Шпаргалка по "Общей теории права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2011 в 13:04, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 76 вопросов по дисциплине "Общая теория права".

Работа содержит 1 файл

Общая теория права.doc

— 191.50 Кб (Скачать)

 20.Органы государства и их классификация. Главным звеном государственного механизма являются органы государства, т.е. государственный аппарат, наделенный властными полномочиями по управлению обществом. Органы государства – это структурно  - обособленное звено механизма государства, которое участвует в осуществлении функции государства и которая для этого поделено властными полномочиями. Признаки органа государства отличающие его от иных организаций: 1)орган государства действует на основе норм права, т.е. на правовой основе, 2)орган государства занимает определенное место в системе государственных органов, т.е. он сам подчиняется и ему подчиняются, 3)орган государства имеет штатную численность, счет в банке, печать, иные реквизиты и определенную структуру, 4)орган государства наделен компетенцией, 5)в органе государства работают государственные служащие, 6)орган государства – это самостоятельный элемент механизма государства. В основу принципа разделения властей положена структурно – функциональная определенность каждого высшего государственного органа власти и зависит от формально – материального статуса и фактического разделения их функций и конкретной компетенции. Каждый орган обладает относительной самостоятельностью по отношению друг к другу. Классификация органов государства: 1)по способу формирования: избираемые, назначаемые органы, первичные (президент – первичный), производные (прокурор – вторичный), 2)по территории действия: центральные, местные, 3)по объему компетенции: общая компетенция (правительство), специальная (образование, здравоохранение), 4)по порядку принятий решений: единоначальные, коллегиальные (правительство), 5)по ветвям власти: органы законодательной власти, исполнительной, судебной власти.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 21.Политическая  система общества, понятие, структура,  виды.  В политической науке совокупность государственных и  негосударственных общественных институтов, социальных и правовых норм, посредством которых реализуются политико – властные отношения, называется политической системой  общества. Множеством субъектов и сложностью политических отношений обуславливается и многообразие социальных институтов, политических и правовых норм, посредством которых эти отношения осуществляются. Политическая система выглядит как определенное множество взаимосвязанных и образующих устойчивую целостность элементов. Именно те социальные институты (организации, учреждения) и социальные нормы, которые так или иначе связаны с осуществлением политической власти, и выступают в качестве важнейших компонентов политической системы. В современном обществе такими институтами прежде всего являются государство, политические партии, общественные организации и движения. Политическая система понимается как иерархичное отношение между элитами и массами, в котором элиты выступают как господствующая, а массы – как подчиненная группа. При этом в качестве компонентов выступают все граждане, социальные группы и общности, политическая элита, политическая власть, конституционного – правовые принципы и структуры, политические процессы, институциональные нормы и социально – политические ценности, а также территория страны. Политическая система рассматривается как институциональный механизм политики, различные элементы которого организуют и нормативно закрепляют отдельные виды политических отношений. Структура: 1)стержневым элементом политической системы общества, ее ядром является государство, 2)политические партии, 3)общественные организации и движения, 4)политические и правовые нормы. Виды: 1)демократические политические системы – разрешено все, что не запрещено законом, 2)авторитарные политические системы – властные структуры государства манипулируют сознанием и поведением граждан, 3)тоталитарные политические системы – в обществе господствует принцип «запрещено все, что не разрешено властью», 4)политические системы переходного типа – между двумя противоположными по своей сути типами политических систем – демократической и тоталитарной – лежит целый ряд промежуточных форм, которые в той или иной мере тяготеют к одной из указанных.  

22.Государство  как основной структурный  элемент политической  системы общества. Стержневым элементом политической системы общества, ее ядром является государство. Выделяют следующие свойства, которые придают ему статус основного компонента политической системы общества: 1)во-первых, это право государства на применение физического принуждения, для чего оно имеет в своем распоряжении специальные органы. Насилие вовсе не является нормальным и единственным средством государства, но именно только государство обладает монополией легитимного насилия. Только государство обладает всеми публично – властными прерогативами, которое оно не делит ни с какими иными существующими в обществе учреждениями, корпорациями, союзами. 2)во-вторых, всеобщность влияния государства на своих граждан, обязательность его велений для всех членов общества. Влияние же любого другого социального института в лучшем случае распространяется на его добровольных членов или приверженцев. Эта черта государства обусловлена самим фактом существования общества как целостного социального организма, нормальное функционирование которого невозможно без решения общих для него проблем. Именно государство, являясь официальным представителем всех категорий граждан, осуществляет выполнение общих дел, вытекающих из природы всякого общества. В силу, по крайней мере, этих двух причин государство является непосредственным институтом политической власти, главным инструментом реализации интересов и воли экономически доминирующих социальных сил и, следовательно, основным компонентом политической системы общества.    
 
 

 28.Возникновение права. Процесс возникновения права, его происхождение и становления есть специфическое социальное явление. Право непосредственно связано с существованием человеческого общества, а значит, и условия возникновения права являются социальными. Человек действуя в обществе сообразно общим требованиям общества, вырабатывает типичные правила поведения (образцы), которым следуют все члены общества. Это был своеобразный «язык» поведения, в результате чего вырабатываются конкретные права и обязанности участников общественного поведения. Обычай, привычка действовать согласно наследованному старшим поколениям, мифы, обряды в результате их осмысления превращаются в своеобразное обязательное поведение, т.е. социальное право. Социальное право не имело письменной формы и конкретных источников, оно исходило из уст людей, передавалось из поколения в поколение. Оно носило общеобязательный характер, и обладало непреклонным авторитетом в догосударственном обществе. Древнее право представляло собой систему правовых отношений, основанных на запретах и на карательных мерах. Следуя примеру из поколения в поколение, человек вырабатывал привычные нормы, которые впоследствии стали правовыми. Однако в науке нет единого подхода к возникновению права. Одни считают его происхождение из норм морали, другие выдвигают гипотезу религиозного происхождения социальных норм. Также нет единого мнения, когда возникло право. Одни считают, что оно возникло в недрах первобытного общества, другие считают, что право возникло одновременно с государством. Право возникает естественноисторическим путем в силу внутренних потребностей развития общества. Причины появления права аналогичны причинам возникновения государства: появление имущественного неравенства, появление товарно – денежных отношений, обмена и торговли, рост социальной напряженности. Т.о. по мере того как усложняются отношения между людьми мононормы не помогут их больше урегулировать и поэтому возникает необходимость в более эффективном социальном регуляторе, именно право и становится таким социальным регулятором. Внешне право выступает в виде системы правил, которые являются ясными, формально – определенными и доведенными до всеобщего сведения.  
 
 
 
 
 
 

 29.Основные  подходы к пониманию  права. В зависимости от того, что считается источником права, различают: 1)естественно – правовой подход к праву. Этот подход возникает уже в Древней Греции и Риме. Согласно ему источник права это сама природа человека. Согласно этой теории все люди от природы наделены разумом, имеют право на жизнь, здоровье, безопасность и все люди равны. Задача государства, законодателя сводится только к тому, чтобы при помощи закона закрепить естественные права человека. 2)позитивный подход к праву. Он возникает как реакция на теорию естественного права. Согласно этой теории право это то, что устанавливает государство в законах. В зависимости от того, что кладется в основу права различают: 1)нормативистский подход к праву, т.е. в основу права кладется норма права. Согласно этой теории право рассматривается как совокупность правовых норм, причем считается, что среди всех правовых норм существует основная, с которой должны считаться все остальные нормы. 2)психологический подход пониманию права, т.е. в основу права кладется правосознание. Согласно этой теории право рассматривается как совокупность правовых эмоций. Причем различают: эмоции которые испытывает индивид по отношению к законодательству государства, эмоции которые не связаны с законодательством государства. Т.о. по данной теории право – это то, что считается хорошим и справедливым 3)социологический подход, т.е. в основу права кладется правоотношения. Представители этой теории считают, что право это не то, что записано в законе и не то, что считается справедливым. А право это то, как поступает суд в каждом конкретном случае, т.е. право это то, что есть в действительности. 
 
 

 30.Понятие  права, признаки  права. В самом общем виде право представляет собой специфический социальный регулятор, т.е. регулятор отношений людей. Отличие права от иных социальных норм: 1)право характеризуется общеобязательностью, 2)формальная определенность, в праве четко, точно формулируются права и обязанности сторон, 3)нормативность (право состоит из правил поведения, 4)принудительность (если правовые нормы не соблюдаются, то государство может применить принудительные меры), 5)право действует при помощи не одной взятой нормы, а при помощи системы норм. В правоведении утвердились понятия «объективное право» и «субъективное право». Объективное право  - это действующая в каждой стране система норм права. Субъективное право – это мера возможного поведения субъекта (определенное право субъекта). Объективное право формируется под воздействием множества обстоятельств. Субъективное право создается сознательной деятельностью конкретного субъекта на основе объективного права. Субъективное право – это юридическая возможность конкретного субъекта достигать предусмотренного правом всякого своего права, беспрепятственно пользоваться им и защищать его всеми правомерными способами. Структура субъективного права: 1)право на собственные активные действия или бездействия, 2)право – требование, 3)право – притязание (обращение с иском в суд). Субъективная обязанность, ее структура: 1)обязанность активного поведения, т.е. обязанность совершать определенные действия, 2)обязанность пассивного поведения, т.е. обязанность воздержаться от совершения определенных действий, 3)обязанность притерпевания негативных  последствий своего поведения.  
 
 

 31.Сущность  права. Понятие сущности права – наиболее важная, базовая проблема общей теории права. Сущность права – это общесоциальная политическая справедливость, выражающая баланс интересов всех социальных групп, личности и общества в системе охраняемых государством норм, призванных служить обеспечению социального прогресса.  Считается, что самое главное свойство права – это его нормативность, т.е. право представляет собой совокупность правовых норм и право представляет собой общие правила поведения, которые одинаково для всех, т.е. право отходит от конкретных случаев. Различают логическое содержание права и конкретно – историческое. Сущность права характеризуется по – разному, одни теоретики ставят акцент на государственную волю, другие на общую волю (народа), третьи – на свободу воли, четвертые – на обязательную нормативность, пятые – на защищенный государством интерес, шестые – на компромисс интересов, седьмые – на особые психические переживания, восьмые – на минимум нравственности, девятые – на справедливость (политическую или нормативно закрепленную). Для того чтобы приблизиться к истинному пониманию сущности права, необходимо исходить из того, что по природе своей оно очень сложное, многостороннее, уникальное по специфике социальное явление. В силу того что посредством государства, его волеизъявления право должно универсально упорядочивать общественные отношения всех жизненно важных сфер путем закрепления, охраны и развития их устоев через носителей этих отношений – людей – их сознание, психику, волю, потребности, интересы, в нем неизбежно все это отражается, интегрируется. В принципе, сущность права  неизменна, если она изменится то, это будет уже другая сущность, не право, а нечто другое. В то же время неизбежно происходят изменения в пределах сущности права, а точнее – изменяется его содержание, являющееся конкретизацией сущности. Изменяются нормы права, представляющие его содержание. Сущность права выражается в наиболее характерных постоянных признаках и формулируется в определении.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 32.Принципы  права, аксиомы  права. в новейшей учебной юридической литературе принципы права определяются неодинаково. Принципы права непосредственно связаны с принципами регулируемых сфер общественных отношений и косвенно, т.е. посредством принципов. – с соответствующими закономерностями. Принципы права связаны с  его собственными объективными законами. Принципы права  - это исходные, непререкаемые положения, наиболее характерно выражающие его  сущность, непосредственно предопределяющие его содержание, юридически закрепляющие реальные устои регулируемых сфер общественных отношений. В классификации принципов права следует исходить прежде всего их двух обстоятельств. Во-первых, из того, что право представляет собой явление интегративное в силу его предназначения упорядочивать все другие социальные явления, которые нуждаются в правовой регламентации, и, следовательно, должно юридически закреплять устои регулируемых отношений, которыми и «связывается» само право. Во-вторых необходимо иметь в виду то, что право – это относительно самостоятельное социальное явление, имеющее свои собственные устои. Поэтому необходимо различать социально – правовые принципы, закрепляющие устои регулируемых сфер общественных отношений, и собственно – правовые, сугубо юридические, как обособленного социального, явления, которому присущи собственные устои. Правовые принципы вырабатываются людьми сознательно на основе объективно обусловленных потребностей развития общества по пути прогресса. Принципы права – это его основные положения, идеи которые пронизывают все его содержание. Различают принципы: 1)принцип единства прав и обязанностей. 2)принцип формального равенства субъектов права (все равны). 3)принцип ответственности за вину. 4)принцип сочетания убеждения и принуждения. 5)принцип законности. 6)принцип социальной контролируемости. Кроме того все принципы делятся на следующие: 1)общеотраслевые (имеют место во всех отраслях права), 2)межотраслевые (принцип состязательности), 3)отраслевые (принципы, которые используются только в одной отрасли права). под аксиомой понимается положение, которое понимается как истинное без доказательств, в силу своей ясности и очевидности. Например, никто не может быть судьей в своем собственном деле. Каждая сторона имеет право быть выслушанной. Нет преступления не указанного в законе. Доказательства оцениваются, а не подсчитываются.  
 

 33.Функции  права. под функциями права понимают основные направления воздействия права на общественные отношения и поведение людей. В юридической литературе функции права трактуются как социальное назначение права; как направление его воздействия или основные направления правового воздействия, как основные направления прогрессивного воздействия на социальное развитие, определяемые его сущностью, целью и назначением в обществе; как основные направления юридического воздействия на общественные отношения, обусловленные сущностью и социальным назначением права в жизни общества; как основные виды правового воздействия на общественные отношения, определяемые сущностью и социальным назначением права на различных этапах его исторического развития. Функции права по отношению к обществу: 1)регулятивно – статическая, т.е. право должно упорядочить, стабилизировать общественные отношения; 2)регулятивно – динамическая, т.е. право должно содействовать развитию и совершенствованию общественных отношений. 3)охранительная, т.е. право должно охранять общественные мнения. Функции права по отношению к государству: 1)организационная, т.е. при помощи норм права устанавливается структура, принципы, компетенция государственных органов. 2)управляющее – регулятивная, т.е. при помощи права государство управляет обществом. Функции права в отношении личности: 1)информационная, т.е. для человека несет определенную информацию. 2)ценостно – ориентационная, человек сам для себя определяет как себя вести далее, после принятия информации от права.  

34.Правовой статус личности. Правовой статус в наиболее общей формулировке определяют как юридически закрепленное положение личности в обществе. Правовой статус личности – это единство юридических прав и обязанностей человека, соответствующих принципам права. непосредственно правовой статус личности исходит из свободы человека, являющейся предпосылкой реализации его природы, его сущности как величайшей ценности. Именно право, такое законодательство, которое олицетворяет общесоциальную политическую справедливость, призвано своими принципами и нормами определить юридическое состояние личности вообще в ценностном ракурсе и отдельного человека в конкретном обществе на соответствующем этапе его развития. В связи с этим правовой статус личности необходимо рассматривать в двух аспектах – широком, в плане субъекта права (личности как важнейшей ценности), и узком, в русле субъекта правовых отношений, в которых практически реализуются юридические права и обязанности правосубъективного индивида. На уровне национальных правовых систем основные права человека закреплены в конституциях демократических государств. Права человека – определяющий компонент правового статуса личности. Единство прав и обязанностей лежит в основе правового статуса личности. Основные обязанности закреплены в правовых конституциях и конкретизируются в текущем законодательстве. Элементы понятия правового статуса личности: правосубъективность, общие права и обязанности, общие правоотношения, состояние гражданства, система правовых гарантий положения личности в обществе. Правовой статус концентрирует в себе все правовые устои, все принципы права. Виды правового статуса: общий правовой статус – определяется международно –правовыми актами о правах человека и правовыми конституциями демократических государств, специальный правовой статус – это статус гражданина, иностранца, лица без гражданства, лица с двойным гражданством, индивидуальный правовой статус – статус конкретного человека в зависимости от его возраста и социального положения в обществе (ребенка, студента, солдата и т.д.).  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Шпаргалка по "Общей теории права"