Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 15:42, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Теория государства и права".

Работа содержит 1 файл

Гос-экзамен по ТГП.doc

— 546.00 Кб (Скачать)

Проблема соотношения  права и закона родилась практически одновременно с правом, ставилась еще в древние времена (Демокрит, софисты, Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур, Цицерон, римские юристы) и до сих пор остается центральной в правопонимании. 
В контексте данной проблемы под «законом» следует понимать не закон в строгом, специальном смысле (как акт верховной власти и источник высшей юридической силы), а все официальные источники юридических норм (законы, указы, постановления, юридические прецеденты, санкционированные обычаи и др.). 
Концепций, связанных с различением права и закона, существует множество. Однако можно обозначить два принципиальных подхода: 
а) право есть творение государственной власти и правом следует считать все официальные источники норм независимо от их содержания; 
б) закон, даже принятый надлежащим субъектом и в надлежащей процедурной форме, может не иметь правового содержания, быть неправовым законом и выражать политический произвол. 
Приверженцем первого подхода у нас в России был, в частности, известный правовед и теоретик права Габриель Феликсович Шершеневич, который считал государственную власть источником всех норм права. 
Современный исследователь этой проблемы проф. B. C. Нерсесянц утверждает, что правом можно считать только правовой закон. «Нормы действующего законодательства (»позитивного права"), — пишет он, — являются собственно правовыми (по своей сути и понятию) лишь в той мере и постольку, поскольку в них присутствует, нормативно выражен и действует принцип формального равенства и формальной свободы индивидов". В разрешении этой сложной проблемы нужно исходить, с одной стороны, из общего соотношения и взаимодействия общества, права и государства, а с другой — из общефилософских закономерностей связи формы и содержания. 
Признано, что право и государство являются самостоятельными (в том смысле, что не государство порождает право) продуктами, результатами общественного развития. В такой же степени независимы от государства и современные процессы правообразования: они идут в недрах общественного организма, проявляют себя в виде устойчивых, повторяющихся социальных отношений и актов поведения, формируются как правовые притязания общества и фиксируются общественным сознанием. А уже дело государства — выявить эти притязания и, основываясь на началах справедливости, возвести их в закон, то есть оформить в официальных источниках как общеобязательные правила поведения. Таким образом, получается, что право как единство содержания и формы складывается в результате взаимодействия общества и государства: содержание права (сами правила поведения, информационная сторона права) создается объективно, под воздействием социальных процессов, а форму праву придает государство. 
При различении права и закона обращают внимание на одну сторону проблемы — на возможность неправового содержания у правовой формы (закона). Однако правомерен и другой вопрос: а может ли вообще право существовать вне какой-либо формы объективирования? На этот вопрос следует ответить отрицательно: не может быть права до и вне своей формы (закона). Ведь то, что называют «естественным правом», на самом деле представляет собой естественно-социальные начала, которые должны определять содержание юридических предписаний, а правом в собственном смысле (с точки зрения современных представлений о свойствах права) не является. Тем более что, как справедливо замечает проф. B. C. Нерсесянц, различение естественного права и позитивного права — лишь одна из многих возможных версий соотношения права и закона. В настоящее время суть проблемы различения права и закона состоит не в противопоставлении естественного права позитивному, а в установлении соответствия между содержанием и формой самого позитивного права. 
С этих позиций можно наметить пункты, из которых следует исходить в характеристике соотношения права и закона: 
1. Право и закон следует различать. Закон (официальные источники норм) — это форма выражения, объективирования права вовне, а право -единство этой формы и содержания (правил поведения). 
2. Не может быть права до и вне закона (своей формы). Форма — способ жизни права, его существования. Как замечает проф. Мушинский: «Все современные системы права одеты в мундир законодательства». 
3. Закон может иметь неправовое содержание, быть, с этой точки зрения, пустой, бессодержательной формой — «неправовым законом». (Правовое содержание у закона или неправовое — это определяется как на основе общих естественно-правовых начал, так и исходя из конкретно-исторических условий существования данного общества.
Такой подход отвечает и общим законам связи формы и содержания явлений. Так, может иметь место бессодержательная форма (бессодержательна она, конечно, в строго заданном отношении: «какое-то» содержание у нее все равно есть), но не может быть содержания вне какой-либо формы. Например, можно имитировать из бумаги форму стула, которая внешне будет очень на него похожа. Однако с точки зрения самого предназначения, функций стула, эта конструкция будет абсолютно бессодержательна: стулом она является лишь по форме. С другой стороны, не удастся использовать в качестве стула то, что вообще не имеет никакой формы.
 

14. Действие нормативно- правовых актов  во времени.

    Нормативные акты имеют временные, пространственные и субъектные пределы своего функционирования.

    Действие нормативного акта во времени обусловлено вступлением его в силу и утратой силы. Согласно ст. 6 Федерального закона "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания", "федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу".

    Здесь важно учитывать принцип, согласно которому закон обратной силы не имеет, т.е. он не должен распространяться на те отношения, которые уже существовали до момента вступления его в юридическую  силу.

    Придание  закону обратной силы возможно в двух случаях:

    1) если в самом законе об этом  сказано;

    2) если закон смягчает или вовсе  устраняет ответственность.

    Нормативные акты утрачивают свою силу (прекращают действие) на следующих основаниях:

    по  истечении срока действия акта, на который он был принят;

    в связи с изданием нового акта, заменившего  ранее действующий (косвенная отмена);

    на  основании прямого указания конкретного  органа об отмене данного акта (прямая отмена). 

15. Действие нормативно  правовых актов  в пространстве  и по кругу лиц.

    Действие  нормативного акта в пространстве определяется территорией, на которую распространяются властные полномочия органа, его издавшего. Под территорией Российской Федерации  понимается ее сухопутное и водное пространство внутри государственных границ, воздушное пространство над ними, недра. К ней относится также территория российских дипломатических представительств за рубежом, военные и торговые суда в открытом море, воздушные корабли, находящиеся в полете за пределами страны.

    Действие  нормативных актов в пространстве зависит от:

    уровня  государственного органа, принявшего данный акт;

    юридической силы акта.

    Нормативные акты распространяют свое действие:

    на  территорию своей страны (как правило, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные акты высших органов государственной власти и управления);

    на  территорию субъекта Федерации (акты органов  государственной власти и управления субъекта РФ, которые не могут отменять или приостанавливать на своей территории действие законов общефедеральных органов);

    на  территорию, указанную в самом  нормативном акте;

    на  локальную территорию (предприятия, учреждения, организации).

    С вышеизложенными проблемами тесно  связано действие акта по кругу лиц. На территории России нормативные акты действуют в отношении всех ее граждан, государственных органов, общественных организаций, иностранцев, лиц без гражданства. Вместе с тем существуют специальные нормативные акты, распространяющиеся только на отдельные категории граждан или должностных лиц (военнослужащих, пенсионеров, милиционеров, студентов, преподавателей, госслужащих, врачей, избирателей, депутатов, судей, прокуроров, ветеранов войны, многодетных матерей и т.д.).

    Здесь важно иметь в виду и принцип  гражданства, согласно которому граждане России, где бы они ни находились, обязаны соблюдать российские законы. Если гражданин России совершил преступление на территории другого государства, он несет уголовную ответственность по законам России, даже если это деяние не является преступлением в той стране, где он его совершил.

    Действие  нормативных актов РФ ограничено (в основном в вопросах юридической  ответственности) в отношении сотрудников  дипломатических представительств иностранных государств и членов их семей.

Действие  НА в пространстве определяется территорией, на которую распространяются властные полномочия органа,  его издавшего. Под территорией РФ понимается ее сухопутное и водное пространство внутри гос-х границ, воздушного прстранства над ними, недра. К ней относится также территория российских дипломатических представительств за рубежом, военные торговые суда в открытом море, воздушные корабли, находящиеся в полете за пределами РФ.

С вышеуказанными проблемами тесно связано действие акта по кругу лиц. На территории РФ НА действуют в отношении всех её граждан, гос-х органов, общественных организаций, иностранцев, лиц без гражданства. Вместе с тем существуют специальные НА,  распространяющиеся только на отдельные категории граждан и должностных лиц.

16. Понятие, принципы  и виды правотворческой  деятельности в РФ.

Правотворчество – это деятельность гос-ва по изданию, изменению и отмене НПА.

Правотворчество представляет собой: монопольную деятельность гос-ва; созидательно-интеллектуальную деятельность; процессуальную деят-ть.

Стадии:

В.Сырых  выделяет 6 стадий:

1) принятие решения о внесении изменений в действующую систему норм права;

2) подготовка  проекта НПА;

3) рассмотрение  его правотворческим органом;

4) обсуждение  и согласие проекта с заинтересованными  субъектами;

5) принятие  акта;

6) опубликование  акта.

Ю.Тихомиров выделяет 9 стадий:

1) выявление  потребности в создании НПА;

2) определение  субъекта правотворчества, и виды  НПА;

3) принятие  решения о создании НПА;

4) разработка  концепции НПА;

5) подготовка  проекта НПА;

6) предварительное  рассм-ние проекта НПА;

7) общественное обсуждение НПА;

8) официальное  рассм-ние проекта НПА;

9) принятие, подписание, опубликование, вступление  в юр. силу.

Конституция РФ выделяет 4 стадии з/процесса:

  1. законодательная инициатива;
  2. обсуждение законопроекта в ГД и в Совете Федерации;
  3. принятие закона;
  4. промульгация и вступление закона в юр. силу.

Правотворческая деятельность основана на определенных принципах:

- п. законности – принятие НПА только теми субъектами, которые наделены соотв. полномочиями и в их пределах;

- п. демократизма – проявл. в возможности принятия наиболее важных НПА в форме референдума.

- п. научности – разработка научно обоснованной стратегии правотворчества;

- п. профессионализма – этот вид гос. деят-ти требует специальных знаний, навыков, умения и определенного таланта;

- п. гласности – все принимаемые правотворческими органами акты подлежат обязательному опубликованию, т.е. доведение до сведения населения;

- п. системности – вновь принимаемые акты должны «вписываться» в существующую систему законодательства, не противоречить действующим актам, не содержать коллизии, пробелов и т.п. 
 

17. Юридическая техника  : понятие и виды.

Юр. техника – совокупность правил,  приемов,  специфических средств подготовки, оформления, публикации и систематизации НПА и иных юр. документов.

В лит-ре принято подразделять юр. технику  на: законодательную (нормотворческую) и правоприменительную.

Законодательная техника включает в себя:

  1. Правила построения НПА;
  2. Правила оформления актов;
  3. Приемы и средства формулирования норм права и иных нормативных предписаний;
  4. Язык и стиль НПА;
  5. Правила опубликования НПА.

Правоприменительная техника включает в себя:

  1. правила оформления и построения  правоприменительных актов;
  2. способы легализации документов, т.е. придание им юр. силы;
  3. способы и приемы толкования юр. норм и НПА;
  4. способы разрешения коллизий в праве, преодоление пробельности;
  5. способы процедурно-процессуального оформления юр. практики, в т.ч. следственной, оперативно-розыскной, арбитражной, надзорной и т.д.
 

    Элементы  юридической техники — это  её методы, правила, приёмы и средства.

    Методы  юридической техники — наиболее общие требования, предъявляемые  юридической наукой и практикой  к процессу создания законов и  иных нормативных правовых актов. К  их числу относятся, во-первых, методы-принципы, определяющие содержание правотворческой деятельности как таковой (объективность, гуманизм, научная обоснованность и т. д.), во-вторых, общенаучные методы познания (анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование, аналогия, моделирование и др.), в-третьих, частнонаучные методы, к которым относятся как методы юридической науки, так и методы тех наук, которые изучают предмет регулирования создаваемого нормативного акта.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"