Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2011 в 13:04, шпаргалка
Работа содержит ответы на 76 вопросов по дисциплине "Общая теория права".
1.Понятие
предмета общей
теории права (ОТП).
Предмет науки или учебной дисциплины
представляет собой то, что должно исследоваться,
что должно изучаться. ОТП имеет дело
с познанием права в самой общей, наиболее
значимой, сущностной его характеристике.
В научной и учебной литературе предмет
общей теории права определяется неоднозначно,
однако расхождения эти несущественны.
С точки зрения Л.С. Явича, «предметом ОТП
являются общие и специфические закономерности
возникновения, развития, функционирования
правовой действительности в целом как
особой формы социального движения в общественных
взаимоотношениях людей. При определении
предмета ОТП следует исходить из того,
что конечной целью всякой науки является
познание закономерностей исследуемого
объекта. Ее же изначальной задачей должен
быть ответ на вопрос: что же собой представляет
этот объект, какова его сущность? В свою
очередь, любая сущность конкретизируется
в содержании и проявляется в соответствующей
форме. Предметом ОТП являются сущность,
содержание и формы (источники) права,
закономерности его возникновения, развития
и функционирования. Сущность – категория
философская, используемая юриспруденцией
как продукт мозга на самом высоком уровне
обобщения знаний о праве как социальном
явлении. Под сущностью понимается единство
внутренних, устойчивых, необходимых,
существенных сторон в познаваемом объекте;
это устойчиво остающееся неизменным
в процессе развития исследуемого явления,
его стержень, сердцевина. Сущностью права
является общесоциональная политическая
справедливость. Сущность (субстанция)
невидима, неслышима, неосязаема. Сущность
проявляется в свойствах, выражается в
признаках, принципах, функциях, закономерностях.
Содержание права выражается в его нормах,
конкретных предписаниях и изменяется
по мере изменения задач, стоящих перед
обществом. Закономерности права представляют
собой объективно обусловленные и объективно
необходимые относительно устойчивые
тенденции, являющиеся результатом проявления
повторяющихся связей между сущностями.
Предмет ОТП свидетельствует о том, что
данная юридическая наука исследует в
праве главное, а потому является вводной
наукой. ОТП как наука в русле своего предмета
охватывает широкий круг проблем, связанных
с природой права, его закономерностями,
принципами, нормами, формами как в их
общей характеристике, так и в глубоком
исследовании каждой проблемы во всех
взаимосвязях и взаимоотношениях. Как
учебная дисциплина ОТП опирается на результаты
ее исследований как науки, однако круг
проблем, рассматриваемых учебной дисциплиной,
значительно уже. Он ограничивается только
наиболее важными вопросами предмета
и в самой лаконичной их интерпретации.
2.Место
и функции ОТП
в системе юридических
наук. ОТП связана со всеми юридическими
науками в силу исследования ими одного
и того же объекта – права. Но особенно
близка она общетеоретическим юридическим
наукам и соответствующим им учебным дисциплинам
– теории государства и права, социологии
права, философии права, энциклопедии
права. Они отличаются предметом и аспектом
познания. Теория государства и права
не случайно еще именуется общей теорией
государства и права. У нее один и тот же
аспект познания, что и у общей теории
права, однако предмет исследования более
широк – включает сущность, содержание,
формы, закономерности возникновения,
развития и функционирования не только
права, но и государства. Философия права,
по логике вещей, должна бы изучать наиболее
общие закономерности права в целостном
его аспекте. Фактически же ее предмет
воспринимается неоднозначно и во многом
зависит от авторского подхода исследователей.
Согласно Г. Гегелю, предметом философии
права является право как идея свободы.
Как наука и учебная дисциплина философия
права обрела успех в середине 19 в.
К числу общетеоретических юридических
наук относится социология права, сформировавшаяся
в США и получившая в настоящее время широкое
распространение на основе философской
социологии. Социально - философская
концепция социологии права во главу угла
ставит генезис права и его действие в
обществе. Основной задачей социологии
права является познание эффективности
его реализации в русле общей справедливости.
Общая теория права занимает как бы промежуточное
положение между философией права и социологией
права. Общая теория права выполняет функции:
1)теоретико – познавательную, выражающуюся
в формировании системы достоверных теоретических
(обобщенных) знаний о праве как социальной
системе; 2)методологическую, проявляющуюся
в исследовании другими юридическими
науками их проблем в русле выявленных
ОТП правовых закономерностей и принципов,
сформулированных ею дефиниций, типологических
подходов в анализе права, общих методов
его познания; 3)прогностическую, предсказывающую
процесс движения права в русле выявленных
объективно обусловленных положительных
и отрицательных тенденций; 4)информационно
– прикладную, дающую конкретные ответы,
в частности, на вопросы, связанные с вступлением
в силу законов и подзаконных актов, действием
их во времени, пространстве и по кругу
лиц, а также видами и способами толкования
права, принципами и формами правотворчества
и правореализации; 5)воспитательную, формирующую
общеправовыми знаниями, особенно понятиями,
категориями, принципами, закономерностями,
высокую правовую, а значит, политическую
и общую культуру.
3.Метод
ОТП. Каждая наука кроме предмета
исследования имеет и свой метод научного
познания. Метод научного познания – это
совокупность средств, приемов и способов
с помощью которых изучается предмет науки.
Метод ОТП – это совокупность средств,
приемов и способов с помощью которых
изучается предмет ОТП, т.е. с помощью которых
изучаются закономерности возникновения,
функционирования и развития государства
и права. Все методы научного познания
делятся на три группы: 1)общие научные
методы (анализ, синтез, абстрагирование,
системно – структурный подход) – к ним
относятся методы, которые используются
всеми науками; 2)специально – научные
методы (статистический, конкретно – социологический,
психологический, математический) – данные
методы применяются не во всех, но в многих
науках; 3)частно – научные методы (методы
толкования, сравнительно – правовой
и др.) – это методы, которые используются
только в одной конкретной науке. Юридической
науке характерны свои методы: 1)формально
– юридические – толкование права, установление
истинности; 2)метод сравнительного правоведения
(сравнение права с другими странами);
3)метод сравнительного государствоведения.
4.Основные
концепции происхождения
государства и
права. Право познается в органической
связи с государством потому, что только
на основе права государство решает все
жизненно важные вопросы, и цель у этих
двух важнейших социальных явлений единая
– обеспечение развития общества по пути
прогресса. Однако право и государство
– явления относительно самостоятельные.
Они отличаются по своей сущности. Существует
множество различных теорий о происхождении
права и государства, их соотношении. В
силу тесной связи права и государства
некоторые теории возникновения права
являются одновременно и теориями происхождения
государства (например, теория насилия).
Одни авторы утверждают, что право и государство
возникли одновременно. Другие полагают,
сто сначала появилось государство, которое
и создало право. Третьи обосновывают
стихийное становление права, которое
предшествует государству. Последняя
точка зрения обретает в настоящее время
все больше сторонников. Наиболее распространенными
теориями происхождения права являются:
божественная (теологическая, теократическая),
согласно которой право установлено божественным
разумом; естественно – правовая (право
дано природой человека, отраженной человеческим
разумом, а в конечном счете – закономерностями
природы); историческая школа права, отрицающая
роль человеческого разума в создании
права и признающая его источником дух
народа (нации), обусловленный объективными
историческими обстоятельствами; психологическая,
объясняющая появление права результатом
особого рода переживаний человека –
так называемых правовых эмоций, т.е. двусторонних
(обязательно – притязательных) переживаний.
Наличие множества теорий о происхождении
права обусловлено рядом обстоятельств.
В их числе следует назвать прежде всего
сложность самого процесса, в ходе которого
формировалось право. Право появилось
на определенной стадии развития человечества
при наличии соответствующих условий,
породивших потребность в создании такого
обязательного для всех регулятора, который
теперь именуется правом. История свидетельствует,
что все древневосточные и древнеевропейские
правовые системы формировались на основе
обычаев (Кодекс Хаммурапи в Вавилоне,
Законы Ману в Древней Индии и.др.). О происхождении
государства имеется много теорий. Основными
из них являются: теологическая (государственная
власть исходит от Бога как беспрекословное
подчинение одних (низших, плохих) высшим
(благородным); патриархальная (государство
возникло из семьи, разросшейся в селение,
а затем в город – государство, как следствие
проявления природы человека, стремящегося
к высшей форме организации – политической);
договорная (государство появилось вследствие
общественного договора, в результате
которого народ вручил власть тому, кому
счел нужным, учредив соответствующую
форму правления (царскую власть, аристократию,
демократию); теория насилия (государство
– результат завоевания одних племен,
народов, рас другими, которые и стали
господствовать над побежденными; классово
– материалистическая (государство порождено
борьбой между классами, возникшими с
появлением частной собственности в связи
с ростом производительности труда).
5.основные
черты первобытного
общества. Экономическая система любого
общества в том числе и первобытного, характеризуется
с точки зрения производственных отношений
в которых главное место занимают отношение
собственности. В первобытном обществе
существовала коллективная или общественная
собственность, т.е. это собственность
отдельных коллективов. В коллективной
собственности находились предметы, которые
использовались коллективно. Кроме коллективной
собственности была и личная (украшения,
оружие). Постепенно в первобытном обществе
шло укрепление индивидуальной собственности
и вытеснение коллективной. Для первобытного
общества были характерны следующие виды
распределения материальных благ: разбор,
равное обеспечение. В первобытном обществе
всегда выполнялось два принципа: все
в общий котел и все что сдали перераспределилось.
Экономическая система первобытного общества
развивалась по двум направлениям: совершенствование
орудия труда; совершенные способы организации
труда. Формы объединения людей: первобытное
стадо, родовая община (сначала возник
материнский род, а затем - отцовский);
фратрии (несколько родов); племя (несколько
фратрий); союз племен. Причины объединения
племен: можно было более эффективно противостоять
силам природы, можно было использовать
более совершенные приемы труда, успешно
отражать агрессию других, нападать на
других более эффективно, быстрее осваивать
новые орудия и способы труда. Ранее всего
сложились нормы запрета, называли их
табу. Постепенно начинают складываться
системы запретов, кроме того запреты
сочетаются с обрядами, ритуалами.
6.Общие
закономерности возникновения
государства. Признаки
его, отличающие от догосударственной
организации общества. У
каждого из народов государство возникает
своим особенным путем, но имеются и общие
закономерности в возникновении государств.
Процесс государства связан с
изменениями в различных сферах человеческого
общества. Важное значение в процессе
возникновения государства сыграли изменения
в экономической сфере (крупное общественное
разделение труда): выделение скотоводческих
племен; выделение ремесла; появление
купечества, обмена, торговли. Крупное
общественное разделение труда привело
к значительному повышению производительности
труда. Революция основанная на переходе
к экономике основанной на производстве
продуктов. Последствие революции: возрастает
производительность труда, появляется
избыток запасаемого продукта, таким образом
благодаря тому, увеличивается производительность
труда стали появляться излишки. Это привело
к тому, что возникают проблемы их распределения,
как следствие появляется имущественное
неравенство, которое неизбежно ведет
к тому, что возникает социальное неравенство.
Социальное неравенство ставит проблему
управления в обществе, начинается социальная
напряженность и необходимы были эффективные
формы управления . такой формой управления
становится государство. Основные причины
возникновения государства: необходимость
совершенствования управления обществом;
необходимость объединения больших масс
людей для выполнения общественных
работ; необходимость подавления сопротивления
эксплуатируемого населения; необходимость
поддержки общественного порядка; необходимость
ведения оборонительных воин. Признаки
государства отличающие его от родового
строя: особая публичная власть; для содержания
власти требовались материальные средства
(эффективный способ для приобретения
средств – налоги, сборы, пошлина); территориальный.
Властные отношения строятся не на родственных
связях, а на основе проживания людей на
определенной территории.
8.Происхождение
термина «государство». Термин «государство»
начинает использоваться в научной литературе
довольно поздно, приблизительно с 16 столетия.
Считается, что это понятие для обозначения
политически организованного общества.
Первым широко начал использовать итальянский
мыслитель Макиавелли. В древности для
обозначения государства использовались
другие термины, например, у древних греков
государство называлось полис или цивитас.
Древние римляне использовали термин
республика, когда образовалась Римская
империя стало использоваться понятие
«империум». Также часто использовались
следующие термины «земля», «княжество»,
«царство», «страна» и т.д. Российский
правовед Ивановский считал, что термин
«государство» происходит от слова «суд»,
так как слово «судить» раньше означало
не только судебные функции, но и управление.
В настоящее время дается следующее определение
государству. Государство – это универсальная,
постоянно совершенствуемая, самая мощная,
располагающая аппаратом принуждения
политическая организация, предназначенная
для управления обществом с целью обеспечения
социального прогресса.
9.Типология
государственности.
Исторический тип государства – это совокупность
наиболее существенных признаков характеризующих
государство. Определение общественно
– экономической формации или этапа развития
человеческой организации, попытки провести
типизацию государств использовались
в древние времена. В настоящее время вопрос
о типологии государств рассматривается
при помощи двух подходов: формационный
подход и цивилизационный подход. В основе
формационного подхода находятся учения
об общественно – экономической формации.
Согласно этому подходу развитие истории
представляет собой переход от одной формации
к другой, причем в основе такого перехода
лежат экономические причины. Согласно
формационному подходу выделяются следующие
исторические типы государств: рабовладельческое
общество; феодальное государство; буржуазное
государство; социалистическое государство.
С точки зрения формационного подхода
рабовладельческое государство – это
первый исторический тип государства,
возникший в результате разложения первообщинного
строя представлявший собой политическую
организацию общества. Первое рабовладельческое
государство возникло в 9-8 вв. до н.э. По
классической форме рабство представляло
собой ситуацию, когда раб лишен средств
производства и сам является полной собственностью
рабовладельца. Экономическую основу
рабовладельческого общества составляет
полная собственность рабовладельцев
не только на средства производству, но
и на работников производства. Рабская
собственность являлась первой формой
частной собственности. Рабовладельческое
государство создавалось в целях охраны,
укрепления и развития рабовладельцев.
Такое государство являлось орудием господства
рабовладельцев. Феодальное государство
являлось вторым историческим типом государства.
Оно возникло в 6-9 вв. н.э. Феодальное государство
– это особое политическое государство
классов феодалов. Экономической основой
такого государства является частичная
собственность феодалов на землю и личностную
зависимость от них крестьян. Феодальное
государство создавалось для охраны, укрепления,
развития феодальной собственности. Феодальное
государство в своем развитии проходит
ряд стадий: ранее феодальное государство;
период феодальной раздробленности; сословно
– представительная монархия; абсолютная
монархия.