Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 15:42, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Теория государства и права".
Религиозные нормы - это правила, регулирующие поведение верующих в повседневной жизни. Все религии провозглашают божественное происхождение природы и социальных институтов, включая религиозные каноны, государство и право. Традиционно религиозные нормы передаются людям как божественные откровения через избранных пророков (Иисус, Магомет) и, как правило, формализуются в освященных источниках (Библия, Коран и др.). Как проявление воли Высшего существа (Бога, Абсолютного Разума) религиозные нормы не требуют логического, рационального обоснования. Их основа - религиозная вера, убеждения людей.
Обычаи - это правила, сложившиеся стихийно в результате многократного, длительного, повсеместного использования в какой-либо сфере общественной или частной жизни.
Из приведенного определения видно, что в юридической литературе социальные нормы преимущественно рассматриваются как регуляторы общественных отношений. Но в более общем плане, их роль не ограничивается данной функцией. Исходя из изложенного, можно назвать по меньшей мере три функции социальных норм.
Регулятивная. Эти нормы устанавливают правила поведения в обществе, регламентируют социальное взаимодействие.
Оценочная. Социальные нормы выступают в обществе ной практике критериями отношения к тем или иным действиям, основанием оценки социально значимого поведения конкретных субъектов (моральное — аморальное, правомерное — неправомерное).
Трансляционная.
Можно сказать, что в социальных нормах
сконцентрированы достижения человечества
в организации общественной жизни, созданная
поколениями культуры отношений, опыт
(в том числе негативный) общественного
устройства.
7. Понятие права. Субъективное и объективное право.
В современной юридической науке термин «право» используется в нескольких подходах.
1) Нормативный подход:
Право – это система общеобязательных формально определенных норм, исходящих от гос.-ва, им регулируемых, и регулирующих общественные отношения.
2) Философский подход:
Право – это совокупность неотчуждаемых прав человека, принадлежащих ему от рождения.
3) Социологический подход:
Право
– это, то что установлено самим обществом,
гос-во только называет эти нормы.
Воплощение права в определенных юр-ких источниках носит название «объективное право» - это критерий (определитель) юридически дозволенного, правомерного и запрещенного, неправомерного поведения.
Объективное право – исходное понятие при рассмотрении и анализе всех правовых явлений. Оно определяет юр-кие возможности и др. субъектов общественных отношений.
Как объективное явление объективное право обладает качествами:
1) всеобщности (уст. общий для всех порядок);
2) общеобязательность
(распространяет свое действие
на всех субъектов,
3) способность
определять рамки юр-кой
4) стабилизатора
общественных отношений,
Право представляет собой единство объективного и субъективного.
Субъективное право – это конкретные права (правомочия), которые принадлежат каждому субъекту в отдельности (отдельный чел-к, объединение людей, класс, общество в целом). Субъективные права возникают на основе объективного права, т.е. норм права, закрепленных в законах и др. НПА.
Для субъективного права характерны:
1) совокупность наличных прав конкретного субъекта общественных отношений;
2) определение
меры возможного и
3) возникновение в результате правоотношения как его содержания;
4) защита и охрана гос-м.
Между
субъективным и объективным правом
существует тесная связь: объективное
право служит прочной опорой, фундаментом
для появления субъективного права, а
субъективное право есть результат реализации
объективного права.
8. Принципы права: понятие и виды.
Принципы права – это основные, исходные начала, положения, идеи, выражающие сущность права как специфического социального регулятора.
Принципы подразделяются на свойственные праву в целом:- общеправовые; - отраслевые; - межотраслевые.
К общеправовым относятся:
- п. справедливости (соразмерность труд и его оплата, нанесение вреда и его возмещение, преступление и наказание );- демократизм (право исходит от власти народа);- гуманизм (человечность, нет пыток, наказания);- юр-кое равенство всех перед законом и судом;- единство прав и обязанностей;- п. законности;- неотвратимость наказания.
К отраслевым относится: - свобода труда (в трудовом праве); - принцип индивидуализации наказания (в УП);- всеобщность защиты гр. прав (ГП);- презумпция невиновности (в УПП).
К межотраслевым относят: - принцип состязательности и гласности (в ГПП и УПП);- неотвратимость отв-ти (в ГП, УП, админ. праве);- равенство сторон (в ГП и Семейном праве).
К общеправовым относят такие принципы, как:
1)
справедливость, которая означает
соответствие между ролью лица
в обществе и его социально-
2)
юридическое равенство граждан
перед законом и судом,
3) гуманизм, означающий, что Конституция и законы должны закреплять права и свободы человека и гражданина, запрещать различные деяния, посягающие на человеческое достоинство. Об этом, в частности, сказано в ст. 21 Конституции РФ: "1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. 2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным и иным опытам";
4)
демократизм, предполагающий, что
в правовых нормах должны быть
закреплены механизмы и
5)
единство прав и обязанностей,
которое выражается в
6) федерализм, присущий только тем правовым системам, которые существуют в федеративных государствах. Он означает, что в данном обществе действуют две системы законодательства - общефедеральная и региональная;
7)
законность - система требований
общества и государства,
8) сочетание
убеждения и принуждения - универсальные
методы социального управления,
которые свойственны различным
регуляторам, особенно праву.
К основным формам убеждения
относятся:
9. Функции права.
Функции права – это основные направления правового воздействия на общественные отношения в целях их упорядочения, урегулирования и придания им необходимой стабильности, единства и динамизма.
В юр. литературе классифицируют функции на:
1) - внутренние и внешние.
Внутренние ф. права – это способы юр. воздействия на людей и общественные отношения , которые лежат в рамках самого права.
Внешние ф. права – находятся как бы за пределами самого права и характеризуют право как социальный регулятор. К внешним ф. относят общесоциальные. Среди них выделяют:
- культурно – историческую – право аккумулирует духовные ценности и достижения мировой культуры;
- воспитательную – направлена на воспитание правосознания и формирование правомерного поведения;
- социального контроля – удерживает от совершения неправомерных действий;
- информационно – регулирующую – информирует о возможности социально значимого поведения.
Специально юр. функции делятся на:
2) - регулятивную и охранительную.
Регулятивная ф. – вытекает из основного назначения права для жизни общества – упорядочить, регулировать общ-ые отношения, устанавливать позитивные правила поведения.
Регулятивная ф. делится на: статистическую и динамическую.
Охранительная ф. – направлена на охрану и защиту значимых общ-ых отношений и вытесняет нежелательных данному обществу отношений.
3) Выделяются также: компенсационную, ограничительную и восстановительную функции.
Компенсационная ф. – направлена на ограничение некоторых действий лиц, ущемляющих права других.
Ограничительная ф. – направлена на ограничение некоторых действий лиц, ущемляющих права других. Права и свободы могут быть ограничены законом в интересах защиты основ конст. строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов др. лиц и т.д.
Восстановительная
ф. – направлена на восстановление
нарушенного права, прежнего правового
положения, возврат незаконно отобранного
имущества, восстановление на работе и
т.д.
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"