Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 19:07, шпаргалка
1. Предмет теории государства и права и ее связь с другими юридическими науками.
2. Общие и частные методы изучения теории государства и права.
3. Теории происхождения государства.
4. Возникновение государства и права. Причины возникновения государства и права.
5. Определение государства, признаки государства,
6. Дуализм в социальном назначении государства. Классовое и общечеловеческое в сущности государства.
7. Формационный подход в типологии го государства.
8. Цивилизационный подход в типологии государства.
83. Официальное толкование норм права. Официальное толкование это такое разъяснение нормы права, которое дается компетентными органами. Оно обязательно для всех, кто применяет данную норму. Официальное толкование находит выражение в специальных актах (документах), которые издает компетентный орган (постановления, инструкции и др.).
Официальное толкование по объему подразделяется на нормативное и казуальное (индивидуальное).
Нормативное толкование это официальное разъяснение, которое обязательно для всех лиц и органов, применяющих определенную норму или нормы права. Такое разъяснение распространяется на все случаи, предусмотренные толкуемой правовой нормой. Тем самым обеспечивается единообразное и правильное проведение в жизнь ее требований. Официальное толкование может давать и сам орган, издавший разъясняемую норму права. Такое разъяснение называется аутентичным. Например, разъяснение президентом изданных им указов. В то же время официальное нормативное толкование правовых норм могут давать и органы, которые их не издавали. В этом случае они наделяются специальными полномочиями по официальному разъяснению указанных норм. Так, законодательный орган может поручить соответствую щим органам исполнительной власти разъяснить изданный им закон. В свою очередь, на основании специальных полномочий министерства и ведомства наделяются правом официального разъяснения нормативно-правовых актов, издаваемых правительством. Так, министерство финансов может разъяснять решения кабинета министров по вопросам распределения государственного бюджета, министерство труда по вопросам использования трудовых ресурсов и т. п. Казуальное толкование это такое разъяснение содержания правовой нормы, которое дается в связи с рассмотрением конкретного юридического дела. Такое толкование называется казуальным потому, что оно имеет силу только для данного конкретного случая (казуса). Необходимость в казуальном толковании возникает тогда, когда решения нижестоящих правоприменительных органов по конкретным юридическим делам являются неправильными, не соответствуют закону. Казуальные разъяснения обязательны только при рассмотрении конкретного дела. Кроме того, они служат образцом для других органов, которые применяют данные нормы права. Нормативное и казуальное разъяснения по своему содержанию подразделяются на судебное и административное. Судебное толкование это разъяснение смысла норм права, осуществляемое судами. Оно обеспечивает правильное понимание и единообразное применение норм права в деятельности судов. В ряде стран особо важное значение имеют официальные разъяснения высших судебных органов государства нижестоящим судам по возникшим в ходе рассмотрения судебных дел вопросам применения гражданского и уголовного законодательства. Руководящие разъяснения высших органов судебной власти обязательны для всех судов, других органов и должностных лиц, применяющих разъясняемые нормы права. Административное толкование это разъяснение смысла норм права, которое дается исполнительными органами государства. Такое толкование касается вопросов управления, труда, социального обеспечения и подобных.
84. Субъекты толкования права и их характеристика.
По субъектам:
а) официальное - оно дается уполномоченными на то субъектами: государственными органами, должностными лицами, общественными организациями. Официальное толкование юридически значимо, вызывает правовые последствия.
Официальное толкование бывает нормативным и казуальным, аутентическим и легальным.
Нормативное толкование не ведет к созданию новых правовых норм, оно только разъясняет смысл уже действующих. Имеет общий характер и призвано обеспечить единообразие в понимании и применении норм права.
Казуальное толкование не имеет общего характера, не общеобязательно по значению, а сводится лишь к толкованию правовой нормы с учетом ее применения к конкретному случаю. Оно дается компетентным органом по поводу рассмотрения конкретного дела и обязательно лишь для него.
Аутентичное толкование означает, что разъяснение смысла применяемых норм исходит от принявшего их органа.
Легальное толкование осуществляется теми субъектами, которым это поручено. Легальное толкование имеет подзаконный характер;
б) неофициальное толкование - это разъяснение правовых норм, даваемых не уполномоченными на то субъектами. Оно не является общеобязательным и юридически значимым, не влечет юридических последствий.
Неофициальное толкование делится на обыденное, профессиональное, доктринальное (научное).
2. По способам различают следующие виды толкования:
а) грамматическое - анализ текста нормативного акта, выяснение значения юридических терминов;
б) логическое - исследуется логическая связь отдельных положений закона с правилами логики;
в) систематическое - уяснение содержания правовых норм в их взаимной связи, с их местом и значением в данном нормативном акте, институте, отрасли права в целом;
г) специально-юридическое - основывается на профессио-нальных знаниях юридической науки и законодательной техники;
д) историко-политическое - выясняется законодательная воля в связи с исторической обстановкой издания акта, расстановкой политических сил и др.
3. По объему различают:
а) адекватное (буквальное) толкование - здесь "дух" и "буква" закона совпадают, т.е. словесное выражение нормы права и ее действительный смысл идентичны;
б) расширительное - действительный смысл и содержание правовой нормы шире, чем ее словесное выражение;
в) ограничительное - действительный смысл нормы права уже, чем ее словесное выражение.
Согласно ст. 72 Конституции РК Конституционный Совет дает официальное толкование норм Конституции.
Рассмотрим более подробно толкование-разъяснение. От толкования-уяснения последнее отличается тем, что оно либо дается компетентным государственным органом или управомоченной на то общественной организацией, либо содержится в высказываниях отдельных лиц.
Данное толкование различается по субъектам - официальное и неофициальное
85. Способы и приемы толкования права. Приемы толкования норм права - это совокупность средств , используемых для установления содержания норм права. Выделяют грамматическое , логическое , систематическое , историко-политическое , специально- юридическое ,телеологическое и функциональное толкование .
Грамматическое толкование - это совокупность приемов , направленных на
уяснение морфологической и синтаксической структуры текста акта , выявление
значения отдельных слов и терминов , грамматического смысла всего
предложения. Логическое толкование предполагает использование законов и правил
логики для уяснения подлинного смысла нормы , который иногда не совпадает с
ее буквальным изложением. Систематическое толкование - это исследование правовой нормы с точки зрения ее связи с другими нормами. Историко -политическое толкование заключается в изучении исторической обстановки издания акта , социально-экономических и политических факторов ,обусловивших появление нормы . Социально-юридическое толкование связано с анализом специальных терминов, технико-юридических средств и приемов выражения воли
законодателя. Телеологическое (целевое) толкование направлено на установление целей издания правовых актов. Функциональное толкование исследует факторы и условия, в которых функционирует , реализуется толкуемая норма . Приемы толкования должны использоваться все вместе, а не каждый в отдельности.
86. Нормативное и казуальное толкование.
Нормативное толкование не ведет к созданию новых правовых норм, оно только разъясняет смысл уже действующих. Имеет общий характер и призвано обеспечить единообразие в понимании и применении норм права. Казуальное толкование не имеет общего характера, не общеобязательно по значению, а сводится лишь к толкованию правовой нормы с учетом ее применения к конкр случаю. Оно дается компетентным органом по поводу рассмотрения конкретного дела и обязательно лишь для него. 87.Понятие правовых отношений. Классификация ПО по различным критериям.
Правовые отношения в самом общем смысле можно определить как общественные отношения, урегулированные правом.
Правоотношения – следствие, результат действия права как социального и государственного института. В догосударственном (родовом) обществе правоотношений не было, поскольку не было права. Это значит, что правоотношения немыслимы вне права или без права. Есть лишь отношения, объективно требующие или не требующие правового опосредования.
Все общественные отношения можно разделить на 3 группы:
1) регулируемые правом или правоотношения;
2) не регулируемые правом и, значит не имеющие юридической формы;
3) частично регулируемые. В основе такого деления лежат три критерия: социальная необходимость, государственная заинтересованность и возможность внешнего контроля.
Таким образом, любое правоотношение есть общественное отношение, но не всякое общественное отношение есть правоотношение.
Правоотношение – это возникающая на основе права и находящаяся под охраной государства особая правовая связь между участниками, в результате которой между ними возникают взаимные юридические права и обязанности.
Виды правовых отношений.
Правоотношения бывают различных видов. Так, по отраслевому признаку они делятся на государственные, административные, финансовые, гражданские, семейные и т.д.
По функциям права различают регулятивные и охранительные правоотношения.
Первые возникают из правомерных действий субъектов, вторые из противоправных, связанных с применением государственного принуждения.
По субъектам правоотношения делятся на абсолютные, относительные и общерегулятивные.
В абсолютных точно определена одна сторона, например собственник вещи, которому противостоят все те, кто с ним соприкасается или может соприкоснуться, и которые обязаны уважать это его право, не чинить никаких препятствий его реализации. В этом смысле, например, право собственности является абсолютным.
В относительных правоотношениях строго определены обе стороны (например, должник – кредитор, продавец– покупатель). Их можно назвать поименно.
По характеру обязанностей правоотношения делятся на активные и пассивные. В активных – обязанность заключается в необходимости совершить определенные действия в пользу управомоченного. В пассивных, напротив, она сводится к воздержанию от нежелательного для контрагента поведения. По количеству субъектов различают простые правоотношения (между двумя субъектами) и сложные (между несколькими и даже неограниченным числом); кратковременные и долго-временные.
88) Субъективное право и юридическая обязанность как содержание правоотношения.
Субъективное право — это предусмотренная для управомоченного лица в целях
удовлетворения его интересов мера возможного поведения, обеспеченная
юридическими обязанностями других лиц. Каковы же признаки данного права?
1. Субъективное право есть мера возможного поведения. 2. Содержание
анализируемого права устанавливается нормами права и юридическими фактами. 3.
Осуществление субъективного права обеспечено обязанностью другой стороны. В
одних случаях эта обязанность состоит в воздержании от действий, нарушающих
субъективное право другой стороны, в других — данное право обеспечивается
исполнением обязанности, т.е. активными действиями обязанного лица. 4.
Субъективное право предоставляется управомоченному лицу для удовлетворения его
интересов; при отсутствии последнего стимул для осуществления субъективного
права теряется. 5. Данное право состоит не только в возможности, но и в
юридическом или фактическом поведении управомоченного лица. Субъективное право
— сложное явление, включающее в себя ряд правомочий: а) право на
собственные фактические действия, направленные на использование полезных
свойств объекта права (например, собственник вещи вправе использовать ее по
прямому назначению); б) право на юридические действия, на принятие
юридических решений (собственник вещи может ее заложить, подарить, продать,
завещать и т.д.); в) право требоватъ от другой стороны исполнения
обязанности, т.е. право на чужие действия (заимодавец имеет право требовать от
заемщика возврата денег или вещей); г) право притязания, которое
заключается в возможности привести в действие аппарат принуждения против
обязанного лица, т.е. право на принудительное исполнение обязанности (в
принудительном порядке может быть взыскан долг, произведено восстановление
рабочего или служащего на работе). Юридическая обязанность есть
предписанная обязанному лицу и обеспеченная возможностью государственного
принуждения мера необходимого поведения, которой оно должно следовать в
интересах управомоченного лица. Юридическая обязанность имеет следующие
признаки. 1. Это мера необходимого поведения, точное определение того, каким
оно должно быть. 2. Она устанавливается на основе юридических фактов и
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"