Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 15:42, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Теория государства и права".
ТГП можно охарактеризовать как науку общественную, политическую, обобщающую, исходную, фундаментальную и методологическую.
4. Материалистическая концепция происхождения государства. Иные концепции происхождения государства и права.
К представителям материалистической теории обычно причисляют Маркса, Энгельса, Ленина. Они объясняют возникновение государственности, прежде всего социально-экономическими причинами.
Суть теории заключается в том, что государство явилось на смену родоплеменной организации, а право - обычаям. В материалистической теории государство не навязывается обществу извне, а возникает на основе естественного развития самого общества, связанного с разложением родового строя, появлением частной собственности и социальным расслоением общества по имущественному признаку (с появлением богатых и бедных) интересы различных социальных групп стали противоречить друг другу.
В складывающихся
новых экономических условиях родоплеменная
организация оказалась
По утверждению
представителей материалистической теории
оно является исторически преходящим,
временным явлением и отомрет
с исчезновением классовых
Материалистическая теория выделяет три основные формы возникновения государства: афинскую, римскую и германскую.
Афинская
форма - классическая. Государство возникает
непосредственно и
Римская форма отличается тем, что родовое общество превращается в замкнутую аристократию, изолированную от многочисленной и бесправной плебейской массы. Победа последних взрывает родовой строй, на развалинах которого возникает государство.
Германская форма - государство возникает как результат завоевания обширных территорий.
Марксистская
теория происхождения государства
наиболее полно изложена в работе
Ф. Энгельса "Происхождение семьи,
частной собственности и
Представители других концепций и теорий происхождения государства считают положения материалистической теории односторонними, неверными, так как они не учитывают психологических, биологический, нравственных, этнический и других факторов, обусловивших формирование общества и возникновение государства. Тем не менее, огромная заслуга экономического материализма состоит в доказательстве выдающегося значения экономического фактора.
Отрицать влияние классов на возникновение государства нет оснований. Но так же нет оснований считать классы единственной первопричиной его появления. Государство нередко зарождалось и формировалось до возникновения классов, кроме того, на процесс государствообразования влияли и другие, более глубинные и общие факторы.
Формации (первобытно - общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и социалистическая)
1) Теологическая теория – с греч. учение о боге. Древняя теория. Она объясняет возникновение и существование гос-ва божьей волей, результатом божьего промысла. Гос-во вечно как сам бог.
2) Патриархальная теория – истоки заложил Аристотель. Он считал, что люди как коллективные существа стремятся к общению и образованию семей, а их развитие ведет к образованию гос-ва. Эта теория позволяет установить в обществе порядок в результате подчинения «воле богов», а также поддерживает веру людей в нерушимость мира, поскольку в хороших семьях нет ссор и вражды.
3) Договорная, или естественно – правовая теория. Эта теория основывалась на 2-х главных положениях:
- до возникновения гос-ва и права люди жили в условиях так называемого естественного состояния;
- гос-во
возникает в результате
4) Марксистская (классовая) теория - создатели К.Маркс и Ф.Энгельс. главным положением марксистской теории явл. учение о социально – экономической формации, основанной на конкретном способе производства и соответствующих формах собственности. Согласно этой теории, гос-во возникло в силу эк-х причин – общественного разделения труда, появление прибавочного продукта, частной собственности и т.д.
5) Теория насилия объясняет возникновение гос-ва результатом действия военно – политического фактора – завоевания одних племен и народов другими.
6) Расовая теория – ее основу составляет постулат о том, что люди вследствие их физ. и психической неравноценности образуют высшие и низшие расы. Расовая теория недемократична, негуманна, пропагандирует вражду между народами.
7) Органическая теория – получила широкое распространение во 2-й половине 19 в. в трудах Г. Спенсера. Гос-во будучи разновидностью биологического организма имеет мозг (правителей) и средства выполнения его решений (подданных).
8) Психологическая теория – заложена еще в Др. Риме. Цицерон полагал, что люди объединились в гос-во в силу врожденной потребности жить вместе. Гос-во и право порождаются эмоциями и переживаниями людей, а не материальными условиями жизни.
9) Теория инцесты (кровосмешения) - на этапе развитого состояния родовой общины, люди стали замечать, что от кровосмешения рождаются неполноценные создания.
10) Ирригационная или гидравлическая теория – в Др. Египте, на берегу Нила, люди постепенно стали переходить к оседлой жизни, необходимо было строить каналы и гидравлические сооружения для ведения земледельческих работ.
5. Типология государства. Формационный и цивилизационный подходы.
В настоящее время выделяют 2 основных подхода к типологии государства: формационный и цивилизационный.
Формационный подход основан на объединении гос-в в рамках конкретной общественно – эк-кой формации. Главным классификационным критерием служит способ производства (уровень развития производственных сил и производственных отношений), который в свою очередь, определяется господствующей формой собственности на средства производства.
Формационный подход присущ марксистскому учению о гос-ве. Марксистская теория различает 4 типа гос-в: рабовладельческий, феодальный, буржуазный, и социалистическое гос-во.
Особенности формационной типологии состоит в том, что она выявляет связи гос-ва и права с другими социальными явлениями.
Суть цивилизационного подхода состоит в том, что при хар-ке развития конкретных стран и народов следует учитывать не только развитие процессов производства и классовых отношений, но и духовно – культурные факторы.
К ним
можно отнести особенности
В совокупности эти факторы образуют понятие «культура», которое служит специфическим способом бытия того или иного народа, конкретной человеческой общности. Родственные культуры образуют цивилизацию.
В юр. лит-ре отсутствует типология гос-в по цивилизационному критерию. Выделяют этапы цивилизации:
- локальные цивилизации - существуют в отдельных регионах или у отдельных народов (шумерская, эгейская, индская и др.).
- особенные цивилизации (китайская, западноевропейская, восточноевропейская, исламская и др.
- всемирная цивилизация – охватывающая все человечество. Формируется в наст. время и основывается на принципе глобального гуманизма, включающего достижения челов-кой духовности.
В лит-ре выделяют первичные и вторичные цивилизации. Гос-во этих цивилизаций отличается по их месту в обществе, социальной природе, выполняемой роли.
Гос-во первичной цивилизации – явл. частью базиса, а не только надстройки (древнеегипетское, шумерское, японское, сиамское и др.).
Гос-во вторичной цивилизации – оно не составляет элементы базиса, но входит в качестве компонента в культурно-религиозный комплекс (западноевропейское, восточноевропейское, североамериканское, латиноамериканское и др.).
В типологии гос-в выделяют гос-ва переходного состояния (переходные гос-ва - (от феодального к буржуазному).
В учебной юр. литературе используются и др. классификации гос-в: например, демократические и недемократические, гос-ва западной и восточной цивилизации.
Классификация гос-в по их отношению к религии: светские ( все виды религиозных организаций отделены от гос-ва - РФ, Германия, Франция, все гос-ва СНГ), клерикальные (где та или иная религия официально имеет статус гос-ой и занимает привилегированное положение –Великобритания, Щвеция, Норвегия, Дания, Испания, Япония и др.), теократические (гос. власть принадлежит церкви, религиозные нормы составляют основной источник законодательства, глава гос-ва явл. высшим религиозным деятелем – Иран, Пакистан, Марокко и др.), атеистичекие гос-ва (сдесь религиозные организации преследуются властями – были Советское гос-во, а ткже некоторые бывшие социалистические гос-ва).
6. Право в системе социальных норм.
Социальная норма - это правило общего характера, регулирующее однородные, массовые, типичные общественные отношения. Социальные нормы – это определенные образцы, стандарты, модели поведения участников социального общения.
Соц. нормы
характеризуют как правила
Это правила
поведения общего хар-ра, направленные
на регулирование социально
Общее назначение социальных норм заключается в упорядочении совместного существования людей, обеспечении и согласовании их социального взаимодействия, придании последним стабильного, гарантированного характера. Социальные нормы ограничивают индивидуальную свободу индивидов, устанавливая пределы возможного, должного и запрещенного поведения.
Общество представляет собой систему взаимосвязанных социальных общественных отношений. Эти отношения многочисленны и разнообразны. Не все из них урегулированы правом. Вне правового регулирования находятся многие отношения частной жизни людей - в сфере любви, дружбы, досуга, потребления и т. п. Хотя политические, публичные взаимодействия большей частью носят правовой характер, и они помимо права регулируются иными социальными нормами. Таким образом, право не обладает монополией на социальное регулирование. Правовые нормы охватывают лишь стратегические, общественно значимые аспекты отношений в обществе. Наряду с правом большой объем регулирующих функций в обществе выполняют самые разнообразные социальные нормы.
Главная особенность обычных норм состоит в полном отсутствии их материальной фиксации. Они не закрепляются документально и обеспечиваются силой привычки. Обычай представляет собой привычные для определенной группы людей или общества в целом действия. Причем эти правила могут быть внешне не мотивированы, не содержать логического объяснения. Возможно, когда-то тот или иной обычай имел рациональное обоснование, но со временем оно утрачивается.
Подзаконный характер. Среди всех социальных норм право обладает безусловным приоритетом. И мораль, и традиции, и корпоративные правила должны соответствовать законодательству. В случае каких-либо противоречий действует именно правовая норма.
Корпоративные нормы - это правила, регулирующие поведение людей в локальных сообществах. Локальные сообщества - это устойчивые, формализованные организации - семья, политическая партия, футбольный клуб, кооператив, профсоюз, так и неформализованные группы кратковременного характера, например коллектив охотников или игроков в карты. При этом любая совместная деятельность людей подразумевает наличие правил, ее регулирующих.
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"