной власти  субъектов РФ;

       - договоров между органами государственной  власти Российской Федерации  и органами государственной власти  субъектов РФ, договоров между  органами государственной власти  субъектов РФ;

       - не вступивших в силу международных  договоров Российской Федерации.

       Акты  или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу. Не соответствующие Конституции  РФ международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в  действие и применению.

       2. Разрешение споров о компетенции:

       - между федеральными органами  государственной власти;

       - между органами государственной  власти Российской Федерации  и органами государственной власти  субъектов РФ;

       - между высшими государственными  органами субъектов РФ.

       Конституционный Суд РФ по жалобам граждан на нарушение  их конституционных прав и свобод и по запросам судов проверяет  конституционность закона.

       3. Толкование Конституции РФ по  запросам:

       - Президента РФ;

       - Правительства РФ;

       - Государственной Думы, Совета Федерации;

       - органов законодательной власти  субъектов РФ. Рассмотрение дел  и вопросов и принятие решений  по ним производится путем  поименного опроса судей. Судья,  не согласный с решением Конституционного  Суда, вправе письменно изложить  свое особое мнение.

       Решение Конституционного Суда РФ окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения.

       Наряду  с Конституционным Судом РФ существуют конституционные суды республик  в составе Российской Федерации  и уставные суды других субъектов  РФ, которые являются судами субъектов  РФ и призваны обеспечить контроль за соблюдением конституций республик, уставов краев и областей. Однако эти суды не составляют единой системы  с федеральным Конституционным  Судом.

       Суды  общей юрисдикции рассматривают  дела трех категорий — уголовные (дела о преступлениях, исчерпывающий  перечень которых дан в Уголовном кодексе РФ); гражданские (дела об имущественных и неимущественных спорах, вытекающих из гражданско-правовых, семейных и иных отношений, а также об установлении наиболее значимых юридических фактов и состояний); дела об административных правонарушениях.

       Система судов общей юрисдикции представляет собой единую систему, построенную  по принципу звеньев и инстанций. Звено судебной системы — определенное законом положение суда в системе  судов, его компетенция (подсудность  и т. п.). Инстанция - это процессуальные полномочия суда того или иного звена  судебной системы. В этом значении различаются  суды первой, кассационной (апелляционной) и надзорной инстанции. Например, областной суд является вторым звеном в судебной системе, но может действовать  как суд первой, кассационной и  надзорной инстанции.

       Высшим  судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным  судам общей юрисдикции, является Верховный Суд РФ. Верховный Суд  РФ осуществляет в предусмотренных  законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей  юрисдикции, включая военные и  специализированные федеральные суды; в пределах своей компетенции  рассматривает дела в качестве суда второй инстанции, в порядке надзора  и по вновь открывшимся обстоятельствам, а в случаях, предусмотренных  законом, — также и в качестве суда первой инстанции. Верховный Суд  РФ является непосредственно вышестоящей  судебной инстанцией по отношению к  верховным судам республик, краевым (областным) судам, судам городов  федерального значения, судам автономной области и автономных округов, военным  судам военных округов, флотов, видов  и групп войск. Верховный Суд  РФ дает разъяснения по вопросам судебной практики. Полномочия, порядок его  образования и деятельности устанавливаются  федеральным конституционным законом.

Информация о работе Система местного самоуправления и система органов государственной власти