Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 12:24, шпаргалка
Проблемные вопросы предмета, структуры и функций теории государства и права.
ТГП- юридическая наука - система всесторонних знаний о государстве и праве, организованных с помощью системы понятий и категорий, научных теорий, отражающих закономерности их возникновения, функционирования и развития.
ТГП- фундаментальная юридическая наука, представляющая собой систему знаний об общих закономерностях, устойчивом, повторяющемся в их возникновении, функционировании и развитии.
Структура теории государства и права как науки. Строение любой науки есть композиция полученных знаний, зависящих от предмета и метода (методов) исследования.
1 Проблемные вопросы предмета, структуры п функций теории государства и права.
2 Проблемы методологии государства и права.
3. Теория государства и права п системе общественных и иных наук.
4 Теория государства и права в системе юридических паук. Практическое значение теории государства и праса
5. Методологические проблемы происхождения государства и права
6 Множественное!}, концепций происхождения государства и права, их теоретическое и практическое значение.
7. Методологические подходы к определению понятия сущности государства.
8 Проблемные вопросы государственного суверенитета.
9 Государственная власть понятие, признаки и формы е£ проявления
10 Теория форм государства.
11 Формы правления государства, виды, особенности и критерии классификации
12. Формы организации государственного единства (национально-государственного устройства), виды, особенности и критерии классификации
13. Государственно-правовые режимы, их виды и критерии классификации. Современные тенденции развития государственно-правовых режимов
14 Современные подходы к теории функций государства Глобализация и функции государства.
15 Механизм государства
16 Методологические подходы к теории правового государства
17. Государство и личность Правовой статус личности, понятие, виды и содержание
18. Политическая система общества. Понятие, структура и проблемы еО развития
19 Государство в политической системе общества
20 Государство и гражданское общество. Закономерности взаимодействия государства и гражданского общества.
21 Основные концепции современного правопонимания.
22 Юридический позитивизм.
23. Социологический позитивизм.
24 Теория естественного права
25 Интегративная юриспруденция
26.Право в системе социального регулирования
27 Функции права.
28 Проблемы теории норм права Норма права и нормативное предписание,
29. Методологические подходы к пониманию принципов права.
30. Проблемные вопросы теории форм и источников права.
31. Методологические подходы к определению понятия нормативного правового акта
32. Система нормативных правовых актов о Российской Федерации
33 Понятие закона и виды законов.
34. Подзаконные нормативные правовые акты, их классификация
35. Теоретические вопросы системы права. Система права и система законодательства.
36. Материальное и процессуальное право Теория процессуального права.
37 Проблемные вопросы деления права па частное и публичное.
38 Проблемы соотношения внутри государственного и международного права
39 Понятие правовой системы и его содержание. Основные правовые системы современности
40. Понятие, виды и уровни правотворчества Стадии правотворческого процесса.
41 Законотворчество и его стадии
42. Понятие, шиш п шаченне систематизации нормативные правовых актов
43. Проблемные вопросы действия нормативные правовых актов.
44. Формы реализации права,
45 Понятие, виды и цели правоприменения.
46 Стадии правоприменительного процесса. Проблемы юридической квалификации
47 Правоприменительные акты: понятие, вилы и структура.
48 Пробелы в законодательстве и способы их преодоления и устранения
49 Проблемные вопросы толкования норм права
50. Юридическая природа интерпретационных актов
51. Понятие, виды и структура правоотношений.
52. Субъекты правоотношений
53. Объекты правоотношений
54 Содержание правоотношении
55 Юридические факты понятие и виды
56. Правовое и правомерное поведение. Виды правомерного поведения.
57 Теоретические вопросы юридической ответственности
58 Правовое сознание и правовая культура.
59 Теоретические вопросы законности и правопорядка.
60 Суд в системе разделения властей
Таким образом, Основные идеи заключаются в следующем:
1) разделяют право и закон, хотя делают это не так, как идеологи естественно-правовой доктрины. Право воплощается не в естественных правах и не в законах, а в реализации законов. Если закон находится в области должного, то право - в сфере сущего;
2) под правом понимаются
3) формулируют такое "живое"
право прежде всего судьи в
процессе юрисдикционной
К плюсам данной теории относятся:
она обращает внимание прежде всего на реализацию права, на сущее, где оно обретает практическое применение;
фиксирует приоритет общественных отношений как содержания права;
хорошо согласуется с
Минусы:
если под правом понимать реализацию законов, реальный правопорядок, то теряются четкие границы между правомерным и неправомерным, ибо сама по себе реализация может быть как законной, так и противозаконной;
в силу переноса центра тяжести правотворческой деятельности на судей и администраторов увеличивается опасность некомпетентного применения права, произвола со стороны корыстных должностных лиц.
24. Теория естественного права логически завершенную форму получила в период буржуазных революций XVII - XVIII вв. Представителями ее являются Т. Гоббс, Дж. Локк, А.Н. Радищев и др.
Естественно-правовая концепция правопонимания прошла долгий путь в своем развитии, неоднократно возрождаясь и трансформируясь с учетом новых потребностей социальной практики. Анализ всемирной истории показывает, что ≪изучение проблем естественного права становится наиболее интенсивным в эпохи кризиса, конфликтов между существующим правом и новаторскими тенденциями и стремлениями. Во времена великих реформ и особенно революций естественное право всегда играло существенную роль≫2.
Идеи естественного, принадлежащего человеку от рождения, неотчуждаемого права зародились в Древней Греции на основе мифов о божественном происхождении существующего миропорядка.
По мере десакрализации и рационализации мифов складывалось философское представление об этическом, нравственно-правовом порядке в человеческих отношениях, который основан на законе природы, порожденном божественным разумом. Эти идеи древнегреческой философии получили развитие в юриспруденции Древнего Рима, рассматривавшей естественный закон (естественное право) как выражение разумности и справедливости божественного порядка, управляющего миром. В Средние века старые идеи и концепции естественного права были переосмыслены в русле христианского мировоззрения, согласно которому естественные, прирожденные и неотчуждаемые права человека обусловлены его богоподобной природой.
Характерной чертой всех теологических концепций естественного права является то обстоятельство, что природа человека предстает в них как ≪творение Бога, законченная, неподвижно застывшая программа бытия личности≫1, а не как нечто созданное самим человеком и усовершенствованное в процессе его исторического развития. Соответственно, такой же вечный и неизменный характер имеют и обусловленные этой природой естественные права человека.
Принципиально новым шагом в развитии естественно-правового типа правопонимания стало выросшее на идеях Просвещения учение о нравственном законе И. Канта (1724 — 1804). Нравственный закон, или категорический императив, И. Канта гласит: ≪Поступай так, чтобы максима твоего поведения могла быть вместе с тем и принципом всеобщего законодательства≫. Но поскольку люди в своем поведении далеко не всегда руководствуются указанной нравственной максимой, то, говорил И. Кант, возникает потребность в таком ограничении индивидуальной свободы, которое препятствовало бы обращению ее в произвол. Этой цели и служит право, выступающее как совокупность факторов, обеспечивающих ≪ограничение свободы каждого условием согласия ее с такой же свободой каждого другого, насколько это возможно по общему закону≫.
Итак, главными идеями этого учения выступают следующие:
1) в рамках
данной доктрины разделяется
право и закон. Наряду с
2) право по существу отождествляется с моралью. По мнению представителей данной теории, такие абстрактные нравственные ценности, как справедливость, свобода, равенство составляют ядро права, определяют собой правотворческий и правоприменительный процессы;
3) источник прав человека содержится не в законодательстве, а в самой "человеческой природе", права даются либо от рождения, либо от Бога.
Достоинства:
- это
прогрессивная доктрина, под флагом
которой совершались первые
- сторонниками
естественно-правовой теории
- провозглашает источником прав человека либо природу, либо Бога и тем самым выбивает теоретическую почву у произвола чиновников и государственных структур.
Недостатки:
- данное
понимание права (как
- такое понимание связано не столько с правом, сколько с правосознанием, которое действительно может быть разным у различных людей.
В своей критике легизма
Поскольку всякое явление практически неисчерпаемо, то позитивация естественного права никогда не будет завершенной, всегдаза рамками международно-правовых актов, закрепляющих общепризнанные принципы и нормы права, будут оставаться некие идеи, принципы и нормы, которые еще не получили отражения в официальных документах, но тем не менее уже считаются признанными в международном сообществе. КАРОЧ, ГРЯЗНЫЕ ЛИБЕРАЛЫ ПОСТОЯННО БУДУТ НЮХАТЬ СВОЙ ПЕРДЕЖЬ И РАССУЖДАТЬ О ВЫСОКОМ, ДУМАЯ, ЧТО ОНИ УМНЕЕ ВСЕХ И У НИХ ЕСТЬ НОВЫЕ ИДЕИ.
25 Интегративная юриспруденция
Авторы, придерживающиеся естественноправовых взглядов, вынуждены учитывать реальность и сделать определенные отступления от чисто естественноправовых взглядов, признать другие ≪грани≫ права.
Так, С. С. Алексеев отмечает три такие грани: догма права (т.е. фактически норма позитивного права); правовое со- держание — субъективные права отдельных субъектов и наиболее глубокий слой права — правовые идеи. Фактически автор сближается с широким интегративным пониманием права, примыкая к социологам-плюралистам.
Социологи-плюралисты, критикуя монистический подход к праву, называя его узконормативным подходом, стремятся создать широкое, интегративное понятие права. Такое понимание фактически сводится к тому, что понятием права охватываются различные социальные факторы.
Так, В. К. Леушин, следуя за С. С. Алексеевым, выделяет в системе права три элемента: естественное право, субъективное право и позитивное право.
Еще ранее философы Я. Ф. Миконенко и Л. И. Алексеев включали в понятие права правосознание, нормы позитивного права и правоотношения. Д. А. Керимов идет еще дальше и включает в понятие права и действия. .Среди сторонников широкого, интегративного понимания права можно назвать П. С. Явича, Л. С. Мамута, В. А. Туманова и др. Анализ их взглядов занял бы много места (МНОГА БУКАФ, БЛЕАТЬ :)).
Отметим, что указанные и другие авторы не претендуют на создание какой-то новой теории.
В противоположность им В. С. Нерсесянц (ахереть какой он злодей) претендует на создание новой, либертарной теории права, которая фактически оказывается не более как вариацией теории естественного права. Право, с его точки зрения, — это формальное равенство, всеобщая необходимая форма свободы, всеобщая справедливость. Они составляют сущность права. Нерсесянц признает и наличие позитивного права (правового закона), которое и представляет собой форму равенства, свободы и справедливости. Таким образом, и здесь предполагается дуализм права, различение законов — правовых и неправовых.
Правовые законы — это те, которые есть форма равенства, свободы и справедливости. Здесь критерии правового и неправового весьма размыты, ибо весьма размыты и неопределенны представления о равенстве, свободе и справедливости, и сами указанные ценности могут не стыковываться, противоречить друг другу.
Например, с целью достижения справедливости может быть в праве установлено неравенство в виде привилегий или распределения по труду, по капиталу и т. д. В то же время весьма распространено мнение, в определенной мере обоснованное, что, чем больше равенства, тем меньше свободы, и наоборот. И вообще, абстрактные понятия свободы, равенства и справедливости весьма неопределенны и требуют конкретизации: свобода — для кого, для чего и от чего; равенство — кого с кем, в каком отношении; справедливость — какая (по труду, по капиталу, по рождению и т.д.).
Итак, сущность права оказывается весьма неопределенной. С таким же успехом можно утверждать, что право мера, форма несвободы, неравенства.
Право и возникло в силу появления
социального неравенства и
Современные правовые системы - это в не меньшей мере ограничения свободы индивида в пользу других индивидов или общества в целом. Очевидно, что Уголовный кодекс — это не мера свободы, а ограничение свободы. Если заглянуть в ГК РФ, то здесь мы увидим, что подавляющее большинство норм носят императивный, предписывающий характер, ограничивающий, в частности, свободу предпринимательской деятельности.
Также проф. В.К. Бабаев определяет право как систему нормативных установок, опирающихся на идеи человеческой справедливости и свободы, выраженных большей частью в законодательстве и регулирующих общественные отношения.
Проф. В.И. Червонюк определяет право с точки зрения интегративного подхода как совокупность признаваемых в данном обществе и обеспеченных официальной защитой нормативов равенства и справедливости, регулирующих борьбу и согласование свободных воль в их взаимоотношении друг с другом.
Широкое интегративное понимание права имеет, на наш взгляд, существенные недостатки.
С онтологической точки зрения в понятие права включаются разнородные явления, хотя и связанные между собой: нормы, различного рода идеи (о равенстве, справедливости и т. д.), так называемые фактические правосознание, правоотношения, субъективное право и даже сами действия, регулируемые правом. Право лишается онтологической однородности, монолитности, становится явлением весьма неопределенным.
С гносеологической точки зрения сторонники ингегративного подхода утверждают, что такой подход способствует всестороннему исследованию права. Однако такой подход не является гносеологически продуктивным. Рассмотрение правосознания, морали, правоотношения как явлений самостоятельных, но связанных с правом, более продуктивно, позволяет, в частности, более обстоятельно выявить их связи с правом. Интегративное понимание права фактически делает ненужным исследование проблем связи права и правосознания, права и морали, права и правоотношений ит.д.
С праксоологической точки зрения широкое интегративное понимание права приводит к его неопределенности, нечеткости и неясности, способно подорвать основы законности. С точки зрения такого подхода правотворческие органысовсем и не правотворческие, ибо право уже существует до принятия законов, и творить право нет нужды.
Широкое понимание права ставит правоприменителя в ситуацию неопределенности. Что, например, должен взять в основу решения суд: идеи правосознания, представления о свободе, справедливости или конкретное, правоотношение, требующее защиты, отодвинув в сторону закон как неправовой? (поэтому он просто берет взятки)
А как определить, является ли закон правовым или неправовым, если нет точных и определенных критериев? (ну это классно получается у грязных либералов и Бэтмена)
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"