Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 13:12, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Истории государства и права".
Форма государственного
устройства - это политико-территориальное
устройство государства, характер взаимоотношений
между центральными и местными
властями. Решать
абсолютно все задачи, стоящие перед государством,
из центра нецелесообразно, а во многих
случаях и невозможно. Поэтому территория
государства после определенного порога
численности населения и размеров территории
делится на части, каждая из которых имеет
свои органы власти и управления. Возможны
различные варианты взаимоотношений между
центральными и местными властями. По
форме государственного устройства различают:
1) унитарное государство, представляющее
собой единое государство, части которого
не обладают признаками государственности.
Унитарное государство делится на административно- |
Механизмом государства называют систему государственных органов и организаций, действующую на основе единых, законодательно закрепленных принципов, призванную реализовывать государственную власть, выполнять функции и решать задачи государства. Для изучения механизма государства используют структурно-функциональный подход. Он представляет собой одно из направлений системного анализа и базируется на исследовании структуры и функций механизма государства в их взаимосвязи, определяет роль и место элементов системы.
Признаки
механизма государства: 1) наличие
системы государственных органов, которая
базируется на принципе разделения властей
в организации и деятельности государственного
аппарата; 2) сложная структура; 3) взаимообратная
связь между функциями государства и государственным
механизмом; 4) решение задач по обеспечению
управления государством и выполнению
государственных функций. Структуру механизма
государства составляют следующие виды
(группы, подразделения) государственных
органов: 1) государственные органы, которые
связаны между собой отношениями соподчинения
и наделены правами совершать действия
от имени государства: – органы представительной
власти; – органы исполнительной власти;
– судебные органы; – контрольно-надзорные
органы; 2) государственные учреждения,
которые не обладают властными полномочиями
и специально не исполняют функции по
управлению, но на основании государственной
собственности, а также властных распоряжений
вышестоящих органов они осуществляют
функции в области производства, культуры,
науки, образования, здравоохранения и
т. д.: 1) государственные учреждения и организации,
осуществляющие организационно-
Механизм государства действует на основе принципа разделения властей, который заключается в том, что государственная власть делится на следующие ветви власти: 1) законодательная – власть, которая имеет верховный характер, так как формируется напрямую и непосредственно народом и определяет правовую базу государственной, а также общественной жизни; 2) исполнительная – та власть, которая представляет, которая занимается непосредственной реализацией, проведением в жизнь принятых законодательными органами нормативных документов; 3) судебная – власть, которая действует самостоятельно от исполнительной и законодательной, посредством судебных органов осуществляет охрану прав и свобод граждан, защищает правовые устои государственной и общественной жизни от каких-либо посягательств независимо от того, кто совершил данное нарушение.
Орган государства – это самостоятельное подразделение аппарата государственной власти, а также юридически оформленная, экономически и организационно обособленная часть государственного механизма, которая наделена государственно-властными полномочиями и имеет все необходимые средства для реализации задач и функций государства в пределах своих полномочий. Орган государства формируется на основе нормативно-правовых документов, которые определяют принципы его организации и сферу деятельности как одного из подразделений государственного аппарата. В соответствии с этим можно выделить следующие признаки органа государства: 1) юридически организационный и экономически определенный характер; 2) наличие собственной структуры; 3) имеет государственно-властные полномочия; 4) государственные гражданские служащие выступают от имени всего государства; 5) наделение полномочиями в конкретной сфере общественной жизни, учитывая предназначение и место в государственном механизме; 6) выполнение строго определенных государственных функций и задач; 7) обладание правом на издание юридических актов; 8) наличие нужных материальных средств; 9) реализация деятельности на базе нормативных правовых актов; 10) близкое взаимодействие с иными государственными органами. Виды государственных органов разделяют на несколько групп в зависимости: 1) от порядка их формирования; 2) объема выполняемых полномочий; 3) широты компетенции; 4) характера организационно-правовых форм деятельности (в соответствии с принципом разделения властей); 5) числа государственных гражданских служащих; 6) времени функционирования. В зависимости от порядка формирования государственные органы делят: 1) на первичные – к ним относят органы, которые формируются (избираются) напрямую и непосредственно населением (парламент, президент) в определенном законом порядке; 2) производные – органы, которые формируются первичными органами государства (например, правительство). В зависимости от объема выполняемых полномочий выделяют: 1) высшие органы власти – это правительство, парламент и т. д.; 2) центральные, в частности министерства; 3) местные – государственные органы субъектов Федерации и т. п. В зависимости от широты компетенции различают: 1) органы общей компетенции – это президент, правительство и др.; 2) органы специальной компетенции – это министерства, различные службы и агентства. В зависимости от числа государственных гражданских служащих существуют органы: 1) коллегиальные – те, которые принимают решение большинством голосов, например правительство; 2) единоличные – где решения принимаются единолично руководителем, например президентом. В зависимости от характера организационно-правовых форм деятельности различают: 1) законодательные; 2) исполнительные; 3) судебные; 4) контрольно-надзорные органы. В зависимости от времени функционирования: 1) постоянные органы – составляют большинство государственных органов, рассчитаны на функционирование в нормальных условиях; 2) временные, которые создаются в чрезвычайных условиях, а также для реализации каких-либо крупномасштабных задач.
Законность – это основная категория юридической науки и практики. Даже самый совершенный закон будет действенным лишь тогда, когда он выполняется, влияет на общественные отношения, поведение и сознание людей, т. е. эффективность права можно охарактеризовать понятием «законность». Законность, таким образом, – это соблюдение всеми субъектами права законов и подзаконных актов. Формирование гражданского общества потребует качественно нового уровня законности. Законность формулирует общий принцип отношения общества к праву в целом. Сущность законности состоит в настойчивом и точном, строгом соблюдении, исполнении и применении законов и подзаконных актов, которые действуют на территории государства, всеми субъектами права, а именно гражданами, должностными лицами, государственными и общественными организациями. Принципы законности – это принципиальные положения правовой жизни общества, которые выражают содержание законности. К принципам законности относят: 1) единство законности; 2) верховенство законности; 3) связь законности с культурой; 4) связь законности с целесообразностью; 5) всеобщность законности; 6) гарантирование прав и свобод личности; 7) неотвратимость наказания за нарушение закона. Единство законности – это понимание и применение нормативных актов, оно должно быть одинаковым на территории всей страны. Всеобщность законности обозначает равенство всех перед законом независимо от благосостояния, социального положения, национальности и других признаков. Последовательное претворение в жизнь данного принципа реализует и гарантирует права и свободы личности, а также равную ответственность всех перед законом. Существует взаимосвязь законности с общей культурой населения страны. От культурного уровня общества будет зависеть состояние законности. Законность же опирается на правовые (культурные) законы и правовую культуру. Цивилизованные, культурные законы формируют нормативную базу законности, а правовая культура является условием для создания правовых законов и их качественной реализации. Связь законности с целесообразностью проявляется в недопустимости отступлений от предписаний законов по соображениям полагаемой целесообразности. Гарантированность прав и свобод личности проявляется в конституционной обязанности государства защитить права и свободы человека и гражданина. Гарантиями законности являются условия и средства, которые могут создать прочную основу точной и строгой реализации законов всеми субъектами права. В систему гарантий законности входят социально-экономические, политические, идеологические, юридические и общественные гарантии. Верховенство Конституции и закона понимается таким образом, что законы имеют высшую юридическую силу и выступают главным регулятором всех общественных отношений. Иные нормативные акты при этом являются подзаконными и принимаются на основании и во исполнение законов. Неотвратимость наказания за нарушение закона состоит в том, что каждое правонарушение должно быть раскрыто, а виновные в его совершении обязаны понести соответствующее содеянному наказание.
Функции государства: понятие и классификация. Функции государства - особый механизм государственного воздействия на общественные отношения и процессы, охватывающий основные направления деятельности государства по управлению обществом. Функции государства тесно связаны с характеристиками государства, его типом и формой. С эволюцией государства, эволюционируют и его функции. Классификация функций государства: 1. По времени действия: постоянные и временные. 2. По сфере политической направленности: внутренние и внешние. 3. По сферам общественной жизни: экономические (развитие экономики), социальные (охрана прав и свобод), политические (охрана суверенитета), идеологические (образование, наука). 4. По значимости: основные и не основные (другая точка зрения - глобальные и региональные). 5. По процессу реализации государственной власти: законодательные, управленческие, правоохранительные, информационные.
Характеристика внешних функций государства. 1. Функция обороны страны - состоит в.деятельности по поддержанию достаточного уровня обороноспособности общества, отвечающего требованиям его национальной безопасности, направлена на защиту суверенитета и территориальной целостности государства. 2. Ведение захватнических войн - направлена на присоединение новых территорий, имеющих стратегическое значение или богатых сырьевыми ресурсами. Сегодня захватнические войны потеряли традиционный характер. Они ведутся одним государством - США, и внешне уже не направлены на присоединение территорий; их первоочередные цели - разгром вооруженных сил государства, разрушение экономической инфраструктуры, установление политического господства; но стратегические цели остались неизменными - получение экономических, политических, военных и прочих «дивидендов». 3. Поддержание мирового порядка - деятельность государства по предотвращению войн, участие в урегулировании межнациональных и межгосударственных конфликтов, избавление от излишков оружия массового поражения. Эта функция тесно связана с функцией обороны страны, и включает также деятельность, направленную на постоянную модернизацию вооруженных сил, поддержание их в боеготовности, так как поддержка мирового порядка под силу только мощной военной державе. 4. Сотрудничество с другими государствами - развитие экономических, политических, культурных отношений с другими странами. Рассматривая вопрос о классификации функций, следует иметь ввиду, что всякое деление во многом условно, в том числе, деление функций на внутренние и внешние. Деятельность государства внутри страны в экономической, политической, социальной, идеологической и других сферах - зависит от внешних условий, от внешнеэкономических, внешнеполитических и др. связей. Кроме того, следует учитывать, что функции не остаются неизменными, они постоянно развиваются, одни отмирают, другие появляются. Формы осуществления функций государства - это внешнее выражение деятельности Государства, специфика ее проявления. Формы характеризуют связь государства с правом, как одним из основных средств властвования. Выделяют правовые и неправовые формы. К правовым формам относятся: 1) Правотворческая - деятельность по подготовке и изданию нормативных актов. 2) Правоприменительная - деятельность по реализации нормативных актов путем принятия правоприменительных актов; это повседневная оперативная управленческая деятельность. 3) Правоохранительная - деятельность, направленная на поддержание правопорядка, защиту прав и свобод человека и гражданина; это меры, которые государство принимает по предупреждению, пресечению правонарушений и привлечению к юридической ответственности виновных лиц.
Информация о работе Шпаргалка по "Истории государства и права"