Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 07:28, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Теория государства и права"
Правотворческая деятельность содружества осуществляется в форме нормативных актов, которые могут принимать главы государств (устав содружества, акты об общих вооруженных силах и т.п.).
Для теории государства и права изучение такой формы организационного объединения государств, как содружество, стало относительно новым и особенно актуальным делом после распада СССР и образования Содружества Независимых Государств некоторыми республиками, ранее входившими в его состав.
В этой связи следует отметить, что содружество как объединение государств может иметь переходный характер. Оно может развиться в конфедерацию и даже в федерацию. Попытки для этого предпринимаются: союз России, Белоруссии, Киргизии и Казахстана – как путь к конфедерации, и образование Союза России и Белоруссии – как путь к федерации. Но надо иметь в виду, что всё может развиваться и в обратную сторону, послужить этапом окончательной дезинтеграции специфического союза государств при нерешённости, противоречивости интересов, целей государств, образовавших его. В частности, трехуровневая интеграция внутри СНГ к хорошему привести не может. Получается, что одни страны – родные братья, другие – двоюродные, третьи – троюродные. Да и при создании Союза России и Белоруссии необходимо учитывать, что Россия уже федеративное государство.
Межгосударственные образования знают и такую форму, как сообщество государств. В основе сообщества, как правило, лежит межгосударственный договор. Сообщество является ещё одной своеобразной переходной формой к государственной организации общества. Оно в большинстве случаев усиливает интеграционные связи государств, входящих в сообщество, и эволюционирует в сторону конфедеративного объединения (например, Европейские сообщества).
В сообщество могут входить ассоциированные члены – государства, принимающие те или иные правила, действующие в сообществе. Порядок вступления в сообщество и выхода из него устанавливается членами сообщества.
В сообществе может быть свой бюджет (формируемый из отчислений членов-государств), надгосударственные органы.
Сообщество может иметь цель выровнять экономический и научно-технический потенциал государств, входящих в него, объединить усилия этих государств для достижения глобальных целей, упростить таможенные, визовые и иные барьеры (вплоть до их отмены) и т. д.
Согласиться с тем, что данная классификация исчерпывающая, значит согласиться с войнами, разгорающимися повсеместно в мире, в особенности на пространствах бывшего СССР. К сожалению, она не даёт шансов разрешить мирно кровавые конфликты, разгоревшиеся на постсоветском пространстве, находящиеся в тлеющем состоянии.
Примером могут служить отношения, складывающиеся между Грузией и Абхазией на современном этапе. Грузия одна из первых вышла из состава СССР, т.е. одна из первых проявила сепаратистские настроения, хотя далее обвинила в этом других. Желание построить унитарную Грузию привело к войнам в Южной Осетии и Абхазии. Абхазия предлагала Грузии создать федерацию с равной субъективностью. Но та не стала слушать и учинила кровавую бойню. После поражения в войне Грузия согласилась на федеративное устройство. Но это уже не устраивало Абхазию. И ясно, почему в каждом парке Абхазии находятся братские могилы. Это так просто не забывается. Абхазия согласна на конфедеративные отношения с Грузией, однако Грузия придерживается противоположной позиции.
В связи с этим ещё раз необходимо подчеркнуть, что не следует федеративные и межгосударственные объединения — конфедеративные, содружественные формы – понимать догматически. В реальной жизни эти формы могут иметь самый широкий спектр, давать, например, такие сочетания, как конфедеративно-федеративные, когда в одних областях между государствами осуществляются федеративные, а в других – конфедеративные связи. Или, например, давать сочетание унитарно-федеративных государственных образований (например, Россия: в её состав входят республики, и вместе с тем она имеет в других регионах чёткое административно-
Чтобы понять это, нужно знать, например, что в современной теории государственное устройство разделяется на унитарное (простое) и сложное. Простое государственное устройство, т.е. унитарное нами рассмотрено, и с формулировкой "простое" следует согласиться, потому что сложное государственное устройство предполагает существование государства, включающего в себя другие государственные образования. Рассматривая отдельные территориальные устройства, теория государства ничего не конструирует, а лишь фиксирует в истории и современной действительности отдельные их виды (классы).
В результате выделились такие классы сложных государств, как протекторат и уния.
Протекторат (покровительственные отношения) над той или иной территорией предполагал изначально договорные отношения между сильным и слабым государствами, устанавливающие особые взаимные обязанности и права.
Протекторат относят к числу разновидностей государственного устройства лишь по традиции, ибо после заключения международного договора о покровительстве нового (третьего) государства не появляется, а, следовательно, не возникает вопроса и о его территориальной организации. Тем не менее, если допустить, что на государство, над которым осуществляется покровительство, нападает другое государство, то это означает объявление войны и государству, взявшем на себе покровительство.
Примерами протектората являются: протекторат Испании над Монако (с 1524 г.), а с 1643 г. протекторат Франции над Монако, протекторат России над Молдавией и Валахией после русско-турецкой войны 1828-1829 гг. и др.
Под унией понимается союз, соединение, объединение государств. Среди уний различаются конфедерации, федерации, объединение монархических государств в форме реальной и персональной (личной) унии, фузии, инкорпорации, империи. К униям также можно отнести и такие формы государственного устройства, как содружество и кондоминиум.
Рассмотрим данные формы.
Объединения монархических государств существуют в форме личной персональной или реальной уний. Общим у обеих форм является то, что они возникают вследствие совпадения монархов двух или нескольких государств в одном лице.
Личная уния имеет основанием случайное, непреднамеренное совпадение независимых друг от друга прав на корону в нескольких государствах для различных порядков наследования престола. Она продолжается до тех пор, пока эти различные правомочия персонифицированы в одном лице. Так, в прошлом веке прекратилась личная уния между Великобританией и Ганновером в 1837.
Реальная уния возникает в результате соглашения государств, в силу которого у них появляется общий монарх. Реальными были унии между Норвегией и Швецией (1815 г.), Австро-Венгрия.
Империя – насильственное объединение государств, осуществленное либо путем завоевания, либо путем создания иного вида давления (экономического, политического и т. п.). Вместе с тем история знает и добровольное, договорное вхождение некоторых государств в состав империи. Это происходит, как правило, тогда, когда народу этого государства грозит уничтожение со стороны другого государства, и в воссоединении с родственными государствами (по религии, языку) народ этого государства видит своё спасение. Но в основном империя держится на применении принуждения (военного, экономического, политического, идеологического), и как только этот опорный столп исчезает, она рушится.
Степень зависимости составных частей империи бывает различной. Некоторые государствоведы пришли к выводу, что у составных частей империи никогда не было единого государственно-правового статуса.
Круг империй достаточно широк. Они существовали во все исторические эпохи (Римское государство, Великобритания, Россия и др.).
Фузия (слияние государств) и инкорпорация (внешне оформляемое как слияние присоединение одного государства к другому) представляют большой интерес. Фузией было, например, воссоединение ФРГ и ГДР, инкорпорацией, как полагают многие, – присоединение Эстонии, Латвии и Литвы к СССР в 1940 г.
Кондоминиум – совместное впадение (от лат. con (cun) – вместе и dominium – впадение), совместное управление одной и той же территорией двумя или несколькими государствами. Так, в период 1899 – 1951 г.г. Великобритания и Египет осуществляли кондоминиум в отношении Судана.
Данная классификация форм государственного устройства ярко свидетельствует о многоаспектности и сложности данной проблемы, о том, что нет единых рецептов для разрешения проблем, возникающих между государствами. Но вместе с тем предложенная классификация – яркое доказательство существования выхода из любых тупиковых ситуации.
Словом, межгосударственные формы делятся на два вида: добровольные и насильственные. Если на начальном этапе развития человечества преобладали насильственные формы межгосударственного объединения, то с развитием цивилизации они уходят в прошлое. Их место занимают добровольные формы международного общежития, объединения. В перспективе интеграционные связи между государствами будут все более и более возрастать. И XXI век обещает быть веком без войн. Все цивилизованные государства в настоящее время должны прилагать и прилагают к этому немалые усилия.
Конфедерация как форма государственного устройства.
Конфедерация - это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов. При конфедеративном устройстве государства - члены конфедерации - сохраняют свои суверенные права, как во внутренних, так и во внешних делах. В отличие от федеративного устройства конфедерация характеризуется следующими чертами:
- конфедерация не имеет своих общих законодательных, исполнительных и судебных органов, в отличии от федерации;
- конфедеративное устройство не имеет единой армии, единой системы налогов, единого гос-го бюджета;
- сохраняет гражданство тех государств, которые находятся во временном союзе;
- государства могут договориться о единой денежной системе, о единых таможенных правилах, о межгосударственной кредитной политике на время существования союза.
Как правило конфедеративные государства не долговечны, либо они распадаются, либо превращаются в федерацию : Германский союз (1815-1867), Швейцарский союз (1815-848) и США, когда в 1781 году была законодательно утверждена конфедерация.
По форме государственного устройства государства можно на три основные группы:
1. Унитарные государства
2. Федерации
3. Конфедерации
Вопрос 5.
33. Правовое государство: понятие и сущность.
Правовое государство есть форма осуществления народовластия, политическая организация граждан, функционирующая на основе права, инструмент защиты и обеспечения прав, свобод и обязанностей каждой личности.
Формирование правового государства – гарантия поступательного развития и углубления демократии, которая может существовать только при господстве закона, что связывает воедино все меры в области развития и применения права, придает им общую направленность. Правовое государство – не только одна из высших социальных ценностей, призванных утвердить гуманистические начала в его взаимоотношениях с личностью, но и практический инструмент обеспечения и защиты жизни, здоровья, чести, свободы, достоинства личности, средство борьбы с бюрократией, местничеством и ведомственностью, форма осуществления самоуправления и народовластия.
Принципы правового государства:
- господство закона во всех сферах жизни
- связанность законом государства и его органов
- незыблемость свободы личности, ее правовая защищенность
- взаимная ответственность государства и личности
- наличие эффективных форм контроля за реализацией законов
- разделение властей, наличие системы сдержек и противовесов
- верховенство и прямое действие конституционного закона
- правовая организация системы органов государственной власти
- единство прав и обязанностей гражданина
- наличие развитого гражданского общества
соответствие внутреннего законодательства принципам и нормам международного права.
Правовое государство - это продукт нового времени. Ни древность, ни средние века не знали правового государства. Хотя, как полагают некоторые юристы, идея правового государства уходит своими корнями в античное общество.
В основе современных концепций правового государства лежат идеи немецкого философа Канта (1724-1804гг.), французского просветителя и правоведа Монтескье (1689-1755гг.) и других европейских просветителей ХVШ и ХIХ вв. таких, как Гуго Гроций, Спиноза, Дж.Локк, Дени Дидро, Ж.-Ж.Руссо. Эти ученые полагали, что на смену полицейскому, бюрократическому государству эпохи абсолютизма (которое Кант называл государством произвола), должно придти правовое государство, в основе которого лежит идея автономной личности, обладающей неотъемлемыми, неотчуждаемыми правами. Взаимоотношения личности и государственной власти в условиях правового государства принципиально иные, нежели в абсолютистском государстве, ибо для правового государства характерно ограничение государственной власти, связанность ее правом и законом.
Информация о работе Шпаргалка по "Теория государства и права"