Реорганизация и ликвтидация

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 16:26, дипломная работа

Описание работы

Переход казахстанского общества к жизни в условиях рынка, глобальные экономические реформы, коренные изменения в гражданско-правовом регулировании общественных отношений – всё это наряду с другими факторами неизбежно влечёт значительное оживление гражданского оборота. Как известно, юридические лица играют в нем едва ли не определяющую роль, особенно в сфере предпринимательской деятельности. Наряду с коммерческими организациями возрастает число некоммерческих организаций, что вызвано повышением роли гражданского общества в целом и различных его институтов. Так же, как физические лица рождаются, живут и умирают, юридические лица создаются, действуют, реорганизуются и могут прекращаться в связи с их ликвидацией, переставая быть субъектами гражданских правоотношений. Процесс создания юридических лиц и прекращения их деятельности происходит непрерывно. Неслучайно в научный обиход введён термин «жизненный цикл» юридического лица [1, с. 27]. Будучи в отличие от физических лиц искусственными общественными образованиями, созданными по воле людей, они тем не менее не являются чем-то виртуальным, а существуют в реальной действительности, становятся объективной реальностью, устанавливают разнообразные социальные связи с другими субъектами гражданских правоотношений. Однако, созданные по воле своих учредителей, юридические лица прекращают своё существование также не по законам природы, а в конечном итоге по воле людей, будь то воля учредителей (при добровольной ликвидации) или лиц, уполномоченных принимать решение об их прекращении (при принудительной ликвидации). Таким образом, продолжительность «жизненного цикла» юридических лиц целиком зависит от чужой воли, а потому их «смерть» никогда не бывает «естественной»; она всегда в известной мере «насильственна» [1, с. 31].

Содержание

Введение

1. Реорганизация юридических лиц

1.1 Понятие и признаки реорганизации юридического лица

1.2 Формы и порядок реорганизации юридических лиц

2. Ликвидация юридических лиц

2.1 Понятие и виды ликвидации юридических лиц

2.2 Основания и порядок ликвидации

3. Гарантии прав кредиторов при реорганизации и ликвидации юридических лиц

3.1 Обеспечение прав кредиторов и общегражданские способы их защиты

3.2 Гарантии прав кредиторов и специальные способы их защиты при реорганизации юридических лиц

Заключение

Список использованных источников

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Работа содержит 1 файл

реорг и ликв.docx

— 126.45 Кб (Скачать)

Согласно ст.71 Гражданского кодекса полное товарищество, ликвидируется в случае, когда  в товариществе остается единственный участник и если он в течение шести  месяцев не преобразует товарищество или не примет новых участников. В случаях выхода или смерти кого-либо из участников полного товарищества, признания одного из них безвестно  отсутствующим, недееспособным или  ограниченно дееспособным, либо банкротом  или обращения кредитором одного из участников взыскания на имущество, соответствующее его доле в уставном капитале, товарищество может продолжить свою деятельность, если это предусмотрено  учредительными документами товарищества или соглашением остающихся участников.

Если один из участников выбыл из товарищества по основаниям, указанным выше, доли оставшихся участников в уставном капитале товарищества увеличиваются пропорционально  их вкладам, если иное не предусмотрено  учредительными документами. Ликвидация производится по общим основаниям ликвидации юридических лиц.

В соответствии со ст.93 Гражданского кодекса акционерное  общество может быть ликвидировано  по решению общего собрания акционеров. Иные основания и порядок ликвидации акционерного общества определяются настоящим  кодексом и иными законодательными актами.

Акционерное общество вправе преобразоваться в товарищество с ограниченной ответственностью или  производственный кооператив.

В соответствии с действующим законодательством  процедура ликвидации юридического лица включает в себя следующие этапы:

1) принятие собственником,  уполномоченным органом или судом  решения о ликвидации и образование  ликвидационной комиссии (назначение  конкурсного управляющего) с определением  в нем порядка и сроков ликвидации;

2) передача ликвидационной  комиссии (конкурсному управляющему) всех полномочий по управлению  имуществом и делами (хозяйственной  деятельностью) ликвидируемого юридического  лица;

3) составление  плана ликвидации юридического  лица;

4) письменное  уведомление о принятом решении  о ликвидации юридического лица  территориальных государственного  регистрирующего органа и налогового  комитета;

5) опубликование  информации о ликвидации юридического  лица, а также о порядке и  сроке заявления претензий его  кредиторами в центральных печатных  изданиях.

Ликвидационной  комиссией публикуется информация о ликвидации юридического лица в  официальных печатных изданиях центрального органа юстиции. Срок заявления претензий  не может быть менее двух месяцев  с момента публикации о ликвидации.

6) направление  письменных извещений о ликвидации  персонально всем кредиторам  юридического лица.

Ликвидационная  комиссия принимает меры по выявлению  кредиторов и оплате им имеющейся  задолженности, а также письменно  уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.

После истечения  срока для предъявления претензий  кредиторами (2 месяца) ликвидационной комиссией составляется промежуточный  баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечень заявленных кредиторами претензий и результаты их рассмотрения.

7) открытие ликвидационного  счета в банке и смена подписей  должностных лиц в карточкам  по расчетным и валютным счетам  ликвидируемого юридического лица;

8) проведение  комплекса мер по извещению  и увольнению сокращаемых работников, расчетов с ними и оказание  содействия в их трудоустройстве;

9) принятие мер  к выявлению и получению дебиторской  задолженности;

10) составление  реестров кредиторской и дебиторской  задолженности;

11) сверка расчетов  по налогам и другим обязательным  платежам в бюджет с территориальным  налоговым комитетом.

Такая сверка проводится в форме документальной налоговой  проверки в соответствии со ст.534 Кодекса  «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (далее - Налоговый  кодекс) на основании заявления ликвидируемого юридического лица [62]. При этом проверка должна быть начата не позднее тридцати календарных дней после получения  заявления налогоплательщика.

В ходе проверки налоговым органом, осуществляющим налоговую проверку, направляются запросы  в:

- Республиканское  государственное предприятие «Центр  по недвижимости»;

- Департамент  труда, занятости и социальной  защиты населения (сведения о  привлечении иностранной рабочей  силы, если таковая имеется);

- Комитет по  экономике аппарата акима;

- Городское таможенное  управление (по внешнеэкономической  деятельности);

- Управление  дорожной полиции (наличие автотранспортных  средств);

- Комитет по  управлению земельными ресурсами  (наличие земельных участков).

Все эти сведения необходимы для полной ликвидации предприятия  и во избежание неучтенных объектов налогообложения;

12) выход из  состава учредителей (участников) других юридических лиц путем  продажи акций или долей (вкладов)  в их уставных капиталах;

13) проведение  инвентаризации активов и обязательств, составление и утверждение промежуточного  ликвидационного баланса;

14) реализация  имущества (конкурсной массы)  на торгах (тендерах, аукционах) и  проведение расчетов с кредиторами  в порядке очередности, предусмотренной  действующим законодательством.  При этом погашается задолженность  не только самого юридического  лица, но и его структурных  подразделений (филиалов, представительств  и др.).

При ликвидации юридического лица выплата денег  кредиторам осуществляется в следующей  очередности:

1) в первую  очередь - удовлетворяются требования  граждан, перед которыми ликвидируемое  юридическое лицо несет ответственность  за причинение вреда жизни  или здоровью (если таковые имеются);

2) во вторую  очередь - производятся расчеты  по оплате труда с лицами, работающими  по трудовому договору;

3) в третью  очередь - удовлетворяются требования  кредиторов по обязательствам, обеспеченным  залогом имущества ликвидируемого  юридического лица;

4) в четвертую  очередь - погашается задолженность  по налогам и другим обязательным  платежам в бюджет и внебюджетные  фонды;

5) в пятую  очередь - производятся расчеты  с другими кредиторами.

Требования каждой очереди удовлетворяется после  полного удовлетворения требований предыдущей очереди (ст.51 ГК РК).

Если у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждения) недостаточно денег для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества  юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для  исполнения судебных решений;

15) уплата налогов  и других обязательных платежей  в бюджет, отражаемых в ликвидационной  налоговой отчетности, производится  в течение десяти рабочих дней  со дня ее представления. Налоговая  задолженность ликвидируемого юридического  лица, а также его структурных  подразделений погашается за  счет его денег, в том числе  полученных от реализации его  имущества, в порядке очередности,  установленной законодательными  актами Республики Казахстан.  Налоговое обязательство, возникающее  в период ликвидации, исполняется  по мере возникновения в сроки  и порядке, установленные налоговым  законодательством Республики Казахстан.

Если имущества  ликвидируемого юридического лица недостаточно для погашения в полном объеме налоговой задолженности, то остающаяся часть налоговой задолженности, в соответствии с п.2 статьи 34 Налогового Кодекса РК, погашается учредителями (участниками) ликвидируемого юридического лица в случаях, установленных законодательными актами Республики Казахстан.

Если ликвидируемое  юридическое лицо имеет суммы  излишне уплаченных налогов и  других обязательных платежей в бюджет, то указанные суммы подлежат зачету в счет погашения налоговой задолженности  ликвидируемого юридического лица в  следующем порядке:

1) в счет погашения  пени и штрафов по данному  виду налога;

2) в счет погашения  пени и штрафов по другим  видам налогов;

3) в счет погашения  недоимки по другим видам налогов;

4) в счет предстоящих  платежей по данному и другим  видам налогов.

Сумма излишне  уплаченного налога в бюджет не подлежит зачету в счет погашения налоговой  задолженности другого налогоплательщика. При отсутствии у ликвидируемого юридического лица налоговой задолженности  сумма излишне уплаченных налогов  и других обязательных платежей в  бюджет подлежит возврату этому юридическому лицу;

16) сдача лицензиарам  имеющихся у юридического лица  государственных лицензий;

17) распределение  оставшегося после удовлетворения  требований всех кредиторов имущества  среди акционеров или участников, а в случае их отказа передача  этого имущества на баланс  или в собственность любых  третьих лиц;

18) составление  и утверждение окончательного  ликвидационного баланса;

19) подготовка  отчета о завершении процедуры  ликвидации (конкурсного производства) перед собственником, уполномоченным  им органом или судом;

20) получение  справки налоговых органов об  отсутствии задолженности юридического  лица перед бюджетом и снятие  с налогового учета.

Исключение налогоплательщика  из Государственного реестра налогоплательщиков Республики Казахстан осуществляется при условии его полной ликвидации, то есть прекращения налоговых обязательств юридического лица;

21) закрытие счета  (счетов) в обслуживающем банке;

22) получение  справки в территориальном органе  внутренних дел о приеме печати  юридического лица для уничтожения;

23) представление  пакета документов о проведении  процедуры ликвидации юридического  лица в территориальное управление  юстиции.

Орган, осуществляющий регистрацию юридических лиц, получив  решение о ликвидации или реорганизации  юридического лица, проверяет соблюдение порядка ликвидации или реорганизации, предусмотренного законодательными актами РК.

Для регистрации  прекращения деятельности юридического лица по основанию ликвидации представляются:

- заявление о  регистрации ликвидации по форме,  установленной Министерством юстиции;

- решение собственника  имущества юридического лица  или уполномоченного собственником  органа либо органа юридического  лица, уполномоченного на то учредительными  документами, скрепленное печатью  юридического лица;

- учредительные  документы, свидетельство о государственной  регистрации (перерегистрации) и  статистическая карточка;

- документ, подтверждающий  публикацию в печатном изданий  информации о ликвидации юридического  лица, порядке и сроках заявления  претензий кредиторами;

- промежуточный  ликвидационный баланс, содержащий  сведения о составе имущества  ликвидируемого юридического лица, перечне заявленных кредиторами  претензий, а также результатах  их рассмотрения;

- ликвидационный  баланс;

- решение собственника  имущества юридического лица  или иного органа, принявшего  решение о ликвидации юридического  лица, об утверждении промежуточного  и ликвидационного балансов, скрепленное  печатью юридического лица;

- документ об  уничтожении печати юридического  лица;

- документ, подтверждающий  снятие с учета филиалов и  представительств ликвидируемого  юридического лица (при их наличии);

- справка об  отсутствии налоговой задолженности;

- справка таможенных  органов об отсутствии задолженностей  по таможенным платежам и незавершенных  внешнеторговых сделок;

- уведомление  уполномоченного органа об аннулировании  выпуска акций (для акционерных  обществ);

- квитанция или  документ, подтверждающие уплату  в бюджет сбора за государственную  регистрацию юридических лиц.

Информация о работе Реорганизация и ликвтидация