Шпаргалка по "Истории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 13:12, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Истории государства и права".

Работа содержит 1 файл

тгп шпора.docx

— 90.79 Кб (Скачать)

23 вопрос. Государство, право и экология

Проблема охраны окружающей среды, экологической безопасности является, по общему мнению, наиболее значительной среди всех проблем, с которыми столкнулось  человечество в XX в. и которые признаны глобальными. Это обусловлено тем, что все остальные проблемы, от которых зависит само существование  человека, так или иначе связано  с экологией. Негативное влияние  человека на окружающую среду идет по многим направлениям.

В решении экологической  проблемы большую роль могут сыграть  государство и право, реализация ими природоохранительной функции.

Можно выделить следующие  направления государственно-правового  воздействия на решение экологических  проблем1.

Во-первых, это совершенствование  правового регулирования природоохранительной деятельности. Законодательство закрепляет:

режим природопользования (порядок использования земли, эксплуатации лесных угодий, порядок восстановления причиненного в результате пользования  ущерба, улучшения состояния земельных  и других угодий и пр);

выделение особо  охраняемых, режимных объектов (заповедники, заказники и т.п.), режимы их функционирования;

социальные и технические  стандарты (например, нормы ПДК - предельно  допустимых концентраций различных  веществ в воздухе, воде, санитарно-гигиенические  нормативы и т.д.);

порядок осуществления  контроля и надзора за реализацией  соответствующих правовых предписаний, средства защиты и охраны среды;

уголовно - и административно-правовые запреты (ответственность за загрязнение  среды, браконьерство, незаконную порубку  леса и др.);

процедуры решения  спорных вопросов, реализации юридической  ответственности, средства юридической  защиты должностных лиц, осуществляющих природоохранительную деятельность и  пр.

В России Государственное  управление природопользованием и  охраной окружающей среды осуществляется органами исполнительной власти общей  компетенции и специально уполномоченными  органами в области использования  природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Органами общей  компетенции, осуществляющими государственное  управление использованием и охраной  природных ресурсов, являются: Президент  РФ; Правительство России; Советы министров  республик в составе РФ; администрация  иных субъектов РФ, а также органы местной администрации.

В частности, в соответствии со ст.5 Закона "Об охране окружающей среды" 2002 г. к полномочиям органов  государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся:

обеспечение проведения федеральной политики в области  экологического развития РФ;

разработка и издание  федеральных законов и иных нормативных  правовых актов в области охраны окружающей среды и контроль за их применением;

разработка, утверждение  и обеспечение реализации федеральных  программ в области экологического развития РФ;

объявление и установление правового статуса и режима зон  экологического бедствия на территории РФ;

координация и реализация мероприятий по охране окружающей среды  в зонах экологического бедствия;

установление порядка  осуществления государственного мониторинга  окружающей среды (государственного экологического мониторинга), формирование государственной  системы наблюдений за состоянием окружающей среды и обеспечение функционирования такой системы;

установление требований в области охраны окружающей среды, разработка и утверждение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области  охраны окружающей среды;

установление порядка  определения размера платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ  в окружающую среду, размещение отходов  и другие виды негативного воздействия  на окружающую среду;

организация и проведение государственной экологической  экспертизы;

установление порядка  лицензирования отдельных видов  деятельности в области охраны окружающей среды и его осуществление;

осуществление международного сотрудничества РФ в области охраны окружающей среды;

В настоящее время  в России функционируют следующие  специализированные органы управления охраной окружающей среды: Министерство природных ресурсов РФ, Государственный  комитет РФ по ведению земельного кадастра, Государственный комитет  РФ по рыболовству.

Во-вторых, это правоохранительная деятельность соответствующих органов  государства, направленная на обеспечение  законности в сфере природопользования и охраны окружающей среды, в том  числе:

организация и деятельность суда, прокуратуры, органов внутренних дел;

организация и деятельность выполняющих природоохранительные задачи комиссий и иных организаций (лесоохраны, рыбоохраны и пр);

деятельность администрации  соответствующих государственных  учреждений, предприятий, организаций (в том числе администрации  заповедников, заказников и пр.).

В-третьих, деятельность государства в сфере международно-правовых отношений. Здесь можно указать  на следующие формы:

участие государства  в работе международных организаций, осуществляющих экологическую деятельность;

сотрудничество с  Международным союзом охраны природы  и другими подобными неправительственными организациями;

обеспечение реализации международно-правовых соглашений и  иных документов, направленных на решение  природоохранительных задач (Общесистемная  программа ООН по окружающей среде  и др.).

В-четвертых, немалое  значение имеют и неправовые формы  природоохранительной деятельности государства. Здесь можно указать на организацию  экологического воспитания населения, экологической пропаганды, сотрудничество с общественными объединениями, осуществляющими природоохранительную деятельность, вовлечение в эту работу широких слоев населения.

Принцип международного сотрудничества в настоящее время  является одним из основополагающих в международно-правовом регулировании  охраны окружающей среды. На нем основываются практически все действующие  и разрабатываемые в данной области  международно-правовые акты.

Так, в Стокгольмской  декларации принципов 1972 г., содержание принципа сотрудничества (принцип 24) раскрывается следующим образом: "международные  проблемы, связанные с охраной  и улучшением окружающей среды, следует  решать в духе сотрудничества всех стран, больших и малых на основе равноправия. Сотрудничество, основанное на многосторонних и двусторонних соглашениях  или другой соответствующей основе, крайне важно для организации  эффективного контроля, предотвращения, уменьшения и устранения отрицательного воздействия на окружающую среду, связанного с деятельностью, проводимой во всех странах, и это сотрудничество следует  организовывать таким образом, чтобы  в должной мере учитывать суверенные интересы всех государств".

В зависимости от конкретных проблем природоохранное  сотрудничество может быть отнесено к сфере политического, экономического, научно-технического или правового  сотрудничества государств. При этом, если сотрудничество по политическим вопросам направлено, прежде всего, на создание благоприятных международных  условий, способствующих решению задачи охраны окружающей среды, то, например, сотрудничество в правовой области  ведет к разработке и принятию международно-правовых принципов и  норм, определяющих правовую природу  и статус окружающей среды, цели осуществления  природоохранной деятельности и  международного сотрудничества в этой области, укрепляющих международный  правопорядок, а также прогрессивно развивающих и кодифицирующих международное  экологическое право.

К таким источникам относятся, например, Конвенция о  биологическом разнообразии 1992 г., Всемирная  Хартия природы 1982 г., Декларация РИО-92 и т.д.

24 вопрос. Понятие и виды автономии

Автономия - это предоставление части государства, отличающейся какими-либо географическими, национальными (этническими) или иными особенностями определенной формы самостоятельности. Автономии  могут существовать как в унитарном, так и в федеративном государстве.

Автономии в основном построены по национальному признаку. Различаются два основных вида национальной автономии - национально-территориальная  и национально-культурная. Национально - территориальная автономия образуется в случае компактного проживания национальных меньшинств на определенной территории. Национально-культурная автономия  сознается в случае, когда национальные меньшинства не занимают какой-то ограниченной территории, а расположены в пределах государства. Национально-культурные автономии создаются в виде национальных организаций. Согласно ст. 1 Федерального закона от 17 июня 1996 г. «О национально-культурной автономии» национально-культурная автономия - это форма национально-культурного  самоопределения, представляющая собой  общественное объединение граждан  Российской федерации, относящих себя к определенным этническим общностям, на основе их добровольной самоорганизации  в целях самостоятельного решения  вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры.   

 Национально-территориальные  автономии разделяются на политические  и административные. Политическая  автономия предполагает возможность  издания собственных законов  (иногда - конституции), наличие собственных  законодательных и исполнительных органов, обладающих более широкими полномочиями, чем органы просто административно-территориальных единиц. Административная автономия не обладает элементами государственности, однако учитываются национальные особенности (преподавание, издание газет, судопроизводство на национальном языке, учет местных обычаев в правовой сфере и т. п.).

25 вопрос. Механизм государственно-правового регулирования

Регулирование общественных отношений представляет собой основную социальную функцию  права и государства. Отсюда значение, которое приобретает тот механизм, с помощью которого достигаются  цели права и государства, т.е. механизм государственно-правового регулирования (в последующем — МГПР). 
Понятие МГПР позволяет:

  1. собрать вместе все части юридической надстройки и факторы, на нее влияющие;
  2. расставить их по своим местам;
  3. увидеть те основные функции, которые выполняют юридические, социальные, психологические и другие факторы в процессе правового регулирования, т.е. в процессе выполнения правом своих функций;
  4. понять процесс трансформации правовых принципов и норм в поведение (правомерное и противоправное), возникновение законности и правопорядка или правового нигилизма;
  5. обосновать необходимость совершенствования правового регулирования в обществе, повышения эффективности и качества реализации права, уровня юридической культуры всего населения и профессиональной культуры всех работников механизма аппарата государства, особенно правоохранительных органов.

Категория МГПР — емкая и многогранная, допускающая разные подходы и  позволяющая рассматривать ее в  различных аспектах. Считают, например, что механизм государственно—правового регулирования состоит из двух основных полярных элементов: во-первых, это  способы воздействия: дозволения и  запреты, а также позитивное обязывание (активная сторона), во-вторых, это способы реализации, которые проявляются в фактическом поведении людей, в совершении действий или в воздержании от действий (результативная сторона). Между названными способами признается наличие промежуточных звеньев — правосубъектности, юридических фактов, правоотношений, представляющих собой последовательные стадии перевода правовых предписаний в упорядоченность общественных отношений. Упускаются из виду источники права, правовое сознание и правовая культура, профессионально-юридическая культура, акты реализации права и другие правовые средства. Дозволения и запреты, а также обязывания представляют собой наиболее глубинный слой рассматриваемого механизма и содержатся в нормах права. К тому же они пронизывают и приводят в действие все звенья МГПР: правоотношения, правоприменение, акты реализации права, во многом предопределяя их содержание и особенности. Механизм государственно-правового регулирования включает следующие главные стадии: 
- формирования и общего действия юридических норм, которая предполагает тесную связь права с государством, зависимость первого от последнего или, точнее, единство и взаимосвязь права и государства при их относительной самостоятельности; 
- возникновения на основе юридических фактов у конкретных субъектов права прав и обязанностей — правоотношений как индивидуализированной меры поведения. В жизни нередко этой стадии предшествует факультативная стадия — применение права, без которой правоотношения возникнуть не могут. Она имеет место, если существует правовая патология в форме спора о праве или правонарушения; осуществляется оперативно — исполнительная, государственно—властная организующая деятельность; 
- реализации прав и обязанностей, осуществления их в фактическом поведении, деятельности субъектов права. 
Указанным стадиям процесса правового регулирования соответствуют элементы: юридические нормы; индивидуальные государственно—властные предписания или акты применения права; правоотношения; акты реализации прав и обязанностей (соблюдения запретов, исполнения обязанностей, использования прав и применения права). 
Если попытаться сделать анатомический срез всей правовой действительности, то окажется, что на стадии формирования и общего действия юридических норм вместе с нормами права нужно рассматривать нормативные юридические акты — акты правотворческой процедуры, интерпретационные и конкретизирующие акты, акты систематизации и т.д.; на стадии возникновения прав и обязанностей вместе с правоотношениями — юридические факты, правосубъектность; на стадии реализации прав и обязанностей вместе с актами реализации — обеспечительные правоприменительные акты. Роль государства меняется и имеет свои особенности в связи со своеобразием методов и способов правового регулирования, о котором речь шла выше. 
Собственно правые средства регулирования общественных отношений подвергаются существенному влиянию социальных и иных факторов. Соответственно принято выделять социальный механизм действия права — т.е. всю систему социальных и иных факторов, влияющих на перевод требований правовых принципов и норм в правовое поведение субъектов права. К основным стадиям данного аспекта следует отнести: доведение правовых принципов и норм до «сведенья адресатов; направление правового поведения путем формулирования в правовых актах социально полезных целей — целеполагание; формирование с помощью правовых предписаний социально полезного правомерного поведения; социально — правовой контроль. Названным стадиям соответствуют следующие элементы социальной действительности: 
- правовая образованность и воспитанность всего населения, профессионально—юридическая культура должностных лиц, в том числе работников правоохранительных органов; 
- устойчиво положительные правовые установки и ценностные ориентации населения, должностных лиц и особенно работников правоохранительных органов, которые должны к тому же отличаться умением применять право, привычкой соблюдать закон и правовой активностью; 
- прочная законность и правопорядок; 
- правосудие и другие способы защиты и охраны прав, свобод и законных интересов человека и гражданина. 
Нельзя также игнорировать психологический аспект МГПР, характеризующий происходящие в результате правового регулирования процессы формирования и функционирования потребностей, интересов и мотивов (мотивации) поведения участников общественных отношений. Применительно к этому аспекту следует анализировать такие элементы, как: сознание, включая его правовую, нравственную и политическую области или сферы; личность в ее единстве с сознанием и деятельностью, вычленяя по возможности все аспекты интеллектуальной, волевой и эмоциональной сфер, а также личностные характеристики, которые определяют выбор правомерного или противоправного варианта поведения в юридически значимых ситуациях. 
Одновременно возникает необходимость определения тех качественных характеристик названных элементов, которые делают работника правоохранительной системы профессионалом. Имеется в виду профессиональная культура, состоящая, прежде всего, из профессионально—правового и профессионально — нравственного компонентов.
 

Информация о работе Шпаргалка по "Истории государства и права"