Шпаргалка по "Общей теории права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2011 в 13:04, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 76 вопросов по дисциплине "Общая теория права".

Работа содержит 1 файл

Общая теория права.doc

— 191.50 Кб (Скачать)

 10.Сущность государства. Признаки государства, отличающие его от иных организаций общества. Сущность – это философская категория которая отражает наиболее значимые существенные закономерные связи и отношения реальности. Сущность – это внутреннее содержание предмета. Именно в сущности проявляется главное назначение предмета. Ученые юристы утверждают, что управление обществом – это главное в деятельности государства, т.е. это его сущность. Кроме того именно государство может управлять обществом таким образом чтобы обеспечивать и общественный и личные интересы. Т.о. в природе, т.е. в сущности государства, присуще двойственность, с одной стороны государство осуществляет общие интересы, а с другой стороны узкоэгоистические классовые интересы. Признаки государства отличающие его от иных организаций общества: 1)суверенитет – т.е. верховенство и независимость государственной власти. Рассматривая суверенитет выделяют два аспекта: внутренний и внешний. Внутренний аспект проявляется в верховенстве государственной власти. В свою очередь верховенство государственной власти проявляется: в универсальности государственной власти. Ее решение распространяется на всех и в прерогативе – решение другой власти всегда могут быть отменены, если они не соответствуют и не законны и еще в наличии специальных средств воздействия которых не имеет никакая другая власть (помощь других органов (милиция, суд) в осуществлении законов). Внешний аспект суверенитета проявляется в том, что государство само выбирает партнеров по экономическим, политическим и культурным связям. Ограничить суверенитет могут принципы международного права.  2)Право. Государство не может обойтись без права, без него государство не может эффективно управлять обществом. Связь государства и права проявляется в следующем: правотворческая деятельность (создание права), правоприменительная деятельность. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 11.Понятие  формы государства.  Сущность государства, его содержание неотделимы от его формы. Вопрос о форме государства возникал еще с древних времен. Так, например, Аристотель выделял три правильные и три неправильные формы правления, в зависимости от того сколько человек правит. Существуют различные точки зрения относительно понятия «формы государства». Его трактуют в узком смысле (только форма правления) или в широком  (совокупность формы правления, формы государственного устройства и политического режима). Различают по форме правления монархии и республики. К категории монархий относят не только государства, где в действительности власть принадлежит монарху, но и государства, в которых у монарха нет реальной власти. Под республиканскую форму правления попадают и государства, в которых гражданская политическая активность существенно ограничена, политические права и свободы грубо нарушаются, т.е. как монархии, так и республики могут быть реальными и номинальными. Существует точка зрения, когда предлагается различать внутреннюю и внешнюю форму государства: под внутренней понимается демократия, которая является разновидностью политического режима, а под внешней  понимается совокупность форм правления и государственного устройства. В настоящее время форма государства рассматривается как совокупность трех элементов: формы правления, формы государственного устройства и политического режима. Под формой правления понимается организация верховной власти в государстве, взаимоотношение органов государства между собой и с населением; под формой государственного устройства – административно – территориальная организация государства и соотношение его частей и с государством в целом; под политическим режимом – совокупность способов и методов осуществления власти в государстве. В научной литературе нет единого подхода к пониманию формы государства. Т.о., форма государства – это совокупность существенных способов (сторон) организации, устройства и реализации государственной власти, выражающих его сущность.  

 12. Характеристика формы  правления. Под формой правления понимается способ организации верховной государственной власти, ее взаимоотношение с другими государственными органами и гражданами (подданными). По форме правления государства делятся на монархии и республики. Монархия – такая форма правления, при которой верховная власть полностью или частично принадлежит одному лицу (королю, императору и т.п.). Признаки монархии: наличие единоличного главы государства, который пользуется своей властью пожизненно; наличие у монарха особых полномочий (неприкосновенность личности, имущества); монарх не несет юридической ответственности и содержится за государственный счет; власть передается как правило по наследству.Монархия характеризуется тем, что верховная власть, как правило, является наследственной (в исключительных случаях – выборной), бессрочной (пожизненной) и безответственной перед населением (ответственной толь перед Богом). Монархии бывают неограниченные (абсолютные) и ограниченные (конституционные). В ограниченных монархиях верховная власть монарха сочетается с органами сословного представительства. Они бывают двух видов: парламентарные и дуалистические. В парламентарных монархиях правительство формируется партией, получившей во время выборов большинство в парламенте. Или же блоком партий, которые располагают большинством в парламенте. Главой правительства становится лидер партии, обладающей наибольшим числом  депутатов. Власть монарха ограничена. Законы принимаются парламентом и утверждаются монархом. Дуалистические монархии характеризуются тем, что в них правительство формируется монархом вне зависимости от партийного состава парламента. Власть носит двойной характер. Республика – такая форма правления, при которой верховная власть избирается на определенный срок. В парламентарных республиках глава государства избирается парламентом. В президентских республиках глава избирается непосредственно избирателями или выборщиками. Признаки республики: выборность государственных органов в том числе главы государства; государственная власть осуществляется не от своего имени, а от имени народа; юридическая ответственность главы государства

13.Характеристика  формы государственно  – территориального  устройства.  Под формой государственного устройства одни авторы понимают только как территориально – организационную структуру государства, другие включают еще и характер взаимоотношений между его составными частями и центральной властью, третьи определяют ее исключительно как способ организации государственного единства. Форма государственного устройства – это способ организации единства и дифференциации государства. По форме государственного устройства государства делятся на простые (унитарные) и сложные (конфедерации, федерации). Унитарное – единое государство, которое централизовано и неделимо. Оно состоит лишь из административно – территориальных образований, а иногда включает и национально – территориальные образования, которые могут отличаться некоторым национальным, культурным своеобразием, не имеют своих парламентов, правительства и все органы на местах подчинены центральной власти. Признаки унитарного государства: одна конституция; единая система законодательства; единая система высших законодательных исполнительных и судебных органов; единая денежная система; единая налоговая и кредитная система; единые вооруженные силы; единое гражданство. Сложное государство – это государство, в состав которого входят территории, которые пользуются определенной самостоятельностью. Конфедерация – это союз государств, образованный для решения некоторых совместных задач. Образуются конфедерации на основе договора, предусматривающего свободу выхода ее субъектов. В ней отсутствуют единые органы власти, каждое государство сохраняет свой суверенитет, имеет свою денежную систему, вооруженные силы, гражданство. Федерация – это союзное государство. Федерации образуются по территориальному и национальному принципу. Создание федераций может основываться на договоре, т.е. через объединение независимых унитарных государств или преобразование унитарного государства в федеративное, возможно создание конституционной федерации, где права субъектов федерации определяются федеральным центром. Признаки федерации: территория ее состоит из территорий ее субъектов; может быть как общая конституция, так и конституция субъектов; у субъектов могут быть собственные законодательные, исполнительные и судебные органы; может быть как гражданство федерации, так и гражданство субъекта; во внешних отношениях участвует федерация в целом. Виды федерации: национальные (СССР); территориальные (США – территориальная федерация). 
 
 

 14.Государственно  – правовой режим.  Политический (государственный) режим – это совокупность методов осуществления государственной власти, выражающих ее отношение к управляемым. В форме государства политический режим является ее главным элементом. Классификацию политических режимов осуществляют по различным критериям. Разграничение политических режимов, как полагает известный французский правовед М.Дюверже, зависит от того, каковы идеологический базис и официальные доктрины природы власти, как формируются органы государственной власти, каковы их структура и распределение функций между ними, насколько ограничены их полномочия. В связи с таким подходом Дюверже выделяет: режим слияние властей (когда законодательная и исполнительная функции осуществляются одним органом, например, в абсолютных монархиях); режим разделения властей (например, в президентских республиках); режим сотрудничества властей (в парламентарных республиках). Политический режим касается всей политической жизни общества, форм и методов властвования. В соответствии с этим политические режимы делятся на демократические и антидемократические, зачастую вне зависимости от формы правления. антидемократические режимы (выделяют режимы десполитические, тоталитарные, авторитарные и др.) отличает жесткая централизация власти, контроль за средствами массовой информации, нетерпимость к инакомыслию, культ вождя, опирающийся на государственное принуждение и пр. Демократические (либеральные) режимы характеризуются осуществлением государственной власти на основе принципа разделения властей, выборности и сменяемости государственных органов, реализацией прав человека, политическим плюрализмом и др. Признаки демократического режима: разнообразие в общественной жизни; свобода  личности  в экономической сфере; действует принцип разделения властей (законодательная, исполнительная, судебная); существуют эффективные механизмы воздействия населения на государственную власть; гарантированность прав и свободы граждан; создаются и легально действуют аппозиционные партии. 
 

 15.Понятие  и классификация  функций государства.  Динамичная сторона государства реализуется в его функциях. Каждому типу государства характерны свои функции. Одни авторы в функциях усматривают прежде всего проявление сущности государства, другие – классовой сущности, третьи – его социальное назначение, четвертые  - основные направления его деятельности, пятые – предметно – политическую направленность государства. В определении функций государства следует исходить из динамической (функциональной) стороны государства – государственной власти. Функции государства – это главные направления и основные способы осуществления государственной власти. Классифицируются функции государства по различным критериям, в частности по сферам государственной деятельности, видам государственной политики, способам ее осуществления и другим основаниям. Функции государства связаны с его сущностью, а также функции государства отражают цели и задачи государства. Функции государства осуществляются в определенных формах и при помощи определенных методов. Критерии классификации функции государства: 1)по времени действия: постоянные и временные; 2)по значимости: основные и дополнительные; 3)по направленности: внутренние и внешние. Также некоторые ученые выделяют общесоциальные и классовые функции. 
 

 16.Характеристика  основных внутренних  функций государства. Экономическая , т.е. государство определенным образом регулирует экономические отношения (армия – собственность государства); правоохранительная (защита населения, охрана правопорядка, наказание преступников и иных лиц, совершивших противоправные поступки); социальная (забота о личности, и в первую очередь поддержка и помощь социально незащищенным  слоям  населения); идеологическая (духовная ценность, одна совокупность духовных ценностей, разрабатывается идеологическая программа для всего общества); экологическая (государство регулирует использование природных ресурсов и охраняет окружающую среду); хозяйственно – организаторская (организация производства, поощрение предпринимательства, управление внутренней торговлей); взимание налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджет; управление образованием, наукой, культурой;  
 

 17.Характеристика  основных внешних  функций государства. К ним относятся: защита государственных границ, организация таможни, решение иных вопросов национальной безопасности; дипломатические и торгово – экономические отношения с другими странами, участие в деятельности международных и межгосударственных отношений; культурный, научный и информационный обмен с другими государствами; борьба за мир, разоружение, неприменение силы в отношениях между государствами и народами, обуздание агрессоров; участие в международном контроле за обеспечение прав, свобод и законных интересов граждан во всех странах мира; участие в реализации межгосударственных экономических, культурных и социальных программ; функция экспальсии, захват чужих территорий. Она характерна для древних времен. Помощь своим гражданам вне страны.  
 

 18.Формы  и методы осуществления  функции государства. Функции государства осуществляются в определенных формах и при помощи определенных методов. Различают правовые и не правовые формы осуществления функции государств. Правовые формы предусмотрены правовыми нормами, а не правовые – предусмотрены иными социальными нормами. К правовым формам относятся: 1)правотворческая форма, т.е. государство осуществляет свои функции при создании и принятии законов и других нормативных правовых актов; 2)правоисполнительная форма, т.е. применять закон мало, надо внедрить в жизнь принятых законов. Реализация их на практике; 3)правоприменительная, это деятельность государственных органов и должностных лиц по разрешению конкретных юридических дел. В последнее время кроме перечисленных форм большое внимание уделяется договорной форме. К не правовым формам относятся: 1)организационно – регламентирующая, т.е. это текущая работа по обеспечению функционирования органов государства, связанная с подготовкой проектов документа, организации выборов, проведение референдумов и т.д. 2)организационно – хозяйственная – это хозяйственная работа связанная со статистикой, снабжением и бухгалтерским учетом. 3)организационно – идеологическая – т.е. это повседневная работа связанная с разъяснением вновь изданных нормативных актов и формирование общественного мнения. Методы при помощи которых осуществляются функции государства: принуждение и убеждение.

19.Аппарат  (механизм) государства.  В юридической науке понятия «государственный аппарат» и «механизм государства» различаются или же используются как синонимы. Различие заключается в том, что в понятие «механизм государства» включаются и материальные придатки государственного аппарата (вооруженные силы, милиция, исправительно – трудовые учреждения и т.п.), опираясь на которые государственный аппарат осуществляет свою деятельность. Механизм государства – это материальная часть государства или система органов при помощи которых осуществляются функции государства. В государственный механизм входят все ветви власти (законодательная, исполнительная и судебная), а также и иные органы государства. Характерные черты аппарата государства: аппарат государства построен в соответствии с иерархическим принципом – ниже стоящие подчиняются выше стоящим; аппарат государства невозможен без особой группы людей – государственных служащих, чиновников; аппарат государства связан с формой государства, сущностью его, с целями и задачами государства;  первичным элементом аппарата государства является орган государства. В аппарате государства выделяются 2 подсистемы: система высших органов государственной власти и управления; органы принуждения. Кроме того в механизм государства входят государственные учреждения (школы, больницы и т.д.), а также материально – вещественные дополнения (транспорт, банки, нотариальные конторы и т.д.). Главным звеном государственного механизма являются органы государства, т.е. государственный аппарат, наделенный властными полномочиями по управлению обществом. Реализация функций государства его механизмом строится на следующих принципах: 1)приоритет прав и свобод человека. Он предполагает соответствующие обязанности государственных органов, их служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы граждан, 2)демократизм предполагает широкое участие граждан в формировании и организации деятельности органов государственного аппарата, 3)законность выражает такое состояние общества, при котором государственные органы, с одной стороны, и граждане – с другой, обязаны строго соблюдать конституцию, законы и подзаконные акты. Толкование этих актов и применение на всей территории государства должно быть единообразным, 4)профессионализм. При его помощи создаются благоприятные условия для подбора и использования наиболее квалифицированных работников в государственном аппарате, 5)разделение властей предусматривает разделение государственной власти на: законодательную, исполнительную, судебную. Таким образом, механизм государства – это целостная, иерархическая система государственных органов учреждений и организаций практически осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства.   

Информация о работе Шпаргалка по "Общей теории права"