Шпаргалка по "Истории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 13:12, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Истории государства и права".

Работа содержит 1 файл

тгп шпора.docx

— 90.79 Кб (Скачать)

Ирригационная теория обращает особое внимание на то обстоятельство, что в некоторых регионах земного шара земледелие было невозможно без искусственного орошения (например, в Древнем Египте), поэтому возникла необходимость в организации крупных общественных работ по строительству ирригационных сооружений (плотин, каналов и т.п.). Для этого и был создан специальный аппарат – государство.

По мнению сторонников  теории насилия (Л. Гумплович, К. Каутский), государство возникло потому, что в первобытном обществе сильные племена покоряли слабые, и чтобы управлять завоеванными территориями и обеспечивать покорность, создали специальный аппарат управления и подавления. Государство есть результат прямого политического действия – внутреннего или внешнего насилия, завоевания. Следствием победы большинства над меньшинством или более сильного племени над более слабым является учреждение победителем государства. Оно становится органом управления побежденными. В результате завоевания возникает не только государство, но и деление общества на классы, частная собственность.

Согласно марксистской теории происхождения государства, на определенном этапе формирования общества вследствие развития его производительных сил (отделения скотоводства от земледелия, возникновения ремесел, торговли) появляются излишки продуктов сверх необходимого для личного потребления минимума и накапливаются в руках отдельных лиц, т.е. возникает частная собственность, что, в свою очередь, приводит к расколу общества на классы с противоречивыми интересами (богатые и бедные, рабы и рабовладельцы). В результате экономически господствующему классу (рабовладельцам) понадобилось государство как специальный аппарат, «машина», с помощью которой можно удерживать в повиновении угнетенный класс. Происхождение государства объясняется расколом общества на антагонистические классы вследствие разделения труда и появления частной собственности. Государство возникает как следствие непримиримости классовых интересов, как политическая организация экономически господствующего класса и орудие подавления им других классов и слоев.

Политическая  теория, наряду с классовыми, выделяет и другие причины возникновения государства:

углубление общественного  разделения труда, выделение управления в целях повышения его эффективности  в специальную отрасль общественной деятельности. По мере развития производительных сил, расширения хозяйственных и иных связей, укрупнения человеческих общностей у общества появилась потребность в усилении управленческих функций и сосредоточении их у определенных лиц и органов;

демографические факторы, изменения в воспроизводстве  самого человека. Здесь имеется в  виду рост численности и плотности  населения, переход народов от кочевого к оседлому образу жизни, запрет кровосмешения  и упорядочение брачных отношений. Все это повышало потребность  общества в регулировании взаимосвязей между людьми, проживающими на определенной территории.

В литературе выделяются и некоторые другие факторы, влияющие на образование государства: географические, этнические и т.п. Таким образом, возникновение государственности  обусловлено многими причинами, среди которых различные концепции  выделяют, как правило, какую-либо одну в качестве определяющей. Государство  возникает, существует и развивается  как результат усложнения экономической  и социальной жизни, как форма  удовлетворения потребностей в упорядочении, регулировании и управлении общественными  делами.

19 вопрос. ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Государственная власть в современном обществе базируется на совокупности изложенных ниже принципов:

I. В юридической и политической практике представления о демократическом правовом государстве неотделимы от принципа разделения властей. Следует избегать упрощенного и догматического толкования этого принципа как механического разделения государственной власти на три ветви: законодательную, исполнительную, судебную.

Смысл идеи разделения властей — не допустить злоупотребления  властью, ее монополизации, концентрации в пределах одной ветви. А вот  конкретные пути достижения такого результата (в чем и заключается содержание принципа разделения властей) в разные эпохи и разными мыслителями  предлагались различные.

Современное смысловое  содержание разделения властей, как  принципа организации и функционирования государственной власти включает:  
• четкое распределение функций, предметов ведения и полномочий органов государственной власти — законодательной, исполнительной, судебной, их структурных подразделений и должностных лиц, регулируемое законами, указами, постановлениями, положениями и другими правовыми актами;  
• независимость и самостоятельность оперативной деятельности каждой ветви власти, каждого органа и должностного лица в границах права и компетенции;  
• обеспечение в системе государственной власти механизма взаимного уравновешивания, сдерживания всех ветвей власти и контроля;  
• гарантированное конституцией, законами, административно-правовыми актами реальное вовлечение общественных объединений, организаций в процесс принятия политико-управленческих решений и их реализации;  
• социальный (общественно-гражданский) контроль за всеми ветвями власти, обеспеченный правовыми и организационно-структурными механизмами.

II. Другой, не менее значимый принцип организации и функционирования государственной власти — ее подчиненность Праву, регулируемость законами.

III. Если государственная власть организуется и осуществляет свои полномочия в силу (и на основе) правовых норм, то отсюда следует еще один важный принцип — ее безличность. Российскому обществу еще предстоит преодолеть персонифицированное отношение к власти, политике, этот своего рода традиционализм политической культуры, проявляющийся в том, что власть воспринимается только как персональная, как власть конкретной личности, которой эта личность наделена, обладает.

В правовом демократическом  государстве должны властвовать  не лица, а правовые нормы, общие  правила. Лица, обладающие властью, подчинены  этим правилам одинаково с лицами, не имеющими власти, они являются исполнителями  предписаний, которые отражены в  Конституции, законах и кодексах.

IV. Основополагающие начала правового демократического государства включают и такой принцип организации государственной власти, как ограниченность, предельность влияния на общество, очерчивание заданных масштабов государственных задач и функций, количества видов государственно-властных структур и органов государственного аппарата.

V. Концентрированным выражением всех указанных принципов организации и отправления государственной власти, своего рода началом, условием и критерием состоятельности власти является принцип легитимности, который принято отождествлять с законностью происхождения власти, выборностью, занятием должности на основе норм Права. Однако легитимность выходит за пределы такого понимания.

Не являясь правовым процессом и не обладая поэтому  юридическими функциями, легитимность власти основана на взаимодоверительности отношений: народ признает власть и добровольно следует ее установлениям, власть, в свою очередь, обязуется выполнять делегированные ей народом функции. В этом смысле легитимной может считаться и абсолютная монархия, в той мере, в какой она соответствует общепринятым нормам и представлениям о власти, характерным для данного общества.

М. Вебер в зависимости  от мотивов подчинения власти выделяет три основных типа легитимности:  
• традиционная (основана на обычаях и традициях, привычке повиноваться власти, вере в священность существующих порядков; власть носит личный характер, передается по наследству, освящается традиционными нормами и религией, она сакральна);  
• харизматическая (ее источником являются качества личности — харизматического лидера). Этот тип легитимности обладает меньшей устойчивостью и запасом прочности, так как основывается на эмоционально-личностном отношении вождя и массы (любая ошибка власти может привести к утрате ее харизмы, доверия народа к ее представителям);  
• рационально-легальная (основана на формально-рациональных процедурах и законах, на рациональнопонятом интересе, побуждающем людей подчиняться решениям правительства).

Традиционная  легитимность (традиционное государство) свойственна монархиям, харизматическая легитимность наиболее характерна в периоды революционных перемен как переходная форма власти от традиционной к рациональной, рационально-легальная свойственна современным демократическим государствам.

Признание власти осуществляется на различных уровнях легитимности:  
• идеологическом (признание народом целей и ценностей данного политического режима, его идеологии);  
• структурном (признание народом эффективности и законности существующих политических институтов, устройства государства);  
• персональном (доверие населения к конкретным политическим элитам и политическим лидерам).

20 вопрос. . Правовое государство: понятие и основные признаки.

  Правовым  считается такое государство, которое признает в качестве своих особенностей и институтов разделение властей, независимость суда, законность управления, правовую защиту граждан от нарушения их прав государственной властью и возмещение ущерба, нанесенного им публичным учреждением.

  Правовое  государство характеризуется прежде всего тем, что оно само ограничивает себя действующими в нем правовыми  нормами, которым обязаны подчиняться  все без исключения государственные  органы, должностные лица, общественные объединения и граждане. Его важнейшим  принципом является верховенство права.

  Правовое  государство — это, в первую очередь, конституционное государство, которое  и является практическим воплощением  идеи правового государства. Конституция  является центром правовой системы. На ее базе строится механизм законности в правовом государстве. Конституция  Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, применяемые в Российской Федерации, не должны противоречить  Российской Конституции (ст. 15 Конституции  РФ).

  Господство  закона — неотъемлемый признак правового государства. Господство закона не означает его всесилие, не означает, что право в нашем обществе может служить панацеей от всех наших бед, что достаточно принять хороший закон — и любая острая проблема будет решена.

  Одной из важных характерных черт правового  государства, связанных с его  взаимоотношением с гражданами, является наличие развернутых юридических  процедур, рассчитанных на любые ситуации, с которыми могут столкнуться  граждане.

  Правовое  государство базируется на следующих принципах:

1) наиболее  полное обеспечение прав и  свобод человека и гражданина, создание для личности режима  правового стимулирования (т. е.  социальный аспект);

2) последовательное  ограничение с помощью права  государственной власти, основанной  на принципе разделения властей,  федерализме, верховенстве закона  и наличии гражданского общества.

21 вопрос. Соотношение государства и права. 
 
Соотношение государства и права можно охарактеризовать через единство, различия и взаимосвязь этих понятий. 
Единство состоит в том, что государство и право: 
-возникают и развиваются совместно; 
-выступают средствами управления, инструментами власти; 
-призваны сочетать и обеспечивать личные, групповые и общественные интересы; 
-основаны на едином базисе, определяются социально-экономическими, духовными и другими факторами. Различия между государством и правом: 
-если государство есть особая организация политической власти, то право есть социальный регулятор; 
-если первичным элементом государства является государственный орган, то первичным элементом права является юридическая норма; 
~государство и право не совпадают по формам, по функциям. 
Взаимодействие государства и права: 
-воздействие государства на право состоит в том, что государство формирует, изменяет, отменяет право (правотворчество), а также реализует и охраняет его (правоприменение); 
-право воздействует на государство, упорядочивая деятельность государственного аппарата, устанавливая компетенцию его органов. 
Выделяют два основных типа взаимоотношений между государством и правом 
-когда государство стоит «над правом» и в случае, если это диктуется государственной целесообразностью, может правом пренебречь (примат государства над правом в условиях режима тоталитарной законности); 
-когда право стоит «над государством», выступая его ограничителем (примат права над государством в условиях режима правозаконности).

22 вопрос. Целостность – признак и ценностное свойство государства 
Государство – это одна из разновидностей социальных систем[1], которому, наряду с его известными и исследованными ранее признаками – публичная власть, территория, право и др. – свойственны и определенные системные признаки: целостность, структура, управление, связи, самоорганизация, цели. 
Несмотря на значимость отдельных признаков государства как определенной системной организации, в социальных системах ведущая роль принадлежит такому признаку, как целостность. Его превалирующее положение обусловлено прежде всего тем, что целостность выступает условием существования системы (государства), выражением всех иных признаков. Ведь именно целостность характеризует все то устойчивое, стабильное, глубинное, что свойственно системе как системе, обусловливает ее цельность, единство, динамику, взаимосогласованность входящих частей, элементов, устраняет их антагонизм и т.д. 
Целостность не только свидетельствует об объекте как системе, но и способствует его самостоятельному существованию, 
352 
придает своеобразный незримый знак качества, выступает объективной тенденцией развития государства. Целостность государства возникает в результате интеграции между отдельными частями общества, социально-политической системы, взаимодействия их свойств, признаков, функций и т.д., но в рамках единого, общего или целого. 
Целостность – это определенный ориентир развития общества, социально-политической системы, своеобразный дирижер, архитектор, обусловливающий всю композиционную направленность государства, его архитектонику.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории государства и права"