Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 13:12, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Истории государства и права".
Феодализм – общественный строй, для которого было характерно преобладание в экономике сельскохозяйственного производства, господство натурального хозяйства , существование двух основных социальных групп (феодалов и крестьян), использование методов внеэкономического принуждения, соединение верховной власти с землевладением. В марксистской теории – общественно-экономическая формация , приходящая на смену рабовладельческой и предшествующая капитализму.
Капиталистический строй — общественный и государственный строй, сменивший феодализм. Капиталистический строй основан на частно-капиталистической собственности на средства производства, на эксплуатации наёмных рабочих, лишённых средств производства и средств существования и вынужденных вследствие этого постоянно продавать свою рабочую силу капиталистам. Движущей силой капиталистического производства, его главным стимулом является по-лучениеприбыли путём присвоения прибавочной стоимости, производимой рабочими.
Либерали́зм (фр. libéralisme) — философская, политическая и экономическая идеология, исходящая из того, что права и свободы отдельного человека являются правовым базисом общественного и экономического порядка. Это течение отличается терпимостью и снисходительностью по отношению к любым законным способам распоряжаться собой и своей собственностью.
Анархи́зм — политическая философия, заключающая в себе теории и взгляды, которые выступают за ликвидацию любого принудительного управления и власти человека над человеком. Анархизм — идея о том, что общество может и должно быть организовано без государственного принуждения. При этом существует множество различных направлений анархизма, которые часто расходятся в тех или иных вопросах: от второстепенных, и вплоть до основополагающих (в частности — относительно взглядов на частную собственность, рыночные отношения, этнонациональный вопрос).
Социалистический строй — общественный и государственный строй, основанный на общественной собственности на средства производства, на ликвидации эксплуатации человека человеком, на товарищеском сотрудничестве и социалистической взаимопомощи тружеников социалистического общества. Социалистический строй возникает в результате уничтожения капитализма путём социалистической революции и установления диктатуры пролетариата.
Фашизм (итал. fascismo,
от fascio – пучок, связка, объединение), политическое
течение, возникшее в капиталистических
странах в период общего кризиса капитализма
и выражающее интересы наиболее реакционных
и агрессивных сил империалистической
буржуазии. Ф. у власти – террористическая
диктатура самых реакционных сил монополистического
капитала, осуществляемая с целью сохранения
капиталистического строя. Важнейшие
отличительные черты Ф. – применение крайних
форм насилия для подавления рабочего
класса и всех трудящихся, воинствующий
антикоммунизм, шовинизм, расизм, широкое
использование государственно-
Общность черт, присущих Ф. как политическому
течению, не исключает существования различных
его форм, определяемых часто степенью
преобладания политических или милитаристских
сил. Преобладание милитаристск
их сил характерно для военно-фашистских
режимов.
Коммунистическое государство должно было быть построено по принципу единой корпорации, где сам аппарат и правительство выступали менеджерами, а рабочие и весь народ — одновременно и наемными работниками и акционерами. Предполагалось, что дивиденды акционеры будут получать в форме бесплатного жилья, медицины, образования, за счет снижения цен на продукты питания и сокращение рабочего дня вплоть до 6 или 4 часов, остальное же время будет тратиться на культурное, духовное и спортивное развитие.
10
вопрос. СИСТЕМА СДЕРЖЕК И ПРОТИВОВЕСОВ
— разделение компетенции между органами
государственной власти, обеспечивающее
их взаимный контроль. В соответствии
с Конституцией РФ механизм государственной
власти на высшем уровне представлен Федеральным
Собранием — парламентом, Президентом
и Конституционным Судом — органом конституционной
юрисдикции. Конституция РФ (ст. 102, 103) наделяет
Федеральное Собрание законодательной
властью. Однако законодательные полномочия
Федерального Собрания строго очерчены,
во-первых, его конституционной компетенцией,
во-вторых, правом отлагательного вето
Президента РФ и правом федерального органа
конституционного контроля признавать
принятые парламентом законы неконституционными.
Большими распорядительными полномочиями
обладает Президент РФ в отношении Правительства
РФ в целом (вправе отправить его в отставку)
и в отношении высших должностных лиц
государства: назначает Председателя
Правительства РФ (с согласия Государственной
Думы); назначает на должность и освобождает
от должности заместителей Председателя
Правительства РФ и федеральных министров
(по предложению Председателя Правительства);
назначает и отзывает дипломатических
представителей России в иностранных
государствах и международных организациях
(после консультаций с соответствующими
комитетами или комиссиями палат Федерального
Собрания) и т.д.
Судебная власть в механизме разделения
властей играет особую роль. Смысл и назначение
судебного надзора в механизме разделения
властей состоят в обеспечении гарантий
защиты от произвола органов исполнительной
власти, от принятия и исполнения законов,
нарушающих конституционные права и свободы
граждан. Так, за Конституционным Судом
РФ закреплена исключительная привилегия
толковать Конституцию РФ (ч. 5 ст. 125) и
объявлять недействительными акты органов
государственной власти (ч. 6 ст. 125). Однако
судебная власть (в том числе судебный
надзор) не безгранична. Так, пределы судебной
власти ограничены нормами, строго регламентирующими
само право на обращение в суд. Возможность
признания Конституционным Судом РФ закона
неконституционным также ограниченна.
Суд принимает дела о соответствии законов
Конституции только по запросам определенных
органов и лиц (ч. 5 ст. 125).
11 вопрос. .
Форма государства:
понятие и общая характеристика.
Форма государства
— это организация государственной власти,
выраженная в форме правления, государственного
устройства и государственного (политического)
режима. Следует подчеркнуть, что понятие
«форма государства» позволяет, во-первых,
рассмотреть государство как целостную
систему, состоящую из взаимозависимых
элементов. Они раскрывают то, как организована
верховная государственная власть, каковы
источники ее образования, принципы взаимоотношений
органов государственной власти между
собой и с населением, как власть распределяется
на территории государства и какими методами
и способами осуществляется.
Во-вторых, понятие «форма государства»
раскрывает организацию
государственной власти.
Прежде всего оно указывает на
государство как субъект власти, затем
на порядок образования
органов законодательной, исполнительной
и судебной власти.
Понятие «форма государства» определяет,
каким образом и между кем власть распределяется
на территории государства, и, наконец,
раскрывает приемы и методы реализации
власти. В-третьих, форма государства
посредством своих элементов (формы правления,
формы государственного устройств, государственного
режима) отражает основные признаки государства,
как особой политической,
структурной и территориальной
организации общества.
Государство как политическая организация
оказывает решающее воздействие на общество
в целом, отдельные социальные группы
и индивидуум. И это возможно только благодаря
наличию у него средств и методов властного
воздействия, составляющих государственный
режим. Государство как структурная
организация общества представляет собой
систему органов и институтов публичной
власти, которые определенным образом
сформированы, организованы, обладают
разнообразными средствами влияния на
население, монополией на легитимное насилие.
Структурная организация общества достигается
благодаря форме правления.
Государство как территориальная организация
общества объединяет людей по месту жительства.
Государственная власть распространяется
на население и территорию, на которой
оно проживает. Управление территорией
осуществляется благодаря делению ее
на административно-
1. Монократическая
(единовластная) форма государства. Главным
для такой формы является принцип единовластия.
Полнота государственной власти может
находиться в руках одного человека (монарха),
либо в руках определенной группы (партии,
военно-революционного совета и т.д.). Разделение
властей, как и местное самоуправление,
фактически не существует. Права граждан
не признаются и всячески нарушаются,
существует обязательная идеология или
государственная религия. Давление на
органы государственной власти со стороны
различных «заинтересованных групп» отсутствует.
Выделяют следующие подвиды монократической
формы государства:
— теократическая (Саудовская Аравия).
— экстремистская (фашистская).
— милитаристская (правление военного
центра).
— монократическая в условиях тоталитарного
социализма.
2. Поликратическая (многовластная) форма
государства. Главным признаком является
принцип многовластия, принцип разделения
властей и местное самоуправление не только
существуют, но и реально действуют.
Выделяют следующие подвиды поликратической
формы государства:
— традиционная (США, Англия).
— постсоциалистическая (большинство
стран бывшего соцлагеря).
3. Сегментарная (смешанная) форма государства.
Это промежуточная форма между поликратической
и монократической. Решающая роль принадлежит
исполнительной власти, местное управление
носит слаборазвитый характер, права граждан
не полностью отражены в законодательстве,
давление на органы государственной власти
носит частичный характер. Примером сегментарной
формы могут послужить такие государства,
как Египет, Иордания, Марокко.
Рассмотренные три элемента формы государства
(форма правления, форма государственного
устройства, политический режим) хоть
и различны, но все же относятся к одному
явлению, обладают внутренним единством,
органически связаны между собой, взаимообусловлены
в своих признаках.
Таким образом, взятые в единстве три организации
государственной власти образуют форму
государства. В процессе развития государства
имеется диалектическая взаимозависимость
всех сторон его проявления, устройства
и организации.
Форма правления – это способ организации высшей власти государства. Она оказывает влияние как на структуру верховных государственных органов, так и на принципы их взаимодействия. Так, различают монархию и республику, главное различие которых состоит в процедуре и условиях замещения поста главы государства. Монархия – форма правления, при которой: 1) высшая государственная власть сосредоточена в руках одного монарха (короля, царя, императора, султана и т. п.); 2) власть наследуется представителем правящей династии и выполняется пожизненно; 3) монарх осуществляет функции как главы государства, так и законодательной, исполнительной власти, контролирует правосудие. Монархическая форма правления имеет место в ряде государств мира (Великобритания, Нидерланды, Япония и др.).
Монархии могут быть двух видов: 1) абсолютная – верховная власть по закону полностью принадлежит монарху. Главным признаком абсолютной монархии считают отсутствие государственных органов, которые ограничивают власть правителя; 2) ограниченная – может быть конституционной, парламентской и дуалистической.
Конституционная монархия – такая, при которой имеется представительный орган, значительно ограничивающий власть монарха. Чаще всего это ограничение осуществляется конституцией, которая утверждается парламентом.
Признаки парламентской монархии : 1) правительство формируется из представителей партий (или партии), которые получили большинство на выборах в парламент; 2) в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха практически отсутствует (имеет символический характер).
При дуалистической монархии: 1) государственная власть и юридически, и на практике разделена между правительством, которое формируется монархом и парламентом; 2) правительство, в отличие от парламентской монархии, не зависит от партийного состава парламента и не ответственно перед ним.
Республиканская форма правления является наиболее распространенной в современных государствах. Ее основные формы – президентская и парламентарная республики.
В президентской республике: 1) президент имеет значительные полномочия и является одновременно главой государства и правительства; 2) правительство сформировывается внепарламентским путем; 3) жесткое разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Основным признаком этого разделения является большая самостоятельность государственных органов по отношению друг к другу. Такая форма правления существует, например, в США. Российскую Федерацию так же можно отнести к президентской республике.
В парламентарной республике: 1) правительство формируется на парламентской основе и ответственно перед ним; 2) глава государства выполняет представительские функции, хотя по конституции его полномочия могут быть обширными; 3) правительство занимает основное место в государственном механизме и осуществляет управление страной; 4) президент избирается парламентом и осуществляет свою власть с одобрения правительства.
Существуют также смешанные, гибридные формы правления – полупрезидентские, полупарламентские республики.
14 вопрос. Сущность государства. Сущность государства — смысл, главное, глубинное в нем, что определяет его содержание, назначение и функционирование. Таким главным, основополагающим в государстве являются власть, ее принадлежность, назначение и функционирование в обществе. Иными словами, вопрос о сущности государства — это вопрос о том, кому принадлежит государственная власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах. Вот почему данная проблема является остродискуссионной.
Информация о работе Шпаргалка по "Истории государства и права"