Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 15:42, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Теория государства и права".
Правила
юридической техники —
— языковые (правила ясности, точности, нейтральности, экономичности юридических текстов, однозначности используемых в тексте терминов, совершенства синтаксических конструкций, устойчивости способов выражения норм и др.);
— логические
(правила тождества
— гносеологические
(правила отражения
Приёмы
юридической техники
Средства
юридической техники — это
арсенал логико-языковых, формально-атрибутивных
(реквизиты) и специально-юридических
(конструкции, презумпции, фикции, отсылки,
примечания и т. д.) средств, технико-юридический
инструментарий, используемый для конструирования
нормативного акта.
18. Законотворческий процесс в РФ.
Законотворчество – это сложный и трудоемкий процесс, в ходе которого, должно появляться новое, по замыслу его автора, правообразование.
Главное
звено в законотворчестве – принятие
законодательным органом
Законность и правомерность принимаемых нормативных актов определяется в соответствии с правотворческой компетенцией принимающего органа. Круг правомочий на принятие юридических нормативных актов предусмотрен Конституцией и другими законами.
Сегодня в России монопольной компетенцией на принятие законов обладают высший законодательный орган страны – Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), а также законодательные органы субъектов Федерации. В исключительных случаях законы могут приниматься путем референдума. Законы, принятые Федеральным Собранием, а также на референдуме, имеют высшую юридическую силу и обязательны для всех.
Законодательный орган вправе делегировать правомочие на издание нормативных актов, в том числе на издание законов, другому органу, например Президенту.
Основными законотворческими действиями при принятии законов являются:
1). Законодательная
инициатива – право на
2). Решение
компетентного органа о
3). Внесение
законопроекта в
4). Окончательное
принятие законопроекта. В
Важное
значение имеет официальное
Особую роль в принятии закона отводится Президенту Российской Федерации как главе государства. Во-первых, многие законы принимаются по инициативе Президента по представленному им законопроекту. А во-вторых, в соответствии со статей 107 Конституции принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации закон в течение пяти дней направляется Президенту для подписания и обнародования.
Президент
в течение четырнадцати дней подписывает
федеральный закон и обнародует
его. В течение этого же срока
Президент может отклонить
Подзаконное это нормы принимаются не парламентом а президентом правительством министерствами..
Ну делегированное
это когда деятельность органов
исполнит.власти правительства по принятию
решений по поручению парламента.
19. Понятие и виды НПА в РФ.
НПА – это правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы, т.е. предписания общего хар-ра и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение.
НПА – это акт правотворческих органов гос-ва, который содержит нормы права, принимается в особом порядке, в конкретной письменной форме и состоит в отношениях подчиненности с другими актами. (Морозова)
Для НПА характерны след. признаки:
По юр. силе все НА подразделяются на 2 большие группы: законы и подзаконные акты.
Виды законов:
1)Конституция (закон законов) - основополагающий, учредительный политический правовой акт;
2) ФКЗ – принимаются по вопросам, предусмотренным и связанным с Конституцией;
3) ФЗ – это акты текущего законодательства, посвященные соц-но-эк-кой, политической и духовной жизни общества;
4) Законы субъектов федерации – издаются их представительными органами и распространяются только на соотв-щую территорию.
Виды подзаконных актов:
В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества все НА делятся на:
- НА гос. органов;
- НА иных соц-х структур (муниц-х органов, профсоюзов, АОи т.д.);
- НА совместного хар-ра (гос-х органов и соц-х структур);
- НА принятые на референдуме.
В зависимости от сферы действия НА делятся на:
- общефедеральные; - НА субъектов РФ; - НА ОМС;
- локальные НА.
В зависимости от срока действия НА делятся на:
-
НА неопределенно
– длительного
действия; - временные
НА.
20.
Понятие и виды
систематизации
Нормативные акты принимаются различными органами в разное время, в различных пространственных пределах и по разному поводу. Такая ситуация не может не влиять на природу действующих законов и подзаконных актов, которые порой могут между собой находиться в противоречии. Поэтому прежде чем общественные отношения будут упорядочены, необходимо, чтобы сами нормативные акты были в порядке, чтобы они были приведены в соответствующую систему.
Отсюда, систематизация - это упорядочение нормативных актов, приведение их в определенную систему. Она необходима для обеспечения доступности законодательства, удобства пользования им, устранения устаревших и неэффективных норм права, разрешения юридических конфликтов, ликвидации пробелов.
1) инкорпорация - форма систематизации путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в сборник, где каждый из актов сохраняет свое самостоятельное юридическое значение. Принципы инкорпорации: хронологический (по времени их принятия), тематический (по определенной тематике) и др. Инкорпорация - самый простой вид систематизации. Инкорпорация подразделяется на официальную и неофициальную. К первой можно отнести Собрание законодательства Российской Федерации; ко второй - сборники нормативных материалов по отраслям права, издаваемые в учебных целях, для просвещения населения и т.п. На неофициальные инкорпоративные материалы нельзя ссылаться в процессе рассмотрения юридических дел, например в суде;
2)
консолидация - форма систематизации
путем объединения нормативных
актов без изменения их
3) кодификация - форма систематизации путем объединения нормативных актов в единый, логически цельный акт с изменением их содержания. В процессе кодификации устраняются устаревший правовой материал, противоречия в нормах, создаются новые правила поведения, обеспечивается их согласованность, логичность (примером подобного может служить принятие первой и второй частей Налогового кодекса РФ). Поэтому кодификация - способ правотворчества, наиболее сложный и трудоемкий вид систематизации. Кодификация законодательства может быть всеобщей (когда переработке подвергается значительная часть законодательства), отраслевой (когда перерабатываются нормы определенной сферы законодательства), специальной (когда перерабатываются нормы какого-либо правового института). Кодификация предполагает переработку норм права по содержанию в их систематизированное, научно обоснованное изложение в новом законе (кодексе, своде законов и т.д.). Признаки кодификации: во-первых, ею имеют право заниматься только специальные органы; во-вторых, в итоге появляется новый нормативный акт - кодекс; в-третьих, кодифицированный акт выступает основным среди всех иных актов, действующих в данной сфере.
В настоящее время наиболее распространенной "продукцией" кодификации являются:
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"