Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 13:12, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Истории государства и права".
Проблема охраны окружающей среды, экологической безопасности является, по общему мнению, наиболее значительной среди всех проблем, с которыми столкнулось человечество в XX в. и которые признаны глобальными. Это обусловлено тем, что все остальные проблемы, от которых зависит само существование человека, так или иначе связано с экологией. Негативное влияние человека на окружающую среду идет по многим направлениям.
В решении экологической проблемы большую роль могут сыграть государство и право, реализация ими природоохранительной функции.
Можно выделить следующие
направления государственно-
Во-первых, это совершенствование
правового регулирования
режим природопользования (порядок использования земли, эксплуатации лесных угодий, порядок восстановления причиненного в результате пользования ущерба, улучшения состояния земельных и других угодий и пр);
выделение особо охраняемых, режимных объектов (заповедники, заказники и т.п.), режимы их функционирования;
социальные и технические стандарты (например, нормы ПДК - предельно допустимых концентраций различных веществ в воздухе, воде, санитарно-гигиенические нормативы и т.д.);
порядок осуществления контроля и надзора за реализацией соответствующих правовых предписаний, средства защиты и охраны среды;
уголовно - и административно-правовые запреты (ответственность за загрязнение среды, браконьерство, незаконную порубку леса и др.);
процедуры решения спорных вопросов, реализации юридической ответственности, средства юридической защиты должностных лиц, осуществляющих природоохранительную деятельность и пр.
В России Государственное управление природопользованием и охраной окружающей среды осуществляется органами исполнительной власти общей компетенции и специально уполномоченными органами в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды.
Органами общей
компетенции, осуществляющими
В частности, в соответствии со ст.5 Закона "Об охране окружающей среды" 2002 г. к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся:
обеспечение проведения федеральной политики в области экологического развития РФ;
разработка и издание федеральных законов и иных нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды и контроль за их применением;
разработка, утверждение и обеспечение реализации федеральных программ в области экологического развития РФ;
объявление и установление правового статуса и режима зон экологического бедствия на территории РФ;
координация и реализация мероприятий по охране окружающей среды в зонах экологического бедствия;
установление порядка
осуществления государственного мониторинга
окружающей среды (государственного экологического
мониторинга), формирование государственной
системы наблюдений за состоянием окружающей
среды и обеспечение
установление требований в области охраны окружающей среды, разработка и утверждение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды;
установление порядка определения размера платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия на окружающую среду;
организация и проведение государственной экологической экспертизы;
установление порядка лицензирования отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды и его осуществление;
осуществление международного сотрудничества РФ в области охраны окружающей среды;
В настоящее время в России функционируют следующие специализированные органы управления охраной окружающей среды: Министерство природных ресурсов РФ, Государственный комитет РФ по ведению земельного кадастра, Государственный комитет РФ по рыболовству.
Во-вторых, это правоохранительная деятельность соответствующих органов государства, направленная на обеспечение законности в сфере природопользования и охраны окружающей среды, в том числе:
организация и деятельность суда, прокуратуры, органов внутренних дел;
организация и деятельность
выполняющих
деятельность администрации
соответствующих
В-третьих, деятельность
государства в сфере
участие государства в работе международных организаций, осуществляющих экологическую деятельность;
сотрудничество с
Международным союзом охраны природы
и другими подобными
обеспечение реализации международно-правовых соглашений и иных документов, направленных на решение природоохранительных задач (Общесистемная программа ООН по окружающей среде и др.).
В-четвертых, немалое
значение имеют и неправовые формы
природоохранительной деятельности государства.
Здесь можно указать на организацию
экологического воспитания населения,
экологической пропаганды, сотрудничество
с общественными объединениями,
осуществляющими
Принцип международного сотрудничества в настоящее время является одним из основополагающих в международно-правовом регулировании охраны окружающей среды. На нем основываются практически все действующие и разрабатываемые в данной области международно-правовые акты.
Так, в Стокгольмской декларации принципов 1972 г., содержание принципа сотрудничества (принцип 24) раскрывается следующим образом: "международные проблемы, связанные с охраной и улучшением окружающей среды, следует решать в духе сотрудничества всех стран, больших и малых на основе равноправия. Сотрудничество, основанное на многосторонних и двусторонних соглашениях или другой соответствующей основе, крайне важно для организации эффективного контроля, предотвращения, уменьшения и устранения отрицательного воздействия на окружающую среду, связанного с деятельностью, проводимой во всех странах, и это сотрудничество следует организовывать таким образом, чтобы в должной мере учитывать суверенные интересы всех государств".
В зависимости от конкретных проблем природоохранное сотрудничество может быть отнесено к сфере политического, экономического, научно-технического или правового сотрудничества государств. При этом, если сотрудничество по политическим вопросам направлено, прежде всего, на создание благоприятных международных условий, способствующих решению задачи охраны окружающей среды, то, например, сотрудничество в правовой области ведет к разработке и принятию международно-правовых принципов и норм, определяющих правовую природу и статус окружающей среды, цели осуществления природоохранной деятельности и международного сотрудничества в этой области, укрепляющих международный правопорядок, а также прогрессивно развивающих и кодифицирующих международное экологическое право.
К таким источникам относятся, например, Конвенция о биологическом разнообразии 1992 г., Всемирная Хартия природы 1982 г., Декларация РИО-92 и т.д.
24 вопрос. Понятие и виды автономии
Автономия - это предоставление
части государства, отличающейся какими-либо
географическими, национальными (этническими)
или иными особенностями
Автономии в основном
построены по национальному признаку.
Различаются два основных вида национальной
автономии - национально-территориальная
и национально-культурная. Национально
- территориальная автономия
Национально-территориальные
автономии разделяются на
Регулирование
общественных отношений представляет
собой основную социальную функцию
права и государства. Отсюда значение,
которое приобретает тот
Понятие МГПР позволяет:
Категория
МГПР — емкая и многогранная,
допускающая разные подходы и
позволяющая рассматривать ее в
различных аспектах. Считают, например,
что механизм государственно—правового
регулирования состоит из двух основных
полярных элементов: во-первых, это
способы воздействия: дозволения и
запреты, а также позитивное обязывание
(активная сторона), во-вторых, это способы
реализации, которые проявляются в фактическом
поведении людей, в совершении действий
или в воздержании от действий (результативная
сторона). Между названными способами
признается наличие промежуточных звеньев
— правосубъектности, юридических фактов,
правоотношений, представляющих собой
последовательные стадии перевода правовых
предписаний в упорядоченность общественных
отношений. Упускаются из виду источники
права, правовое сознание и правовая культура,
профессионально-юридическая культура,
акты реализации права и другие правовые
средства. Дозволения и запреты, а также
обязывания представляют собой наиболее
глубинный слой рассматриваемого механизма
и содержатся в нормах права. К тому же
они пронизывают и приводят в действие
все звенья МГПР: правоотношения, правоприменение,
акты реализации права, во многом предопределяя
их содержание и особенности. Механизм
государственно-правового регулирования
включает следующие главные стадии:
- формирования и общего действия юридических
норм, которая предполагает тесную связь
права с государством, зависимость первого
от последнего или, точнее, единство и
взаимосвязь права и государства при их
относительной самостоятельности;
- возникновения на основе юридических
фактов у конкретных субъектов права прав
и обязанностей — правоотношений как
индивидуализированной меры поведения.
В жизни нередко этой стадии предшествует
факультативная стадия — применение права,
без которой правоотношения возникнуть
не могут. Она имеет место, если существует
правовая патология в форме спора о праве
или правонарушения; осуществляется оперативно
— исполнительная, государственно—властная
организующая деятельность;
- реализации прав и обязанностей, осуществления
их в фактическом поведении, деятельности
субъектов права.
Указанным стадиям процесса правового
регулирования соответствуют элементы:
юридические нормы; индивидуальные государственно—властные
предписания или акты применения права;
правоотношения; акты реализации прав
и обязанностей (соблюдения запретов,
исполнения обязанностей, использования
прав и применения права).
Если попытаться сделать анатомический
срез всей правовой действительности,
то окажется, что на стадии формирования
и общего действия юридических норм вместе
с нормами права нужно рассматривать нормативные
юридические акты — акты правотворческой
процедуры, интерпретационные и конкретизирующие
акты, акты систематизации и т.д.; на стадии
возникновения прав и обязанностей вместе
с правоотношениями — юридические факты,
правосубъектность; на стадии реализации
прав и обязанностей вместе с актами реализации
— обеспечительные правоприменительные
акты. Роль государства меняется и имеет
свои особенности в связи со своеобразием
методов и способов правового регулирования,
о котором речь шла выше.
Собственно правые средства регулирования
общественных отношений подвергаются
существенному влиянию социальных и иных
факторов. Соответственно принято выделять
социальный механизм действия права —
т.е. всю систему социальных и иных факторов,
влияющих на перевод требований правовых
принципов и норм в правовое поведение
субъектов права. К основным стадиям данного
аспекта следует отнести: доведение правовых
принципов и норм до «сведенья адресатов;
направление правового поведения путем
формулирования в правовых актах социально
полезных целей — целеполагание; формирование
с помощью правовых предписаний социально
полезного правомерного поведения; социально
— правовой контроль. Названным стадиям
соответствуют следующие элементы социальной
действительности:
- правовая образованность и воспитанность
всего населения, профессионально—юридическая
культура должностных лиц, в том числе
работников правоохранительных органов;
- устойчиво положительные правовые установки
и ценностные ориентации населения, должностных
лиц и особенно работников правоохранительных
органов, которые должны к тому же отличаться
умением применять право, привычкой соблюдать
закон и правовой активностью;
- прочная законность и правопорядок;
- правосудие и другие способы защиты и
охраны прав, свобод и законных интересов
человека и гражданина.
Нельзя также игнорировать психологический
аспект МГПР, характеризующий происходящие
в результате правового регулирования
процессы формирования и функционирования
потребностей, интересов и мотивов (мотивации)
поведения участников общественных отношений.
Применительно к этому аспекту следует
анализировать такие элементы, как: сознание,
включая его правовую, нравственную и
политическую области или сферы; личность
в ее единстве с сознанием и деятельностью,
вычленяя по возможности все аспекты интеллектуальной,
волевой и эмоциональной сфер, а также
личностные характеристики, которые определяют
выбор правомерного или противоправного
варианта поведения в юридически значимых
ситуациях.
Одновременно возникает необходимость
определения тех качественных характеристик
названных элементов, которые делают работника
правоохранительной системы профессионалом.
Имеется в виду профессиональная культура,
состоящая, прежде всего, из профессионально—правового
и профессионально — нравственного компонентов.
Информация о работе Шпаргалка по "Истории государства и права"