Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2011 в 13:04, шпаргалка
Работа содержит ответы на 76 вопросов по дисциплине "Общая теория права".
10.Сущность
государства. Признаки
государства, отличающие
его от иных организаций
общества. Сущность – это философская
категория которая отражает наиболее
значимые существенные закономерные связи
и отношения реальности. Сущность – это
внутреннее содержание предмета. Именно
в сущности проявляется главное назначение
предмета. Ученые юристы утверждают, что
управление обществом – это главное в
деятельности государства, т.е. это его
сущность. Кроме того именно государство
может управлять обществом таким образом
чтобы обеспечивать и общественный и личные
интересы. Т.о. в природе, т.е. в сущности
государства, присуще двойственность,
с одной стороны государство осуществляет
общие интересы, а с другой стороны узкоэгоистические
классовые интересы. Признаки государства
отличающие его от иных организаций общества:
1)суверенитет – т.е. верховенство и независимость
государственной власти. Рассматривая
суверенитет выделяют два аспекта: внутренний
и внешний. Внутренний аспект проявляется
в верховенстве государственной власти.
В свою очередь верховенство государственной
власти проявляется: в универсальности
государственной власти. Ее решение распространяется
на всех и в прерогативе – решение другой
власти всегда могут быть отменены, если
они не соответствуют и не законны и еще
в наличии специальных средств воздействия
которых не имеет никакая другая власть
(помощь других органов (милиция, суд) в
осуществлении законов). Внешний аспект
суверенитета проявляется в том, что государство
само выбирает партнеров по экономическим,
политическим и культурным связям. Ограничить
суверенитет могут принципы международного
права. 2)Право. Государство не может
обойтись без права, без него государство
не может эффективно управлять обществом.
Связь государства и права проявляется
в следующем: правотворческая деятельность
(создание права), правоприменительная
деятельность.
11.Понятие
формы государства.
Сущность государства, его содержание
неотделимы от его формы. Вопрос о форме
государства возникал еще с древних времен.
Так, например, Аристотель выделял три
правильные и три неправильные формы правления,
в зависимости от того сколько человек
правит. Существуют различные точки зрения
относительно понятия «формы государства».
Его трактуют в узком смысле (только форма
правления) или в широком (совокупность
формы правления, формы государственного
устройства и политического режима). Различают
по форме правления монархии и республики.
К категории монархий относят не только
государства, где в действительности власть
принадлежит монарху, но и государства,
в которых у монарха нет реальной власти.
Под республиканскую форму правления
попадают и государства, в которых гражданская
политическая активность существенно
ограничена, политические права и свободы
грубо нарушаются, т.е. как монархии, так
и республики могут быть реальными и номинальными.
Существует точка зрения, когда предлагается
различать внутреннюю и внешнюю форму
государства: под внутренней понимается
демократия, которая является разновидностью
политического режима, а под внешней
понимается совокупность форм правления
и государственного устройства. В настоящее
время форма государства рассматривается
как совокупность трех элементов: формы
правления, формы государственного устройства
и политического режима. Под формой правления
понимается организация верховной власти
в государстве, взаимоотношение органов
государства между собой и с населением;
под формой государственного устройства
– административно – территориальная
организация государства и соотношение
его частей и с государством в целом; под
политическим режимом – совокупность
способов и методов осуществления власти
в государстве. В научной литературе нет
единого подхода к пониманию формы государства.
Т.о., форма государства – это совокупность
существенных способов (сторон) организации,
устройства и реализации государственной
власти, выражающих его сущность.
12. Характеристика формы правления. Под формой правления понимается способ организации верховной государственной власти, ее взаимоотношение с другими государственными органами и гражданами (подданными). По форме правления государства делятся на монархии и республики. Монархия – такая форма правления, при которой верховная власть полностью или частично принадлежит одному лицу (королю, императору и т.п.). Признаки монархии: наличие единоличного главы государства, который пользуется своей властью пожизненно; наличие у монарха особых полномочий (неприкосновенность личности, имущества); монарх не несет юридической ответственности и содержится за государственный счет; власть передается как правило по наследству.Монархия характеризуется тем, что верховная власть, как правило, является наследственной (в исключительных случаях – выборной), бессрочной (пожизненной) и безответственной перед населением (ответственной толь перед Богом). Монархии бывают неограниченные (абсолютные) и ограниченные (конституционные). В ограниченных монархиях верховная власть монарха сочетается с органами сословного представительства. Они бывают двух видов: парламентарные и дуалистические. В парламентарных монархиях правительство формируется партией, получившей во время выборов большинство в парламенте. Или же блоком партий, которые располагают большинством в парламенте. Главой правительства становится лидер партии, обладающей наибольшим числом депутатов. Власть монарха ограничена. Законы принимаются парламентом и утверждаются монархом. Дуалистические монархии характеризуются тем, что в них правительство формируется монархом вне зависимости от партийного состава парламента. Власть носит двойной характер. Республика – такая форма правления, при которой верховная власть избирается на определенный срок. В парламентарных республиках глава государства избирается парламентом. В президентских республиках глава избирается непосредственно избирателями или выборщиками. Признаки республики: выборность государственных органов в том числе главы государства; государственная власть осуществляется не от своего имени, а от имени народа; юридическая ответственность главы государства
13.Характеристика
формы государственно
– территориального
устройства. Под формой государственного
устройства одни авторы понимают только
как территориально – организационную
структуру государства, другие включают
еще и характер взаимоотношений между
его составными частями и центральной
властью, третьи определяют ее исключительно
как способ организации государственного
единства. Форма государственного устройства
– это способ организации единства и дифференциации
государства. По форме государственного
устройства государства делятся на простые
(унитарные) и сложные (конфедерации, федерации).
Унитарное – единое государство, которое
централизовано и неделимо. Оно состоит
лишь из административно – территориальных
образований, а иногда включает и национально
– территориальные образования, которые
могут отличаться некоторым национальным,
культурным своеобразием, не имеют своих
парламентов, правительства и все органы
на местах подчинены центральной власти.
Признаки унитарного государства: одна
конституция; единая система законодательства;
единая система высших законодательных
исполнительных и судебных органов; единая
денежная система; единая налоговая и
кредитная система; единые вооруженные
силы; единое гражданство. Сложное государство
– это государство, в состав которого
входят территории, которые пользуются
определенной самостоятельностью. Конфедерация
– это союз государств, образованный для
решения некоторых совместных задач. Образуются
конфедерации на основе договора, предусматривающего
свободу выхода ее субъектов. В ней отсутствуют
единые органы власти, каждое государство
сохраняет свой суверенитет, имеет свою
денежную систему, вооруженные силы, гражданство.
Федерация – это союзное государство.
Федерации образуются по территориальному
и национальному принципу. Создание федераций
может основываться на договоре, т.е. через
объединение независимых унитарных государств
или преобразование унитарного государства
в федеративное, возможно создание конституционной
федерации, где права субъектов федерации
определяются федеральным центром. Признаки
федерации: территория ее состоит из территорий
ее субъектов; может быть как общая конституция,
так и конституция субъектов; у субъектов
могут быть собственные законодательные,
исполнительные и судебные органы; может
быть как гражданство федерации, так и
гражданство субъекта; во внешних отношениях
участвует федерация в целом. Виды федерации:
национальные (СССР); территориальные
(США – территориальная федерация).
14.Государственно
– правовой режим.
Политический (государственный) режим
– это совокупность методов осуществления
государственной власти, выражающих ее
отношение к управляемым. В форме государства
политический режим является ее главным
элементом. Классификацию политических
режимов осуществляют по различным критериям.
Разграничение политических режимов,
как полагает известный французский правовед
М.Дюверже, зависит от того, каковы идеологический
базис и официальные доктрины природы
власти, как формируются органы государственной
власти, каковы их структура и распределение
функций между ними, насколько ограничены
их полномочия. В связи с таким подходом
Дюверже выделяет: режим слияние властей
(когда законодательная и исполнительная
функции осуществляются одним органом,
например, в абсолютных монархиях); режим
разделения властей (например, в президентских
республиках); режим сотрудничества властей
(в парламентарных республиках). Политический
режим касается всей политической жизни
общества, форм и методов властвования.
В соответствии с этим политические режимы
делятся на демократические и антидемократические,
зачастую вне зависимости от формы правления.
антидемократические режимы (выделяют
режимы десполитические, тоталитарные,
авторитарные и др.) отличает жесткая централизация
власти, контроль за средствами массовой
информации, нетерпимость к инакомыслию,
культ вождя, опирающийся на государственное
принуждение и пр. Демократические (либеральные)
режимы характеризуются осуществлением
государственной власти на основе принципа
разделения властей, выборности и сменяемости
государственных органов, реализацией
прав человека, политическим плюрализмом
и др. Признаки демократического режима:
разнообразие в общественной жизни; свобода
личности в экономической сфере; действует
принцип разделения властей (законодательная,
исполнительная, судебная); существуют
эффективные механизмы воздействия населения
на государственную власть; гарантированность
прав и свободы граждан; создаются и легально
действуют аппозиционные партии.
15.Понятие
и классификация
функций государства.
Динамичная сторона государства реализуется
в его функциях. Каждому типу государства
характерны свои функции. Одни авторы
в функциях усматривают прежде всего проявление
сущности государства, другие – классовой
сущности, третьи – его социальное назначение,
четвертые - основные направления его
деятельности, пятые – предметно – политическую
направленность государства. В определении
функций государства следует исходить
из динамической (функциональной) стороны
государства – государственной власти.
Функции государства – это главные направления
и основные способы осуществления государственной
власти. Классифицируются функции государства
по различным критериям, в частности по
сферам государственной деятельности,
видам государственной политики, способам
ее осуществления и другим основаниям.
Функции государства связаны с его сущностью,
а также функции государства отражают
цели и задачи государства. Функции государства
осуществляются в определенных формах
и при помощи определенных методов. Критерии
классификации функции государства: 1)по
времени действия: постоянные и временные;
2)по значимости: основные и дополнительные;
3)по направленности: внутренние и внешние.
Также некоторые ученые выделяют общесоциальные
и классовые функции.
16.Характеристика
основных внутренних
функций государства. Экономическая
, т.е. государство определенным образом
регулирует экономические отношения (армия
– собственность государства); правоохранительная
(защита населения, охрана правопорядка,
наказание преступников и иных лиц, совершивших
противоправные поступки); социальная
(забота о личности, и в первую очередь
поддержка и помощь социально незащищенным
слоям населения); идеологическая (духовная
ценность, одна совокупность духовных
ценностей, разрабатывается идеологическая
программа для всего общества); экологическая
(государство регулирует использование
природных ресурсов и охраняет окружающую
среду); хозяйственно – организаторская
(организация производства, поощрение
предпринимательства, управление внутренней
торговлей); взимание налогов, сборов и
иных обязательных платежей в бюджет;
управление образованием, наукой, культурой;
17.Характеристика
основных внешних
функций государства. К ним относятся:
защита государственных границ, организация
таможни, решение иных вопросов национальной
безопасности; дипломатические и торгово
– экономические отношения с другими
странами, участие в деятельности международных
и межгосударственных отношений; культурный,
научный и информационный обмен с другими
государствами; борьба за мир, разоружение,
неприменение силы в отношениях между
государствами и народами, обуздание агрессоров;
участие в международном контроле за обеспечение
прав, свобод и законных интересов граждан
во всех странах мира; участие в реализации
межгосударственных экономических, культурных
и социальных программ; функция экспальсии,
захват чужих территорий. Она характерна
для древних времен. Помощь своим гражданам
вне страны.
18.Формы и методы осуществления функции государства. Функции государства осуществляются в определенных формах и при помощи определенных методов. Различают правовые и не правовые формы осуществления функции государств. Правовые формы предусмотрены правовыми нормами, а не правовые – предусмотрены иными социальными нормами. К правовым формам относятся: 1)правотворческая форма, т.е. государство осуществляет свои функции при создании и принятии законов и других нормативных правовых актов; 2)правоисполнительная форма, т.е. применять закон мало, надо внедрить в жизнь принятых законов. Реализация их на практике; 3)правоприменительная, это деятельность государственных органов и должностных лиц по разрешению конкретных юридических дел. В последнее время кроме перечисленных форм большое внимание уделяется договорной форме. К не правовым формам относятся: 1)организационно – регламентирующая, т.е. это текущая работа по обеспечению функционирования органов государства, связанная с подготовкой проектов документа, организации выборов, проведение референдумов и т.д. 2)организационно – хозяйственная – это хозяйственная работа связанная со статистикой, снабжением и бухгалтерским учетом. 3)организационно – идеологическая – т.е. это повседневная работа связанная с разъяснением вновь изданных нормативных актов и формирование общественного мнения. Методы при помощи которых осуществляются функции государства: принуждение и убеждение.
19.Аппарат
(механизм) государства.
В юридической науке понятия «государственный
аппарат» и «механизм государства» различаются
или же используются как синонимы. Различие
заключается в том, что в понятие «механизм
государства» включаются и материальные
придатки государственного аппарата (вооруженные
силы, милиция, исправительно – трудовые
учреждения и т.п.), опираясь на которые
государственный аппарат осуществляет
свою деятельность. Механизм государства
– это материальная часть государства
или система органов при помощи которых
осуществляются функции государства.
В государственный механизм входят все
ветви власти (законодательная, исполнительная
и судебная), а также и иные органы государства.
Характерные черты аппарата государства:
аппарат государства построен в соответствии
с иерархическим принципом – ниже стоящие
подчиняются выше стоящим; аппарат государства
невозможен без особой группы людей –
государственных служащих, чиновников;
аппарат государства связан с формой государства,
сущностью его, с целями и задачами государства;
первичным элементом аппарата государства
является орган государства. В аппарате
государства выделяются 2 подсистемы:
система высших органов государственной
власти и управления; органы принуждения.
Кроме того в механизм государства входят
государственные учреждения (школы, больницы
и т.д.), а также материально – вещественные
дополнения (транспорт, банки, нотариальные
конторы и т.д.). Главным звеном государственного
механизма являются органы государства,
т.е. государственный аппарат, наделенный
властными полномочиями по управлению
обществом. Реализация функций государства
его механизмом строится на следующих
принципах: 1)приоритет прав и свобод человека.
Он предполагает соответствующие обязанности
государственных органов, их служащих
признавать, соблюдать и защищать права
и свободы граждан, 2)демократизм предполагает
широкое участие граждан в формировании
и организации деятельности органов государственного
аппарата, 3)законность выражает такое
состояние общества, при котором государственные
органы, с одной стороны, и граждане –
с другой, обязаны строго соблюдать конституцию,
законы и подзаконные акты. Толкование
этих актов и применение на всей территории
государства должно быть единообразным,
4)профессионализм. При его помощи создаются
благоприятные условия для подбора и использования
наиболее квалифицированных работников
в государственном аппарате, 5)разделение
властей предусматривает разделение государственной
власти на: законодательную, исполнительную,
судебную. Таким образом, механизм государства
– это целостная, иерархическая система
государственных органов учреждений и
организаций практически осуществляющих
государственную власть, задачи и функции
государства.