Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 12:24, шпаргалка

Описание работы

Проблемные вопросы предмета, структуры и функций теории государства и права.
ТГП- юридическая наука - система всесторонних знаний о государстве и праве, организованных с помощью системы понятий и категорий, научных теорий, отражающих закономерности их возникновения, функционирования и развития.
ТГП- фундаментальная юридическая наука, представляющая собой систему знаний об общих закономерностях, устойчивом, повторяющемся в их возникновении, функционировании и развитии.
Структура теории государства и права как науки. Строение любой науки есть композиция полученных знаний, зависящих от предмета и метода (методов) исследования.

Содержание

1 Проблемные вопросы предмета, структуры п функций теории государства и права.
2 Проблемы методологии государства и права.
3. Теория государства и права п системе общественных и иных наук.
4 Теория государства и права в системе юридических паук. Практическое значение теории государства и праса
5. Методологические проблемы происхождения государства и права
6 Множественное!}, концепций происхождения государства и права, их теоретическое и практическое значение.
7. Методологические подходы к определению понятия сущности государства.
8 Проблемные вопросы государственного суверенитета.
9 Государственная власть понятие, признаки и формы е£ проявления
10 Теория форм государства.
11 Формы правления государства, виды, особенности и критерии классификации
12. Формы организации государственного единства (национально-государственного устройства), виды, особенности и критерии классификации
13. Государственно-правовые режимы, их виды и критерии классификации. Современные тенденции развития государственно-правовых режимов
14 Современные подходы к теории функций государства Глобализация и функции государства.
15 Механизм государства
16 Методологические подходы к теории правового государства
17. Государство и личность Правовой статус личности, понятие, виды и содержание
18. Политическая система общества. Понятие, структура и проблемы еО развития
19 Государство в политической системе общества
20 Государство и гражданское общество. Закономерности взаимодействия государства и гражданского общества.
21 Основные концепции современного правопонимания.
22 Юридический позитивизм.
23. Социологический позитивизм.
24 Теория естественного права
25 Интегративная юриспруденция
26.Право в системе социального регулирования
27 Функции права.
28 Проблемы теории норм права Норма права и нормативное предписание,
29. Методологические подходы к пониманию принципов права.
30. Проблемные вопросы теории форм и источников права.
31. Методологические подходы к определению понятия нормативного правового акта
32. Система нормативных правовых актов о Российской Федерации
33 Понятие закона и виды законов.
34. Подзаконные нормативные правовые акты, их классификация
35. Теоретические вопросы системы права. Система права и система законодательства.
36. Материальное и процессуальное право Теория процессуального права.
37 Проблемные вопросы деления права па частное и публичное.
38 Проблемы соотношения внутри государственного и международного права
39 Понятие правовой системы и его содержание. Основные правовые системы современности 
40. Понятие, виды и уровни правотворчества Стадии правотворческого процесса.
41 Законотворчество и его стадии
42. Понятие, шиш п шаченне систематизации нормативные правовых актов
43. Проблемные вопросы действия нормативные правовых актов.
44. Формы реализации права,
45 Понятие, виды и цели правоприменения.
46 Стадии правоприменительного процесса. Проблемы юридической квалификации
47 Правоприменительные акты: понятие, вилы и структура.
48 Пробелы в законодательстве и способы их преодоления и устранения
49 Проблемные вопросы толкования норм права
50. Юридическая природа интерпретационных актов
51. Понятие, виды и структура правоотношений.
52. Субъекты правоотношений
53. Объекты правоотношений
54 Содержание правоотношении
55 Юридические факты понятие и виды
56. Правовое и правомерное поведение. Виды правомерного поведения.
57 Теоретические вопросы юридической ответственности
58 Правовое сознание и правовая культура.
59 Теоретические вопросы законности и правопорядка.
60 Суд в системе разделения властей

Работа содержит 1 файл

Шконка.doc

— 983.00 Кб (Скачать)

4. Подзаконные правовые акты:

5. Указы Президента России,

6. Постановления Правительства России.

7. Акты федеральных органов исполнительной власти (министерств, федеральных служб и агентств).

8. конституции (уставы) субъектов Российской Федерации;

9. законы субъектов Российской Федерации;

10. нормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

11. нормативные правовые акты органов местного самоуправления

12. Локальные нормативно-правовые акты.

В зависимости от содержания: отраслевые (нормы права, объединённые общими чертами), гражданско-правовые уголовно-правовые и т. д. комплексные

АКТЫ СССР – тож  бывают.

 

33. Понятие закона и виды законов.

Закон - нормативный правовой акт, принятый представительным законодательным органом власти в особом порядке, регулирующий наиболее важные общественные отношения и обладающий высшей юридической силой.

Закон имеет ряд  преимуществ по сравнению с другими НПА:

во-первых, занимает самое высокое место в системе законодательства, поскольку обладает высшей юридической силой. Другие акты не могут противоречить закону;

во-вторых, первичным образом регулирует общественные отношения, т. е. те отношения, для которых впервые устанавливаются рамки их правового бытия. Это, как правило, базовые, фундаментальные общественные отношения, например отношения собственности, земельные;

в-третьих, действует прямо, непосредственно, без посредующих актов;

в-четвертых, обладает большими материальными и финансовыми ресурсами для исполнения. Например, в ст. 104 Конституции РФ установлено, что законопроекты финансового характера – о – введении новых или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов и др. – могут быть внесены в законодательный орган только при наличии заключений Правительства РФ;

в-пятых, имеет эффективный механизм обеспечения: государство устанавливает общий надзор прокуратуры за соблюдением законности;

в-шестых, к подготовке закона и его прохождению в законодательном органе предъявляются более строгие требования, чем к другим актам.

В настоящее время  в российской правовой системе существуют следующие виды законов:

1. Конституция Российской Федерации. Конституцию РФ принимают и субъекты Федерации – республики. Остальные субъекты имеют свои уставы. Конституция РФ занимает верховное место в иерархии системы законодательства, абсолютно все акты государства не могут противоречить Конституции РФ.

2. Конституционные  федеральные законы занимают следующее после Конституции место в иерархии нормативных правовых актов. Для конституционных законов характерны следующие черты:

а) они являются продолжением действия конституционных норм и принципов и позволяют избегать частых поправок в текст Конституции РФ;

б) обладают повышенной стабильностью и более широкой сферой действия, чем другие законы;

в) регулируют основополагающие, достигшие определенной степени зрелости устойчивые общественные отношения;

г) имеют более высокую юридическую силу по сравнению с текущими законами;

д) имеют четко очерченную сферу регламентации, т. е. в ранге конституционных принимаются только те законы, которые прямо перечислены в тексте Конституции РФ;

е) принимаются в первоочередном порядке после вступления в силу новой Конституции и особом порядке (отсутствие вето Президента РФ, квалифицированное большинство голосов в палатах Федерального Собрания): при принятии они должны получить 2/3 голосов депутатов Государственной Думы и 3/4 – в Совете Федерации).

3. К разновидностям  закона относят в последнее  время закон о поправке к  Конституции РФ. Этот вид закона выделен решением Конституционного Суда РФ от 31 октября 1995 г. о толковании статьи 136 Конституции РФ. Этот закон обладает особой юридической силой и принимается в порядке, предусмотренном для федерального конституционного закона, т. е. не менее чем 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы и 3/4 – от общего числа членов Совета Федерации.

4. Кодекс – самая распространенная форма закона. К этой форме часто прибегают и субъекты Федерации, принимая законы в виде кодексов. Кодексы содержат в систематизированном виде все или большинство норм, регулирующих однородные общественные отношения. Кодексы обычно создаются, когда необходимо изменить правовое регулирование в той или иной сфере общественных отношений либо если накоплен большой нормативный материал, требующий новых способов структурирования.

Следует отметить, что кодексы не имеют более высокой юридической силы, чем другие законы того же уровня.

5. Основы законодательства. Основы – форма законов, которые характерны исключительно для федерального государства. Они призваны установить главные нормативно-сущностные характеристики институтов и заложить нормативную базу для принятия субъектами Федерации конкретных законов по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов.

6. Законы о ратификации  и денонсации международных договоров выделяются в литературе в качестве разновидности законов. В пользу существования данного вида законов приводятся следующие аргументы: а) в них точно определен предмет регулирования; б) особая процедура принятия, так как представляются документы, содержащие оценку соответствующего договора; в) закон содержит лишь формулировку «ратифицировать международный договор… подписанный…».

7. Модельные законы появились после создания СНГ. Цель этих актов – обеспечить единство в правовом поле СНГ. Модельные законы носят рекомендательный характер, служат ориентиром для законодательства государств – членов СНГ при регулировании определенных сфер общественных отношений. Но модельные законы могут быть полезными и для внутренних отношений федеративного государства, поскольку призваны гармонизировать правовое регулирование в масштабе всей страны. Чаще всего модельные законы разрабатываются по вопросам исключительного ведения субъектов Федерации и оказывают последним своего рода правовую помощь.

8. Делегированное законодательство.Суть делегированных законов состоит в том, что законодательные (представительные) органы государства делегируют исполнительным органам (например, правительству) право принимать акты в форме законов. Однако, делегируя исполнительному органу законодательные полномочия, законодатель предусмотрел определенные гарантии, с тем чтобы не было злоупотребления этими полномочиями. Такими гарантиями являются: во-первых, точный перечень вопросов; во-вторых, указывается срок, на который делегируются законодательные полномочия; в-третьих, законы, принятые на основе делегирования, находятся под контролем законодательных органов.

9. В качестве еще  одного из видов законов называют  законы, принимаемые в порядке  референдума. Эти законы обладают высшей юридической силой и могут быть отменены только референдумом.

 

34. Подзаконные нормативные правовые акты, их классификация.

Все прочие нормативные  акты, кроме законов, называются подзаконными. Это означает, что по своей юридической силе они стоят ниже законов, не должны им противоречить. Их юридическая сила определяется местом органа, их принявшего, в иерархической лестнице государственного аппарата.

1. Акты Президента. Президент РФ издает указы и распоряжения. Указы Президента РФ могут быть как нормативными, так и индивидуальными правоприменительными (например, Указы о награждениях, назначениях на государственные должности и др.). Нормативные указы Президента занимают второе место после законов. Они не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам, обязательны для исполнения на всей территории РФ (см. ст. 90 Конституции РФ). Указы Президента принимаются по широкому кругу вопросов, входящих в компетенцию Президента. Распоряжения принимаются обычно по конкретным вопросам.

2. Акты Правительства  РФ. Постановления и распоряжения Правительства могут быть как нормативными, так и индивидуальными, правоприменительными. Распоряжения принимаются обычно по конкретным вопросам. Нормативные постановления Правительства принимаются по широкому кругу вопросов в пределах его компетенции, во исполнение законов и указов Президента РФ. Акты Правительства РФ могут быть отменены Президентом РФ.

3. Акты федеральных  органов исполнительной власти могут носить разное название: инструкции, постановления, приказы, правила, положения, разъяснения и т. п.

Эти акты принимаются министерствами, государственными комитетами, комитетами, государственными службами.

Приказы и постановления могут быть как нормативными, так и ненормативными.

Указанные нормативные акты издаются в соответствии с компетенцией соответствующих органов по специальному кругу вопросов, им подведомственных, на основании и во исполнение законов РФ, указов Президента и постановлений Правительства РФ.

Эти акты могут быть чисто внутриведомственного значения, распространяться на органы и работников только данного ведомства. Но многие из них имеют общее действие, выходят за рамки данного ведомства, распространяются на широкий круг субъектов, не входящих в данное ведомство, например инструкции Министерства финансов, Государственного банка, министерств охраны окружающей среды и природных ресурсов, связи, путей сообщения, Государственного таможенного комитета, Комитета санитарно-эпидемиологического надзора, Комитета по патентам и товарным знакам, Федеральной службы лесного хозяйства и др.

В ряде случаев могут  издаваться совместные акты, например министерств внутренних дел и юстиции РФ и др. Согласно Указу Президента РФ № 763 от 23 мая 1996 г. нормативные акты министерств и ведомств, затрагивающие

права, свободы и обязанности  граждан и имеющие межведомственное значение, подлежат обязательной регистрации в

Министерстве юстиции РФ и обязательному  официальному опубликованию в ≪Российской газете≫ не позднее 10 дней после регистрации. Незарегистрированные и неопубликованные акты не имеют юридической силы и не могут применяться к гражданам. Это сделано в целях недопущения ограничения прав и свобод граждан, возложения на них обязанностей, противоречащих законам.

4. Акты субъектов федерации по своей системе во многом совпадают с системой федеральных актов. В их числе следует назвать прежде всего законы, принимаемые законодательны- ми органами субъектов'федерации, высшими из которых являются конституции республик и уставы краев, областей, автономных округов. Законы, принимаемые субъектами федерации, по вопросам их исключительного ведения имеют преимущества перед федеральными актами. Ниже законов по юридической силе стоят указы и распоряжения президентов республик, губернаторов краев, областей, округов, далее - постановления и распоряжения правительств. Управления, департаменты, отделы, как -правило, актов общего характера не принимают.

5. Нормативные акты органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления действуют на территории районов, городов (кроме Москвы и Ленинграда, являющихся субъектами федерации), сел, поселков, микрорайонов и т.п. К числу этих актов относятся акты представительных органов городов, районов, сел, поселков, акты, принимаемые на сельских, поселковых сходах (обычно там, где не создаются представительные органы), акты глав администрации местного самоуправления, а также акты, принимаемые путем референдума населением соответствующей самоуправляющейся территории (референдумы районные, городские, сельские и т.п.).

Эти акты принимаются  в пределах компетенции указанных  органов, определяемой федеральными законами и законами субъектов федерации по вопросам управления муниципальной собственностью (городов, районов и т. п.), местным налогам, сборам, вопросам местного жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства территорий, бытовому, торговому обслуживанию населения, охране общественного порядка, окружающей среды и т. п. Среди этих актов особо следует выделить уставы местных сообществ (городов, районов и т. п.), принимаемые местным референдумом или представительным органом местного сообщества.

Акты органов местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции, не могут быть отменены общегосударственными органами или органами субъектов федерации, они могут быть только обжалованы в судебном порядке.

6. Локальные нормативные акты — акты, регулирующие внутреннюю жизнь предприятий, учреждений, объединений, ассоциаций, союзов и других организаций. Основными актами подобного рода являются прежде всего уставы этих организаций, которые (за некоторым исключением) подлежат обязательной регистрации в государственных органах, правила внутреннего трудового распорядка, коллективные договоры между администрацией предприятия, учреждения и органом профсоюза (трудовым коллективом), различного рода другие акты (по технике безопасности, должностные инструкции и т. п.).

7. Нормативные договоры также являются источниками российского права. К их числу относятся прежде всего федеративные договоры Российской Федерации с ее субъектами: республиками; краями и областями; автономными областями и автономными округами. Таких договоров три. Кроме того, заключаются особые договоры с отдельными субъектами федерации, например с республиками Татарстан, Башкортостан, Свердловской и иными областями и т. п.

К числу нормативных договоров  следует отнести также коллективные договоры, заключаемые между администрацией предприятий и трудовым коллективом, которые по сфере действия являются локальными.

 

35. Теоретические вопросы системы  права. Система права и система  законодательства.

Система права - исторически сложившаяся, объективно существуюая внутренняя структура права, определяемая характером регулируемых общественных отношений. Признаки:

а) системное образование, т. е. не простая совокупность или сумма элементов, а целостное образование, обладающее конкретными свойствами, связями, внутренней структурой;

б) объективное явление, поскольку предопределено сложившимися общественными отношениями;

в) обусловлено национальными, историческими, культурными и иными социальными факторами;

г) динамичное, способное изменять свою внутреннюю организацию под воздействием внешней среды.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"