Шпаргалка по "Теория государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 07:28, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Теория государства и права"

Работа содержит 1 файл

Теория государства и права.doc

— 365.50 Кб (Скачать)

Для рабовладельческой социально–экономической формации, в соответствии с теорией марксизма, характерно наличие двух основных классов общества бесправных рабов и рабовладельцев, в собственности которых находятся все средства производства, включая самих рабов.

Феодальное общество характеризуется сосуществованием господствующего класса феодалов, в руках которых находится основное средство производства земля, и класса крестьянства, лично зависимого от своих сеньоров (феодалов).

Основные классы капиталистического общества пролетариат и буржуазия. Рабочие (пролетариат) лично свободны, но они лишены собственности на средства производства и вынуждены продавать свою рабочую силу собственникам средств производства капиталистам. Теорию Маркса о капиталистическом способе производства Ленин дополнил учением об империализме как высшей и последней стадии капитализма. Империализм, в соответствии с ленинской теорией, посредством концентрации и монополизации производства и капитала обеспечивает благоприятные экономические условия для обобществления средств производства и перехода к строительству социализма.

Социалистическое общество, в соответствии с теорией марксизма–ленинизма, это первый этап становления коммунистической формации, своеобразный переходный период, цель которого уничтожение классов. В отличие от всех предшествующих этапов развития классового общества он исключает эксплуатацию человека человеком, поскольку средства производства в нем "принадлежат трудящимся" – т.е. находятся в общенародной собственности и потому служат для удовлетворения потребностей всех членов общества в соответствии с принципом "от каждого – по способностям, каждому – по труду".

Следует заметить, что марксистское учение о государстве и его происхождении не лишена противоречий. Прежде всего, делая упор на роль классов в возникновении государства, Маркс и Энгельс оставляли как бы "за рамками теории" ими же самими описанный "азиатский способ производства", который по сути дела представляет собой альтернативный классовому способ становления государства в бесклассовом обществе. Кроме того, в некоторых ранних государственных критерий отношения к собственности (средствам производства) не играл существенной роли в процессе социальной дифференциации. Так, например, в Древней Индии общество делилось не на классы, а на касты, которые и определяли положение человека на социальной лестнице, независимо от степени его богатства.

Классовая теория не применима и ко многим современным постиндустриальным обществам, в которых нет классов в марксистском понимании, но существует сложная социальная структура: социальный статус человека в них определяется не столько его отношением к средствам производства, сколько его местом в системе производства и распределения.

Ленинское учение об империализме – кануне социалистической революции и социализме как первой стадии коммунистической формации также не выдерживает испытания временем. Во–первых, закончилась крахом попытка перескочить через закономерные этапы исторического развития и превратить "слабое звено в цепи империализма" в "общество всеобщего благоденствия." Во–вторых, весь период социализма, по представлениям Ленина, должен быть периодом диктатуры пролетариата, т.е. периодом жесточайшей классовой борьбы и террора, что само по себе абсурдно с точки зрения "всеобщего блага". В–третьих, социализм как форма организации общественных отношений, безусловно, мог бы проявить известную жизнеспособность, если бы возник как результат эволюционного, а не агрессивно–революционного, пути развития общественных отношений.

Наконец, как показывает история, цивилизованное индустриальное общество в состоянии породить новые эволюционные формы государств, которые будут существенно отличаться от известного нам социализма. Как справедливо замечает российский ученый В.А. Четвернин, "по мере формирования постиндустриального общества организованное насилие все больше отходит на дальний план, а на передний выдвигается общесоциальная деятельность государства: социальные противоречия утрачивают остроту, само государство устанавливает рамки для цивилизованного разрешения конфликтов между социальными группами, выступая не только как гарант права сильных, но и как защитник интересов слабых".

В определенной степени позиции марксизма нашли отражение в концепции, связывающей возникновение частной собственности, классов и государства с проявлением внутреннего и внешнего насилия одной части общества над другой. Эта концепция получила название теории насилия. Ее создатели (Е.Дюринг, Л.Гумплович, К.Каутский) утверждали, что государство, возникшее в результате непосредственного политического действия, останется аппаратом угнетения до тех пор, пока не сотрутся юридические различия между победителями и побежденными.

Следует упомянуть также о взглядах немецкого социолога и философа М.Вебера (1864–1920), утверждавшего, что государство не только обладает монополией на физическое насилие, но и является единственным источником "права" на насилие. Капитализм – с его рациональной религией (протестантизмом), рациональным производством и т.п. – Вебер считал наиболее разумным и жизнеспособным способом организации экономики.

Автор психологической теории возникновения государства российско–польский социолог Л.Петражицкий определял общество и государство как совокупность психологического взаимодействия людей и их объединений. Суть данной теории состоит в утверждении, что человек испытывает психологическую потребность жить в рамках организованного сообщества и принимать участие в коллективном производстве. Возникновение государства в этом случае – следствие психологического развития человека, становления своеобразных "правовых эмоций".

От понятия "исторические типы государств" следует отличать понятия "формы организации государственной власти" (монархия, республика,) и "политический режим государства" (парламентский, фашистский, тоталитарный и т.п.).

С момента своего возникновения право прошло в своем развитии длительный путь. Исторически первым регулятором поведения людей были обычаи, применение которых не требовало государственного принуждения. Необходимость в таком принуждении (а именно это отличает нормы права от др. социальных норм) возникает лишь тогда, когда появляются нормы, отвечающие только интересам определенных классов и слоев, а не всего населения. С появлением государственной власти правило, вначале выражающееся в обычае, становится законом. Вместе с законом необходимо возникают и органы, которым поручается его соблюдение. Таким образом, первой формой права явилось обычное право, которое первоначально не фиксировалось в письменной форме. Но уже в глубокой древности появляется писаное право (Судебник Ур–Намму в Двуречье, 21 в. до н. э., Хаммурапи законы в Вавилонии, 18 в. до н. э., Хеттские законы, 14 в. до н. э., Драконта законы в Афинах, 7 в. дон. э., Двенадцати таблиц законы в Древнем Риме, сер. 5 в. до н.э., и др.). В древнейшем писаном праве наряду с обычным правом важное место занимали записи решений судов. В историческом генезисе права большую роль играла религия, поэтому, как правило, древнейшее право имело религиозную окраску. Право было одним из орудий нарождавшейся государственности в борьбе с родовым строем (напр., реформы Солона в Афинах, Сервия Туллия в Риме). Право фиксировало появление института рабства, закрепляло возникавшее неравенство между свободными, наличие наряду с полноправными неполноправных свободных (мушкену в Вавилонии, периэки в Спарте, плебеи в Риме), ограничивало в правах пришлое население и иностранцев. Наиболее развитой системой права древности было римское право. Оно оказало огромное влияние на феодальное право и современное право, поскольку выработало универсальную систему норм, регулирующих гражданские имущественные отношения, сонованные на частной сосбтвенности. Процесс формирования феодального права в различных странах шел по–разному. В некоторых европейских странах право раннефеодального общества складывалось в ходе разложения первобытнообщинного строя, не испытывая значительного влияния римского права (англо–саксонские правды, Русская правда и др.). В тех частях Римской империи, где феодализм складывался в результате синтеза разлагавшихся рабовладельческих и первооытно–общинных отношений, существовал дуализм правовых систем. Так, для галло–римского населения действовало с определенными модификациями римское право, а для завоевателей – обычное право, которое было зафиксировано в так называемых варварских правдах. В ряде случаев образование феодального права происходило путем трансформации римского права. Это характерно, например, для Византии, где уже Корпус Юрис Цивилис был попыткой приспособить рабовладельческое право к новым общественным потребностям. В период феодальной раздробленности в Европе господствующей формой права было обычное право, отличавшееся крайним партикуляризмом. Для феодального права было характерно открытое закрепление юридического неравенства, различия прав сословий, оно выступало обычно как право – привилегия. С развитием товарно–денежных отношений в Западной Европе возникло особое городское право, отражавшее специфическое положение города в средневековом обществе. С 11 в. происходит рецепция римского права с его детальной регламентацией отношений товарного оборота. Параллельно с рецепцией римского права складывается система канонического права, регулировавшего внутрицерковные дела, брачно–семейные отношения и ряд иных отношений. С ликвидацией феодальной раздробленности и образованием сословных, а затем абсолютных монархий происходит усиление роли централизованной власти в формировании права, постепенно ослабляется его партикуляризм. В процессе развития права в каждом государстве складывалась собственная система права, отразившая его исторические и национальные особенности и традиции. По типу правовые системы, сложившиеся в 17– 19 вв. и сохранившиеся в целом в совр. государствах, делят на романо–германскую, основой для которой служило римское право, и англо–саксонскую, т. н. систему прецедентного права, характерную для Великобритании и частично воспринятую в США и ряде др. стран, прежде всего в бывших англ. колониях. Особую систему права представляет мусульманское право, основой которого является ислам. Буржуазно–демократические революции 18–19 века провозглашают новые принципы права – свободу, равенство, права личности, народный суверенитет. Для ранней стадии развития современного права (т.н. "буржуазное право") был, однако, характерен разрыв между высокими принципами и реальной законодательной и правоприменительной практикой. Вся история современного права представляет собой нескончаемую борьбу за осуществление на деле демократических принципов, провозглашенных Великой французской революцией. Развитие товарных капиталистических отношений повлекло за собой быстрое развитие т. н. частного права, т.е. отраслей права (гражданское, торговое и др.), определяющих положение и отношения участников коммерческого оборота, а также процессуального права, регулирующего порядок разрешения многочисленных конфликтов, возникающих в этой сфере. Возрастает роль права в процессе политической власти и управления (конституционное и административное право). Со второй половины 19 в право западных государств начинается новая революция. Под напором рабочего движения возникают целые отрасли законодательства, неизвестные ранее – трудовое право, право социального обеспечения. Происходит быстрая демократизация государственного (конституционного) права путем распространения избирательных прав на средние, а затем и малоимущие слои населения. Впервые в истории право становиться действительно общесоциальным.

Этот процесс однако был заторможен и даже в ряде стран отброшен назад полосой острейших социально–политических кризисов в Европе и некоторых др. районах, разразившихся в начале 20 века. Расширенными демократическими правами и свободами воспользовались леворадикальные, коммунистические движения, попытавшиеся захватить власть в ряде стран. Установление большевистской диктатуры в России в 1917 г. показало, что политикой коммунистов является уничтожения всех демократических правовых институтов и принципов, выработанных человечеством за столетия. На место современного права коммунисты поставили сконструированное ими т.н. "социалистические право". Демагогически провозглашая многочисленные социально–экономические права "трудящихся", это право на деле стало ширмой для невиданного беззакония и произвола всесильного тоталитарного государства. Если отвлечься от совр. юридических форм, "социалистическое право" можно поставить исторически в одном ряду с правом азиатских деспотий древности и средневековья.

Другой вызов совр. демократическому праву был сделан со стороны различных праворадикальных движений, часто определяемых общим названием "фашизм". Фашистские движения возникли, чтобы отразить коммунистическую угрозу ее же методами. В тех странах, где праворадикальные силы пришли к власти (Италия 1922 г., Португалия 1926 г., Германия 1933 г., Испания 1936–39 гг.) возникли своеобразные правовые системы, во многих отношениях перекликавшиеся с "социалистическими". Отрицая традиционные либерально–демократические принципы организации государственной власти, третирую политические и личные права и свободы, право фашистских государств в то же время сполна воплотило в себе многие положения социального законодательства. Если не считать ряда репрессивных норм, уголовное законодательство этих стран было вполне приемлемым с точки зрения демократического права. Гражданское же законодательство и вовсе отличалось от классических образцов только более широким вмешательством государства в экономическую жизнь. Не случайно поэтому, большинство итальянских кодексов Муссолини пережило его режим на десятилетия (с минимальными изменениями).

Поражение фашизма во Второй мировой войне, усиление национально–освободительных движений, общемировой экономический и социальный прогресс дали мощный толчок дальнейшему развитию права. 1945 г. можно считать тем рубежом, с которого международное право превратилось в силу, сопоставимую с национальным правом. Последовавшее после 1945 г. динамичное, опережающее развитие международного права, выражающего волю всего прогрессивного человечества, стало оказывать позитивное ускоряющее воздействие на развитие национальных правовых систем, часто помогая сглаживать цивилизационные и культурно–исторические различия. Исключительно важное значение для формулирования общемировых принципов права имело принятие Устава ООН (1945) и еобщей декларации прав человека (1948). В последние десятилетия в международном праве стали выделятся международное право прав человека, международное экономическое право и другие новые отрасли.

 

Теория насилия о происхождении и сущности государства.

Одним из основателей и ведущим представителем социологического направления буржуазной теории государства и права второй половины 19 в был Л.Гумплович. Сторонником этой теории был и К.Каутский. Причину происхождения и основу политической власти и государства они видели не в экономических отношениях, а в завоевании, насилии, порабощении одних племен другими. Утверждалось, что в результате такого насилия образуется единство противоположных элементов государства: властвующих и подвластных, победителей и побежденных.

Таким образом, согласно этой теории, государство – это естественно (т.е. путем насилия) возникшая организация властвования одного племени над другим. А это насилие и подчинение властвующим подвластных является основой возникновения экономического господства. В результате войн племена превращаются в касты, сословия и классы. Завоеватели превращали покоренных в рабов, обращая их в живые орудия. Однако сторонники теории насилия не способны объяснить, почему только на определенной стадии завоевания появляется частная собственность, классы и государство. Общеизвестно, что насилие лишь влияет на процесс образования государств (древние германцы), но само оно как таковое без соответствующих экономических предпосылок не может быть причиной его возникновения.

 

Теологическая и патриархальная теория происхождения и сущности государства.

Теологическая теория довольно многоаспектна, что, несомненно, объясняется особыми историческими и материальными условиями существования различных государств Древнего Востока и Древнего Запада. Основная идея теологической теории – божественный первоисточник происхождения и сущности государства: вся власть от бога.

Так по древнекитайскому мифу о происхождении и характере земной власти именно персона верховного правителя Поднебесной (т.е. императора Китая) является единственной точкой связи с высшими, небесными сферами.

В Египте, Вавилоне, Индии существовала другая версия. Боги, являясь источниками власти правителя, сами вместе с тем продолжают оставаться вершителями земных и прочих дел.

По религиозно-мифологическим представлениям древних евреев единый бог находится в особом договорном отношении со всем еврейским народом, являясь его главой и царем, законы еврейского народа получены прямо от бога (законодательство Моисея).

Основателем патриархальной теории считается Платон и Аристотель. Платон в своем знаменитом труде «Государство» конструирует идеальное справедливое государство, вырастающее из семьи, в котором власть монарха олицетворяется с властью отца над членами его семьи, где есть соответствие между космосом в целом, государством и отдельной человеческой душой, государство это обруч, скрепляющий своих членов на основе взаимного уважения и отеческой любви.По самой идее справедливости, справедливый человек нисколько не отличается от справедливого государства. Трем началам человеческой души (разумному, яростному и вожделеющему) соответствуют совещательное, защитное, деловое в государстве, а этим последним – три сословия: правителей, воинов, производителей (ремесленников и земледельцев).  Идеи патриархальной теории получили развитие в 17 веке в сочинении Р.Фильмера «Патриарх», где он доказывает получение власти от бога и затем передачу ее своему старшему сыну – патриарху, а затем уже своим потомкам – королям.

Информация о работе Шпаргалка по "Теория государства и права"